МДС 13-13.2000 Положение о проведении экспертизы экономического обоснования тарифов на товары, работы и услуги, учитываемых в оплате жилья и коммунальных услуг

Утверждено

постановлением Госстроя России

от 11.11.98 № 13

ПОЛОЖЕНИЕ
О ПРОВЕДЕНИИ ЭКСПЕРТИЗЫ
ЭКОНОМИЧЕСКОГО ОБОСНОВАНИЯ
ТАРИФОВ НА ТОВАРЫ, РАБОТЫ И УСЛУГИ, УЧИТЫВАЕМЫХ
В ОПЛАТЕ ЖИЛЬЯ И КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ

МДС 13-13.2000

МОСКВА 2001

1 . Настоящее Положение определяет порядок проведения экспертизы экономического обоснования тарифов на товары, работы, услуги, учитываемых в оплате жилья и коммунальных услуг при рассмотрении и утверждении соответствующих тарифов федеральными органами исполнительной власти по регулированию естественных монополий, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

2 . Система требований к проведению экспертизы, установленных настоящим Положением, распространяется на экспертизы, осуществляемые в целях:

установления достоверности представляемой хозяйствующими субъектами в регулирующие органы финансово-экономической и производственно-технологической информации;

защиты экономических интересов организаций, оказывающих жилищно-коммунальные услуги, по регулируемым тарифам;

выявления неэффективных и необоснованных затрат, включаемых в расчеты тарифов;

определения путей снижения производственной себестоимости по регулируемой деятельности;

выявления внутренних резервов для повышения эффективности производства, обеспечения ресурсосбережения;

усиления контроля за ценами (тарифами) организаций, занимающих монопольное положение в осуществлении регулируемой деятельности;

защиты экономических интересов населения и других потребителей от монопольного повышения тарифов.

3 . Для настоящего Положения применяются следующие определения основных понятий:

Регулируемая деятельность - деятельность в сфере производства товаров, работ и услуг жилищно-коммунального назначения, цены (тарифы) на которые регулируются соответствующими органами государственной власти и местного самоуправления, а именно:

деятельность по производству, передаче и распределению электрической и тепловой энергии (мощности), регулируемая в соответствии с Федеральным Законом от 14 апреля 1995 г. № 41-ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, № 16, ст. 1316) и постановлением Правительства Российской Федерации от 4 февраля 1997 г. № 121 «Об основах ценообразования и порядке государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, № 7, ст. 855);

деятельность по газоснабжению, регулируемая в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 7 марта 1995 г. № 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, № 11, ст. 997), постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 1995 г. № 332 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен на газ и сырье для его производства»;

деятельность по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, содержанию и ремонту (включая капитальный) жилищного фонда, регулируемая в соответствии с Федеральным Законом от 28 августа 1995 г. № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, № 35, ст. 3506) и постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июня 1996 г. № 707 «Об упорядочении системы оплаты жилья и коммунальных услуг» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 26, ст. 3139).

Тарифы - система ценовых ставок, по которым осуществляются расчеты за электрическую и тепловую энергию, газ (сетевой и сжиженный), водоснабжение, водоотведение, содержание и ремонт (включая капитальный) жилищного фонда.

Тарифная политика - порядок формирования тарифов по регулируемой деятельности, установленный федеральными органами исполнительной власти по регулированию естественных монополий, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления.

Регулирующие органы (органы, осуществляющие регулирование тарифов) - органы, в компетенцию которых входит рассмотрение финансово-экономической информации по установлению тарифов с целью дальнейшего их утверждения (Федеральная энергетическая комиссия Российской Федерации, региональные энергетические комиссии, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и другие уполномоченные ими органы).

Период регулирования - временной интервал (квартал, полугодие, год), принимаемый для расчета показателей, включаемых в тариф.

Хозяйствующие субъекты - юридические лица любых организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющие регулируемую деятельность и представляющие расчеты и обоснования по установлению тарифов в регулирующие органы.

Экспертиза (проверка) - независимая вневедомственная финансовая и технологическая экспертиза факторов, влияющих на формирование тарифов, а также производственно-технологической и финансово-экономической информации, представляемой хозяйствующими субъектами в целях экономического обоснования тарифов в сфере регулируемой деятельности.

Экспертное заключение (заключение) - документ, являющийся результатом проведенной независимой экспертной организацией экспертизы и имеющий юридическое значение в процедуре утверждения экономически обоснованных тарифов регулирующими органами для всех хозяйствующих субъектов, органов государственной власти и управления и органов местного самоуправления.

Экспертная организация - организация, осуществляющая деятельность по проведению независимых вневедомственных проверок специального назначения (аудиторские организации, технические, технологические, научные и иные организации).

4 . Настоящее Положение устанавливает систему требований к проведению проверки специального назначения хозяйствующих субъектов в соответствии с методологическими, организационными и правовыми особенностями ценообразования и тарифной политики в регулируемой деятельности.

5 . Порядок и требования, установленные настоящим Положением, распространяются на экспертизы, проводимые как по инициативе хозяйствующих субъектов, так и по инициативе органов, осуществляющих регулирование тарифов.

6 . Экспертиза экономического обоснования тарифов может проводиться:

- при подготовке хозяйствующими субъектами соответствующих расчетов и обоснований на регулируемый период, установленный действующими нормативными актами для расчета показателей, включаемых в тариф;

- при инициативном обращении хозяйствующих субъектов в регулирующие органы с просьбой пересмотра тарифов в течение регулируемого периода;

- в случае несогласия хозяйствующего субъекта с утвержденной регулирующим органом величиной тарифа;

- в иных случаях по соглашению между хозяйствующим субъектом и органом, осуществляющим регулирование тарифов.

7 . Результатом проведения экспертизы должно быть заключение экспертной организации.

Заключение экспертной организации является документом, имеющим юридическое значение в процедуре рассмотрения регулирующими органами обоснования тарифов в сфере регулируемой деятельности и утверждения их в установленном законодательством порядке.

Заключение по результатам проведения в соответствии с настоящим Положением экспертизы должно быть принято регулирующим органом как основание для формирования тарифа.

8 . Независимая вневедомственная экспертиза, проводимая в соответствии с настоящим Положением, осуществляется на основании договора возмездного оказания услуг. Заказчиком экспертизы является организация, по инициативе которой она проводится.

9 . Методы проведения экспертизы устанавливаются экспертными организациями самостоятельно, при этом экспертные организации должны гарантировать качество и достоверность представленной в заключении информации.

10 . Экспертиза может быть финансовой и (или) технологической, и в обязательном порядке содержать анализ факторов, влияющих на формирование тарифов.

Специальное назначение экспертизы, устанавливаемой настоящим Положением, определяется содержанием поставленных целей, глубиной, составом и объемом привлекаемой для анализа информации.

11 . Критериями для экспертизы являются федеральные законы, законы субъектов Российской Федерации, общие нормативные правовые акты, принятые органами государственной власти и органами местного самоуправления, определяющие порядок ценообразования и тарифную политику по регулируемой деятельности, а также указания, инструкции, правила и нормы технической эксплуатации объектов и другие документы, обязательные для исполнения хозяйствующими субъектами.

При этом в обязательном порядке регулирующими органами в пределах своей компетенции утверждаются, а хозяйствующими субъектами используются:

методические указания о порядке расчета тарифов и размеров платы за услуги;

система показателей и информационных данных, представляемых в регулирующий орган;

нормы и нормативы, используемые при экономическом обосновании планируемых (расчетных) величин себестоимости и прибыли, принимаемых для расчета тарифов.

12 . Заключение экспертной организации в обязательном порядке должно содержать следующую информацию:

По финансовой экспертизе:

анализ организационно-правового статуса хозяйствующего субъекта, его структуры управления, уставных, учредительных, юридических, распорядительных и организационных документов, требований учетной политики;

описание методов экспертизы тарифов и оснований для их выбора;

оценку достоверности финансовой информации, используемой при обосновании расчетной величины тарифов;

обоснованность определения видов и объемов продукции (работ, услуг) в натуральном выражении;

обоснованность общей величины, структуры и размера составляющих потребности в финансовых средствах по видам регулируемой деятельности на период утверждения тарифов;

анализ динамики тарифов с 1996 года, включая постатейный анализ фактической себестоимости и рентабельности;

сведения о динамике цен на приобретаемые товарно-материальные ценности;

анализ применяемых норм и нормативов в сравнении со среднеотраслевыми показателями, обоснование отклонений от этих показателей;

сведения о соблюдении предприятиями установленных норм и нормативов;

сведения о системе контроля за сохранностью товарно-материальных ценностей;

данные о суммах и удельном весе в себестоимости (товаров, работ, услуг) производственных потерь, их причинах;

сведения о доле в себестоимости (товаров, работ, услуг) затрат на энергоресурсы, динамика тарифа за проверяемый период;

анализ цен, объемов и динамики расходов на оплату услуг сторонних организаций;

результаты выборочной проверки выполненных работ и услуг сторонними организациями, основания для выборки, анализ обоснованности расходов;

выборочная оценка влияния переоценки основных средств на сумму амортизации;

данные о степени изношенности основных средств;

результаты проверки целевого использования амортизационных отчислений;

результаты выборочной проверки сданных работ по капитальному ремонту и другим капитальным вложениям;

результаты проверки целевого использования ремонтного фонда;

объемы планово-предупредительных работ - процент исполнения, соответствие нормам;

расшифровку прочих расходов по текущему ремонту, оценку их обоснованности;

сведения об обоснованности складских запасов;

доля аварийно-восстановительных работ в себестоимости (товаров, работ, услуг). Причины аварий;

расшифровку цеховых и общепроизводственных расходов;

анализ избранной методики учета и калькулирования себестоимости;

анализ применяемых норм и нормативов потребления: особенности этих норм;

анализ данных, на основании которых был рассчитан тариф и фактических данных за предыдущий год.

По технологической экспертизе:

описание методов проведения технологической экспертизы и обоснований их выбора;

состав и состояние основного и вспомогательного технологического оборудования, степень использования его мощности;

совокупные и удельные затраты первичных ресурсов в технологических процессах, включая оценку эффективности их использования в сравнении с базовыми отраслевыми и мировыми показателями, предложения по повышению эффективности использования первичных ресурсов;

совокупные и удельные показатели фактически производимых в технологическом процессе ресурсов и услуг;

состав и состояние транспортных коммуникаций доставки ресурсов, включая оценку совокупных и удельных потерь в сравнении с базовыми отраслевыми и мировыми показателями, предложения по снижению потерь при транспортировке ресурсов;

наличие приборного учета ресурсов на этапах производства, транспортировки и потребления, степень использования данных приборного учета в управлении технологическими процессами и расчетах с потребителями;

соответствие фактических качественных и количественных показателей ресурсов, поставляемых потребителю, заявленным в договорах и используемым при расчетах за услуги и ресурсы.

13 . В ходе проведения экспертизы при выявлении фактов нарушений или допущенных ошибок, существенно влияющих на величину формируемых тарифов, хозяйствующими субъектами вносятся необходимые изменения на основании соответствующих рекомендаций.

14 . В случае, если хозяйствующим субъектом в ходе проведения экспертизы не были устранены выявленные существенные нарушения или ошибки, соответствующая информация должна найти отражение в заключении с оценочным анализом последствий для установления величины тарифов и в целях выполнения задач, решаемых экспертизой.

15 . Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют контроль за отклонениями величин тарифов по каждому регулируемому виду деятельности по муниципальным образованиям.