Методические рекомендации Методические рекомендации по применению малощебеночных бетонов на мелких песках для строительства цементобетонных покрытий автомобильных дорог и аэродромов
МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ВСЕСОЮЗНЫЙ ДОРОЖНЫЙ
НАУЧНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ
СОЮЗДОРНИИ
МЕТОДИЧЕСКИЕ
РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ПРИМЕНЕНИЮ МАЛОЩЕБЕНОЧНЫХ БЕТОНОВ
НА МЕЛКИХ ПЕСКАХ
ДЛЯ СТРОИТЕЛЬСТВА
ЦЕМЕНТОБЕТОННЫХ ПОКРЫТИЙ
АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ
И АЭРОДРОМОВ
Москва 1987
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРИМЕНЕНИЮ МАЛОЩЕБЕНОЧНЫХ БЕТОНОВ НА МЕЛКИХ ПЕСКАХ ДЛЯ СТРОИТЕЛЬСТВА ЦЕМЕНТОБЕТОННЫХ ПОКРЫТИЙ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ И АЭРОДРОМОВ . Союздорнии . М ., 1987.
Приведены требования к малощебеночным бетонным смесям на мелких природных песках и рекомендуемые составы бетона . Изложены особенности технологии укладки цементобетонных покрытий из такого бетона .
Табл . 2.
Предисловие
Снижение стоимости строительства цементобетонных покрытий автомобильных дорог и аэродромов может быть достигнуто за счет применения малощебеночных бетонов на мелких песках . Применение таких бетонов наиболее целесообразно в тех случаях , если отсутствуют промышленные запасы щебня , крупного и среднего песка и если мелкие пески являются местным материалом .
Разработанные ранее « Методические рекомендации по применению малощебеночных бетонов для строительства бетонных покрытий » ( Союздорнии . М ., 1977) предусматривают применение природных и смешанных крупных и средних песков .
Настоящие Методические рекомендации разработаны на основе результатов исследований и опытного строительства цементобетонного покрытия из малощебеночного бетона с использованием мелкого песка из р . Иртыш .
Экономический эффект от применения малощебеночного бетона на мелком песке определяется экономией крупного заполнителя и соответствующим снижением транспортных расходов .
« Методические рекомендации по применению малощебеночных бетонов на мелких песках для строительства цементобетонных покрытий автомобильных дорог и аэродромов » разработаны кандидатами технических наук В . И . Коршуновым , Ю . Г . Ланге , А . М . Шейниным и инж . М . Я . Якобсоном при участии канд . техн . наук Ю . Н . Высоцкого и инж . Г .Э. Бруга.
Замечания и предложения по данной работе просьба направлять по адресу : 143900, Московская обл ., г . Балашиха -6, Союздорнии .
1 . Общие положения
1.1 . Настоящие Методические рекомендации предназначены для строительства покрытий из малощебеночного бетона на мелком песке комплектом машин ДС -100 и ДС -110 со скользящими формами при скорости бетонирования не более 2 м / мин . Возможно использование комплекта машин на рельсовом ходу при приготовлении бетонной смеси в смесителях принудительного действия .
При производстве работ следует руководствоваться , кроме положений настоящих Методических рекомендаций , указаниями СНиП 3.06.03-85 , СНиП 3.06.06-86, « Инструкции по строительству цементобетонных покрытий автомобильных дорог » ВСН 139-80 ( ВПТИтрансстрой . М ., 1980) и « Руководства по организации и технологии строительства аэродромных цементобетонных покрытий » ( Союздорнии . М ., 1982).
1.2 . Малощебеночные бетоны на мелких песках с содержанием щебня до 950 кг / м3 ( коэффициент раздвижки 1,8 - 2,2) могут быть получены без увеличения расхода цемента . В малощебеночных бетонах с максимально уменьшенным ( до 800 кг / м3 ) содержанием щебня ( коэффициент раздвижки 2,8) перерасход цемента может составлять 5 - 10 %.
В общем случае расход цемента на 1 м3 бетона зависит от модуля крупности и зернового состава мелкого песка .
1.3 . При приготовлении малощебеночной бетонной смеси на мелком песке следует применять комплексные химические добавки по ГОСТ 26633 -85: пластифицирующую ЛСТ ( СДБ ) и воздухововлекающую ( типа СНВ ).
Взамен ЛСТ или в комплексе с ним рекомендуется применять суперпластификатор С -3 для максимального снижения водосодержания бетонной смеси согласно « Временным методическим рекомендациям по применению бетонов с добавкой суперпластификатора С -3 для транспортного строительства » ( Минтрансстрой . М ., 1985), а взамен СНВ - более технологичную добавку ППФ и для стабильного обеспечения требуемого воздухововлечения в соответствии с « Методическими рекомендациями по применению воздухововлекающей добавки ППФ в монолитном бетоне для покрытий автомобильных дорог и аэродромов » ( Союздорнии . М ., 1984).
Другие добавки аналогичного действия следует применять только по согласованию с Союздорнии .
1.4 . Малощебеночные бетонные смеси на мелких песках имеют высокие воздухововлекающую и воздухоудерживающую способность , удобообрабатываемость ( отделываемость ), устойчивость кромок и боковых граней после прохождения скользящей формы , что обеспечивает высокое качество строительства покрытий .
1.5 . Малощебеночные бетоны по сравнению с обычными обладают повышенной прочностью на растяжение при раскалывании и при изгибе и высокой морозостойкостью при действии хлористых солей , особенно при низких ( до минус 50 ° С ) температурах замораживания .
1.6 . Экономическая эффективность применения малощебеночных бетонов при устройстве цементобетонных покрытий автомобильных дорог и аэродромов определяется снижением стоимости строительства за счет уменьшения содержания щебня в 1 м3 бетона и транспортных расходов с учетом возможного перерасхода цемента .
2 . Требования к материалам для приготовления бетонной смеси
2.1 . Зерновой состав и характеристики заполнителей должны соответствовать требованиям ГОСТ 10268-80 с изменением № 1.
2.2 . Качество цемента должно соответствовать требованиям ГОСТ 10178-85 ; воды - ГОСТ 23732-79 ; химических добавок : ЛСТ ( СДБ ) - ОСТ 13-183-83, СНВ - ТУ 8 1 -05-75-74, ППФ - ТУ ОП -13-03-109-82 с изменением № 1 Минлесбумпрома СССР , С -3 - ТУ 6-14-625 с изменением № 1 Минхимпрома , СВП ( смола воздухововлекающая пековая ) - ТУ 13-4000177-216-86.
3 . Требования к бетонной смеси и бетону
3.1 . Подвижность ( по величине осадки стандартного конуса ) равножестких бетонных смесей на мелком песке , как правило , ниже по сравнению со смесями на среднем и крупном песках . Поэтому основной характеристикой удобоукладываемости бетонной смеси на мелком песке является показатель жесткости , например , по техническому вискозиметру , в соответствии с ГОСТ 10181.1-81 .
3.2 . Показатели удобоукладываемости малощебеночной бетонной смеси на мелком песке на месте укладки в покрытие должны соответствовать приведенным в табл. 1 .
Таблица 1
Способ укладки |
Подвижность , см , не более |
Жесткость , с , не менее |
Скользящие формы |
2 |
10 - 15 |
Рельс - формы |
1 |
15 - 20 |
При строительстве покрытий в скользящих формах следует ограничивать подвижность бетонной смеси , выпускаемой из смесителя , величиной осадки - конуса не более 4 см с учетом потери подвижности в процессе транспортирования .
3.3 . Объем вовлеченного в бетонную смесь воздуха должен соответствовать ГОСТ 26633 -85 (5 - 6 % на месте бетонирования ) и определяться , как правило , компрессионным методом по ГОСТ 10181.3-81 .
3.4 . Воздухосодержание бетонной смеси , если оно определяется сразу после приготовления , должно назначаться выше требуемого на 1 - 3 % с учетом потерь вовлеченного воздуха при транспортировании до момента укладки в покрытие .
4 . Рекомендуемые составы бетонов
4.1 . Рекомендуемые составы малощебеночного бетона на мелком песке в зависимости от марки бетона по прочности на растяжение при изгибе с морозостойкостью не менее 200 приведены в табл . 2 .
Таблица 2
Номер состава |
Проектная марка бетона |
Содержание материала в 1 м3 бетонной смеси , кг |
В / Ц |
|||
воды |
цемента марки 400 |
щебня |
песка мелкого природного |
|||
1 |
45/350 |
155 - 175 |
380 - 400 |
800 - 1050 |
950 - 770 |
0,40 - 0,43 |
2 |
50/400 |
155 - 175 |
400 - 420 |
800 - 1050 |
950 - 770 |
0,36 - 0,43 |
3 |
55/400 |
160 - 170 |
410 - 430 |
800 - 1030 |
770 - 950 |
0,36 - 0,40 |
Примечание . Расход щебня от 800 до 950 кг / м3 рекомендуется для опытного применения по согласованию с Союздорнии .
В составе комплексной добавки дозировка ЛСТ ( СДБ ) должна составлять не менее 0,4 %, а СНВ ( ППФ ) - ориентировочно 0,02 - 0,05 % массы цемента . Содержание добавки С -3 в комплексе с воздухововлекающей добавкой принимается равным 0,8 - 1 % и 0,4 - 0,6 % - при использова нии с ЛСТ , количество которой при этом может составлять 0,2 - 0,3 % массы цемента .
Дозировку воздухововлекающей добавки следует назначать по фактическому ее расходу в производственных условиях , который обеспечивает требуемое воздухововлечение на месте производства работ .
При получении цемента с другого завода - поставщика следует уточнять состав бетонной смеси , особенно дозировку пластифицирующей добавки .
5 . Особенности технологии производства работ
5.1 . Основные особенности технологии производства работ при применении бетонов на мелких песках приведены в « Методических рекомендациях по применению мелких и очень мелких песков в бетоне для строительства цементобетонных покрытий автомобильных дорог и аэродромов » ( Союздорнии . М ., 1984) и « Методических рекомендациях по применению малощебеночных бетонов для строительства бетонных покрытий ».
5.2 . Если требуемое воздухововлечение в бетонную смесь не обеспечено , то необходимо изменять схему расположения лопастей в барабане бетоносмесителя типа СБ -109 согласно « Методическим рекомендациям по обеспечению воздухововлечения в бетонную смесь при строительстве цементобетонных покрытий автомобильных дорог и аэродромов » ( Союздорнии . М ., 1983).
5.3 . Для повышения эффекта воздухововлечения в бетонную смесь рекомендуется осуществлять предварительное увлажнение песка перед его подачей в бетоносмеситель х) . Увлажнять песок ( например , поливкой водой ) рекомендуется до влажности 8 - 12 %. При этом следует учитывать , что повышение влажности песка приво дит к уменьшению расхода воды затворения , содержащей требуемое количество добавок . Чтобы обеспечить требуемое содержание химических добавок , необходимо заранее в оставшуюся воду затворения вводить такое же количество добавок , как и в случае использования сухого песка .
х) Авт . свид . № 1214622.
5.4 . В связи с особенностями состава малощебеночного бетона при строительстве в сухую и жаркую погоду уход за свежеуложенным покрытием следует осуществлять с помощью нанесения пленкообразующего материала в два слоя .
СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие . 1 1. Общие положения . 2 2. Требования к материалам для приготовления бетонной смеси . 2 3. Требования к бетонной смеси и бетону . 3 4. Рекомендуемые составы бетонов . 3 5. Особенности технологии производства работ . 3 |