Методические рекомендации Методические рекомендации по применению дорожных ограждений и средств зрительного ориентирования
МВД СССР
Всесоюзный научно - исследовательский институт
безопасности дорожного движения
МЕТОДИЧЕСКИЕ
РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ПРИМЕНЕНИЮ ДОРОЖНЫХ ОГРАЖДЕНИЙ
И СРЕДСТВ ЗРИТЕЛЬНОГО ОРИЕНТИРОВАНИЯ
СОГЛАСОВАНО
с Главным управлением
Госавтоинспекции МВД СССР
Москва 1983
В рекомендациях в рамках существующих нормативных документов определены основные принципы применения дорожных ограждений и средств зрительного ориентирования на автомобильных дорогах . Приведены классификация дорожных ограждений и требования к ним при приемке в эксплуатацию .
Материал предназначен для работников Госавтоинспекции .
Методические рекомендации подготовили сотрудники ВНИИБД МВД СССР В . В . Новизенцев , В . Я . Буйленко , М . Г . Вильсон .
В СССР ежегодно возникает до 25 % дорожно - транспортных происшествий ( ДТП ), связанных с выездом автомобилей за пределы земляного полотна и наездом на различного рода препятствия , которые расположены в придорожной полосе . Тяжесть последствий происшествий в этом случае в 1,75 раза выше , чем при опрокидывании автомобилей .
Уменьшение количества ДТП и снижение тяжести их последствий при съезде с проезжей части может быть обеспечено путем повышения пассивной безопасности дорог . Одно из эффективных средств пассивной безопасности автомобильных дорог - дорожные ограждения , предотвращающие съезд автомобилей с обочины . Рекомендации по применению ограждений содержатся в различных нормативных документах : ГОСТ 23457 -79. Технические средства организации движения . Условия применения , СНиП II - Д .5-72, Указания по организации и обеспечению безопасности движения на автомобильных дорогах , ВСН 25-76. Однако изложенные в них требования не являются исчерпывающими .
В настоящих Методических рекомендациях на основе результатов исследований , проведенных в нашей стране , обобщены требования к установке и размещению ограждений на обочинах , мостах и разделительных полосах дорог .
1 . Общие положения1
1 Настоящие рекомендации по применению дорожных ограждений распространяются на автомобильные дороги , запроектированные и построенные до введения в действие СНиП II - Д .5-72.
1.1 . Система мероприятий по обеспечению безопасности движения на автомобильных дорогах служит целям предотвращения дорожно - транспортных происшествий и снижения тяжести их последствий .
1.2 . Комплекс мер , направленных на предотвращение ( или снижение вероятности возникновения ) дорожно - транспортных происшествий и обеспечиваемых путем выбора конструктивных элементов дороги , их эксплуатационных свойств и применения технических средств регулирования дорожного движения ( дорожные знаки , разметка , светофоры ), характеризует активную безопасность дороги .
1.3 . Комплекс мер , направленных на снижение тяжести последствий дорожно - транспортных происшествий , возникших при наезде на препятствия ( опоры путепроводов , эстакад , мачты освещения и т.п. ), расположенные на обочинах , откосах насыпей , выемок и в полосе отвода дороги , а также при съезде транспортных средств с обочины или пересечении разделительной полосы , характеризует пассивную безопасность дороги .
1.4 . Средства пассивной безопасности дороги проявляются в тех случаях , когда водитель не в состоянии предотвратить происшествие , например, из - за потери управляемости или устойчивости автомобиля , дестабилизации элементов системы автомобиля ( занос прицепа , перемещение тяжелого груза в кузове ), внезапных приступов болезни и т.п.
1.5 . Пассивная безопасность автомобильных дорог может быть обеспечена путем :
1.5.1 . Установки на опасных участках дорог различных групп дорожных ограждений , предотвращающих выезд автомобиля з а пределы земляного полотна , которые путем прогиба и за счет упругой деформации конструкции способствуют изменению траектории движения автомобиля , уменьшая до минимума ударные перегрузки .
1.5.2 . Устройства земляного полотна такого профиля , который позволяет съехать по откосу насыпи без опрокидывания .
1.5.3 . Применения ударобезопасных конструкций опор дорожных знаков , мачт освещения , колонок светофоров и др ., которые легко разрушаются при наезде на них автомобиля , не нанося ему при этом значительных повреждений .
1.6 . Дорожное ограждение представляет собой достаточно опасное препятствие , и поэтому его следует устанавливать только на тех участках дорог , съезд с которых ведет к дорожно - транспортным происшествиям с последствиями , более тяжкими , чем при наезде на ограждение .
2 . Группы дорожных ограждений
2.1 . Дорожные ограждения по условиям применения разделяются на две группы .
2.2 . К первой группе относятся барьерные конструкции , парапеты , бордюры и другие , предназначенные для предотвращения съездов транспортных средств с земляного полотна , мостов , путепроводов , эстакад , а также встречных столкновений , наездов на массивные предметы и сооружения в полосе отвода дороги1 .
1 Основные параметры применяемых в настоящее время металлических , бетонных , железобетонных и тросовых ограждений приведены в Типовых проектных решениях 503-0-17. Элементы ограждений автомобильных дорог . Новосибирск , филиал ЦИТП .
2.2.1 . Бордюры и парапеты из бетона , железобетона и природного камня представляют собой недеформируемые ограждения . Используются , как правило , два вида бордюров :
высотой от 0,35 до 0,5 м с достаточно крутой лицевой кромкой , удерживающие автомобиль на проезжей части ;
высотой не более 0,35 м с гладкой закругленной или скошенной лицевой кромкой , являющиеся элементами конструктивного окаймления тротуаров и допускающие переезд их автомобилем .
Парапетное ограждение высотой более 0,5 м выполняется в виде сплошной стенки ( рис . 1 а ), отделяющей проезжую часть дороги или моста ( путепровода , эстакады ) от тротуара , пешеходных дорожек в целях предотвращения въезда на них автомобиля .
2.2.2 . Парапетные ограждения , применяемые на мостах и путепроводах , имеют , как правило , конструкцию , монолитную с тротуарными железобетонными блоками , наклонную фасадную поверхность и закругленную верхнюю кромку . При высоте ограждения более 0,65 м фасадная поверхность должна иметь криволинейное очертание .
2.2.3 . К барьерным ограждениям относятся деформирующиеся при наезде конструкции , которые состоят из отдельных стальных или деревянных стоек с закрепленной на них металлической профильной планкой W - образного сечения или тросом . Между стойкой и планкой ( тросом ) расположен амортизатор , воспринимающий часть энергии при наезде автомобиля ( рис . 1 б , в ).
2.3 . Вторая группа включает металлические сетки конструкции перильного типа и т.п. , предназначенные для упорядочения движения пешеходов и предотвращения выхода животных на проезжую часть .
Рис . 1 . Типы дорожных ограждений :
а - парапетное ; б - барьерное с металлической профильной планкой ; в - барьерное с тросами .
1 - стойка ; 2 - планка ; 3 - амортизатор
3 . Установка ограждений на обочинах дорог
3.1 . Ограждения следует устанавливать на участках дорог I - III категорий :
при высоте насыпи 3 м и более ;
с вогнутыми кривыми в продольном профиле , сопрягающими встречные уклоны с алгебраической разностью 50 % и более ;
расположенных параллельно железнодорожным линиям , болотам и водным потокам глубиной более 2 м , оврагам и горным ущельям на расстоянии до 25 м от края проезжей части при перспективной интенсивности движения не менее 2 тыс . авт / сут и до 15 м - при перспективной интенсивности движения менее 2 тыс . авт / сут ;
пролегающих на склонах крутизной более 1 : 3 ( со стороны склона ) при перспективной интенсивности движения не менее 2 тыс . авт / сут ;
с необеспеченной видимостью при изменении направления дороги в плане ;
со сложными пересечениями и примыканиями в разных уровнях .
Ограждения следует также устанавливать на автомобильных дорогах , интенсивность движения на которых достигает 1 тыс . авт / сут или осуществляется регулярное пассажирское автобусное сообщение .
3.2 . Ограждения не должны влиять на скоростной режим и уменьшать эффективную ширину проезжей части . Ограждения необходимо располагать на обочине не ближе 0,5 м от бровки земляного полотна и не менее 1 м от края проезжей части . Расстояние между стойками должно составлять 4 м . Если из - за небольшой ширины обочины не удается обеспечить установку ограждений в соответствии с указанными требованиями , шаг между стойками следует сократить до 2 м .
3.3 . На участках дорог , проходящих по насыпям с крутизной откоса 1 : 1,5 и 1 : 2, ограждения следует устанавливать в соответствии с требованиями , приведенными в табл . 1 .
3.4 . Установка ограждений обязательна на участках дорог с интенсивностью движения не менее 2 тыс . авт / сут при наличии деревьев с диаметром ствола более 0,1 м на уровне 0,4 м от поверхности земли на расстоянии менее 4 м от края кромки проезжей части .
3.5 . Ограждения следует устанавливать при наличии на откосах земляного полотна и в придорожной полосе оголовков водопропускных труб или водоотводных канав с крутыми откосами .
Таблица 1
Участки автомобильных дорог |
Продольный : уклон дороги , ‰ |
Перспективная интенсивность движения, тыс. авт/сут (не менее) |
Минимальная высота насыпи, м |
Обочины прямолинейных участков и закруглений дороги в плане радиусом более 600 м |
До 40 |
2 |
3,0 |
Обочина с внутренней стороны закругления дороги в плане радиусом менее 600 м на спуске или после него |
До 40 |
2 |
3,0 |
Обочины прямолинейных участков и закруглений дороги в плане радиусом более 600 м |
Более 40 |
2 |
2,5 |
Обочина с внутренней стороны закругления дороги в плане радиусом менее 600 м на спуске или после него |
Более 40 |
2 |
2,5 |
Обочина с внешней стороны закругления дороги в плане радиусом менее 600 м на спуске или после него |
До 40 |
2 |
2,5 |
Обочина на вогнутом закруглении дороги в продольном профиле , сопрягающем встречные уклоны с алгебраической разностью 50 ‰ и более |
- |
2 |
2,5 |
Обочина с внешней стороны закругления дороги в плане радиусом менее 600 м на спуске или после него |
Более 40 |
0,2 |
2,0 |
3.6 . На особо опасных участках дорог в горных районах необходимо использовать ограждения парапетного типа .
3.7 . Для удержания автомобилей на проезжей части дорог , проходящих через населенные пункты , где разрешенная скорость движения не превышает 60 км / ч , допускается применять бордюры высотой не менее 0,25 м .
3.8 . На участках дорог , где разрешенная скорость движения не превышает 40 км / ч , применение барьерных и парапетных ограждений не рекомендуется .
4 . Установка ограждений на разделительных полосах дорог
4.1 . В целях предотвращения выезда автомобилей на полосу встречного движения на разделительных полосах дорог шириной менее 5 м следует устанавливать ограждения .
4.2 . Вне населенных пунктов ограждения должны устанавливаться на разделительной полосе автомобильных дорог с учетом условий , указанных в табл . 2 .
Таблица 2
Число полос движения в обоих направлениях |
Наличие ( отсутствие ) на разделительной полосе опор освещения |
Перспективная интенсивность движения 1 ( тыс . авт / сут ) при ширине разделительной полосы |
|
3 - 4 м |
5 - 6 м |
||
4 |
Отсутствуют |
15 |
20 |
Имеются |
10 |
15 |
|
6 |
Отсутствуют |
20 |
30 |
Имеются |
15 |
25 |
1 Рассчитана на пятилетний период .
4.3 . Ограждения в населенных пунктах должны устанавливаться на разделительных полосах при их ширине менее 4 м на городских скоростных дорогах и менее 2 м - на магистральных улицах с непрерывным движением и дорогах грузового движения .
4.4 . Если на разделительной полосе отсутствуют опасные объекты ( рамные и консольные опоры дорожных знаков , опоры путепроводов , мачты освещения и т.п. ) или если проезжие части противоположных направлений движения расположены в одном уровне или перепад высот между ними составляет менее 0,3 м , ограждение следует устанавливать на оси разделительной полосы .
4.5 . Промежуточные опоры путепроводов , мачт освещения , рамные и консольные опоры дорожных знаков и другие неэнергоемкие объекты , расположенные на разделительной полосе , следует защищать ограждениями от возможных наездов автомобилей таким образом , чтобы препятствие находилось между планками ограждения .
При небольшой ширине разделительной полосы не всегда можно устанавливать ограждения с необходимым запасом расстояния до препятствия . Поэтому в целях снижения значительных перемещений ограждения при наезде на него автомобиля стойки следует располагать через 2,5 м .
4.6 . Для обеспечения лучшего оптического восприятия направления движения водителем ограждение на разделительной полосе необходимо по возможности устанавливать на одинаковом расстоянии от кромки проезжей части .
4.7 . Отклонение ограждения в плане от первоначального положения при возникновении на пути его размещения препятствия , уширения или сужения разделительной полосы предлагается назначать исходя из условия ( рис . 2 ).
Рис . 2 . Отклонение ограждения в плане от первоначального направления
4.8 . При вогнутом профиле разделительной полосы и крутизне откосов 1 : 4 и более ограждения рекомендуется устанавливать в случае , если интенсивность движения на дороге составляет свыше 5 тыс . авт / сут .
4.9 . На разделительных полосах с вогнутым профилем и крутизной откосов менее 1 : 4 целесообразно устанавливать ограждения при ширине разделительной полосы и интенсивности движения , указанных в табл . 3 .
Таблица 3
Ширина разделительной полосы , м |
До 2 |
2 - 4 |
4 - 7 |
7 - 8 |
Интенсивность движения , тыс . авт / сут |
До 10 |
До 15 |
До 20 |
Более 20 |
При ширине разделительных полос более 9 м устанавливать ограждения не рекомендуется .
4.10 . На разделительных полосах шириной до 4 м целесообразно применять парапетные ограждения , а при большей ширине - барьерные .
5 . Установка ограждений на мостах (путепроводах, эстакадах)
5.1 . В целях предотвращения ДТП с особо тяжкими последствиями , возникающих при падении автомобилей с мостов , путепроводов и эстакад , на них рекомендуется устанавливать монолитные ( бетонные и железобетонные ) парапетные ограждения .
5.2 . Ограждения на мостах , путепроводах и эстакадах следует устанавливать от края проезжей части на расстоянии , равном ширине предохранительной полосы , но не менее 1 м .
5.3 . Высота барьерных ограждений на мостах , путепроводах и эстакадах дорог I - III категорий должна быть не менее 0,8 м ( парапетных - не менее 0,6 м ), а на мостах , путепроводах и эстакадах дорог IV - V категорий , а также на городских улицах , где скорость движения не превышает 60 км / ч , высота бордюра должна быть равна 0,35 м 1 .
1 В соответствии с проектом СНиП « Мосты и тоннели ».
5.4 . При установке на мостах и путепроводах металлических ограждений необходимо применять конструкции с шагом стоек 2 м . Длина стоек может быть уменьшена за счет устройства сплошного низкого цоколя .
5.5 . На разделительных полосах мостов следует устанавливать ограждения такого же типа , что и на разделительных полосах прилегающих к ним дорог . При отсутствии разделительных полос разграничение направлений движения должно осуществляться с помощью двусторонних барьерных ограждений .
Если на прилегающих к мостам участках дорог установлены железобетонные или металлические ограждения , то целесообразно не изменять конструкцию и на самом сооружении .
5.6 . При установке ограждения за бордюром высотой до 0 ,15 м расстояние между передней лицевой поверхностью ограждения и бордюром должно быть менее 0,2 м или более 1 м ( рис . 3 ).
Рис . 3 . Размещение ограждения относительно низкого бордюра
5.7 . При размещении ограждения на расстоянии 0,2 - 1 м от края бордюра высоту ограждения рекомендуется корректировать с учетом высоты бордюра ( табл . 4 ).
Таблица 4
Расстояние между передней кромкой бордюра и ограждением , ( l ) m |
Высота ограждения , ( h ) m |
l < 0,2 |
0,8 |
0,2 ≤ l ≤ 0,5 |
|
l > 0,5 |
0,8 + h бордюра |
5.8 . Чтобы ограждение разделительной полосы моста занимало ее минимальную ширину , рекомендуется использовать двустороннее барьерное ограждение с W - образными профильными планками ( см . рис . 1 б).
5.9 . Если металлическое двустороннее ограждение необходимо установить только на разделительной полосе моста , его концевые части рекомендуется выводить за пределы моста на расстояние не менее 20 - 30 м . На расстоянии 12 м профильные планки обеих сторон следует приблизить к поверхности земли и одновременно сблизить их примерно до 0,4 м между наружными кромками планок . На всем участке наклона планки каждая сторона ограждения должна крепиться к отдельному ряду стоек . На участке длиной 8 м от торцов планок шаг стоек должен быть 1 м ; крепление профильных планок к стойкам - без амортизаторов . Оставшиеся 4 м планки должны крепиться к стойкам с помощью распорок - консолей при шаге стоек 2 м . Аналогично нужно оборудовать оба конца ограждения .
5.10 . При сопряжении парапетного ограждения разделительной полосы моста с полужестким ограждением на подходе к нему последнее на расстоянии 12 м до места сопряжения должно быть усилено путем уменьшения шага стоек до 2 м ( рис . 4 ). Сопряжение двух типов ограждений должно находиться не менее чем в 20 - 30 м за пределами моста . Его рекомендуется выполнять путем наложения не менее 8 м профильных планок на бетонное ограждение , причем планки крепятся на боковой поверхности бетонного ограждения таким образом , чтобы их высота была постоянной и составляла 0,8 м . Планки крепятся с помощью болтов , которые должны обеспечивать их перемещение в продольном направлении в овальных отверстиях .
Рис . 4 . Сопряжение барьерного ограждения с парапетным :
1 - амортизатор ; 2 - планка ; 3 - стойка
5.11 . Если ширина разделительной полосы на мосту меньше , чем на дороге , переход от одного ограждения к другому целесообразно осуществлять исходя из соотношения 1:20, отступив от моста не менее 20 - 30 м .
5.12 . На мостах , путепроводах и эстакадах , а также для ограждения опор путепроводов не следует применять тросовые огра ждения .
6 . Установка и ограждение мачт освещения, опор дорожных знаков и путепроводов
6.1 . Опоры дорожных знаков следует устанавливать за пределами обочин на присыпных бермах . В стесненных условиях ( у обрывов , выступов скал и т.п. ) допускается их установка на обочинах таким образом , чтобы опоры знаков не создавали опасности при наезде на них транспортных средств .
6.2 . В исключительных случаях , когда знаки размещаются на обочинах или разделительных полосах , следует использовать ударобезопасные конструкции опор ( из дерева или предварительно напряженного бетона ). При этом верхний обрез фундамента опоры должен выполняться заподлицо с поверхностью обочины или разделительной полосы . Расстояние между кромкой проезжей части и ближайшим к ней краем дорожного знака должно составлять не менее 1 м .
6.3 . На автомагистралях с высотой насыпи до 1 м при бескюветном поперечном профиле земляного полотна информационно - указательные знаки на двух - и трехстоечных опорах целесообразно располагать на максимальном расстоянии от края проезжей части в соответствии с ГОСТ 23457 -79. Технические средства организации движения . Условия применения ( п . 2.1.8).
6.4 . Сечения деревянных опор рекомендуется ослаблять путем высверливания отверстий на высоте 0,15 - 0,45 м от поверхности земли . Оси отверстий должны быть параллельны плоскости знака ( ГОСТ 25458-82 . Опоры деревянные дорожных знаков . Технические условия ).
Опоры из предварительно напряженного железобетона должны быть составными . В качестве соединительного элемента служат муфты из асбестоцементных труб ( ГОСТ 25459-82 . Опоры железобетонные дорожных знаков . Технические условия ).
6.5 . Мачты освещения , опоры путепроводов , а также опоры рамной и консольной конструкций , предназначенные для размещения дорожных знаков над проезжей частью и устанавливаемые на обочинах и присыпных бермах , подлежат ограждению . Ограждение мачт освещения , опор дорожных знаков , путепроводов , расположенных на обочинах и разделительных полосах , представлено на рис . 5 .
Рис . 5 . Установка ограждений :
а - у опор путепроводов на дорогах I категории ; б - относительно знаков и опор освещения на дорогах I категории ; в - относительно знаков и опор освещения на дорогах II - III категорий
7 . Средства зрительного ориентирования
7.1 . К средствам зрительного ориентирования относятся направляющие столбики , тумбы с искусственным освещением и островки безопасности . В определенной степени эту роль выполняют дорожные ограждения ( особенно в ночное время ), если на них установлены катафоты или нанесены линии разметки в соответствии с ГОСТ 13508-74 . Разметка дорожная .
7.2 . Направляющие столбики и тумбы предназначены для обеспечения видимости границ обочин и опасных препятствий в темное время суток и при неблагоприятных метеорологических условиях .
7.3 . Направляющие столбики устанавливают на автомобильных дорогах без искусственного освещения , к о гда не требуется применение барьерных ограждений :
на подходах к закруглению дорог в продольном профиле ( по 3 столбика с обеих сторон ) при высоте насыпи не менее 2 м и интенсивности движения свыше 1 тыс . авт / сут ( рис . 6, приложение 1);
Рис . 6 . Размещение направляющих столбиков на подходах к закруглению дорог в продольном профиле
на закруглениях дорог в плане и на подходах к ним ( по 3 столбика с обеих сторон ) при высоте насыпи более 1 м ( рис . 7, приложение 2);
Рис . 7 . Размещение направляющих столбиков на закруглениях дорог в плане и на подходах к ним
на прямолинейных участках дорог при высоте насыпи более 2 м и интенсивности движения свыше 1 тыс . авт / сут - через 50 м ;
на участках закруглений в зонах пересечений и примыкании дорог на одном уровне при расстояниях , указанных в приложении 2 ( для внешней стороны закругления ).
7.4 . На участках дорог , проходящих на расстоянии не далее 15 м от болот и водотоков глубиной 1 - 2 м , направляющие столбики необходимо устанавливать через 10 м .
7.5 . На подходах к мостам и путепроводам рекомендуется устанавливать по 3 столбика с обеих сторон дороги до и после сооружения , через 10 м , если не требуется установки ограждений первой группы .
7.6 . У водопропускных труб следует устанавливать по 1 столбику с каждой стороны дороги по оси трубы и по 3 - с обеих сторон до и после сооружения .
7.7 . На обочинах автомобильных дорог направляющие столбики должны располагаться на расстоянии не менее 0,35 м от бровки земляного полотна и не менее 0,75 м от края проезжей части или края полосы укрепления .
7.8 . Тумбы с искусственным освещением необходимо устанавливать в населенных пунктах в начале разделительной полосы , а также перед торцевыми частями подпорных стенок транспортного тоннеля .
7.9 . Островки безопасности для разделения транспортных потоков необходимо оборудовать на перекрестках , где суммарная интенсивность движения на пересекающихся или примыкающих дорогах достигла 1 тыс . авт / сут , только в том случае , если потребность в поворотах транспортных средств составляет более 10 % на загородных дорогах и более 20 % - в населенных пунктах .
7.10 . Направляющий столбик изготовляется из материала белого цвета или окрашивается белой краской , устойчивой против воздействия внешней среды .
7.11 . На поверхности направляющего столбика , обращенной в сторону приближающихся транспортных средств , необходима вертикальная разметка двух видов : дневная - черного цвета , ночная ( из световозвращающих материалов ) - белого ( желтого ) с правой стороны и красного - с левой .
7.12 . Нижний конец полосы дневной разметки должен быть обращен в сторону проезжей части .
7.13 . Для обозначения правой стороны дороги рекомендуется использовать красные прямоугольные световозвращающие элементы , а для левой - белые ( желтые ).
7.14 . На боковые поверхности ограждений следует наносить чередующиеся черные и белые полосы ( разметка типа 2.5):
на прямых участках дорог - в начале ограждения на расстоянии не менее 10 м ;
на транспортных развязках в разных уровнях - по всей длине ограждения ;
на ограждениях , установленных на закруглениях дорог радиусом менее 50 м и на крутых спусках .
7.15 . На остальных участках вдоль ограждения должна быть нанесена горизонтальная черная полоса ( разметка типа 2.6 по ГОСТ 13508-74 . Разметка дорожная .).
7.16 . На туристских и парковых трассах с невысокой интенсивностью движения ( до 1 тыс . авт / сут ), где допускается сохранение аллейных посадок вблизи проезжей части дорог , в целях улучшения зрительного ориентирования водителей рекомендуется окрашивать известью и возобновлять нижнюю часть стволов деревьев ( на высоте до 1 м ).
7.17 . Для лучшего восприятия опоры дорожных знаков следует окрашивать в белый и черный цвета ( рис . 8 ).
7.18 . В зимний период на бровках земляного полотна в целях ориентирования водителей о месте их нахождения следует устанавливать вешки красного цвета .
Рис . 8 . Рекомендуемая окраска опор дорожных знаков
8 . Прием ограждений в эксплуатацию и контроль за их состоянием
8.1 . На дорогах и мостах высота ограждений , т.е. расстояние по вертикали от края проезжей части до верхнего края ограждения , должна быть не менее 0,8 м .
8.2 . Металлические ограждения из профильных планок должны быть соединены между собой по ходу движения внахлестку с помощью болтов , имеющих округленную головку . Одним болтом планка прикрепляется к амортизатору . Общее число болтов в стыке - 5 ( при диаметре 16 мм ) или 9 ( при диаметре 12 мм ). Отверстия для болтов должны быть овальные . Амортизатор изготавливается из стального листа толщиной 4 мм , изогнутого в плане , и прикрепляется к стойке двумя болтами диаметром 12 - 16 мм . Амортизатор должен иметь возможность деформироваться на 200 мм . Стойка выполняется из двутавра № 12 или швеллера № 14.
Крепление деталей металлических ограждений осуществляется только с помощью болтов .
8.3 . Длина стойки должна быть не менее 1,9 м . При этом ее необходимо забивать в грунт на 1,2 м .
8.4 . Все элементы ограждений должны иметь защитные покрытия : стойки и амортизаторы следует отгрунтовать , профилированную планку - покрыть специальной краской .
8.5 . Необходимо тщательно следить за эксплуатационным состоянием тросовых ограждений , не допуская их провисания . Натяжение тросов осуществляется с помощью анкерных устройств ( рис . 9 ).
Рис . 9 . Анкерные устройства , применяемые для натяжения тросов
8.6 . При обнаружении незначительных повреждений бордюров и парапетных ограждений ( сколы кромок и углов , раковины , вертикальные трещины , шелушение ) необходимо требовать их заделки , поскольку такие дефекты ведут к разрушению ограждений и снижают их эффективность .
8.7 . Металлические ограждения следует периодически очищать от пыли и грязи и при необходимости вновь окрашивать , а также устранять мелкие повреждения элементов и их стыков .
8.8 . Необходимо периодически , особенно осенью и зимой , проверять возвышение бордюров над проезжей частью , так как скапливающиеся возле них грязь и снег снижают эффективность их применения .
Высоту установки ограждений также следует проверять после ремонта проезжей части дороги и замены поврежденных секций ограждений .
Приложение 1
Радиус закругления дороги в продольном профиле , R , м |
Расстояние между столбиками в пределах закругления , l 0 , м |
Расстояние между столбиками на подходах к закруглению , м |
||
l 1 |
l 2 |
l 3 |
||
100 |
5 |
8 |
17 |
34 |
150 |
6 |
10 |
20 |
41 |
200 |
7 |
12 |
23 |
47 |
250 |
8 |
13 |
26 |
5 0 |
300 |
9 |
15 |
29 |
50 |
400 |
11 |
17 |
33 |
50 |
500 |
12 |
19 |
37 |
50 |
600 |
13 |
21 |
41 |
50 |
800 |
16 |
24 |
48 |
50 |
1000 |
17 |
27 |
50 |
50 |
1500 |
2 1 |
33 |
50 |
50 |
2000 |
25 |
39 |
50 |
50 |
2500 |
28 |
43 |
50 |
50 |
3000 |
31 |
47 |
50 |
50 |
4000 |
35 |
50 |
50 |
50 |
5000 |
40 |
50 |
50 |
50 |
6000 |
43 |
50 |
50 |
50 |
8000 |
50 |
50 |
50 |
50 |
Приложение 2
Радиус закругления дороги в плане, R , м |
Расстояние между столбиками в пределах закругления , м |
Расстояние между столбиками на подходах к закруглению , м |
|||
на внешней стороне , l 0 |
на внутренней стороне , l 1 |
l 2 |
l 3 |
l 4 |
|
20 |
3 |
6 |
6 |
10 |
20 |
30 |
3 |
6 |
7 |
11 |
21 |
40 |
4 |
8 |
9 |
15 |
31 |
50 |
5 |
10 |
12 |
20 |
40 |
100 |
10 |
20 |
25 |
42 |
80 |
200 |
15 |
30 |
28 |
45 |
50 |
300 |
20 |
40 |
36 |
50 |
50 |
400 |
30 |
50 |
50 |
50 |
50 |
500 |
40 |
50 |
50 |
50 |
50 |
600 и более |
50 |
50 |
50 |
50 |
50 |
СОДЕРЖАНИЕ
1. Общие положения . 1 2. Группы дорожных ограждений . 2 3. Установка ограждений на обочинах дорог . 3 4. Установка ограждений на разделительных полосах дорог . 4 5. Установка ограждений на мостах (путепроводах, эстакадах) 5 6. Установка и ограждение мачт освещения, опор дорожных знаков и путепроводов . 7 7. Средства зрительного ориентирования . 9 8. Прием ограждений в эксплуатацию и контроль за их состоянием .. 11 Приложение 1 . 13 Приложение 2 . 13 |