ГОСТ Р 52846-2007 Батареи аккумуляторные свинцовые тяговые. Часть 1. Основные требования и методы испытаний

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО

ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ И МЕТРОЛОГИИ

НАЦИОНАЛЬНЫЙ

СТАНДАРТ

российской

ФЕДЕРАЦИИ

ГОСТ Р

52846 -

2007

( МЭК 60254-1:2005)

БАТАРЕИ АККУМУЛЯТОРНЫЕ СВИНЦОВЫЕ ТЯГОВЫЕ

Часть 1

Основные требования и методы испытаний

IEC 60254-1:2005
Lead-acid traction batteries
- Part 1: General requirements and methods of test
(MOD)

Москва

Стандартинформ

2007

Предисловие

Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 года № 184 -ФЗ «О техническом регулировании» , а правила применения национальных стандартов Российской Федерации - ГОСТ Р 1.0- 2004 «Стандартизация в Российской Федерации . Основные положения»

Сведения о стандарте

1 РАЗРАБОТАН Открытым Акционерным Обществом «Научно - исследовательский проектно - конструкторский и технологический институт стартерных аккумуляторов» ( ОАО «НИИСТА» ) на основе собственного аутентичного перевода стандарта , указанного в пункте 4

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 44 «Аккумуляторы и батареи» Подкомитетом 1 «Свинцово - кислотные аккумуляторы и батареи»

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 27 декабря 2007 № 485- ст

4 Настоящий стандарт является модифицированным по отношению к международному стандарту МЭК 60254-1:2005 «Свинцово - кислотные тяговые батареи . Часть 1: Основные требования и методы испытаний » (IEC 60254-1:2005 « Lead-acid traction batteries - Part 1: General requirements and methods of test » ). При этом дополнительные положения и требования , включенные в текст стандарта для учета потребностей национальной экономики Российской Федерации и особенностей российской национальной стандартизации , выделены в тексте стандарта курсивом .

При применении настоящего стандарта рекомендуется использовать вместо ссылочных международных стандартов соответствующие им национальные стандарты Российской Федерации , сведения о которых приведены в приложении А

5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты» , а текст изменений и поправок в ежегодно издаваемых информационных указателях «Национальные стандарты» . В случае пересмотра ( замены ) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты» . Соответствующая информация , уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет

Содержание

1 Область применения

2 Нормативные ссылки

3 Функциональные характеристики

3.1 Емкость (испытание по 5.2)

3.2 Сохранность заряда (испытание по 5.3)

3.3 Характеристики короткого режима разряда (испытание по 5.4)

3.4 Циклическая надежность (испытание по 5.5)

4 Общие условия испытаний

4.1 Точность измерительных приборов

4.2 Подготовка и техническое обслуживание аккумуляторов или батарей перед испытаниями

4.3 Характеристики полностью заряженного аккумулятора или батареи (при отсутствии заявленного производителем другого состояния полностью заряженной батареи)

5 Методы испытаний

5.1 Последовательность проведения испытаний

5.2 Испытание на емкость

5.3 Испытание на сохранность заряда

5.4 Испытание на определение характеристик короткого режима разряда

5.5 Испытание на циклическую выносливость

6 Специальные величины

6.1 Энергоплотность

Приложение А (справочное) Сведения о соответствии ссылочных международных стандартов национальным стандартам Российской Федерации, использованным в настоящем стандарте в качестве нормативных ссылок

Библиография

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

БАТАРЕИ АККУМУЛЯТОРНЫЕ СВИНЦОВЫЕ ТЯГОВЫЕ

Часть 1

Основные требования и методы испытаний

Lead-acid traction batteries.
Part 1. Main requirements and test methods

Дата введения - 2008 - 07 - 01

1 Область применения

Настоящий стандарт распространяется на свинцово - кислотные тяговые аккумуляторы и моноблочные аккумуляторные батареи ( далее - аккумуляторы и батареи ), используемые как источники энергии для электродвигателей , и устанавливает основные характеристики тяговых аккумуляторов и батарей и методы испытаний для определения этих характеристик .

Установленные методы испытаний относятся к основным , применительно к тяговым батареям для транспортных средств , электровозов , промышленных машин и складских тележек с ручным управлением . Наряду со специфическими испытаниями , которым могут подвергаться батареи , например батареи дорожных транспортных средств , для освещения пассажирских вагонов , для мотоциклов и т . д ., допускается проведение испытаний по [1] ( как для электромобильных батарей ).

Испытания , указанные в разделе 5 могут применяться не только для аккумуляторов и батарей , габаритные размеры которых указаны в таблице 1, но , при необходимости , для тяговых аккумуляторов и батарей других размеров .

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты :

ГОСТ 8711 - 93 ( МЭК 51-3 - 84) Приборы аналоговые показывающие электроизмерительные прямого действия и вспомогательные части к ним . Часть 2. Особые требования к амперметрам и вольтметрам

ГОСТ 10374 - 93 ( МЭК 51-7 - 84) Приборы аналоговые показывающие электроизмерительные прямого действия и вспомогательные части к ним . Часть 7. Особые требования к многофункциональным приборам

ГОСТ 30012.1 - 2002 ( МЭК 60051-1 - 97) Приборы аналоговые показывающие электроизмерительные прямого действия и вспомогательные части к ним . Часть 1. Определения и основные требования , общие для всех частей

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или ежегодно издаваемому указателю «Национальные стандарты» , который опубликован по состоянию на 1 января текущего года , и по соответствующим ежемесячно издаваемым информационным указателям , опубликованным в текущем году . Если ссылочный стандарт заменен ( изменен ), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим ( измененным ) стандартом . Если ссылочный стандарт отменен без замены , то положение , в котором дана ссылка на него , применяется в части , не затрагивающей эту ссылку .

3 Функциональные характеристики

3.1 Емкость (испытание по 5.2)

3.1.1 Основная характеристика тяговой батареи - способность накапливать электроэнергию . Она выражается как емкость С , измеренная в ампер - часах ( А∙ч ), которая изменяется в зависимости от условий использования .

3.1.2 Номинальная емкость C N - исходная величина , заявленная производителем , которая определяется при температуре аккумулятора / батареи 30 °С , времени разряда 5 ч до конечного разрядного напряжения U f = 1,70 В на аккумулятор . При этом величину разрядного тока I N , А вычисляют по формуле

                                                                               (1)

3.1.3 Емкость батареи С а определяют при испытании согласно 5.2 при разряде полностью заряженной батареи . Полученную в результате величину используют для сопоставления с величиной номинальной емкости C N .

3.2 Сохранность заряда (испытание по 5.3 )

Батареи теряют заряд при разомкнутой цепи в результате саморазряда .

Сохранность заряда определяют по остаточной разрядной емкости С r после хранения при разомкнутой цепи при определенных условиях температуры и времени .

3.3 Характеристики короткого режима разряда (испытание по 5.4 )

В зависимости от применения тяговые батареи должны обеспечивать короткий разряд током

II N ( А ),                                                                                 (2)

т . е . при одночасовом режиме разряда , например в связи с увеличением скорости и / или при подъеме грузов .

Поскольку не все тяговые батареи предназначены для разряда большими токами , эту характеристику применяют только при необходимости .

Вследствие периодического характера нагрузки тяговой батареи короткий режим разряда представлен одночасовым разрядным током I 1 , т . е . током разряда батареи при 30 °С до конечного напряжения U f = 1,6 В на аккумулятор в течение 1 ч . При необходимости величина тока I 1 должна быть указана производителем .

3.4 Циклическая надежность (испытание по 5.5 )

Работа тяговой батареи состоит из разрядов с последующими зарядами ; каждый разряд использует большую часть аккумуляторной энергии .

Надежность батареи определяют количеством циклов разряда / заряда , которые могут быть получены в установленных условиях до снижения емкости до 0,8 C N .

4 Общие условия испытаний

4.1 Точность измерительных приборов

4.1.1 Электроизмерительные приборы см . ГОСТ 10374 , ГОСТ 30012.1 .

4.1.1.1 Диапазон измерительных устройств

Используемые приборы по ГОСТ 8711 предназначены для измерения величины напряжения и тока . Диапазон измерения этих приборов и методы измерения должны обеспечивать указанную точность для каждого испытания . Для аналоговых приборов по ГОСТ 8711 предлагается снятие показаний с последней трети градуированной шкалы .

Допускается использование любых других измерительных приборов при условии обеспечения ими эквивалентной точности измерения .

4.1.1.2 Измерение напряжения

Для измерения напряжения используют вольтметры класса точности 0,5 или выше . Сопротивление используемых вольтметров должно быть не менее 1000 Ом / В .

4.1.1.3 Измерение тока

Для измерения тока используют амперметры класса точности 0,5 или выше . Класс точности полной сборки амперметра , шунта и выводов должен быть 0,5 или выше .

4.1.2 Измерение температуры

4.1.2.1 При доступности электролита температура в аккумуляторе должна измеряться температурным датчиком , погружаемым в электролит над пластинами . Прибор для измерения температуры должен иметь соответствующий диапазон , в котором значение каждого градуированного деления не превышало бы 1 К . Абсолютная точность прибора должна быть не менее 1 К .

4.1.2.2 При недоступности электролита температуру аккумулятора измеряют прибором для измерения температуры поверхности с эквивалентным делением шкалы и точностью калибровки , указанными в 4.1.2.1. Температуру измеряют в местах , наиболее точно отражающих температуру электролита .

4.1.3 Измерение плотности электролита

Цена деления шкалы ареометра для измерения плотности электролита не должна превышать 5 кг / м 3 . Абсолютная точность прибора должна быть не более 5 кг / м 3 .

4.1.4 Измерение времени

Точность используемых приборов для измерения времени должна быть ± 1 % или выше .

Примечание - Допускается использование любого прибора , обеспечивающего заданную точность измерений .

4.2 Подготовка и техническое обслуживание аккумуляторов или батарей перед испытаниями

4.2.1 Аккумуляторы или батареи должны обслуживаться в соответствии с инструкциями производителя ( например , при приведении в действие сухозаряженных батарей ). Все испытания должны проводиться на новых , полностью заряженных аккумуляторах или батареях ( см . 4.3) в течение 3 мес. со дня изготовления .

Если испытуемые аккумуляторы имеют баки с гибкими стенками , они должны устанавливаться или крепиться так , чтобы стенки бака аккумулятора поддерживались ровными во время всех испытаний . Это особенно необходимо при испытании аккумуляторов с регулирующим клапаном .

4.2.2 Перед испытанием плотность и уровень электролита во всех аккумуляторах должны соответствовать значениям , указанным производителем для полностью заряженной батареи при стандартной температуре электролита 30 °С .

4.2.3 Во время испытания , если возможно , поддерживают указанный производителем уровень электролита для полностью заряженной батареи .

4.3.4 Чистота доливаемой воды и электролита должна быть указана производителем .

4.3 Характеристики полностью заряженного аккумулятора или батареи (при отсутствии заявленного производителем другого состояния полностью заряженной батареи)

Аккумуляторы или батареи считают полностью заряженными , если во время заряда при указанной производителем величине тока / напряжения наблюдаемые напряжение / ток и плотность доступного электролита заметно не изменяются в течение 2 ч . Необходимо учитывать также изменения температуры .

5 Методы испытаний

5.1 Последовательность проведения испытаний

5.1.1 Испытания на :

- емкость пятичасового режима разряда ( см . 5.2);

- сохранность заряда ( см . 5.3);

- короткоразрядную характеристику при одночасовом режиме разряда ( см . 5.4)

могут быть проведены либо на новой укомплектованной батарее , либо на ее контрольном аккумуляторе в указанной ниже последовательности .

По договоренности между поставщиком и потребителем для одобрения выбирается емкость пятичасового режима разряда или другая .

Испытания на сохранность заряда и испытание на способность к короткому разряду являются факультативными .

5.1.2 Испытание на надежность в циклах ( см . 5.5) - разрушающее испытание должно проводиться не менее чем на трех аккумуляторах одного типа .

Для испытуемых образцов должна быть предусмотрена соответствующая упаковка для поддержания одинаковых размеров , как при монтаже в батарее .

5.2 Испытание на емкость

5.2.1 Для облегчения отслеживания температуры выбирают один контрольный образец аккумулятора на группу из шести аккумуляторов , средний из испытуемых аккумуляторов считается характерным для температуры батареи .

Температура каждого контрольного образца аккумулятора должна регистрироваться непосредственно перед разрядом . Индивидуальная температура каждого аккумулятора должна быть от 15 °С до 40 °С . Среднюю первоначальную температуру аккумулятора t 0 вычисляют как среднеарифметическое значение индивидуальных величин .

5.2.2 Батарея должна быть полностью заряженной согласно 4.3.

5.2.3 После окончания заряда в течение 1 - 24 ч батарею подвергают разряду током I N ( см . 3.1.2).

Величина тока должна поддерживаться постоянной с точностью до ± 1 % в течение всего времени разряда .

5.2.4 Напряжение на полюсных выводах батареи ( исключая выводные кабели ) должно либо автоматически записываться против времени , либо отмечаться через соответствующие интервалы времени с использованием вольтметра ( см . 4.1.1.2 ).

5.2.5 Разряд прекращается при достижении величины напряжения , равной 1,70 В на аккумулятор . Время разряда должно быть отмечено .

5.2.6 Неоткорректированную емкость С , А∙ч , при начальной температуре t 0 вычисляют как произведение разрядного тока , А , на время разряда , ч .

5.2.7 Если начальная температура t 0 ( см . 5.2.1) отличается от стандартной температуры 30 °С , емкость С согласно 5.2.6 корректируют до фактической емкости С а , А∙ч , при помощи уравнения

                                                                (3)

где t 0 - начальная температура ;

t r - стандартная температура 30 °С ;

λ 1 = 0,006 ( °С )-1 для пятичасовой емкости .

5.2.8 Новая батарея , подвергнутая испытанию на номинальную емкость C N , при неоднократных циклах разряда / заряда согласно 5.2.2 - 5.2.6 должна иметь , по крайней мере :

С а = 0,85 C N - на первом цикле ;

С а = 1,00 C N - не позже 10- го цикла .

5.3 Испытание на сохранность заряда

5.3.1 После испытания на емкость согласно 5.2 и получения емкости С а C N батарею заряжают согласно 4.3. Поверхность батареи должна быть очищена и высушена с целью удаления следов проводящего материала или электролита .

5.3.2 Батарея должна храниться при разомкнутой цепи ( т . е . без присоединения электрической нагрузки ) при средней температуре аккумулятора (20 ± 2) °С в течение 28 дней (672 ч ).

В течение этого времени максимальная температура аккумулятора не должна превышать (25 ± 2) °С , а минимальная температура - должна быть не ниже 15 °С .

5.3.3 В конце хранения при разомкнутой цепи согласно 5.3.2 температуру аккумуляторов регистрируют и пересчитывают согласно 5.2.1. После этого определяют остаточную емкость С r посредством разряда стандартным током I N (см . 3.1.2) в соответствии с 5.2.4 - 5.2.7.

5.3.4 Остаточная емкость С r должна быть не менее 0,85 С а .

5.3.5 После испытания батарею полностью заряжают согласно 4.3.

5.4 Испытание на определение характеристик короткого режима разряда

5.4.1 Испытание на проверку характеристики при коротком режиме разряда I 1 следует проводить на новой батарее емкостью С а C N согласно 5.2.

5.4.2 Начальная температура батареи t 0 и температура окружающей среды должны соответствовать 5.2.1.

5.4.3 Батарея должна подвергаться разряду током I 1 , указанным производителем ( см . 3.3), в течение 1 - 24 ч после окончания заряда .

Разрядный ток соответствует I 1 ± 1 %. Отклонение тока не должно превышать ± 5 % I 1 на любом отрезке времени .

5.4.4 Напряжение на полюсных выводах батареи ( за исключением выводных кабелей батареи ) либо автоматически записывают против времени , либо отмечают через соответствующие интервалы времени с помощью вольтметра .

5.4.5 Средняя температура испытуемых аккумуляторов t 0 должна измеряться , а время разряда T h - вычисляться при помощи уравнения

T h = 1( ч )[1 + λ 2 { t 0 - 30( °С )}],                                               (4)

где λ 2 = 0,01 ( °С )-1 для одночасовой емкости .

5.4.6 Аккумуляторы / моноблочные батареи или батареи должны разряжаться в течение времени T h до конечного среднего напряжения не менее чем 1,60 В на аккумулятор .

Если средняя величина напряжения 1,60 В на аккумулятор достигнута раньше установленного времени разряда T h , разряд должен быть прекращен . В этом случае аккумуляторы или батареи считают вышедшими из строя .

5.4.7 После испытания батарею полностью заряжают согласно 4.3.

5.5 Испытание на циклическую выносливость

5.5.1 Испытание должно проводиться на образцах аккумуляторов , как указано в 5.1.

5.5.2 После испытания на фактическую емкость по 5.2 и получения величины емкости С а , по крайней мере равной величине номинальной емкости C N , аккумуляторы должны заряжаться , как указано в 4.3.

5.5.3 Затем аккумуляторы / моноблочные батареи присоединяют к устройству , где они в течение всего испытания подвергаются непрерывной серии циклов , каждый из которых состоит :

5.5.3.1 Аккумуляторы с вентиляционными отверстиями :

- разряд в течение 3 ч током I ( А ) = C N ( A ∙ ч )/4 ( ч );

- заряд в течение 9 ч сразу после разряда , обеспечивающего батарее зарядную емкость , как определено в таблице 1 , ток в конце заряда - не более I ( А ) = C N ( A ∙ч )/16,66 ( ч ).

Таблица 1 - Коэффициенты перезаряда аккумулятора

Емкость перезаряда , А ∙ ч

Коэффициент заряда

Высота аккумулятора , мм

0,864 С

1,15

От 300 до 510

0,787 С

1,25

От 510 до 750

0,787 С

1,05 ( типичный )

Для аккумуляторов с перемешиванием электролита

Примечания - Для аккумуляторов с перемешиванием электролита требуется более низкий коэффициент заряда . Для аккумуляторов с увеличенной плотностью электролита может требоваться коэффициент заряда выше нормального . В этих случаях и при других специфических особенностях следует действовать по инструкциям производителя .

При несоответствии высоты моноблочных батарей или аккумуляторов указанным размерам емкость перезаряда / коэффициент заряда должна применяться в соответствии с высотой аккумулятора .

5.5.3.2 Аккумуляторы с регулирующим клапаном :

Разряд в течение 3,5 ч током I ( A ) = 0,2 C N ( A ).

При отсутствии других рекомендаций производителя заряд осуществляется в течение не более 14 ч сразу после разряда при постоянном напряжении , не превышающем 2,4 В на аккумулятор , с ограничением тока в течение последних 2 ч не более I ( А ) = C N ( A ∙ч )/66,66 ( ч ).

Примечание - Во время первоначального заряда при постоянном напряжении может быть принято или рекомендовано ограничение тока по причинам срока службы .

Во время последнего двухчасового заряда возможно получение напряжения выше 2,45 В на аккумулятор .

5.5.3.3 В течение всего испытания по 5.5.3.1 или 5.5.3.2 температура аккумуляторов должна поддерживаться в диапазоне от 33 °С до 43 °С .

5.5.4 После каждой серии из (50 ± 5) циклов аккумуляторы / моноблочные батареи должны подвергаться испытанию на емкость в соответствии с 5.2.

Испытание следует считать завершенным , если в результате этого испытания откорректированная емкость С а составит менее 0,8 C n во время двух серий подряд из (50 ± 5) циклов каждая .

5.5.5 Надежность в циклах - количество завершенных циклов до конца первой из двух последних серий . Количество циклов должно быть , по крайней мере , равно заявленному производителем .

6 Специальные величины

6.1 Энергоплотность

6.1.1 При установлении энергоплотности следует применять испытание на емкость согласно 5.2. Во время испытания энергоплотность определяют с использованием среднего напряжения . Среднее напряжение основывается на не менее чем пяти зарегистрированных величинах напряжения , отмеченных через равные промежутки времени в течение точно определенного периода разряда . Первоначальное показание снимают после 5 с от начала разряда .

6.1.2 Гравиметрическую энергоплотность GED с 5 ( Вт∙ч / кг ) оценивают при пятичасовом режиме или одночасовом режиме .

6.1.3 Объемную энергоплотность VED ( Вт∙ч / дм 3 ) оценивают при пятичасовом режиме VED с 5 или одночасовом режиме VED c 1

6.1.4 Масса аккумуляторов не должна включать в себя массу межэлементных соединителей , если они не являются неотъемлемой частью батареи .

6.1.5 Габаритные размеры аккумуляторов должны включать в себя размеры полюсных выводов , вентиляционных пробок и т . д .

Приложение А
(справочное)
Сведения о соответствии ссылочных международных стандартов национальным стандартам Российской Федерации, использованным в настоящем стандарте в качестве нормативных ссылок

Обозначение ссылочного стандарта Российской Федерации

Обозначение и наименование ссылочного международного стандарта и условное обозначение степени его соответствия ссылочному национальному стандарту

ГОСТ 8711- 93

МЭК 51-3 - 84 Приборы аналоговые показывающие электроизмерительные прямого действия и вспомогательные части к ним . Часть 2. Особые требования к амперметрам и вольтметрам

ГОСТ 10374- 93

МЭК 51-7 - 84 Приборы аналоговые показывающие электроизмерительные прямого действия и вспомогательные части к ним . Часть 7. Особые требования к многофункциональным приборам

ГОСТ 30012.1- 2002

МЭК 60051-1 - 97 Приборы аналоговые показывающие электроизмерительные прямого действия и вспомогательные части к ним . Часть 1. Определения и основные требования , общие для всех частей

Библиография

[1] МЭК 61982-2 - 2006 Аккумуляторные батареи для электромобилей . Часть 2: Испытание на определение динамики разряда и испытание на выносливость

Ключевые слова : аккумуляторы , батареи , тяговые , емкость , заряд , разряд