ГОСТ 31281-2004 Устройства запорно-плимбировочные для транспорта и контейнеров общего и специального назначения. Общие технические требования
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОВЕТ ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ, МЕТРОЛОГИИ И
СЕРТИФИКАЦИИ INTERSTATE COUNCIL FOR
SNANDARDIZATION, METROLOGY AND CERNIFICATION |
|
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ |
ГОСТ |
УСТРОЙСТВА
ЗАПОРНО - ПЛОМБИРОВОЧНЫЕ
ДЛЯ ТРАНСПОРТА И КОНТЕЙНЕРОВ ОБЩЕГО
И СПЕЦИАЛЬНОГО НАЗНАЧЕНИЯ
Общие технические требования
|
Москва Стандартинформ 2006 |
Предисловие
Цели , основные принципы и основной порядок проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены ГОСТ 1.0- 92 «Межгосударственная система стандартизации . Основные положения» и ГОСТ 1.2- 97 «Межгосударственная система стандартизации . Стандарты межгосударственные , правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации . Порядок разработки , принятия , применения , обновления и отмены»
Сведения о стандарте
1 РАЗРАБОТАН Закрытым акционерным обществом «Проектно - изыскательский и научно - исследовательский институт промышленного транспорта» ( ЗАО «Промтрансниипроект» ), Закрытым акционерным обществом «Инженерный промышленный концерн «Страж» ( ЗАО ИПК «Страж» )
2 ВНЕСЕН Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии
3
ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации , метрологии и сертификации ( протокол № 26 от 8 декабря
За принятие стандарта проголосовали :
Краткое наименование страны по MK ( ИСО 3166) 004 - 97 |
Код страны по MK ( ИСО 3166) 004 - 97 |
Сокращенное наименование национального органа по стандартизации |
Азербайджан |
AZ |
Азстандарт |
Армения |
AM |
Армстандарт |
Беларусь |
BY |
Госстандарт Республики Беларусь |
Грузия |
GE |
Грузстандарт |
Казахстан |
KZ |
Госстандарт Республики Казахстан |
Кызгызстан |
KG |
Кыргызстандарт |
Молдова |
MD |
Молдова - Стандарт |
Российская Федерация |
RU |
Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии |
Таджикистан |
TJ |
Таджикстандарт |
Туркменистан |
TM |
Главгосслужба «Туркменстандартлары» |
Узбекистан |
UZ |
Узстандарт |
Украина |
UA |
Госпотребстандарт Украины |
4 Настоящий стандарт идентичен ГОСТ Р 51913 - 2002 «Устройства запорно - пломбировочные для транспорта и контейнеров общего и специального назначения . Общие технические требования»
5
Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 16 июня
6 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Информация о введении в действие ( прекращении действия ) настоящего стандарта публикуется в указателе «Национальные стандарты» . Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в указателе «Национальные стандарты» , а текст изменений - в информационных указателях «Национальные стандарты» . В случае пересмотра или отмены настоящего стандарта соответствующая информация будет опубликована в информационном указателе «Национальные стандарты»
Содержание
1 Область применения 2 Нормативные ссылки 3 Определения 4 Общие положения 5 Типы запорно-пломбировочных устройств 6 Общие технические требования к запорно-пломбировочным устройствам 6.1 Требования назначения 6.2 Конструктивные требования 6.3 Требования стойкости защитных свойств и устойчивости ЗПУ к несанкционированному «неразрушающему» (криминальному) вскрытию 6.4 Требования к материалам, полуфабрикатам и покупным комплектующим изделиям 6.5 Требования к покрытиям 6.6 Требования к окрашиванию и маркировке ЗПУ 6.7 Требования безопасности 6.8 Требования надежности 6.9 Хранение и упаковка 6.10 Транспортирование и хранение 6.11 Требования к испытаниям и приемке запорно-пломбировочных устройств Приложение А (справочное) Пломбирование транспорта общего пользования и контейнеров Приложение Б (справочное) Примеры выбора и применения запорно-пломбировочных устройств Приложение В (справочное) Библиография
|
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ |
УСТРОЙСТВА ЗАПОРНО - ПЛОМБИРОВОЧНЫЕ ДЛЯ ТРАНСПОРТА И КОНТЕЙНЕРОВ ОБЩЕГО И СПЕЦИАЛЬНОГО НАЗНАЧЕНИЯ Общие технические требования Locking-sealing devices for transport and general and special purposes containers. General technical requirements |
Дата введения 2006 - 01 - 01
1 Область применения
Настоящий стандарт распространяется на запорно - пломбировочные устройства ( далее - ЗПУ ), предназначенные для автомобильного , железнодорожного , водного и авиационного транспорта и контейнеров общего и специального назначения , и устанавливает общие технические требования к ним .
Требования стандарта распространяются на ЗПУ , применяемые для пломбирования стационарных объектов .
Стандарт применяется при разработке и производстве ЗПУ .
Требования настоящего стандарта являются обязательными .
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие межгосударственные стандарты и классификаторы :
ГОСТ 9.014- 78 Единая система защиты от коррозии и старения . Временная противокоррозионная защита изделий . Общие требования
ГОСТ 9.032- 74 Единая система защиты от коррозии и старения . Покрытия лакокрасочные . Группы , технические требования и обозначения
ГОСТ 9.301- 86 Единая система защиты от коррозии и старения . Покрытия металлические и неметаллические неорганические . Общие требования
ГОСТ 9.302- 88 Единая система защиты от коррозии и старения . Покрытия металлические и неметаллические неорганические . Методы контроля
ГОСТ 12.1.004- 91 Система стандартов безопасности труда . Пожарная безопасность . Общие требования
ГОСТ 12.2.003- 91 Система стандартов безопасности труда . Оборудование производственное . Общие требования безопасности
ГОСТ 15.309- 98 Система разработки и постановки продукции на производство . Испытания и приемка выпускаемой продукции . Основные положения
ГОСТ 14192- 96 Маркировка грузов
ГОСТ 15150- 69 Машины , приборы и другие технические изделия . Исполнения для различных климатических районов . Категории , условия эксплуатации , хранения и транспортирования в части воздействия климатических факторов внешней среды
ГОСТ 16511- 86 Ящики деревянные для продукции электротехнической промышленности . Технические условия
ГОСТ 18321- 73 Статистический контроль качества . Методы случайного отбора выборок штучной продукции
ГОСТ 19433- 88 Грузы опасные . Классификация и маркировка
ГОСТ 22638- 89 Ящики дощатые из листовых древесных материалов для изделий электронной техники . Технические условия
ГОСТ 23170- 78 Упаковка для изделий машиностроения . Общие требования
ГОСТ 23216- 78 Изделия электротехнические . Хранение , транспортирование , временная противокоррозионная защита , упаковка . Общие требования и методы испытаний
ГОСТ 30302- 95 / ГОСТ Р 50610 - 93 Контейнеры специализированные . Типы , основные параметры и размеры
ГОСТ 30596- 97 / ГОСТ Р 51006 - 96 Услуги транспортные . Термины и определения
ГОСТ 30630.0.0- 99 Методы испытаний на стойкость к внешним воздействующим факторам машин , приборов и других технических изделий . Общие требования
ГОСТ 30630.1.2- 99 Методы испытаний на стойкость к механическим внешним воздействующим факторам машин , приборов и других технических изделий . Испытания на воздействие вибрации
ГОСТ 30631- 99 Общие требования к машинам , приборам и другим техническим изделиям в части стойкости к механическим внешним воздействующим факторам при эксплуатации
ГОСТ 31282- 2004 Устройства пломбировочные . Классификация
МК ( ИСО 3166) 004 - 97 Межгосударственный классификатор стран мира
Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов и классификаторов по указателю «Национальные стандарты» , составленному по состоянию на 1 января текущего года , и по соответствующим информационным указателям , опубликованным в текущем году . Если ссылочный документ заменен ( изменен ), то при пользовании настоящим стандартом следует р уководствоваться замененным ( измененным ) документом . Если ссылочный документ отменен без замены , то положение , в котором дана ссылка на него , применяется в части , не затрагивающей эту ссылку .
3 Определения
В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ 31282- 2004 ( ЗПУ и их составные элементы ), а также следующие термины с соответствующими определениями :
3.1 транспорт общего пользования : по ГОСТ 30596- 97 .
3.2 контейнеры общего назначения : по [1].
3.3 контейнеры специального назначения : по ГОСТ 30302- 95 , [2] - [5]
4 Общие положения
4.1 Пломбирование транспорта , грузовых единиц и контейнеров общего и специального назначения осуществляют с целью обеспечения сохранности и качества перевозимого груза , а также индикации фактов несанкционированного доступа к грузам при хранении и транспортировании .
4.2 Выбор ЗПУ производят в соответствии с требованиями ГОСТ 31282- 2004 . а также нормативных документов на конкретные виды ЗПУ , утвержденных в установленном порядке с учетом правил , действующих на различных видах транспорта .
4.3 Пломбирование осуществляют с помощью ЗПУ , соответствующих требованиям раздела 6.
5 Типы запорно - пломбировочных устройств
5.1 Классификация ЗПУ - в соответствии с ГОСТ 31282- 2004 .
5.2 Настоящий стандарт устанавливает типы ЗПУ , указанные в таблице 1.
Таблица 1-Типы ЗПУ
Класс |
Вид по уровню механической защиты |
Группа защитных свойств от подмены и подделки |
Подгруппа устойчивости к несанкционированному ( криминальному ) вскрытию |
Типы по внешним конструктивным признакам |
||
Наименование |
Полный код типа |
|||||
С - силовые ЗПУ |
Усиленные силовые |
Стойкие |
Наивысшей устойчивости |
Канатные |
С 1311, С 1411, С 1421, С 2311, С 2411, С 2421, С 3311, С 3411, С 3421 |
|
Стержневые |
С 1312, С 1412, С 1422, С 2312, С 2412, С 2422, С 3312, С 3412, С 3422 |
|||||
Силовые |
Нормальной стойкости |
Устойчивые |
||||
Замковые |
С 1313, С 1413, С 1423, С 2313, С 2413, С 2423, С 3313, С 3413, С 3423 |
|||||
Нормальные |
||||||
Прочие |
С 1317, С 1417, С 1427, С 2317, С 2417, С 2427, С 3317, С 3417, С 3427 |
6 Общие технические требования к запорно - пломбировочным устройствам
6.1 Требования назначения
6.1.1 ЗПУ должны обеспечивать защиту от несанкционированного проникновения к перевозимому грузу через запираемые устройства транспортных средств и контейнеров ( двери , люки , заливные горловины , сливные и дренажные отверстия ) путем индикации факта доступа к грузу .
6.1.2 ЗПУ должны быть одноразового использования . Конструкция ЗПУ должна препятствовать снятию его с транспортного средства или контейнера без нарушения целостности конструкции , которая должна определяться как визуально , так и в случае необходимости с применением приборов и специальных методов исследования . Конструкция ЗПУ должна исключать возможность повторного использования как самого ЗПУ , так и его составных частей после снятия .
6.1.3 В конструкции ЗПУ предусмотрено наличие контрольного элемента с нанесенной на него информацией ( контрольным знаком и др .).
6.1.4 ЗПУ следует выпускать в следующем исполнении :
УХЛ 1 ( по ГОСТ 15150- 69 ) |
- для применения на автомобильном и железнодорожном транспорте в макроклиматических районах с умеренным и холодным климатом ; |
ОМ 1 ( по ГОСТ 15150- 69 ) |
- для применения на морском транспорте для судов неограниченного района плавания ; |
В 1 ( по ГОСТ 15150- 69 ) |
- для интермодальных перевозок всеми видами транспорта во всех макроклиматических районах на суше и на море , кроме макроклиматического района с очень холодным климатом ; |
химически и радиационно стойкие |
- для пломбирования объектов транспортирования и хранения топлива , масел , химических реактивов , радионуклеидов и источников радиационного излучения . В данном исполнении ЗПУ выпускают по требованию заказчика . |
6.2 Конструктивные требования
6.2.1 Конструкция ЗПУ должна обеспечивать плавное без заеданий замыкание с усилием , не превышающим 70 Н . Для конкретных типов ЗПУ усилие замыкания выбирают из ряда : 15; 30; 50; 70 Н .
6.2.2 ЗПУ должны оставаться работоспособными без разрушения под действием предельно допустимого растягивающего усилия в соответствии с таблицей 2.
Таблица 2
Вид ЗПУ |
Диапазон усилий разрушения , кН ( кгс ) |
Предельно допустимое растягивающее усилие , кН |
С 1 - усиленные силовые |
Св . 20 (2000) |
20, 24, 30, 40, 50, 60 |
С 2 - силовые |
Св . 10 до 20 включ . ( Св . 1000 до 2000 включ .) |
10; 12; 15: 18,5 |
СЗ - нормальные |
Св . 1,0 до 10 включ . ( Св . 100 до 1000 включ .) |
1,0; 1,1; 1,6: 2,4; 3,5; 5,0; 7,0; 9,5 |
Значения предельно допустимых растягивающих усилий , выдерживаемых ЗПУ без разрушения , устанавливают в нормативных документах на конкретные виды и типы . Допускается вместо предела прочности ЗПУ указывать нормированное усилие разрушения ( разрыва ) ЗПУ .
6.2.3 Суммарное увеличение максимального размера петли , образованной гибким блокирующим
элементом ( канатного , ленточного , проволочного и др . типа ) замкнутого ЗПУ при воздействии предельно
допустимых растягивающих усилий в соответствии с 6.2.2, не должно превышать
Примечание - В отдельных случаях на конкретные типы ЗПУ допускается устанавливать сползание корпуса ЗПУ с гибкого блокирующего элемента .
6.2.4 Для ЗПУ с нормируемым усилием разрушения устанавливается допу ск . не превышающий 30 % номинального усилия разрушения .
Примечание - Критериями разрушения ( разрыва ) ЗПУ являются :
разрыв силового элемента ( каната , стержня ) при воздействии усилий , не превышающих предельно допустимые для конкретного типа ЗПУ (6.2.2);
вытягивание гибкого блокирующего элемента корпуса под воздействием усилий превышающих предельно допустимые (6.2.3);
разрушение корпуса ;
разъединение составных частей ЗПУ .
6.2.5 Стойкость к механическим внешним воздействующим факторам ( ВВФ )
6.2.5.1 ЗПУ должно сохранять работоспособность во время воздействия
- синусоидальной вибрации в диапазоне установленных частот ;
- многократных ударов ;
- одиночных ударов .
6.2.5.2 Номинальные рабочие значения механических ВВФ - по ГОСТ 30631- 99 для групп механического исполнения :
М3О - для автомобильного транспорта ;
М 25 - для железнодорожного транспорта ;
М 46 - для водного транспорта ;
М 21( Б ) - для авиационного транспорта и интермодальных перевозок контейнеров всеми видами транспорта .
6.2.6 Стойкость к климатическим ВВФ
6.2.6.1 ЗПУ должны быть стойкими к следующим климатическим факторам :
- воздействию изменения температуры окружающей среды : верхнее значение рабочей температуры и нижнее значение рабочей температуры ;
- воздействию верхнего значения относительной влажности воздуха ;
- воздействию соляного ( морского ) тумана ( для исполнения ОМ 1 и В 1);
- обливанию морской водой ( для исполнения ОМ 1 и В 1);
- выпадению инея ( для исполнения ( УХЛ 1).
Стойкость к воздействию агрессивных и специальных сред , радиационного излучения предъявляются к ЗПУ , предназначенным для пломбирования объектов транспортирования и хранения топлива , масел , химических реактивов , радионуклидов и источников радиационного излучения .
6.2.6.2 Номинальные значения климатических факторов по ГОСТ 15150- 69 . При этом верхнее предельное значение рабочей температуры окружающей среды для ЗПУ , эксплуатируемых на открытом воздухе , должно приниматься с учетом поверхностного нагрева солнцем до температуры 10 °С ( кроме исполнения ОМ 1).
6.2.7 Отклонение массы ЗПУ не должно превышать 5 % номинального значения , установленного в стандартах и других нормативных документах на конкретные типы ЗПУ .
6.2.8 ЗПУ должны иметь форму , удобную для работы с ними , исключающую травмы работников .
6.3 Требования стойкости защитных свойств и устойчивости ЗПУ к несанкционированному «неразрушающему» ( криминальному ) вскрытию
6.3.1 Конструкция ЗПУ , а также наносимая на ЗПУ информация должны исключать возможность изготовления дубликатов устройств и их составных частей вне заводских условий ( в местах погрузки и выгрузки , в пути следования ).
6.3.2 Стойкость защитных свойств ЗПУ ( степень защиты от подмены и подделки ) в зависимости от количества , вида и методов контроля индивидуальных идентификационных признаков должна соответствовать таблице 3.
Таблица 3
Класс |
Вид по уровню механической защиты |
Группа защитных свойств |
|||
Наименование |
Код |
Количество идентификационных признаков контролируемых |
|||
визуально |
приборами |
||||
С |
Усиленные силовые |
Стойкие |
3 |
Св .6 |
Св . 1 до 3 включ . |
Силовые |
Нормальной стойкости |
4 |
Св .6 |
1 |
6.3.3 Устойчивость ЗПУ к размыканию без разрушения ( манипуляциями , воздействием специальными средствами и методами ) составляющих его элементов , а также с частичным разрушением конструкции , с возможностью последующей маскировки следов вскрытия и повторной установки ЗПУ на объект , должна соответствовать таблице 4.
Таблица 4
Класс |
Вид по уровню механической защиты |
Группа защитных свойств |
Подгруппа по устойчивости к несанкционированному «неразрушающему» ( криминальному ) вскрытию |
||
Наименование |
Код |
Показатель устойчивости , нормоминуты |
|||
С |
Усиленные силовые |
Стойкие |
Наивысшей устойчивости |
1 |
Св . 60 до 100 включ . |
Силовые |
Нормальной стойкости |
Устойчивые |
2 |
От 31 до 60 включ . |
|
Нормальные |
|||||
Примечание - При проведении испытаний изделий на соответствие данному нормативу следует учитывать поправочные коэффициенты , зависящие от оснащенности экспертов инструментами : типовыми ( покупными ) и / или специальными . |
6.4 Требования к материалам , полуфабрикатам и покупным комплектующим изделиям
6.4.1 Материалы , полуфабрикаты и покупные комплектующие изделия должны проходить входной контроль у изготовителя ЗПУ .
6.4.2 При входном контроле должно быть проверено :
- наличие оформленных паспортов с отметкой о приемке и датой выпуска ;
- остаточный срок сохранности ( срок службы );
- состояние упаковки ;
- соответствие маркировки сопроводительным документам на поставку ;
- количество материалов ( полуфабрикатов , комплектующих изделий ) в единице упаковки ;
- соответствие внешнего вида описанию , отсутствие внешних дефектов ( трещин , сколов , вмятин , деформаций , расслоения , нарушения покрытий и маркировки );
- основные габаритные размеры ;
- масса единицы продукции ;
нормированное усилие разрыва ( см . примечания к настоящему пункту ) материала ( заготовки ) для гибкого силового элемента ( каната , ленты );
- другие характеристики материала , заготовки , полуфабриката ( поверхностная твердость , ударная вязкость , химический состав ) ( см . примечания ), если эти характеристики существенно влияют на эксплуатационные показатели ЗПУ и установлены в нормативных документах на данный тип ЗПУ .
Проверку проводят на образцах , взятых от каждой товарной партии материала ( заготовки , полуфабриката ) одной марки ( типа ) ( см . примечания ).
Примечание
1 Не допускается применение материалов , полуфабрикатов и комплектующих изделий :
- с просроченным гарантийным сроком ;
- с остаточным сроком сохраняемости менее срока службы ЗПУ .
2 Не допускается применение материала ( заготовки ) для гибкого силового элемента , измеренное усилием разрыва менее нормированного в технической документации на поставку .
6.5 Требования к покрытиям
6.5.1 Гальванические и лакокрасочные покрытия должны обеспечивать противокоррозионную защиту ЗПУ заданного исполнения .
6.5.2 Покрытия должны отвечать требованиям ГОСТ 9.032- 74 , ГОСТ 9.301- 86 и ГОСТ 9.302- 88 .
6.6 Требования к окрашиванию и маркировке ЗПУ
6.6.1 Наружные поверхности ЗПУ должны быть окрашены в яркие контрастные цвета , выделяющие ЗПУ на фоне пломбируемого объекта и не затеняющие нанесенную на ЗПУ маркировку . ЗПУ , используемые для перевозки опасных грузов , должны окрашиваться в «предупреждающие» цвета , соответствующие цвету фона знака опасности , маркируемого на грузовой единице ( ГОСТ 19433- 88 ).
6.6.2 На ЗПУ следует наносить следующую маркировку :
- товарный знак ( логотип ) предприятия - изготовителя ЗПУ ;
- идентификационный номер ЗПУ ( семиразрядный буквенно - цифровой код );
- наименование ( тип ) ЗПУ ;
- дату выпуска ЗПУ ( две последние цифры года выпуска ).
Дополнительно , при необходимости , на ЗПУ могут наноситься : наименование ( аббревиатура ) и логотип грузоотправителя или другого предприятия , использующего пломбы ; указание о территориальной принадлежности ( регион ); штриховой код грузоотправителя ; специальные защитные и голографические знаки ; прочая информация ( рекламного и другого характера ).
Маркировка должна быть четкой , разборчивой , распознаваемой ( читаемой ) при осмотре , контроле и экспертизе ЗПУ .
6.6.3 Изготовление и применение ЗПУ с одинаковыми , а также неясными и неполными идентификационными номерами ( контрольными знаками ) не допускается .
6.6.4 Идентификационный номер ЗПУ должен считываться с расстояния
6.7 Требования безопасности
6.7.1 ЗПУ должны обеспечивать условия пожаровзрывобезопасности при эксплуатации ( ГОСТ 12.1.004- 91 ).
6.7.2 Материалы и покрытия , используемые при изготовлении ЗПУ , должны иметь гигиенические сертификаты безопасности , подтверждающие отсутствие токсичных и других неблагоприятных воздействий на пользователей , не должны вызывать химических реакций и образовывать химические соединения с перевозимыми грузами , включая нефтепродукты , топлива , масла , а также вызывать их возгорание .
6.7.3 ЗПУ должны обеспечивать безопасную ( без механических травм или иного ущерба для здоровья людей ) работу персонала при установке , снятии и обслуживании ЗПУ ( ГОСТ 12.2.003- 91 ).
6.8 Требования надежности
6.8.1 Срок службы ЗПУ - не менее 5 лет .
6.8.2 Правилами применения ЗПУ может быть установлен более короткий допустимый срок службы , включая хранение и применение по назначению .
6.9 Хранение и упаковка
6.9.1 Упаковка ЗПУ должна проводиться согласно ГОСТ 23170- 78 и обеспечивать сохранение свойств и характеристик изделий при транспортировании и хранении в течение срока службы .
6.9.2 Хранение и внутренняя упаковка ЗПУ - по ГОСТ 9.014- 78 с учетом условий транспортирования и хранения .
6.9.3 В качестве транспортной тары можно использовать деревянные ящики по ГОСТ 16511- 86 и ГОСТ 22638- 89 или упаковку из полимерных материалов . По согласованию с заказчиком допускается
применение транспортной тары из картона и других материалов . Количество изделий в транспортной
таре должно быть равно 10. Внутрь ящика в полиэтиленовом пакете кладут паспорт , заполненный
службой технического контроля ( ОТК ) изготовителя , и сопроводительные документы . Масса брутто
транспортной тары вместе с упакованными изделиями не должна превышать
6.9.4 Транспортная маркировка тары должна выполняться в соответствии с нормативными документами на продукцию с учетом требований ГОСТ 14192- 96 .
6.10 Транспортирование и хранение
6.10.1 ЗПУ в транспортной таре должны сохранять свои свойства и характеристики при транспортировании любым видом транспорта , включая автомобильный , железнодорожный , водный и воздушный , а также в смешанных интермодальных перевозках в закрытых кузовах , вагонах , трюмах без ограничения дальности перевозки . Допускается перевозка ЗПУ в открытых автомобилях , на палубах судов с защитой от прямого воздействия атмосферных осадков .
6.10.2 ЗПУ в транспортной таре должны сохранять свои свойства и характеристики при транспортировании и хранении в закрытых помещениях с естественной вентиляцией для вида климатического исполнения ОЖ 4 по группе условий хранения 5 по ГОСТ 15150- 69 в течение всего срока службы изделия .
6.10.3 ЗПУ при транспортировании должны быть устойчивы к воздействию механических факторов по ГОСТ 23216- 78 и соответствовать группе Ж - жесткие .
6.11 Требования к испытаниям и приемке запорно - пломбировочных устройств
6.11.1 Испытания и приемка серийных ЗПУ должны соответствовать ГОСТ 15.309- 98 и проводиться по нормативным документам на конкретные виды и типы ЗПУ , разработанным и утвержденным в установленном порядке . Приемочные испытания опытных партий ЗПУ , квалификационные испытания установочных партий и типовые испытания должны проводиться по программам и методикам испытаний , согласованным с заказчиком .
6.11.2 Приемосдаточным испытаниям ( ПСИ ) подвергают все образцы выпускаемой продукции , прошедшие технический контроль на соответствие нормативным документам . Периодическим испытаниям ( ПИ ) подвергают образцы продукции , прошедшие ПСИ , в количестве , установленном в нормативных документах на конкретные виды и типы ЗПУ . Отбор образцов должен соответствовать ГОСТ 18321- 73 .
6.11.3 Испытания проводят в нормальных климатических условиях ( НКУ ) по ГОСТ 15150- 69 .
6.11.4 Методы испытаний ЗПУ на стойкость к внешним воздействующим факторам ( механическим , климатическим , агрессивных и специальных сред и др .) - по ГОСТ 30630.0.0- 99 , ГОСТ 30630.1.2- 99 , [6] - [9], устанавливающим методы проведения данных видов испытаний .
6.11.5 При проведении испытаний на стойкость к ВВФ в процессе воздействия внешних факторов или после их прекращения ЗПУ должны быть проверены на соответствие требованиям 6.2.1 - 6.2.3, а также 6.7 после воздействия климатических ВВФ . При испытаниях на стойкость к механическим ВВФ проверку требований 6.2.1 - 6.2.3 проводят после завершения всех видов механических воздействий , указанных в 6.2.5.1. Испытания на стойкость к выпадению инея допускается совмещать с испытаниями на стойкость к изменению температуры окружающей среды или на стойкость к воздействию нижнего значения температуры . При испытаниях на стойкость к воздействию соляного ( морского ) тумана допускается проверять только коррозионную стойкость ЗПУ и соответствие требованиям 6.6, 6.7.
6.11.6 Специальные виды испытаний на стойкость защитных свойств и устойчивость к криминальному вскрытию , специфичные для конкретного вида ЗПУ , проводят по методикам , разработанным с учетом требований [10]. Испытания на устойчивость к воздействию физических полей и радиоактивных излучений проводят специализированные организации по методикам , согласованным с заказчиком .
6.11.7 При проведении всех видов испытаний решающими признаками являются критерии разрушения ( разрыва ) ЗПУ в соответствии с 6.2.4 и невыполнение требования 6.6.4.
6.11.8 Виды и последовательность испытаний приведены в таблице 5.
Таблица 5
Технические требования , проверяемые при испытаниях ЗПУ |
Пункт настоящего стандарта |
Категория испытаний |
||
ПСИ |
ПИ |
СИ |
||
1 Замыкание при установке |
6.2.1 |
+1 |
+ |
+ |
2 Работоспособность при растяжении |
6.2.2 |
+2 |
+ |
+ |
3 Максимальный размер петли ( для ЗПУ канатного типа ) |
6.2.3 |
- |
+ |
+ |
4 Усилие разрушения ( для ЗПУ с нормируемым усилием разрыва ) |
6.2.4 |
- |
+ |
+ |
5 Работоспособность при синусоидальной вибрации |
6.2.5.1 |
- |
+ |
+ |
6 Работоспособность при многократных ударах |
6.2.5.1 |
- |
+ |
+ |
7 Работоспособность при одиночных ударах |
6.2.5.1 |
- |
+ |
+ |
8 Стойкость к изменению температуры : воздействие верхнего значения температуры воздействие нижнего значения температуры |
6.2.6.1 |
- |
+ |
+ |
9 Стойкость к воздействию верхнего значения влажности воздуха |
6.2.6.1 |
- |
+ |
+ |
10 Стойкость к воздействию соляного ( морского ) тумана ( для исполнений ОМ 1 и В 1) |
6.2.6.1 |
- |
+ |
+ |
11 Стойкость при обливании морской водой ( для исполнений ОМ 1 и В 1) |
6.2.6.1 |
- |
+ |
+ |
12 Стойкость при выпадении инея ( для исполнения УХЛ 1) |
6.2.6.1 |
- |
+ |
+ |
13 Масса |
6.2.7 |
- |
+ |
+ |
14 Стойкость защитных свойств |
6.3.2 |
- |
- |
+ |
15 Устойчивость к неразрушающему криминальному вскрытию |
6.3 |
- |
- |
+ |
16 Требования к материалам , полуфабрикатам , покупным комплектующим изделиям |
6.4 |
+ |
- |
- |
17 Требования к покрытиям |
6.5 |
+3 |
+ |
+ |
18 Проверка соблюдения требований по безопасности |
6.7 |
+ 3 |
+ |
+ |
19 Срок службы изделия |
6.8.1 |
- |
- |
+4 |
20 Проверка соответствия : |
|
|||
- комплектности |
6.9.3 |
+ |
+5 |
+5 |
- консервации |
6.9.3 |
+ |
+5 |
+5 |
- маркировки |
6.6.2 - 6.6.4 |
+3 |
+ |
+ |
1 Проверяют специальным калибром . 2 Проверяют на отдельных образцах до окраски и маркировки ЗПУ . 3 Проверяют внешним осмотром . 4 Проводят в виде самостоятельных испытаний на надежность или засчитываются результаты ранее проведенных приемочных испытаний опытных образцов . 5 Проводят при выборке изделий . Примечания 1 Знак « + » означает , что испытания проводят ; знак «-» означает , что испытания не проводят . 2 Допускается изменять последовательность проведения испытаний . 3 Для конкретных видов ЗПУ могут включаться другие виды испытаний . |
Приложение А
( справочное )
Пломбирование транспорта общего пользования и контейнеров
А .1 ЗПУ следует устанавливать на запорные устройства транспортных средств и контейнеров . Установка ЗПУ исключает несанкционированный доступ к грузу . Перед установкой должна быть проверена исправность ЗПУ с помощью внешнего осмотра .
А .2 ЗПУ должны быть установлены на все запорные устройства транспортных средств и контейнеров .
А . З ЗПУ следует устанавливать в соответствии с указаниями , приведенными в эксплуатационной документации на конкретные типы ЗПУ .
А .4 Выбор конкретного типа ЗПУ осуществляет грузоотправитель в зависимости от вида груза , его количества и стоимости , степени опасности , типа транспорта , дальности перевозки , необходимости остановок в пути , возможности проведения досмотров в процессе перевозки .
Примеры выбора и применения типов ЗПУ для пломбирования транспортных средств и контейнеров приведены в приложении Б .
А .5 Изготовитель ведет учет номеров ЗПУ , отпускаемых потребителям . По запросу органов , контролирующих автотранспортные перевозки , а также страховых компаний изготовитель ЗПУ представляет сведения о поставленных организациям ЗПУ для проведения расследований по несохранным перевозкам и при необходимости принимает участие в идентификации подлинности ЗПУ и экспертизе их состояния .
А .6 Пломбирование должен проверять грузоотправитель в присутствии грузоперевозчика , а в случае страхования груза - в присутствии представителя страховой компании . При этом допускается установка дополнительных пломб страховой компании ,
А .7 Грузоотправитель обязан включать в транспортную накладную сведения о пломбировании транспортного средства или контейнера , включая количество и типы ( марки ) ЗПУ , их идентификационные номера , места установки пломб , фамилию и подпись лица , установившего пломбы .
А .8 Грузополучатель при получении груза обязан убедиться в целостности ЗПУ и проверить соответствие нанесенной на них информации сведениям , указанным в транспортной накладной .
А .9 В случае проведения контроля перевозимого груза в пути следования , сопровождающегося вскрытием транспортного средства или контейнера , повторное их пломбирование проводится собственными пломбами надзорных органов .
После досмотра груза допускается установка дополнительных пломб грузоперевозчика , осуществляющего указанную перевозку .
В транспортной накладной должна быть сделана отметка о снятии пломбы , досмотре транспортного средства или контейнера и установке новой пломбы с указанием должности , фамилии и подписи лица , проводившего досмотр и последующее пломбирование , даты и времени досмотра , типа и номера вновь установленной пломбы . При всех случаях повторного пломбирования транспортного средства , контейнера грузоперевозчик сохраняет снятые пломбы и представляет их грузополучателю для отчета и контроля .
А .10 Грузоотправитель и другие пользователи пломб обязаны обеспечить строгий учет поступления , хранения и расходования ЗПУ с обязательным указанием лиц , получивших ЗПУ , дат получения ( выдачи ) ЗПУ и номеров транспортных накладных , а также другие необходимые данные для учета пломб . Снятые пломбы должны утилизироваться или приводиться в состояние , исключающее возможность их доработки и повторной установки .
Приложение Б
( справочное )
Примеры выбора и применения запорно - пломбировочных устройств
Таблица Б.1
Класс |
Вид |
Группа |
Подгруппа |
Тип |
Примеры применения |
С - Силовые ЗПУ |
Усиленные силовые F = 20 кН |
Нормальной стойкости |
Наивысшей устойчивости t ≥ 60 нормоминут |
Тросовые |
Для пломбирования широкого спектра транспортных средств грузоподъемностью более 10 т , а также крупнотоннажных контейнеров для интермодальных перевозок , требующих высокого уровня защиты транспортного средства и высокой стойкости к криминальному вмешательству , а также в качестве таможенной пломбы . |
Силовые F = 10 - 20 кН |
|
|
Стержневые , тросовые |
Рекомендуется применять для пломбирования транспортных средств и контейнеров средней грузоподъемностью от 3,5 до 10 т , используемых для перевозки грузов |
|
Нормальные F =1,5 - 10 кН |
Стойкие |
Устойчивые t =31 – 60 н ормоминут |
Тросовые |
Для пломбирования транспортных средств и контейнеров малой грузоподъемностью до 3,5 т , цистерн для перевозки нефтепродуктов , сжиженных газов и химических веществ , а также в качестве таможенной пломбы |
|
Примечание - При выборе конкретного типа ЗПУ для пломбирования транспорта общего пользования и контейнеров рекомендуется предусматривать , чтобы относительные затраты на пломбирование были дифференцированы в зависимости от типа груза . |
Приложение В
( справочное )
Библиография
[1] |
ГОСТ 51876- 2002 ( ИСО 1496-1 - 90) Контейнеры грузовые серии 1. Технические требования и методы испытаний . Часть 1. Контейнеры общего назначения |
[2] |
ИСО 668 - 95* Контейнеры грузовые серии 1. Классификация , размеры и масса |
[3] |
ГОСТ Р 52076- 2003 (1496-3 - 96) К онтейнеры грузовые серии 1. Общие технические требования и методы испытаний . Часть 3. Контейнеры - цистерны для жидкостей , газов и сыпучих грузов под давлением |
[4] |
ГОСТ Р 50697- 94 ( ИСО 1496-2 - 88) Контейнеры грузовые серии 1. Технические требования и методы испытаний . Часть 2. Контейнеры изотермические |
[5] |
ИСО 1496-5 - 96* Контейнеры грузовые серии 1. Технические требования и методы испытаний . Часть 5. Контейнеры - платформы и контейнеры на базе платформ |
[6] |
ГОСТ Р 51368- 99 Методы испытаний на стойкость к климатическим внешним воздействующим факторам машин , приборов и других технических изделий . Испытания на устойчивость к воздействию температуры |
[7] |
ГОСТ Р 51369- 99 Методы испытаний на стойкость к климатическим внешним воздействующим факторам машин , приборов и других технических изделий . Испытания на воздействие влажности |
[8] |
ГОСТ Р 51371- 99 Методы испытаний на стойкость к климатическим внешним воздействующим факторам машин , приборов и других технических изделий . Испытания на воздействие ударов |
[9] |
ГОСТ Р 51372- 99 Методы ускоренных испытаний на долговечность и сохраняемость при воздействии агрессивных и других специальных сред для технических изделий , материалов и систем материалов . Общие положения |
[10] |
ГОСТ Р 51053 - 97 Замки сейфовые . Требования и методы испытаний на устойчивость к криминальному открыванию и взлому |
Ключевые слова : запорно - пломбировочные устройства , транспорт общего пользования , контейнеры общего назначения , контейнеры специального назначения , усиленные силовые запорно - пломбировочные устройства , силовые запорно - пломбировочные устройства , нормальные запорно - пломбировочные устройства , предельно допустимые растягивающие усилия , усилие разрушения , наивысшая устойчивость , устойчивые запорно - пломбировочные устройства , виброустойчивость.