ГОСТ Р ИСО 14001-2007 Системы экологического менеджмента. Требования и руководство по применению
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО |
||
|
НАЦИОНАЛЬНЫЙ |
ГОСТ Р
ИСО |
СИСТЕМЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА
Требования и руководство по применению
ISO 14001:2004
Environmental management systems -
Requirements with guidance
for use
(IDT)
|
Москва Стандартинформ 2006 |
Предисловие
Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г . № 184-ФЗ «О техническом регулировании» , а правила применения национальных стандартов Российской Федерации - ГОСТ Р 1.0- 2004 «Стандартизация в Российской Федерации . Основные положения»
Сведения о стандарте
1 ПОДГОТОВЛЕН Открытым акционерным обществом «Всероссийский научно - исследовательский институт сертификации» ( ОАО «ВНИИС» ) с участием РОО «Эколаин» на основе собственного аутентичного перевода стандарта , указанного в пункте 4
2 ВНЕСЕН Управлением технического регулирования и стандартизации Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 12 июля 2007 г . № 175- ст
4 Настоящий стандарт идентичен международному стандарту ИСО 14001:2004 «Системы экологического менеджмента . Требования и руководство по применению» (ISO 14001:2004 « Environmental management systems - Requirements with guidance for use » )
5 ВЗАМЕН ГОСТ Р ИСО 14001 - 98
Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты» , а текст изменений и поправок - в ежемесячно издаваемых информационных указателях «Национальные стандарты» . В случае пересмотра ( замены ) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты» . Соответствующая информация , уведомления и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет
Содержание
1 Область применения 2 Нормативные ссылки 3 Термины и определения 4 Требования к системе экологического менеджмента 4.1 Общие требования 4.2 Экологическая политика 4.3 Планирование 4.4 Внедрение и функционирование 4.5 Контроль 4.6 Анализ со стороны руководства Приложение А (справочное) Руководство по применению настоящего стандарта Приложение Б (справочное)
|
Введение
Организации всех видов все больше стремятся к достижению и демонстрации высокой экологической результативности , контролируя воздействия на окружающую среду своей деятельности , продукции или услуг в соответствии со своими экологической политикой и целями . Они делают это в условиях усиления строгости экологического законодательства , разрабатывая экономическую политику и другие меры , способствующие защите окружающей среды , в условиях роста внимания всех заинтересованных сторон к решению экологических проблем и обеспечению устойчивого развития .
Многие организации провели экологические «анализы» или «аудиты» для оценки своей экологической результативности . Однако сами по себе такие «анализы» и «аудиты» могут быть недостаточными для того , чтобы придать организации уверенность не только в том , что нужная результативность достигнута , но что она и впредь будет отвечать требованиям экологического законодательства и собственной экологической политики . Чтобы быть результативными , такие «анализы» и «аудиты» должны проводиться в рамках структурированной системы менеджмента , интегрированной в пределах организации .
Международные стандарты по экологическому менеджменту дают возможность организациям с элементами эффективной системы экологического менеджмента , которая может учитывать другие требования менеджмента , достичь определенных экологических и экономических целей . Эти стандарты , подобно другим международным стандартам , не предполагается использовать для создания нетарифных барьеров в торговле или для увеличения или изменения обязательств организации , налагаемых на нее законом .
Настоящий стандарт устанавливает требования к системе экологического менеджмента , позволяющие организации разработать и внедрить экологическую политику и цели , учитывающие законодательные требования и информацию о значимых экологических аспектах . Он предназначен для применения организациями всех видов и размеров с учетом различия географических , культурных и социальных условий . Модель такого подхода представлена на рисунке 1. Успех системы зависит от обязательств , принимаемых на всех функциональных уровнях организации , особенно на уровне высшего руководства . Система такого вида позволяет организации сформулировать экологическую политику , установить цели и процессы для реализации экологической политики , предпринимать действия , необходимые для повышения экологической результативности и демонстрировать соответствие системы требованиям настоящего стандарта . Общая направленность настоящего стандарта - способствовать охране окружающей среды и предотвращению ее загрязнения в балансе с удовлетворением социально - экономических потребностей . Следует отметить , что многие из требований стандарта организация может выполнять одновременно или пересматривать их выполнение в любой момент .
Рисунок 1 - Модель системы экологического менеджмента
Примечание - Настоящий стандарт основывается на методологии , известной как методология PDCA ( « Plan - Do - Check - Act » ): «Планирование - Выполнение - Контроль - Действие» . PDCA может быть описана следующим образом :
- Планирование ( Plan ): разработка целей и процессов , необходимых для получения результатов , соответствующих экологической политике организации .
- Выполнение ( Do ): внедрение процессов .
- Контроль ( Check ): проведение мониторинга и измерения процессов в отношении реализации экологической политики , достижения целей , выполнения задач , законодательных и других требований , а также подготовка отчета о результатах .
- Действие ( Act ): выполнение действий по постоянному улучшению результативности системы экологического менеджмента .
Многие организации управляют своими операциями , используя систему процессов и их взаимодействий , т . е . применяя «процессный подход» . ИСО 9001 - 2000 отдает предпочтение использованию процессного подхода . Поскольку цикл PDCA может быть применен ко всем процессам , то обе эти методологии являются совместимыми .
Второе издание стандарта ориентировано на достижение большей ясности по сравнению с первым изданием , кроме того , в нем надлежащим образом учтены положения стандарта ИСО 9001, чтобы способствовать совместимости этих двух стандартов на благо всех пользователей .
Для простоты пользования номера пунктов раздела 4 настоящего национального стандарта и номера пунктов приложения А взаимоувязаны . Например , пункты 4.3.3 и А .3.3 посвящены рассмотрению целей , задач и программ , пункты 4.5.5 и А .5.5 - внутреннему аудиту . В приложении Б установлено техническое соответствие между требованиями ИСО 14001 - 2004 и ИСО 9001 - 2000.
Имеется важное различие между настоящим стандартом , устанавливающим требования к системе экологического менеджмента организации , который может быть использован для сертификации / регистрации и / или самодекларации организации о соответствии своей системы экологического менеджмента , и руководящими указаниями , предназначенными не для целей сертификации , а для помощи организациям при разработке , внедрении или улучшении системы экологического менеджмента . Экологический менеджмент охватывает весь круг вопросов , включая связанные со стратегией или конкурентоспособностью . Демонстрация успешного внедрения настоящего стандарта может быть использована организацией для того , чтобы заинтересованные стороны удостоверились в наличии у нее действующей системы экологического менеджмента .
Руководящие указания по поддержке методов экологического менеджмента содержатся в других международных стандартах , в частности , в документах по экологическому менеджменту , разработанных ИСО / ТК 207. Ссылки на другие международные стандарты в тексте настоящего стандарта приведены только для информации .
Настоящий стандарт содержит только те требования , выполнение которых может быть объективно проверено в ходе аудита . Тем организациям , которым требуется более общее руководство по широкому кругу вопросов в отношении систем экологического менеджмента , следует обратиться к ГОСТ Р ИСО 14004 .
Настоящий стандарт не устанавливает абсолютных ( количественных ) требований к экологической результативности , выходящих за рамки обязательств , вытекающих из экологической политики : соответствия применимым требованиям законодательства и другим требованиям , которые организация обязалась выполнять , принципам предотвращения загрязнения окружающей среды и постоянного улучшения своей деятельности . Следовательно , две организации , занимающиеся аналогичной деятельностью , но имеющие различную экологическую результативность , могут обе соответствовать этим требованиям .
Принятие и внедрение ряда методов экологического менеджмента при системном подходе может обеспечить оптимальный результат для всех заинтересованных сторон . Однако применение настоящего стандарта не гарантирует само по себе получения оптимального экологического результата . Для достижения поставленных экологических целей система экологического менеджмента может побудить организацию к применению наилучших существующих технологий там , где это целесообразно и экономически приемлемо , с учетом показателя затраты - эффективность .
Настоящий стандарт не устанавливает требований , характерных для других систем менеджмента , в частности , систем менеджмента качества или системы менеджмента охраны здоровья и безопасности персонала , финансового менеджмента или управления риском . Однако элементы стандарта могут быть связаны или интегрированы с соответствующими элементами других систем менеджмента . Организация может адаптировать существующую в ней систему ( ы ) менеджмента для создания системы экологического менеджмента , удовлетворяющей требованиям настоящего стандарта . Однако следует учитывать , что применение различных элементов системы менеджмента может отличаться в зависимости от предполагаемого назначения и от участвующих заинтересованных сторон .
Уровень детализации и сложности системы экологического менеджмента , степень документированности , необходимые ресурсы зависят от таких факторов , как область применения системы , размер организации , характер ее деятельности , продукции и услуг . В частности , это может быть система , внедренная на малых и средних предприятиях .
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ |
СИСТЕМЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА Требования и руководство по применению Environmental management systems. |
Дата введения - 2007 - 10 - 01
1 Область применения
Настоящий стандарт устанавливает требования к системе экологического менеджмента , позволяющие организации разработать и внедрить экологическую политику и цели , учитывающие законодательные и другие требования , которые организация обязалась выполнять . В стандарте приведена информация о значимых экологических аспектах . Стандарт применим к экологическим аспектам , которые организация идентифицировала как те , которыми она может управлять и на которые может влиять . Стандарт не устанавливает конкретных критериев в отношении экологической результативности .
Настоящий стандарт предназначен для применения любой организацией , которая заинтересована в том , чтобы :
a ) разработать , внедрить , поддерживать в рабочем состоянии и улучшать систему экологического менеджмента ;
b ) удостовериться в своем соответствии заявленной экологической политике ;
c ) продемонстрировать соответствие настоящему стандарту путем :
1) самооценки и самодекларации ;
2) подтверждения своего соответствия со стороны , заинтересованной в деятельности организации , например , потребителями ;
3) подтверждения своей самодекларации со стороны , внешней по отношению к организации ;
4) проведения сертификации / регистрации системы экологического менеджмента внешней организацией .
Все требования настоящего стандарта применимы к любой системе экологического менеджмента . Степень их применения зависит от таких факторов , как экологическая политика организации , характер ее деятельности , продукции и услуг , а также местоположение и условия ее функционирования .
Настоящий стандарт включает также руководство по применению стандарта , приведенное в приложении А .
2 Нормативные ссылки
Нормативные ссылки отсутствуют . Настоящий раздел включен для сохранения преемственности в нумерации пунктов стандарта с предыдущим изданием ( ИСО 14001:1996).
3 Термины и определения
В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями :
3.1 аудитор ( auditor ): Лицо , обладающее компетентностью для проведения аудита ( проверки ). [ ИСО 9000:2000, 3.9.9].
3.2 постоянное улучшение ( continual improvement ): Повторяющийся процесс совершенствования системы экологического менеджмента ( 3.8) с целью улучшения общей экологической результативности ( 3.10) в соответствии с экологической политикой ( 3.11) организации ( 3.16).
Примечание - Этот процесс не обязательно проходит одновременно во всех сферах деятельности .
3.3 корректирующее действие ( corrective action ): Действие по устранению причины выявленного несоответствия ( 3.15).
3.4 документ ( document ): Информация и соответствующий носитель .
Примечание 1 - Носитель может быть бумажным , магнитным , электронным носителем или оптическим компьютерным диском , фотографией или эталонным образцом , или их комбинацией .
Примечание 2 - Определение соответствует ИСО 9000:2000, 3.7.2.
3.5 окружающая среда ( environment ): Окружение , в котором функционирует организация ( 3.16), включая воздух , воду , землю , природные ресурсы , флору , фауну , людей и их взаимодействие .
Примечание - Понятие «окружение» в данном контексте распространяется на среду в пределах от организации (3.16) до глобальной системы .
3.6 экологический аспект ( environmental aspect ): Элемент деятельности организации ( 3.16), ее продукции или услуг , который может взаимодействовать с окружающей средой ( 3.5).
Примечание - Значимый экологический аспект оказывает или может оказать значительное воздействие на окружающую среду ( 3.7).
3.7 воздействие на окружающую среду ( environmental Impact ): Любое изменение в окружающей среде ( 3.5) отрицательного или положительного характера , полностью или частично являющееся результатом экологических аспектов ( 3.6) организации ( 3.16).
3.8 система экологического менеджмента ( environmental management system ), СЭМ ( EMS ): Часть системы менеджмента организации ( 3.16), используемая для разработки и внедрения экологической политики ( 3.11) и управления ее экологическими аспектами ( 3.6).
Примечание 1 - Система менеджмента представляет собой совокупность взаимосвязанных элементов , используемых для установления политики и целей и достижения этих целей .
Примечание 2 - Система менеджмента включает в себя организационную структуру , деятельность по планированию , распределение ответственности , практики , процедуры ( 3.19), процессы и ресурсы .
3.9 экологическая цель ( environmental objective ): Общая экологическая установка к действию , согласующаяся с экологической политикой ( 3.11), которую организация ( 3.16) решила достигнуть .
3.10 экологическая результативность ( environmental performance ): Измеряемые организацией ( 3.16) результаты управления своими экологическими аспектами ( 3.6).
Примечание -В контексте систем экологического менеджмент а ( 3.8) результаты могут быть измерены в отношении реализации экологической политики ( 3.11) организации ( 3.16), достижения экологических целей ( 3.9), выполнения экологических задач ( 3.12) и других требований к экологической результативности .
3.11 экол огическая политика ( environmental policy ): Официальное заявление высшего руководства организации ( 3.16) об основных намерениях и направлениях деятельности в отношении экологической результативности ( 3.10).
Примечание - Экологическая политика определяет рамки для действий и служит основой для постановки экологических целей (3.9), экологических задач (3.12).
3.12 экологи ческая задача ( environmental target ): Детализированное требование к результативности , применимое к организации ( 3.16) или ее частям , вытекающее из экологических целей ( 3.9), которое следует установить и выполнить для достижения этих целей .
3.13 заинтересованная сторона ( interested party ): Лицо или группа лиц , заинтересованных в экологической результативности ( 3.10), или на которых может влиять экологическая результативность организации ( 3.16).
3.14 внутренний аудит ( internal audit ): Систематический , независимый и документированный процесс получения свидетельств аудита и их объективной оценки для определения степени , в которой выполняются критерии аудита системы экологического менеджмента , установленные организацией ( 3.16).
Примечание - Во многих случаях , в частности в малых организациях , независимость может быть продемонстрирована отсутствием ответственности за проверяемую деятельность .
3.15 несоответствие ( nonconformity ): Невыполнение требования . [ ИСО 9000:2000, 3.6.2].
3.16 организация ( organization ): Компания , корпорация , фирма , предприятие , орган власти или учреждение либо их часть , либо комбинация частей , официально учрежденные или нет , государственные или частные , выполняющие собственные функции и имеющие свой административный аппарат .
Примечание - Для организаций , состоящих из нескольких подразделений , каждое подразделение может быть определено как организация .
3.17 предупреждающее действие ( preventive action ): Действие по исключению причины потенциально возможного несоответствия ( 3.15).
3.18 предотвращение загрязнения ( prevention of pollution ): Использование процессов , практических методов , технических решений , материалов , продукции , услуг или энергии для того чтобы избежать , уменьшить или контролировать ( по отдельности или в комбинации ) образование , выброс или сброс любого типа загрязняющего вещества или отходов с целью уменьшения негативных воздействий на окружающую среду ( 3.7).
Примечание - Предотвращение загрязнения может включать в себя устранение или сокращение источника ( загрязнения ), изменения процесса , продукции или услуг , эффективное использование ресурсов , замену используемых материалов и видов энергии , повторное использование , восстановление , вторичную переработку , утилизацию и очистку .
3.19 процедура ( procedure ): Установленный способ осуществления какой - либо деятельности или процесса .
Примечание 1 - Процедура может быть документированной и недокументированной .
Примечание 2 - Соответствует определению ИСО 9000:2000, 3.4.5.
3.20 запись ( record ): Документ ( 3.4), фиксирующий достигнутые результаты или содержащий свидетельство выполнения какой - либо деятельности .
Примечание - Соответствует определению ИСО 9000:2000, 3.7.6.
4 Требования к системе экологического менеджмента
4.1 Общие требования
Организация должна разработать , документировать , внедрить , поддерживать и последовательно улучшать систему экологического менеджмента в соответствии с требованиями настоящего стандарта и определить , как она будет выполнять эти требования .
Организация должна определить и документировать область применения системы экологического менеджмента .
4.2 Экологическая политика
Высшее руководство должно определить экологическую политику организации и обеспечить , чтобы в рамках установленной области применения системы экологического менеджмента политика :
a ) соответствовала характеру , масштабу и воздействиям ее деятельности , продукции и услуг на окружающую среду ;
b ) включала обязательство следовать принципам постоянного улучшения и предотвращения загрязнений ;
c ) включала обязательство соответствовать применимым требованиям экологического ( природоохранного ) законодательства и другим требованиям , связанным с ее экологическими аспектами , которые организация обязалась выполнять ;
d ) обеспечивала основы для установления и анализа экологических целей и задач ;
e ) документально оформлялась , внедрялась и поддерживалась ;
f ) доводилась до сведения всего персонала организации и лиц , работающих для организации или по ее поручению ;
g ) была доступна для общественности .
4.3 Планирование
4.3.1 Экологические аспекты
Организация должна разработать , внедрить и поддерживать процедуру ( ы ):
a ) идентификации экологических аспектов своей деятельности , продукции и услуг в рамках определенной области применения системы экологического менеджмента , которые она может контролировать и на которые она может влиять , учитывая при этом планируемые или новые возможности развития или модифицированные виды деятельности , продукции и услуг ;
b ) выявления тех аспектов , которые оказывают или могут оказывать значимые воздействия на окружающую среду ( т . е . значимых экологических аспектов ).
Организация должна документировать эту информацию и поддерживать ее актуальность . Организация должна гарантировать , что значимые экологические аспекты учитываются при разработке , внедрении и поддерживании системы экологического менеджмента .
4.3.2 Законодательные и другие требования
Организация должна установить , внедрить и поддерживать процедуру ( ы ):
a ) идентификации и обеспечения доступа к применимым законодательным и другим требованиям , которые организация обязалась выполнять и которые имеют отношение к ее экологическим аспектам ;
b ) определения , каким образом эти требования применимы к ее экологическим аспектам .
Организация должна гарантировать , что применимые законодательные и другие требования , которые она обязалась выполнять , учитываются при разработке , внедрении и обеспечении функционирования системы экологического менеджмента .
4.3.3 Цели , задачи и программа ( ы )
Организация должна установить , внедрить и поддерживать документально оформленные экологические цели и задачи для соответствующих функций и уровней ( управления ) в рамках организации .
Цели и задачи должны быть измеримыми , если это практически целесообразно , и соответствовать экологической политике , включая обязательства по предотвращению загрязнений , обеспечению соответствия требованиям законодательства и другим требованиям , выполнять которые организация обязалась , и постоянному улучшению .
При установлении и анализе своих целей и задач организация должна учесть законодательные и другие требования , которые она обязалась выполнять , а также значимые экологические аспекты . Она также должна рассмотреть свои технологические возможности , финансовые , эксплуатационные и деловые требования , а также точки зрения заинтересованных сторон .
Организация должна разработать , внедрить и поддерживать программу ( ы ) достижения своих целей и задач . Программа ( ы ) должна ( ы ) включать в себя :
a ) распределение ответственности за достижение целей и выполнение задач для соответствующих функций и уровней ( управления ) организацией ;
b ) перечень необходимых средств и сроки достижения ( реализации ) целей и задач .
4.4 Внедрение и функционирование
4.4.1 Ресурсы , функциональные обязанности , ответственность и полномочия
Руководство организации должно обеспечить доступность ресурсов , необходимых для разработки , внедрения , обеспечения функционирования и улучшения системы экологического менеджмента . Под ресурсами подразумевают человеческие ( кадровые ) ресурсы , специальные знания ( навыки ), организационную инфраструктуру , технологию и финансовые ресурсы .
Функциональные обязанности , ответственность и полномочия персонала должны быть определены , документированы и доведены до сведения тех лиц , которых они касаются , для улучшения результативности экологического менеджмента .
Высшее руководство организации должно назначить своего ( их ) специального ( ых ) представителями руководства , который ( ые ) помимо других обязанностей будет ( ут ) иметь определенные функциональные обязанности , нести ответственность и обладать соответствующими полномочиями для того , чтобы :
a ) гарантировать , что система экологического менеджмента разработана и внедрена , а также , что обеспечено ее функционирование в соответствии с требованиями настоящего стандарта ;
b ) представлять высшему руководству для анализа отчеты о результативности системы экологического менеджмента , включая рекомендации по улучшению .
4.4.2 Компетентность , подготовка и осведомленность
Организация должна обеспечить обусловленную соответствующим образованием , подготовкой или практическим опытом компетентность любого ( ых ) лица ( лиц ), выполняющего ( их ) для нее или по ее поручению задания , потенциально связанные с возможными значимыми воздействиями на окружающую среду . При этом необходимо обеспечить сохранность соответствующих записей .
Организация должна определить потребности в подготовке персонала , связанные с ее экологическими аспектами и системой экологического менеджмента . Следует организовать подготовку или другие действия по удовлетворению этих потребностей , при этом необходимо сохранять соответствующие записи .
Организация должна установить , внедрить и поддерживать соответствующую ( ие ) процедуру ( ы ), чтобы люди , работающие для нее или по ее поручению , осознавали :
a ) важность соответствия экологической политике , процедурам и требованиям системы экологического менеджмента ;
b ) значимые экологические аспекты и фактические или потенциальные воздействия , связанные с их деятельностью , а также пользу для окружающей среды вследствие повышения их личного профессионализма ;
c ) свои функциональные обязанности и ответственность за достижение соответствия требованиям системы экологического менеджмента ;
d ) возможные последствия отклонения от установленных процедур .
4.4.3 Обмен информацией
В отношении экологических аспектов и системы экологического менеджмента организация должна установить , внедрить и поддерживать процедуры для :
a ) внутреннего обмена информацией между различными функциями и уровнями ( управления ) организации ;
b ) получения , документирования и подготовки ответов на запросы внешних заинтересованных сторон .
Организация должна решить , будет ли она сообщать вовне информацию о своих значимых экологических аспектах , и документировать принятое решение . Если принято положительное решение , организация должна разработать и внедрить соответствующие методы для внешнего обмена информацией .
4.4.4 Документация
Документация системы экологического менеджмента должна содержать :
a ) экологическую политику , цели и задачи ;
b ) описание области применения системы экологического менеджмента ;
c ) описание основных элементов системы экологического менеджмента и их взаимодействия , а также ссылки на соответствующие документы ;
d ) документы , включая записи , соответствующие требованиям настоящего стандарта ;
e ) документы , включая записи , определенные организацией как необходимые для обеспечения результативного планирования , функционирования и управления процессами , которые связаны со значимыми экологическими аспектами .
4.4.5 Управление документацией
Документами , требуемыми системой экологического менеджмента и настоящим стандартом , необходимо управлять . Записи являются документами особого вида , и ими необходимо управлять в соответствии с требованиями 4.5.4.
Организация должна установить , внедрить и поддерживать процедуру ( ы ):
a ) утверждения документов перед их выпуском для проверки их адекватности ;
b ) анализа , актуализации документов по мере необходимости и их повторного утверждения ;
c ) обеспечения идентифицируемости изменений и текущего статуса пересмотренного документа ;
d ) обеспечения доступности соответствующих версий применимых документов в местах их использования ;
e ) обеспечения удобочитаемости и надлежащего обозначения документов ;
f ) обеспечения надлежащей идентификации и контроля распространения документов внешнего происхождения , определяемых организацией как необходимые для планирования и функционирования системы экологического менеджмента ;
g ) предотвращения непреднамеренного использования устаревших документов и использования подходящей идентификации , если в них сохраняется потребность .
4.4.6 Управление операциями
Организация должна идентифицировать и планировать те операции , которые связаны с выявленными значимыми экологическими аспектами , соответствующими ее экологической политике , целям и задачам , чтобы гарантировать их выполнение в заданных условиях путем :
a ) установления , внедрения и поддерживания документированной ( ых ) процедуры ( процедур ) по управлению ситуациями , когда их отсутствие может привести к отступлению от экологической политики , целей и задач ;
b ) установления в процедурах рабочих критериев ( нормального ) хода операций ;
с ) установления , внедрения и поддерживания процедур , связанных с идентифицированными значимыми экологическими аспектами товаров и услуг , используемых организацией , и доведения информации об используемых процедурах и требованиях до сведения поставщиков , включая подрядчиков .
4.4.7 Готовность к нештатным ситуациям , авариям и ответные действия
Организация должна установить , внедрить и поддерживать процедуру ( ы ) для выявления потенциально возможных нештатных ситуаций и аварий , которые могут оказывать воздействие ( я ) на окружающую среду , и действий в таких ситуациях .
Организация должна реагировать на возникающие нештатные ситуации и аварии и предотвращать или смягчать связанные с ними негативные воздействия на окружающую среду .
Организация должна периодически анализировать и , при необходимости , пересматривать процедуры , касающиеся ее готовности к нештатным ситуациям и авариям , и ответных действий , в особенности в результате аварии или нештатной ситуации .
Организация также должна периодически проверять на практике такие процедуры , если это осуществимо .
4.5 Контроль
4.5.1 Мониторинг и измерение
Организация должна установить , внедрить и поддерживать процедуру ( ы ) регулярного мониторинга и измерений ключевых характеристик осуществляемых операций , которые могут оказывать значимое воздействие на окружающую среду . Процедура ( ы ) должна ( ы ) включать в себя документирование информации по мониторингу результативности применяемых методов управления операциями и соответствия экологическим целям и задачам организации .
Организация должна обеспечить , чтобы для мониторинга и измерений использовалось калиброванное или поверенное оборудование , проводилось его техническое обслуживание , обеспечивалось хранение соответствующих записей .
4.5.2 Оценка соответствия
4.5.2.1 В соответствии с принятыми обязательствами по обеспечению соответствия организация должна установить , внедрить и поддерживать процедуру ( ы ) периодической оценки соответствия применимым законодательным требованиям .
Организация должна сохранять записи о результатах периодических оценок .
4.5.2.2 Организация должна оценивать свое соответствие другим требованиям , которые она обязалась выполнять . Организация может объединить эту оценку с оценкой соответствия законодательным требованиям согласно 4.5.2.1 или установить отдельную процедуру .
Организация должна сохранять записи о результатах периодических оценок .
4.5.3 Несоответствия , корректирующие и предупреждающие действия
Организация должна установить , внедрить и поддерживать процедуру ( ы ) обращения с фактическими и потенциальными несоответствиями , принятия корректирующих и предупреждающих действий . Процедура ( ы ) должна ( ы ) отвечать требованиям по :
a ) выявлению и корректированию несоответствия ( ий ) и осуществлению действий по смягчению их влияния на окружающую среду ;
b ) исследованию несоответствия ( ий ), определению его ( их ) причин ( ы ) и осуществлению действий для исключения его ( их ) повторения ;
c ) оценке необходимости выполнения адекватных действий для исключения появления несоответствий ;
d ) записям результатов предпринятого ( ых ) корректирующего ( их ) и предупреждающего ( их ) действия ( й );
e ) анализу результативности предпринятого ( ых ) корректирующего ( их ) и предупреждающего ( их ) действия ( й ).
Предпринимаемые действия должны быть соразмерны масштабу проблемы и выявленному воздействию на окружающую среду .
Организация должна обеспечить внесение любых необходимых изменений в документацию системы экологического менеджмента .
4.5.4 Управление записями
Организация должна создать и поддерживать записи , необходимые для демонстрации соответствия требованиям своей системы экологического менеджмента и настоящего стандарта , а также записи о достигнутых результатах .
Организация должна установить , внедрить и поддерживать процедуру ( ы ) для идентификации , хранения , защиты , доступа , определения срока хранения и удаления зарегистрированных данных .
Записи должны быть удобочитаемыми , идентифицируемыми и прослеживаемыми .
4.5.5 Внутренний аудит
Организация должна обеспечить проведение внутренних аудитов системы экологического менеджмента с запланированной периодичностью , чтобы :
a ) определить :
1) соответствует ли система экологического менеджмента запланированным положениям экологического менеджмента , в том числе требованиям настоящего стандарта ;
2) должным ли образом система внедрена и поддерживается ли в рабочем состоянии ;
b ) довести информацию о результатах аудитов до руководства .
Организация должна запланировать , установить , внедрить и поддерживать программу ( ы ) аудита , принимая во внимание значимость рассматриваемых видов деятельности с экологической точки зрения и результаты предыдущих аудитов .
Должна ( ы ) быть установлена ( ы ), внедрена ( ы ) и поддерживаться в рабочем состоянии процедура аудита , предусматривающая ( ие ):
- распределение ответственности и требования к планированию , проведению аудитов и подготовке отчетов по результатам аудита , а также сохранению соответствующих записей ;
- определение критериев и области , частоты проведения аудитов и используемых методов .
При выборе аудиторов и проведении аудитов должны обеспечиваться объективность и беспристрастность процесса аудита .
4.6 Анализ со стороны руководства
Высшее руководство должно анализировать систему экологического менеджмента через запланированные интервалы времени , чтобы обеспечить ее постоянную пригодность , адекватность и результативность . Анализы должны содержать оценку возможностей улучшения и необходимость изменений системы экологического менеджмента , включая экологическую политику , цели и задачи . Записи результатов анализа со стороны руководства должны документироваться .
Исходные данные для анализа со стороны руководства должны содержать :
a ) результаты внутренних аудитов и оценки соответствия законодательным требованиям и другим требованиям , которые организация обязалась выполнять ;
b ) сообщения внешних заинтересованных сторон , включая жалобы ;
c ) экологическую результативность организации ;
d ) степень достижения целей и выполнения задач ;
e ) состояние выполнения корректирующих и предупреждающих действий ;
f ) действия , предпринятые по результатам предыдущих анализов со стороны руководства ;
g ) изменившиеся обстоятельства , включая развитие законодательных и других требований , относящихся к экологическим аспектам ;
h ) рекомендации по улучшению .
Результаты анализа со стороны руководства должны включать в себя любые решения и действия , связанные с возможными изменениями экологической политики , целей , задач и других элементов системы экологического менеджмента в соответствии с обязательствами в отношении постоянного улучшения .
Приложение А
( справочное )
Руководство по применению настоящего стандарта
А .1 Общие требования
Настоящее приложение носит информационный характер и предназначено для того , чтобы предотвратить неправильную интерпретацию требований , приведенных в разделе 4 настоящего стандарта . Поскольку настоящее приложение поясняет требования разделе 4 , его не предполагается использовать для добавления , исключения или какой - либо модификации этих требований .
Предполагается , что результатом внедрения системы экологического менеджмента , описанной в настоящем стандарте , должно стать улучшение экологической результативности . Поэтому настоящий стандарт основывается на том , что организация будет периодически анализировать и оценивать систему экологического менеджмента с целью определения возможностей улучшения и реализации этих возможностей . Степень , масштабы и временные рамки процесса постоянного улучшения определяются организацией с учетом экономических и других обстоятельств . Результатом совершенствования системы экологического менеджмента должно стать дальнейшее улучшение экологической результативности .
Настоящий стандарт требует от организации :
a ) сформулировать соответствующую экологическую политику ;
b ) идентифицировать экологические аспекты , обусловленные прошлой , настоящей или планируемой деятельностью , продукцией или услугами , с последующим определением значимости воздействий на окружающую среду ;
c ) идентифицировать применимые законодательные и другие требования , которые организация обязалась выполнять ;
d ) идентифицировать приоритеты и установить соответствующие экологические цели и задачи ;
e ) разработать структуру и программу ( ы ) реализации политики , достижения целей и выполнения задач ;
f ) способствовать деятельности по планированию , управлению , мониторингу , предупреждающим и корректирующим действиям , аудиту и анализу для придания уверенности в том , что вся эта деятельность согласуется с политикой организации и что система экологического менеджмента соответствует установленным требованиям ;
g ) быть способной к адаптации к изменяющимся обстоятельствам .
Организации , не имеющей системы экологического менеджмента , следует вначале оценить и проанализировать исходную картину своего взаимодействия с окружающей средой . Следует стремиться рассмотреть все экологические аспекты организации как основы для разработки системы экологического менеджмента .
Такой анализ должен охватывать четыре ключевые области :
a ) идентификацию экологических аспектов , включая те , которые связаны с нормальными и ненормальными ( аномальными ) условиями функционирования , включая запуски и остановы , нештатные ситуации и аварии ;
b ) идентификацию применимых законодательных и других требований , которые организация обязалась выполнять ;
c ) исследование существующей практики и процедур экологического менеджмента , включая те , которые связаны с деятельностью по закупкам и контрактам ;
d ) оценку предшествующих нештатных ситуаций и аварий .
Инструменты и методы , применяемые для анализа , в зависимости от характера деятельности организации могут включать в себя использование контрольных списков , проведение опросов , непосредственную проверку и измерения , рассмотрение результатов предыдущих аудитов или других оценок .
Организация имеет свободу выбора границ применения системы и может определить область внедрения настоящего стандарта, как в отношении всей организации , так и в отношении ее отдельных подразделений . Организации следует определить и документировать область применения системы экологического менеджмента . Это необходимо для уточнения границ , в пределах которых в организации будет действовать система экологического менеджмента , особенно если организация является частью более крупной организации , расположенной в том же месте . После того как область применения системы экологического менеджмента будет определена , все виды деятельности , продукции и услуг , входящих в эту область , следует считать включенными в систему экологического менеджмента . При определении области применения следует иметь в виду , что доверие к системе будет зависеть от выбора границ , в пределах которых она будет действовать . Если из области применения системы экологического менеджмента будет исключена какая - либо часть организации , то организации следует обосновать , почему это сделано . Если настоящий стандарт внедрен в конкретном подразделении ( функциональной части ), то в целях выполнения требований настоящего стандарта можно использовать политику и процедуры , установленные для других частей организации при условии , что они применимы для этого подразделения ( функциональной части ).
А .2 Экологическая политика
Экологическая политика является движущей силой , обеспечивающей внедрение и совершенствование системы экологического менеджмента организации . Таким образом , она будет поддерживать и улучшать экологическую результативность . Поэтому политика организации должна отражать обязательства высшего руководства действовать в соответствии с применимыми требованиями экологического законодательства и другими требованиями , принципами предотвращения загрязнения и постоянного улучшения . Экологическая политика образует базу , на основе которой организация устанавливает свои цели и задачи . Экологической политике следует быть достаточно ясной для ее понимания как персоналом , так и внешними заинтересованными сторонами . Политику следует периодически анализировать и пересматривать для отражения в ней изменившихся условий и появившейся информации . Область ее применения должна быть легко идентифицируемой и должна отражать уникальный характер деятельности , масштаб и воздействия на окружающую среду деятельности , продукции и услуг организации , входящих в установленную область применения системы экологического менеджмента .
Политику следует довести до сведения всех лиц , работающих для организации или по ее поручению , включая субподрядчиков , работающих на объектах организации . Субподрядчикам информация может передаваться в формах , отличающихся от заявления экологической политики , например в виде правил , указаний , процедур , которые могут включать в себя только имеющие отношение к делу отдельные положения политики . Если организация является частью корпорации , то высшему руководству организации следует документально оформить экологическую политику в контексте экологической политики корпорации и согласовать ее с руководством корпорации .
Примечание - Под высшим руководством ( топ - менеджмент ) подразумевается отдельное лицо или группа лиц , осуществляющее ( их ) управление и контроль деятельности организации на высшем уровне .
А . 3 Планирование
А .3.1 Экологические аспекты
Требования 4.3.1 предназначены для улучшения процесса идентификации организацией экологических аспектов и определения тех из них , которые являются значимыми и , соответственно , приоритетными в системе экологического менеджмента организации .
Организации следует идентифицировать экологические аспекты в рамках области применения системы экологического менеджмента , учитывая «входы» и «выходы» ( как предполагаемые , так и не предполагавшиеся ), связанные с ее текущей или прошлой деятельностью , продукцией и услугами , с планируемыми или новыми разработками , новыми или модифицированными видами деятельности , продукцией или услугами . В процесс идентификации следует включать как нормальные , так и аномальные условия функционирования , пуска и останова , так же как и возможные , при разумном предположении , нештатные ( аварийные ) ситуации .
Организация не должна рассматривать каждый продукт , компонент или сырьевой материал в отдельности . Она может выбрать виды деятельности , продукции и услуг для идентификации ее экологических аспектов .
Так как единого подхода к идентификации экологических аспектов не существует , при выбранном подходе могут быть рассмотрены , например , следующие факторы :
- выбросы в атмосферу ;
- сбросы в воду ;
- сбросы на рельеф и размещение отходов ;
- использование сырьевых материалов и природных ресурсов ;
- использование энергии ;
- потери энергии , например в виде тепла , радиации , вибраций ;
- отходы и побочные продукты ;
- физические характеристики , например размеры , форма , цвет , внешний вид .
В дополнение к тем экологическим аспектам , которые организация может контролировать непосредственно , следует также рассмотреть аспекты , на которые она может влиять , например аспекты , связанные с продукцией и услугами , используемыми организацией , и той продукцией и услугами , которые организация предоставляет . Далее приведены рекомендации по оценке возможностей такого управления и влияния . Однако при любых обстоятельствах именно организация определяет степень управления , а также аспекты , на которые она может влиять .
Следует рассмотреть аспекты , относящиеся к деятельности организации , продукции и услугам , такие как :
- проектирование и разработка ;
- процессы изготовления ;
- упаковка и транспортирование ;
- экологическая результативность и практика работы субподрядчиков и поставщиков ;
- управление отходами ;
- извлечение ( получение ) и распределение сырьевых материалов и использование природных ресурсов ;
- распределение , использование и утилизация продукции , срок службы которой закончился ;
- дикая природа и биоразнообразие .
Управление и влияние на экологические аспекты продукции , поставляемой организации , могут значительно меняться в зависимости от ситуации на рынке , с которой сталкивается организация , и ее поставщиков . Организация , которая отвечает за проектирование своей продукции , может воздействовать на такие аспекты в значительной степени , например, заменив отдельный исходный материал , однако , если организация должна поставлять продукцию в соответствии с техническими условиями , заданными извне , такие возможности весьма ограничены .
В отношении продукции , изготовляемой организацией , установлено , что организация может иметь ограниченный контроль над использованием и утилизацией своей продукции , например пользователями , но она может , если это целесообразно , рассмотреть возможность сообщения пользователям о соответствующих механизмах обращения и утилизации продукции для повышения степени влияния на экологические аспекты .
Изменения в окружающей среде отрицательного или положительного характера , полностью или частично связанные с экологическими аспектами , называют воздействиями на окружающую среду . Связь между экологическими аспектами и воздействиями является причинно - следственной .
В некоторых регионах культурное наследие может быть важным элементом окружения , в котором функционирует организация , и поэтому должно быть учтено при оценке воздействий на окружающую среду .
Поскольку организация может иметь множество экологических аспектов и связанных сними воздействий , она должна определить критерии и метод ( ы ) определения значимых из них . Единого подхода к определению значимых экологических аспектов не существует . Однако используемый метод должен приносить согласующиеся результаты, и предусматривать разработку и применение критериев оценки , например учитывающих взаимодействие с окружающей средой , вопросы законодательства , а также интересы внутренних и внешних заинтересованных сторон .
При подготовке информации , относящейся к значимым экологическим аспектам , организации следует определить необходимость сохранения этой информации , характеризующей как историю вопроса , так и способ использования этой информации при проектировании и внедрении системы экологического менеджмента .
В процессе идентификации и оценки экологических аспектов организации следует учитывать особенности территории , на которой осуществляется деятельность , затраты и время , требуемые для выполнения анализа , а также доступность надежных данных . Идентификация экологических аспектов не требует детальной оценки жизненного цикла продукции . Поэтому может быть использована уже имеющаяся информация , разработанная для исполнительных органов власти или иных целей .
Процесс идентификации и оценки экологических аспектов не предназначен для изменения или усиления правовых обязательств организации .
А .3.2 Законодательные и другие требования
Организации необходимо идентифицировать законодательные требования , применимые к ее экологическим аспектам , которые могут включать в себя :
- требования национального законодательства и международных соглашений ;
- требования государственных , региональных , отраслевых нормативных актов ;
- правовые требования местных органов власти .
Примерами других требований , которые организация может взять обязательство выполнять , являются ( если они применимы ):
- соглашения с органами власти ;
- соглашения с потребителями ;
- указания рекомендательного характера ;
- добровольные кодексы и принципы установившейся практики ;
- добровольная экологическая маркировка или соглашения по сопровождению продукции ;
- требования торговых ассоциаций ;
- соглашения с общественными группами или неправительственными организациями ;
- обязательства , публично принятые организацией или ее материнской компанией ;
- корпоративные требования .
Определение того , насколько законодательные и другие требования применимы к экологическим аспектам организации , обычно выполняют в процессе идентификации этих требований . Поэтому обычно нет необходимости иметь отдельную или дополнительную процедуру для такого определения .
А .3.3 Цели , задачи и программы
Цели и задачи должны учитывать специфику организации и , если это практически осуществимо , быть измеряемыми . Они могут быть краткосрочными и долгосрочными .
При выборе вариантов технологии организации следует предпочесть использование лучших доступных технологий , если они экономически оправданы и эффективны .
Ссылка на финансовые требования организации не дает основания считать , что организация обязана использовать методологию экологических счетов .
Создание и использование одной или большего числа программ важно для успешного внедрения системы экологического менеджмента . В каждой программе следует описать , как организация будет достигать целей и выполнения задач , включая указания сроков , необходимых ресурсов и лиц , ответственных за реализацию программ ( ы ). Эта ( и ) программа ( ы ) может ( гут ) иметь подразделы по конкретным элементам деятельности организации .
В программу следует включать ( если это необходимо и практически осуществимо ) рассмотрение этапов планирования , проектирования , производства , маркетинга и утилизации , что может быть сделано как для текущих , так и для новых видов деятельности , продукции или услуг . Для продукции это может быть проектирование , выбор материалов , производство , использование и последующая утилизация . При внедрении нового оборудования или значительной модификации процессов программа может охватывать планирование , проектирование , строительство , ввод в эксплуатацию , использование и вывод из эксплуатации в соответствующие сроки , определяемые организацией .
А .4 Внедрение и функционирование
А .4.1 Ресурсы , функциональные обязанности , ответственность и полномочия
Успешное внедрение системы экологического менеджмента требует ответственного отношения к ней всех лиц , работающих для организации или по ее поручению . Поэтому распределение ролей и ответственности в рамках системы не следует рассматривать только для функций экологического менеджмента , они должны затрагивать и другие области организации , такие как операционный менеджмент или выполнение персоналом других , не экологических функций .
В первую очередь к этой деятельности должно быть привлечено высшее руководство . Именно высшему руководству следует сформулировать экологическую политику и обеспечить внедрение системы экологического менеджмента . Для этого высшее руководство должно назначить специального представителя ( ей ) руководства , наделив его ( их ) определенными полномочиями и ответственностью за внедрение системы экологического менеджмента . В крупных или сложных по структуре организациях эти функции могут быть возложены на нескольких представителей руководства . В малых или средних по размерам организациях такая ответственность может быть возложена на одного человека . Руководству следует также гарантировать , что соответствующие ресурсы , такие как инфраструктура организации , предоставлены для обеспечения разработки , внедрения и поддерживания функционирования системы . Примерами элементов инфраструктуры организации являются здания , линии связи , подземные хранилища , системы канализации и т . п .
Также важно , чтобы ключевые функциональные обязанности и ответственность в системе экологического менеджмента были четко определены и доведены до сведения всех лиц , работающих для организации или по ее поручению .
А .4.2 Компетентность , подготовка и осведомленность
Организации следует идентифицировать необходимый уровень осведомленности , знаний , понимания и навыков для любого лица , несущего ответственность и наделенного полномочиями для выполнения заданий по ее поручению . Необходимо , чтобы :
- лица , работа которых связана со значимыми воздействиями на окружающую среду , обладали компетенцией , достаточной для выполнения порученных им заданий ;
- были идентифицированы потребности в профессиональной подготовке и предприняты действия для проведения такой подготовки ;
- все лица , выполняющие задания по поручению организации , были осведомлены об экологической политике организации , системе экологического менеджмента , а также об экологических аспектах деятельности организации , продукции и услуг , на которые может повлиять их деятельность .
Осведомленность , знания , понимание и компетентность можно обеспечить или повысить посредством профессиональной подготовки , обучения или приобретения опыта работы .
Организации следует требовать , чтобы субподрядчики , работающие по ее поручению , могли продемонстрировать , что их сотрудники обладают необходимой компетентностью и / или прошли соответствующую подготовку .
Руководству организации следует определить уровень опыта , компетентности и профессиональной подготовки , необходимый для работы персонала , особенно лиц , деятельность которых связана с выполнением конкретных функций по экологическому менеджменту .
А .4.3 Обмен информацией
Внутренний обмен информацией важен для результативного внедрения системы экологического менеджмента . Методы внутреннего обмена информацией могут включать в себя регулярные заседания рабочих групп , выпуск информационных бюллетеней , оформление информационных стендов , работу во внутренней сети .
Организациям следует внедрить процедуру получения , документирования и представления ответов на сообщения , поступающие от заинтересованных сторон . Эта процедура может включать в себя диалог с заинтересованными сторонами , а также рассмотрение их жалоб и предложений . В ряде случаев ответы заинтересованным сторонам могут содержать информацию об экологических аспектах и воздействиях на окружающую среду , связанных с деятельностью организации . В таких процедурах также следует учитывать необходимый обмен информацией с органами государственной власти относительно планирования противоаварийных мероприятий и других соответствующих вопросов .
Организация может планировать обмен информацией с учетом решений , принятых по отдельным целевым группам ( группам интересов ), соответствующим сообщениям и областям , выбору необходимых для этого средств .
Если рассматривают внешний обмен информацией об экологических аспектах , то организациям следует учитывать точки зрения и информационные потребности всех заинтересованных сторон . Если организация приняла решение о передаче вовне информации об экологических аспектах , то она может разработать соответствующую процедуру . Такая процедура может изменяться в зависимости от ряда факторов , таких как вид передаваемой информации , целевая группа и индивидуальные обстоятельства деятельности организации . К методам внешнего обмена информацией могут быть отнесены ежегодные отчеты , информационные бюллетени , веб - сайты и встречи с общественностью .
А 4.4 Документация
Уровень детализации документации должен быть достаточным для описания системы экологического менеджмента и взаимодействия ее частей . В описании должно быть указано направление , в котором следует искать более детальную информацию о функционировании отдельных частей системы экологического менеджмента . Такая документация может быть объединена с документацией на другие системы , используемые организацией . Документация не обязательно должна иметь форму руководства .
Степень документированности системы экологического менеджмента может варьироваться для различных организаций в зависимости от :
a ) размера и типа организации , осуществляемых видов деятельности , производимой продукции или услуг ;
b ) сложности процессов и их взаимодействия и
c ) компетентности персонала . Примерами документов являются :
- заявление о политике , целях и задачах ;
- информация о значимых экологических аспектах ;
- процедуры ;
- информация о процессах ;
- организационная структура ;
- внутренние и внешние стандарты ;
- планы действий в аварийных и нештатных ситуациях на производственных площадках ;
- записи .
Принятие любых решений в отношении документирования процедуры ( процедур ) следует обосновывать путем рассмотрения таких вопросов как :
- последствия , включая последствия для окружающей среды и последствия , которых следует ожидать в случае отсутствия документированной процедуры ;
- потребность в демонстрации соответствия законодательным и другим требованиям , которые организация обязалась выполнять ;
- потребность подтверждения того , что деятельность выполняется согласованно ;
- преимущества наличия документированных процедур , которые могут включать упрощение внедрения путем обмена информацией и обучения персонала , упрощение поддержания системы в рабочем состоянии и проверок , снижение риска неправильного понимания и ошибок , возможность демонстрации и наглядность ;
- требования настоящего стандарта .
Документы , первоначально созданные для целей , отличающихся от целей системы экологического менеджмента , могут быть использованы как часть документов системы , однако при этом в документации на систему на них следует делать ссылки .
А .4.5 Управление документацией
Организации следует создавать и поддерживать документацию в виде , достаточном для внедрения системы экологического менеджмента . Однако основное внимание должно быть направлено на результативное внедрение системы экологического менеджмента и на экологическую результативность , а не на создание сложной системы управления документацией .
А .4.6 Управление операциями
Организации следует оценить те из своих операций , которые связаны с идентифицированными значимыми экологическим аспектами , и убедиться , что они выполняются должным образом , позволяющим контролировать или снижать уровень связанных с ними негативных воздействий на окружающую среду , способствуя выполнению требований экологической политики и достижению экологических целей и выполнению задач . Такое управление должно включать все элементы операций организации , включая работы по техническому обслуживанию .
Поскольку эта часть системы экологического менеджмента указывает на то , как обеспечить выполнение требований системы в повседневной деятельности , то в 4.4.6, перечисление а ) необходимо использовать документированную процедуру ( процедуры ) управления в ситуациях , когда отсутствие таких процедур может привести к отклонениям от требований экологической политики , целей и задач .
А .4.7 Готовность к нештатным ситуациям , авариям и ответные действия
Организация отвечает за разработку процедуры ( процедур ) обеспечения подготовленности к нештатным ситуациям , авариям и реагирования на них , которые соответствуют ее собственным потребностям . При разработке этой ( их ) процедуры ( процедур ) организации следует рассматривать :
- характер опасностей на производственных площадках , например , наличие легковоспламеняющихся жидкостей , емкостей для их хранения , баллонов со сжатым газом , а также меры , принимаемые в случае проливов ( утечек ) или аварийных выбросов ;
- наиболее вероятные тип и масштабы аварий , нештатных ситуаций ;
- наиболее приемлемые методы реагирования на аварийные или нештатные ситуации ;
- планы внутреннего и внешнего оповещения ;
- действия , необходимые для минимизации ущерба , наносимого окружающей среде ;
- смягчающие и ответные действия , предпринимаемые при различных видах аварий или нештатных ситуаций ;
- необходимость процесса ( ов ) проведения оценки ситуации после произошедшей аварии , установления и выполнения корректирующих и предупреждающих действий ;
- периодическую проверку выполнения процедуры реагирования на аварийные и нештатные ситуации ;
- подготовку персонала к действиям при авариях и нештатных ситуациях ;
- перечень ответственных лиц и аварийных служб , включая контактную информацию ( например , противопожарной части , службы ликвидации утечек );
- маршруты эвакуации и пункты сбора ;
- возможность аварии ( й ) или нештатной ( ых ) ситуации ( й ) на близлежащих объектах ( например , завод , автомагистраль , железная дорога );
- возможность взаимопомощи со стороны соседних организаций .
А .5 Контроль
А .5.1 Мониторинг и измерения
Действия организации могут иметь множество характеристик , относящихся к мониторингу и измерению сбросов сточных вод , могут включать показатели биологической и химической потребности в кислороде , температуры и кислотности .
Собираемые данные в процессе мониторинга и измерений могут анализироваться с целью выявления общей картины и получения нужной информации . Знания , приобретаемые на основе данной информации , можно использовать для выполнения корректирующих и предупреждающих действий .
Ключевыми характеристиками являются те , которые необходимы организации для определения того , как она управляет значимыми экологическими аспектами , достигает цели , выполняет задачи и повышает экологическую результативность .
Для получения достоверных результатов средства измерений следует калибровать или поверять через установленные промежутки времени или перед их использованием с помощью эталонов ( стандартных образцов ) согласно действующей нормативной документации . Если такие эталоны отсутствуют , то необходимо зарегистрировать используемую базу для калибровки .
А .5.2 Оценка соответствия
Организация должна быть способна продемонстрировать , что она провела оценку соответствия своей системы идентифицированным законодательным требованиям , включая используемые разрешения или лицензии .
Организация должна быть также способна продемонстрировать , что она провела оценку соответствия другим идентифицированным требованиям , которые она обязалась выполнять .
А .5.3 Несоответствия , корректирующие и предупреждающие действия
В зависимости от характера несоответствия , установив процедуры , позволяющие учитывать соответствующие требования , организация может выполнять их при минимальном объеме официального планирования . В некоторых случаях это может быть более сложная и долгосрочная деятельность . Любая связанная с этим документация должна соответствовать уровню предпринимаемых действий .
А .5.4 Управление записями
Экологические записи могут включать , помимо прочего :
a ) записи в отношении жалоб ;
b ) записи о подготовке ( обучении ) персонала ;
c ) записи данных мониторинга процессов ;
d ) записи по инспекциям , техническому обслуживанию и калибровке ;
е ) записи о постоянных подрядчиках и поставщиках ;
f ) отчеты по расследованию несчастных случаев ;
g ) записи о проверках готовности к нештатным ( аварийным ) ситуациям ;
h ) результаты аудитов ;
i ) результаты анализа со стороны руководства ;
j ) решения о внешних обменах информации ;
к ) записи о применимых требованиях законодательства ;
l ) записи о` значимых экологических аспектах ;
m ) записи о встречах по экологическим проблемам ;
n ) информацию по экологической результативности ;
о ) записи , подтверждающие соответствие законодательству ;
р ) записи об обмене информацией с заинтересованными сторонами .
Следует надлежащим образом относиться к конфиденциальной информации .
Примечание - Записи не должны быть единственным свидетельством подтверждения соответствия настоящему стандарту
А .5.5 Внутренний аудит
Внутренние аудиты выполняют либо сотрудники организации , либо внешние лица , выбранные организацией и работающие по ее поручению . Лица , проводящие аудит , должны быть компетентны , а их позиция должна быть беспристрастной и объективной . В небольших организациях независимость аудитора может быть подтверждена отсутствием ответственности аудитора за проверяемую деятельность .
Примечание 1 - Если организация хочет объединить проведение аудитов системы экологического менеджмента с аудитами соответствия экологическому законодательству , содержание и область каждого из аудитов следует четко определять . Настоящий стандарт не устанавливает требований к аудитам соответствия экологическому законодательству .
Примечание 2 - Руководящие указания по аудиту систем экологического менеджмента приведены в ИСО 19011.
А .6 Анализ со стороны руководства
Анализ со стороны руководства должен охватывать всю область применения системы экологического менеджмента , хотя не все элементы системы экологического менеджмента необходимо рассматривать одновременно . Анализ может проводиться через определенный промежуток времени .
Приложение Б
( справочное )
Соответствие между ИСО 14001:2004 и ИСО 9001:2000
Соответствие между ИСО 14001:2004 и ИСО 9001:2000 и наоборот приведено в таблицах Б .1 и Б .2.
Цель такого сравнения - демонстрация того , что обе системы могут использоваться совместно в тех организациях , которые уже внедрили один из этих стандартов и хотят использовать оба .
Прямое соответствие между отдельными подразделами ( подпунктами ) этих стандартов возможно в случае , если подразделы ( подпункты ) обоих стандартов содержат в значительной мере сравниваемые требования . Помимо этого существуют другие более детальные взаимные соответствия меньшей значимости , которые в настоящем приложении не рассматриваются .
Таблица Б .1 - Соответствие между ИСО 14001:2004 и ИСО 9001:2000
ИСО 14001:2004 |
|
|
ИСО 9001:2000 |
Требования к системе экологического менеджмента ( заголовок ) |
4 |
4 |
Системы менеджмента качества ( заголовок ) |
Общие требования |
4.1 |
4.1 |
Общие требования |
Экологическая политика |
4.2 |
5.1 5.3 8.5.1 |
Обязательства руководства Политика в области качества Постоянное улучшение |
Планирование ( заголовок ) |
4.3 |
5.4 |
Планирование ( заголовок ) |
Экологические аспекты |
4.3.1 |
5.2 7.2.1 7.2.2 |
Ориентация на потребителя Определение требований , относящихся к продукции Анализ требований , относящихся к продукции |
Законодательные и другие требования |
4.3.2 |
5.2 7.2.1 |
Ориентация на потребителя Определение требований , относящихся к продукции |
Цели , задачи и программа ( ы ) |
4.3.3 |
5.4.1 5.4.2 8.5.1 |
Цели в области качества Планирование создания , и развития системы менеджмента качества Постоянное улучшение |
Внедрение и функционирование ( заголовок ) |
4.4 |
7 |
Процессы жизненного цикла продукции ( заголовок ) |
Ресурсы , функциональные обязанности , ответственность и полномочия |
4.4.1 |
5.1 5.5.1 5.5.2 6.1 6.3 |
Обязательства руководства Ответственность и полномочия Представитель руководства Обеспечение ресурсами Инфраструктура |
Компетентность , подготовка и осведомленность |
4.4.2 |
6.2.1 6.2.2 |
Общие положения ( человеческие ресурсы ) Компетентность , осведомленность и подготовка |
Обмен информацией |
4.4.3 |
5.5.3 7.2.3 |
Внутренний обмен информацией Связь с потребителями |
Документация |
4.4.4 |
4.2.1 |
Общие положения ( требования к документации ) |
Управление документацией |
4.4.5 |
4.2.3 |
Управление документацией |
Окончание таблицы Б . 1
ИСО 14001:2004 |
|
|
ИСО 9001:2000 |
Управление операциями |
4.4.6 |
7.1 |
Планирование процессов жизненного цикла продукции |
|
7.2.1 |
Определение требований , относящихся к продукции |
|
7.2.2 |
Анализ требований , относящихся к продукции |
||
7.3.1 |
Планирование проектирования и разработки |
||
7.3.2 |
Входные данные для проектирования и разработки |
||
7.3.3 |
Выходные данные проектирования и разработки |
||
7.3.4 |
Анализ проекта и разработки |
||
7.3.5 |
Верификация проекта и разработки |
||
7.3.6 |
Валидация проекта и разработки |
||
7.3.7 |
Управление изменениями проекта и разработки |
||
7.4.1 |
Процесс закупок |
||
7.4.2 |
Информация по закупкам |
||
7.4.3 |
Верификация закупленной продукции |
||
7.5.1 |
Управление производством и обслуживанием |
||
7.5.2 |
Валидация процесса производства и обслуживания |
||
7.5.5 |
Сохранение соответствия продукции |
||
Подготовленность к нештатным ситуациям , авариям и ответные действия |
4.4.7 |
8.3 |
Управление несоответствующей продукцией |
Контроль ( заголовок ) |
4.5 |
8 |
Измерение , анализ и улучшение ( заголовок ) |
Мониторинг и измерения |
4.5.1 |
7.6 |
Управление устройствами для мониторинга и измерений |
|
8.1 |
Общие положения ( измерения , анализ и улучшение ) |
|
8.2.3 |
Мониторинг и измерение процессов |
||
8.2.4 |
Мониторинг и измерение продукции |
||
8.4 |
Анализ данных |
||
Оценка соответствия |
4.5.2 |
8.2.3 |
Мониторинг и измерение процессов |
|
8.2.4 |
Мониторинг и измерение продукции |
|
Несоответствия , корректирующие и предупреждающие действия |
4.5.3 |
8.3 |
Управление несоответствующей продукцией |
8.4 |
Анализ данных |
||
8.5.2 |
Корректирующие действия |
||
8.5.3 |
Предупреждающие действия |
||
Управление записями |
4.5.4 |
4.2.4 |
Управление записями |
Внутренний аудит |
4.5.5 |
8.2.2 |
Внутренние аудиты ( проверки ) |
Анализ со стороны руководства |
4.6 |
5.1 |
Обязательства руководства |
|
5.6 |
Анализ со стороны руководства |
|
5.6.1 |
Общие положения ( заголовок ) |
||
5.6.2 |
Входные данные для анализа |
||
5.6.3 |
Выходные данные анализа |
||
8.5.1 |
Постоянное улучшение |
Таблица Б .2 - Соответствие между ИСО 9001:2000 и ИСО 14001:2004
ИСО 9001:2000 |
|
|
ИСО 14001:2004 |
Система менеджмента качества ( заголовок ) |
4 |
4 |
Требования к системе экологического менеджмента |
Общие требования |
4.1 |
4.1 |
Общие требования |
Требования к документации ( заголовок ) |
4.2 |
|
|
Общие положения |
4.2.1 |
4.4.4 |
Документация |
Руководство по качеству |
4.2.2 |
|
|
Управление документацией |
4.2.3 |
4.4.5 |
Управление документацией |
Управление записями |
4.2.4 |
4.5.4 |
Управление записями |
Ответственность руководства ( заголовок ) |
5 |
|
|
Обязательства руководства |
5.1 |
4.2 4.4.1 |
Экологическая политика Ресурсы , функциональные обязанности , ответственность и полномочия |
Ориентация на потребителя |
5.2 |
4.3.1 4.3.2 4.6 |
Экологические аспекты Законодательные и другие требования Анализ со стороны руководства |
Политика в области качества |
5.3 |
4.2 |
Экологическая политика |
Планирование |
5.4 |
4.3 |
Планирование |
Цели в области качества |
5.4.1 |
4.3.3 |
Цели , задачи и программа ( ы ) |
Планирование создания и развития системы менеджмента качества |
5.4.2 |
4.3.3 |
Цели , задачи и программа ( ы ) |
Ответственность , полномочия и обмен информацией ( заголовок ) |
5.5 |
|
|
Ответственность и полномочия |
5.5.1 |
4.4.1 |
Ресурсы , функциональные обязанности , ответственность и полномочия |
Представитель руководства |
5.5.2 |
4.4.1 |
Ресурсы , функциональные обязанности , ответственность и полномочия |
Внутренний обмен информацией |
5.5.3 |
4.4.3 |
Обмен информацией |
Анализ со стороны руководства ( заголовок ) |
5.6 |
|
|
Общие положения |
5.6.1 |
4.6 |
Анализ со стороны руководства |
Входные данные для анализа |
5.6.2 |
4.6 |
Анализ со стороны руководства |
Выходные данные анализа |
5.6.3 |
4.6 |
Анализ со стороны руководства |
Менеджмент ресурсов ( заголовок ) |
6 |
|
|
Обеспечение ресурсами |
6.1 |
4.4.1 |
Ресурсы , функциональные обязанности , ответственность и полномочия |
Человеческие ресурсы ( заголовок ) |
6.2 |
|
|
Общие положения |
6.2.1 |
4.4.2 |
Компетентность , подготовка и осведомленность |
Компетентность , осведомленность и подготовка |
6.2.2 |
4.4.2 |
Компетентность , подготовка и осведомленность |
Инфраструктура |
6.3 |
4.4.1 |
Ресурсы , функциональные обязанности , ответственность и полномочия |
Продолжение таблицы Б . 2
ИСО 9001:2000 |
|
|
ИСО 14001:2004 |
Производственная среда |
6.4 |
|
|
Процессы жизненного цикла продукции |
7 |
4.4 |
Внедрение и функционирование |
Планирование процессов жизненного цикла продукции |
7.1 |
4.4.6 |
Управление операциями |
Процессы , связанные с потребителями ( заголовок ) |
7.2 |
|
|
Определение требований , относящихся к продукции |
7.2.1 |
4.3.1 4.3.2 4.4.6 |
Экологические аспекты Законодательные и другие требования Управление операциями |
Анализ требований , относящихся к продукции |
7.2.2 |
4.3.1 4.4.6 |
Экологические аспекты Управление операциями |
Связь с потребителями |
7.2.3 |
4.4.3 |
Обмен информацией |
Проектирование и разработка ( заголовок ) |
7.3 |
|
|
Планирование проектирования и разработки |
7.3.1 |
4.4.6 |
Управление операциями |
Входные данные для проектирования и разработки |
7.3.2 |
4.4.6 |
Управление операциями |
Выходные данные проектирования и разработки |
7.3.3 |
4.4.6 |
Управление операциями |
Анализ проекта и разработки |
7.3.4 |
4.4.6 |
Управление операциями |
Верификация проекта и разработки |
7.3.5 |
4.4.6 |
Управление операциями |
Валидация проекта и разработки |
7.3.6 |
4.4.6 |
Управление операциями |
Управление изменениями проекта и разработки |
7.3.7 |
4.4.6 |
Управление операциями |
Закупки ( заголовок ) |
7.4 |
4.4.6 |
|
Процесс закупок |
7.4.1 |
4.4.6 |
Управление операциями |
Информация по закупкам |
7.4.2 |
4.4.6 |
Управление операциями |
Верификация закупленной продукции |
7.4.3 |
4.4.6 |
Управление операциями |
Производство и обслуживание ( заголовок ) |
7.5 |
4.4.6 |
|
Управление производством и обслуживанием |
7.5.1 |
4.4.6 |
Управление операциями |
Валидация процессов производства и обслуживания |
7.5.2 |
4.4.6 |
Управление операциями |
Идентификация и прослеживаемость |
7.5.3 |
|
|
Собственность потребителей |
7.5.4 |
|
|
Сохранение соответствия продукции |
7.5.5 |
4.4.6 |
Управление операциями |
Управление устройствами для мониторинга и измерений |
7.6 |
4.4.6 |
Мониторинг и измерения |
Измерение , анализ и улучшение ( заголовок ) |
8 |
4.5 |
Контроль |
Общие положения |
8.1 |
4.5.1 |
Мониторинг и измерения |
Мониторинг и измерение ( заголовок ) |
8.2 |
|
|
Удовлетворенность потребителей |
8.2.1 |
|
|
Окончание таблицы Б . 2
ИСО 9001:2000 |
|
|
ИСО 14001:2004 |
Внутренние аудиты ( проверки ) |
8.2.2 |
4.5.5 |
Внутренний аудит |
Мониторинг и измерение процессов |
8.2.3 |
4.5.1 4.5.2 |
Мониторинг и измерения Оценка соответствия |
Мониторинг и измерение продукции |
8.2.4 |
4.5.1 4.5.2 |
Мониторинг и измерения Оценка соответствия |
Управление несоответствующей продукцией |
8.3 |
4.4.7 4.5.3 |
Подготовленность к нештатным ситуациям , авариям и ответные действия Несоответствия , корректирующие и предупреждающие действия |
Анализ данных |
8.4 |
4.5.1 |
Мониторинг и измерение |
Улучшение ( заголовок ) |
8.5 |
|
|
Постоянное улучшение |
8.5.1 |
4.2 4.3.3 4.6 |
Экологическая политика Цели , задачи и программа ( ы ) Анализ со стороны руководства |
Корректирующие действия |
8.5.2 |
4.5.3 |
Несоответствия , корректирующие и предупреждающие действия |
Предупреждающие действия |
8.5.3 |
4.5.3 |
Несоответствия , корректирующие и предупреждающие действия |
Библиография
[1] ИСО 9000:2000 |
Системы менеджмента качества . Основные положения и словарь |
[2] ИСО 9001:2000 |
Системы менеджмента качества . Требования |
[3 ] ИСО 14004:2004 |
Системы экологического менеджмента . Руководящие указания по принципам , системам и методам обеспечения функционирования |
[4] ИС О 19011:2002 |
Руководящие указания по аудиту систем менеджмента качества и / или систем экологического менеджмента |
Ключевые слова : экологический менеджмент , система экологического менеджмента , требования