Методические рекомендации Методические рекомендации по выбору рациональных комплектов машин и технологии скоростного строительства земляного полотна в сложных инженерно-геологических условиях МССР
МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ВСЕСОЮЗНЫЙ ДОРОЖНЫЙ
НАУЧНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ
СОЮЗДОРНИИ
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО
ВЫБОРУ РАЦИОНАЛЬНЫХ КОМПЛЕКТОВ МАШИН
И ТЕХНОЛОГИИ СКОРОСТНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА
ЗЕМЛЯНОГО ПОЛОТНА В СЛОЖНЫХ
ИНЖЕНЕРНО-ГЕОЛОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ
МССР
Москва 1986
Проведено грунтово-геологическое обследование района строительства автомобильной дороги в Молдавской ССР, выявлены характерные разрушения земляного полотна и дан анализ их причин. Изучены проектные материалы, показаны характерные особенности продольного профиля трассы и распределения земляных масс. Рассмотрены конструкции для поверхностного и подземного регулирования стока воды с точки зрения их распространенности с учетом условий строительства земляного полотна в Молдавской ССР, технологии и механизации работ. Приведены технология устройства буронабивных свай как одной из эффективных конструкций, применяемых при защите от оползней, а также технология укрепления откосов земляного полотна. Проведено обследование эффективности работы механизмов при строительстве автомобильной дороги в Молдавской ССР.
На основе полученных данных изложены принципы выбора технологии и средств механизации для скоростного строительства земляного полотна, а также даны комплекты машин и технология для подготовительных и основных земляных работ, устройства водоотводных сооружений, укрепления откосов, строительства противооползневых сооружений из буронабивных свай.
Табл. 15.
Предисловие
Строительство земляного полотна автомобильных дорог в районах с сильнопересеченным рельефом местности имеет особенности, затрудняющие производство работ высокими темпами. Это обусловлено наличием больших объемов сосредоточенных работ, прохождением трассы в глубоких выемках и высоких насыпях, распространенностью глинистых, часто переувлажненных, грунтов, опасностью развития оползневых процессов и др.
В процессе строительства необходимо выполнять значительные объемы работ по укреплению откосов земляного полотна, устройству сооружений для регулирования стока поверхностных и подземных вод, устройству противооползневых конструкций.
Союздорнии обобщил опыт строительства автомобильных дорог в Молдавской ССР, провел анализ эффективности применения средств механизации для указанных работ и технологии строительства.
На основе полученных данных изложены принципы выбора технологии и средств механизации для скоростного строительства земляного полотна, включая комплекты машин и технологию для подготовительных, основных земляных работ, устройства водоотводных сооружений, укрепления откосов и строительства противооползневых сооружений (из буронабивных свай).
Настоящие «Методические рекомендации» можно использовать при строительстве автомобильных дорог в сложных инженерно-геологических условиях Молдавской ССР.
«Методические рекомендации» разработали канд. техн. наук М.А. Либерман, инженеры Ю.М. Львович, Б.Н. Полонский, канд. техн. наук Л.И. Семендяев.
Все замечания и предложения просьба направлять по адресу: 143900 Московская обл., Балашиха-6, Союздорнии.
1. Общие положения
1.1 . Настоящие «Методические рекомендации» предназначены для использования при выборе рациональных комплектов отрядов машин и технологии скоростного строительства земляного полотна автомобильных дорог в сложных инженерно-геологических условиях Молдавской ССР.
1.2 . При выборе комплектов машин и технологии в рассматриваемых условиях необходимо, наряду с требованиями основных нормативных документов по дорожному строительству, учитывать следующие особенности: наличие оползневых процессов, широкое распространение глинистых грунтов дочетвертичного возраста, значительную концентрацию объемов земляных работ, необходимость осуществления комплекса противооползневых мероприятий, применение специальной технологии ведения работ.
1.3 . Особенности строительства автомобильных дорог в рассматриваемых инженерно-геологических условиях МССР должны быть отражены в проектах организации строительства и производства работ при назначении технологии сооружения земляного полотна на участках индивидуального проектирования, а также при выборе средств механизации.
1.4 . Организация работ по строительству земляного полотна автомобильных дорог в рассматриваемых условиях должна быть увязана с организацией работ по устройству дорожного покрытия скоростным методом. Она должна отражать директивные сроки и темпы скоростного строительства и обеспечивать годовой задел подготовленного земляного полотна от 30 до 50 км в зависимости от сложности инженерно-геологических условий.
1.5 . Организация работ по строительству земляного полотна в МССР для условий скоростного строительства должна включать два взаимоувязанных, но самостоятельных (с точки зрения технологии и механизации этих работ) процесса строительства: сооружение земляного полотна и применение комплекса противооползневых мероприятий и конструкций, установленных проектом.
1.6 . Выбор комплектов машин для основных земляных работ осуществлен на основе оптимизации плана перевозок грунта из выемок или резервов в насыпи применительно к эксплуатируемой строительной организацией технике, а также мощной технике, выпускаемой промышленностью. Расчет производится по специально разработанной программе на ЭВМ ЕС 1022.
1.7 . Комплекты машин следует определять исходя из средних объемов основных земляных работ на рассматриваемом участке с учетом характеристики объектов с сосредоточенными работами и характера распределения земляных масс.
1.8 . Комплекты машин для выполнения подготовительных работ, укрепления откосов, устройства водоотвода и других специальных работ выбирают исходя из средних объемов перечисленных работ, полученных на основе оценки продольного профиля рассматриваемого участка.
2. Принципы выбора технологии и средств механизации применительно к основным проектным решениям
2.1 . При выборе технологии и средств механизации необходимо выполнять анализ проектных решений. Он должен включать, в первую очередь, оценку полноты и достаточности рабочей документации, которая предо ставляется заказчиком и проектной организацией. Особое внимание при этом следует уделять индивидуальным проектным решениям и наличию проекта организации строительства как в целом для намеченной к строительству автомобильной дороги, так и для отдельных наиболее сложных участков.
2.2 . На основе результатов анализа и установленных сроков строительства автомобильной дороги выделяют пусковые комплексы и определяют очередность их осуществления с учетом следующих основных факторов:
распределения объемов земляных масс по длине трассы пускового комплекса;
выделения участков сосредоточенных и линейных работ. К участкам сосредоточенных и сложных для условий МССР работ следует отнести: глубокие выемки и высокие насыпи; оползневые структуры, пересекаемые трассой или находящиеся вблизи неё; насыпи на склонах; подходы к путепроводам и мостам; развязки в разных уровнях. К участкам линейных работ относятся участки пускового комплекса с равномерным распределением земляных масс;
определения площадей съема плодородного слоя почвы, мест его складирования, сроков и последовательности разработки;
определения мест расположения карьеров и сосредоточенных резервов, возможности устройства подъездов, наличия существующих коммуникаций;
определения объемов и номенклатуры укрепительных и отделочных работ, а также характера их распределения в пределах участков индивидуального проектирования и типовых решений;
определения объемов и времени устройства сооружений для регулирования стока поверхностных и подземных вод;
определения объемов и сроков строительства противооползневых конструкций несущего типа;
определения (на основе имеющегося опыта строительства) вероятных аварийных ситуаций, связанных с нарушением устойчивости склонов и откосов.
2.3 . Для правильного выбора технологии и средств механизации необходимо уточнить соответствие фактических значений показателей физико-механических свойств грунтов карьеров, резервов, глубоких выемок их проектным данным.
При этом особое внимание необходимо уделять определению естественной плотности, влажности, показателей стандартного уплотнения (максимальной плотности и оптимальной влажности, устанавливаемых в лабораторных условиях), показателей пластичности (число пластичности и влажность на границе текучести).
На основе этих данных:
устанавливают степень переувлажнения грунтов в выемках, карьерах и резервах, склонность глинистых грунтов к набуханию и усадке;
определяют допустимый коэффициент переувлажнения грунтов, укладываемых в различные части типовых и высоких насыпей; максимальную фактическую плотность грунта, которую можно достичь при допустимой влажности имеющимися в наличии уплотняющими средствами;
разрабатывают мероприятия по снижению влажности в случае превышения ее фактических значений над допустимыми;
назначают темпы ведения работ по укреплению откосов и водоотводных канав.
2.4 . В пределах каждого пускового комплекса необходимо выделить характерные структурные элементы трассы на основе анализа продольного профиля.
Далее структурные элементы объединяют в группы по следующим характерным признакам: объемам основ ных земляных работ (кубатурные работы), средней дальности возки грунта, сложности оползневой обстановки в пределах выделяемых элементов, источнику получения грунта для сооружения насыпей (карьеры, резервы, выемки).
2.5 . В зависимости от состава структурных элементов, объемов земляных работ и внетрассовых источников получения грунта разрабатывают конкретную технологию строительства всего пускового комплекса и отдельных участков с соответствующей увязкой в технологическом цикле.
2.6 . Номенклатура работ в технологической последовательности для каждого сгруппированного комплекса должна включать проведение следующих работ: подготовительных, основных (кубатурных), регулирования поверхностного и подземного стока, укрепления откосов и водоотводных канав, отделочных.
2.7 . Технология работ участка выемка-насыпь должна предусматривать следующее.
Подготовительные работы - устройство временных подъездных коммуникаций и водоотвода со сбросом воды за пределы строительной площадки; снятие растительного слоя плодородного грунта и складирование его в специально подготовленные места.
Основные земляные работы включают разработку глубоких выемок с одновременным сооружением земляного полотна высоких насыпей поярусно. При этом запрещается переходить к последующему ярусу выемки или насыпи до окончания полного комплекса всех предусмотренных проектом решений.
Устройство сооружений по регулированию поверхностного и подземного стока производят с учетом следующих положений:
все работы следует выполнять в пределах разрабатываемого или разработанного яруса выемки или насыпи; для выемок, в определенных условиях, которые оговариваются индивидуальным проектом, устройство таких сооружений выполняют еще до разработки самой выемки;
траншейные дренажи необходимо устраивать сразу после того, как соответствующий ярус выемки разработан до его рабочей отметки. При устройстве траншейных дренажей в пределах каждого яруса по мере разработки выемки необходимо предусматривать временный сброс воды из дренажных систем, а по окончании всех работ по регулированию подземного стока обеспечивать соединение дренажных систем, предусмотренное проектом;
откосные и присыпные дренажные системы в выемках, а также водосборные устройства лоткового типа следует выполнять после придания откосам проектной крутизны в пределах соответствующего яруса. При этом необходимо предусматривать временный сброс для удаления воды, даже если это не отражено в проектном решении.
Укрепление откосов и водоотводных канав выполняют немедленно после разработки соответствующего яруса выемки или отсыпки яруса насыпи и устройства конструкций по регулированию поверхностного и подземного стока, одновременно укрепляются поверхности будущих полок в пределах каждого яруса.
2.8 . Последовательность работ при строительстве участка выемка (карьер) - насыпь на склоне включает все перечисленные выше операции, однако производство основных земляных работ имеет значительные отличия:
запрещается отсыпать грунт с верхней части склона;
отсыпку следует вести с низовой стороны до рабочей отметки, предусмотренной проектом;
необходимо строго выдерживать проектную крутизну откосов;
запрещается сосредоточенная отсыпка с последующим «растаскиванием» грунта вдоль будущей насыпи;
при наличии оползневого или потенциально оползневого склона перед началом отсыпки земляного полотна насыпи должны быть выполнены все противооползневые конструкции, начиная с регулирования поверхностного и подземного стоков и кончая сооружениями поддерживающего типа. Указанные работы следует выполнять в летне-осенний период.
2.9 . При выборе средств механизации, которые должны обеспечивать требуемую технологию производства работ при заданном темпе пускового комплекса, необходимо, прежде всего, использовать мощную землеройно-транспортную технику: экскаваторы с ковшом вместимостью 1,6 - 2,5 м3, автомобили-самосвалы грузоподъемностью 7 - 25 т, скреперы самоходные с ковшом вместимостью 15 и 25 м3, катки кулачковые или решетчатые массой 22 т в сочетании с катками на пневматических шинах массой 25 т.
При этом для скоростного строительства следует формировать отряды землеройно-транспортной техники с годовой мощностью не менее 10 млн. м3.
2.10 . Средства механизации следует выбирать в соответствии с видами и объемами основных земляных и сопутствующих работ, отдавая предпочтение мощным машинам с учетом их полной годовой загрузки.
Выбор машин в специализированных отрядах необходимо осуществлять с учетом их увязки по производительности и технологической последовательности работы, взаимоувязывать виды основных земляных работ, а также с подготовительными, со строительством сооружений для поверхностного и подземного стока вод, поэтапным, поярусным укреплением откосов насыпей и выемок, устройством противооползневых конструкций, отделочными работами.
С этой целью каждый участок дороги должен быть о беспечен необходимой номенклатурой специализированных отрядов машин для выполнения всех перечисленных работ и устройства противооползневых конструкций несущего типа.
2.11 . Выбор рациональной технологии и средств механизации для устройства противооползневых конструкций несущего типа (подпорные стены, сваи, анкера, армогрунт) определяется размерами оползневого участка, типом оползня, расчетным оползневым давлением, проектным решением, заданным темпом строительства.
3 . Технология и комплекты машин для характерных видов работ
Подготовительные работы
3.1 . Перед началом основных земляных работ необходимо выполнить подготовительные работы: расчистку дорожной полосы, снятие плодородного слоя, устройство временного водоотвода, строительство временных дорог для перевозки грунта.
3.2 . Снятие и складирование плодородного слоя грунта с намеченных к разработке площадей следует выполнять с опережением основных земляных работ не более чем на 3 мес. в весенне-летний период и 1 - 1,5 мес. - в осенне-зимний.
Рекультивацию карьеров и резервов необходимо выполнять сразу же после завершения укрепительных и отделочных работ.
Запрещается снимать растительный грунт на участках распространения оползней и в пределах потенциально оползневых склонов.
3.3 . Расчистка дорожной полосы от кустарника и мелколесья осуществляется с использованием кусторезов на тракторах кл. тяги 10 - 15. Срезанные кусты и корни собирают и удаляют с помощью корчевателей-собирателей или бульдозеров-рыхлителей.
3.4 . Порубочные остатки вывозятся для промышленной переработки или складируются и затем сжигаются по согласованию с органами лесного хозяйства и пожарного надзора.
3.5 . На площадях выемок и насыпей, отведенных под автомобильную дорогу, а также в месте расположения притрассовых карьеров и резервов снимается плодородный слой (толщиной 15 - 30 см) и вывозится для хранения и последующего восстановления земель и укрепления откосов, а при излишках - в зоны, предназначенные для использования в сельском хозяйстве.
3.6 . Объем работ по снятию плодородного слоя почвы определяется глубиной выемок и высотой насыпей с учетом поперечных профилей применяемых конструкций либо площадью резервов.
3.7 . Как правило, срезку плодородного слоя почвы следует выполнять бульдозером по технологии, предусмотренной «Руководством по сооружению земляного полотна автомобильных дорог» (М: Транспорт, 1982).
Ориентировочные технико-экономические показатели работы машин даны в табл. 1.
3.8 . В случаях, когда проектом производства работ предусматривается вывозка плодородного слоя почвы на площадки для временного хранения или использования в сельском хозяйстве, рекомендуется применять экскаваторы с ковшом вместимостью 0,65 м3 либо фронтальные погрузчики грузоподъемностью 2 т в сочетании с автомобилями-самосвалами грузоподъемностью 10 т.
Технико-экономические показатели работы машин по транспортировке плодородного слоя представлены в табл. 2.
Таблица 1
Тип машины |
Расстояние перемещения, м |
Производительность, тыс. м3 |
Удельный показатель на 1000 м3 |
|
||
Стоимость, руб. |
Трудоемкость, чел.-дн. |
|||||
сменная |
годовая |
|
||||
Бульдозер гусеничный с поворотным отвалом кл. тяги 10 (типа ДЗ-18) |
20 |
0,460 |
101,5 |
86,9 |
3,8 |
|
40 |
0,160 |
54,0 |
163,0 |
7,2 |
|
|
60 |
0,142 |
36,7 |
240,0 |
10,5 |
|
|
80 |
0,130 |
27,8 |
340,7 |
13,9 |
|
|
Бульдозер гусеничный с неповоротным отвалом кл. тяги 10 (типа Д-271) |
20 |
0,260 |
66,4 |
253,0 |
5,8 |
|
40 |
0,140 |
35,3 |
288,0 |
11,0 |
|
|
60 |
0,096 |
24,0 |
423,0 |
16,1 |
|
|
80 |
0,074 |
18,2 |
558,0 |
21,3 |
|
|
Бульдозер гусеничный с неповоротным отвалом кл. тяги 15 (типа ДЗ-35) |
20 |
0,820 |
205,0 |
103,9 |
1,9 |
|
40 |
0,480 |
111,0 |
192,0 |
3,9 |
|
|
60 |
0,304 |
76,0 |
280,0 |
5,1 |
|
|
80 |
0,230 |
57,8 |
368,0 |
6,7 |
|
Таблица 2
Комплект машин |
Расстояние перемещения, км |
Производительность, тыс. м 3 |
Удельный показатель на 1000 м3 |
|
||
Стоимость, руб. |
Трудоемкость, чел.-дн. |
|||||
сменная |
годовая |
|
||||
Экскаватор с ковшом вместимостью 0,65 м3, автомобиль-самосвал грузоподъемностью 7 т |
1 |
0,8 |
197 |
367 |
25,6 |
|
2 |
0,8 |
197 |
550 |
32,9 |
|
|
4 |
0,8 |
197 |
910 |
43,5 |
|
|
6 |
0,8 |
197 |
1250 |
52,9 |
|
|
Погрузчик фронтальный грузоподъемностью 2 т, автомобиль-самосвал грузоподъемностью 7 т |
1 |
1,4 |
320 |
290 |
16,8 |
|
2 |
1,4 |
320 |
420 |
21,7 |
|
|
4 |
1,4 |
320 |
680 |
28,6 |
|
|
6 |
1,4 |
320 |
810 |
32,1 |
|
Производство основных земляных работ
3.9 . Основные земляные работы включают разработку грунта в выемках и резервах, транспортировку его в насыпь или кавальер, послойное разравнивание и уплотнение грунта в насыпи.
3.10 . Выбор технологии работ и техники для ее выполнения должен основываться на оптимальной организации перемещения грунта по участкам трассы с тем, чтобы получить минимальный объем транспортных операций и назначить технику по виду и мощности из условий обеспечения заданных темпов, минимальной стоимости (или трудоемкости) работ.
Рекомендуемые в разд. 3 настоящих «Методических рекомендаций» отряды машин получены для характерных в Молдавской ССР участков трассы с учетом требований скоростного строительства. Расчет проводился на ЭВМ ЕС 1022 по специальным программам, предусматривающим минимизацию транспортных операций, стоимости и трудоемкости работ.
3.11 . Преобладающим способом ведения земляных работ является продольная вывозка грунта из выемок в насыпи. При этом, предварительно выбор техники можно осуществлять в зависимости от установленных расстояний транспортирования грунта в соответствии с табл. 3 .
3.12 . Для обеспечения надежного и эффективного уплотнения грунта в высоких насыпях следует выбирать количество уплотняющей техники с превышением производительности отсыпки грунта в 1,2 - 1,5 раза в зависимости от темпа работ.
3.13 . Уплотнение грунтов следует осуществлять захватками 250 - 350 м при толщине слоя 20 - 30 см, используя для этой цели катки на пневматических шинах массой 25 т. В случаях уплотнения комковатых глинистых грунтов следует применять комплект машин, состоящий из кулачкового или решетчатого катка и катка на пневматических шинах.
Таблица 3
Тип машины |
Расстояние транспортирования грунта, м |
Производительность, тыс. м3 |
Удельный показатель на 1000 м3 |
|
||
сменная |
годовая |
|||||
Стоимость, руб. |
Трудоемкость, чел.-дн. |
|
||||
Скрепер прицепной с ковшом вместимостью 17 м3 (типа ДЗ-20) |
200 |
0,22 |
54,0 |
285 |
7,1 |
|
300 |
0,17 |
43,0 |
360 |
9,0 |
|
|
Скрепер прицепной с ковшом вместимостью 10 м3 (типа Д-216) |
300 |
0,27 |
68,5 |
264 |
5,7 |
|
400 |
0,23 |
58,0 |
312 |
6,6 |
|
|
Скрепер прицепной с ковшом вместимостью 15 м3 (типа ДЗ-23) |
400 |
0,42 |
100,0 |
412 |
3,7 |
|
500 |
0,36 |
90,0 |
470 |
4,0 |
|
|
600 |
0,31 |
80,0 |
521 |
4,8 |
|
|
Скрепер самоходный с ковшом вместимостью 8 м3 (Д-357П) |
400 |
0,35 |
90,0 |
257 |
4,3 |
|
600 |
0,30 |
76,7 |
300 |
5,2 |
|
|
800 |
0,24 |
64,0 |
350 |
6,0 |
|
|
Скрепер самоходный с ковшом вместимостью 15 м3 (типа ДЗ-115) |
600 |
0,54 |
158,0 |
386 |
2,8 |
|
800 |
0,45 |
120,0 |
449 |
3,3 |
|
|
1000 |
0,41 |
104,0 |
510 |
3,7 |
|
|
1200 |
0,37 |
95,0 |
560 |
4,1 |
|
|
Экскаватор с ковшом вместимостью 1,25 м3 (Э-1252), автомобиль-самосвал грузоподъемностью 6 т (КрАЗ-256Б) |
1000 |
1,26 |
310,0 |
318 |
11,9 |
|
2000 |
1,26 |
310,0 |
460 |
14,9 |
|
|
4000 |
1,26 |
310,0 |
707 |
19,0 |
|
|
6000 |
1,26 |
310,0 |
950 |
22,9 |
|
|
Экскаватор с ковшом вместимостью 1,6 м3 (Э-1602), автомобиль-самосвал грузоподъемностью 6 т (КрАЗ-256Б) |
1000 |
1,40 |
350 |
330 |
12,0 |
|
2000 |
1,40 |
350 |
480 |
14,7 |
|
|
4000 |
1,40 |
350 |
726 |
18,7 |
|
|
6000 |
1,40 |
350 |
969 |
22,6 |
|
|
Экскаватор с ковшом вместимостью 2,5 м3 (Э-2503), автомобиль-самосвал грузоподъемностью 18 т (типа БелАЗ) |
2000 |
2,17 |
500 |
350 |
5,8 |
|
4000 |
2,17 |
500 |
530 |
6,9 |
|
|
6000 |
2,17 |
500 |
721 |
8,2 |
|
|
8000 |
2,17 |
500 |
898 |
9,3 |
|
|
10000 |
2,17 |
500 |
1086 |
10,2 |
|
Таблица 4
Тип машины |
Тип грунта |
Толщина слоя, см |
Производительность, м3 в смену |
Удельный показатель, на 1000 м3 |
|
Стоимость, руб. |
Трудоемкость, чел.-дн. |
||||
Каток прицепной и полуприцепной на пневматических шинах массой 25 т |
Связный |
20 - 25 |
1000 - 1200 |
35 - 57 |
8,0 |
Несвязный |
20 - 30 |
900 - 1000 |
32 - 50 |
0,9 |
|
Каток прицепной кулачковый массой 9 - 18 т |
Комковатый, связный |
15 - 20 |
800 - 1000 |
36 |
1,2 |
Каток прицепной решетчатый массой 25 т |
Комковатый, связный |
20 - 30 |
800 - 1000 |
47 |
1,1 |
Трамбующая машина (типа Д-471) |
Связный |
30 - 40 |
700 - 900 |
57 |
1,3 |
3.14 . При уплотнении переувлажненных глинистых грунтов (до степени не более 1,15) необходимо предусматривать радиационное просушивание грунта в насыпи, выполняя многократное (через каждые 2 - 3 ч) его рыхление плугом или рыхлителем в течение 1 - 3 сут.
3.15 . Основные технико-экономические характеристики уплотняющих машин приведены в табл. 4 .
3.16 . Комплекты машин для основных земляных работ (разработка, транспортирование, разравнивание и уплотнение грунта) следует назначать, пользуясь расчетами оптимальных комплектов машин для характерных участков земляного полотна. При этом необходимо учитывать однотипность следующих показателей: объем земляных работ на 1 км; характеристика продольного профиля, определяемая количеством выемок и насыпей с соответствующими максимальными рабочими отметками, средним расстоянием между центром масс выемок и насыпей, участками с сосредоточенными и линейными работами; темпы строительства; состав парка техники. В обобщенном виде результаты расчетов, для мощной техники и техники, которой оснащены строительные подразделения, даны при темпах строительства 10 км в год в табл. 5 .
Производство работ по регулированию поверхностного и подземного стоков
3.17 . Для регулирования поверхностного стока воды служит система водоотводных канав трапецеидального профиля, включающая: водоотводные канавы в выемках, нагорные канавы, водосбросы и водопропускные лотки на насыпях. Размеры канав нормируются СН 449-72 .
Наименование показателей |
Тип и потребное количество машин, шт. |
|||||
бульдозеров |
автогрейдеров |
скреперов |
экскаваторов |
автосамосвалов |
катков |
|
Мощная техника |
||||||
Объем земляных работ - 140 тыс. м3 на 1 км |
Кл. тяги 25 - 3 |
Среднего типа - 1 |
Прицепной 8 м3 - 5; самоходный 15 м3 - 6 |
С ковшом 2,5 м3 - 2 |
Грузоподъемность 25 т - 8; 12 т - 11 |
На пневмошинах 25 т - 2 |
Средняя дальность транспортирования - 1 км |
|
|
|
|
|
|
Удельная стоимость на 1000 м3 - 397 руб. |
|
|
|
|
|
|
Удельная трудоемкость - 5,9 чел. -дн. |
|
|
|
|
|
|
Техника строительных подразделений |
||||||
Удельная стоимость на 1000 м3 - 527 руб. |
Кл. тяги 10 - 6 |
Среднего типа - 1 |
Самоходный 8 м3 - 11 |
С ковшом 1 м3 - 3 |
Грузоподъемность 12 т - 23 |
На пневмошинах 25 т - 2 |
Удельная трудоемкость - 10,9 чел. -дн. |
|
|
|
|
|
|
Мощная техника |
||||||
Объем земляных работ - 240 тыс. м3 на 1 км |
Кл. тяги 25 - 3 |
Среднего типа - 2 |
Самоходный 15 м3 - 8; прицепной 8 м3 - 7 |
С ковшом 2,5 м3 - 3 |
Грузоподъемность 25 т - 6; 12 т - 11 |
На пневмошинах 25 т - 4 |
Средняя дальность транспортирования - 0,8 км |
|
|
|
|
|
|
Удельная стоимость на 1000 м3 - 270 руб. |
|
|
|
|
|
|
Удельная трудоемкость - 5,2 чел. -дн. |
|
|
|
|
|
|
Техника строительных подразделений |
||||||
Удельная стоимость на 1000 м3 - 330 руб. |
Кл. тяги 10 - 10 |
Среднего типа - 2 |
Самоходный 8 м3 - 16 |
С ковшом 0,65 м3 - 2; 1 м3 - 4 |
Грузоподъемность 12 т - 24 |
На пневмошинах 25 т - 4 |
Удельная трудоемкость - 7,8 чел. -дн. |
|
|
|
|
|
|
Мощная техника |
||||||
Объем земляных работ - 330 тыс. м3 на 1 км |
Кл. тяги 25 - 3 |
Среднего типа - 2 |
Прицепной 8 м3 - 9; самоходный 15 м3 - 13 |
С ковшом 2,5 м3 - 3 |
Грузоподъемность 12 т - 10 |
На пневмошинах 25 т - 5 |
Средняя дальность возки - 0,7 км |
|
|
|
|
|
|
Удельная стоимость на 1000 м3 - 227 руб. |
|
|
|
|
|
|
Удельная трудоемкость - 5 чел. -дн. |
|
|
|
|
|
|
Техника строительных подразделений |
||||||
Удельная стоимость на 1000 м3 - 345 руб. |
Кл. тяги 10 - 12 |
Среднего типа - 2 |
Самоходный 8 м3 - 23 |
С ковшом 0,65 м3 - 2; 1 м3 - 5 |
Грузоподъемность 12 т - 31 |
На пневмошинах 25 т - 5 |
Удельная трудоемкость - 7,5 чел. -дн. |
|
|
|
|
|
|
Мощная техника |
||||||
Объем земляных работ - 400 тыс. м3 на 1 км |
Кл. тяги 25 - 3 |
Среднего типа - 3 |
Самоходный 15 м3 - 10 |
С ковшом 2,5 м3 - 5 |
Грузоподъемность 25 т - 33 |
На пневмошинах 25 т - 6 |
Средняя дальность возки - 3,5 км |
|
|
|
|
|
|
Удельная стоимость на 1000 м3 - 425 руб. |
|
|
|
|
|
|
Удельная трудоемкость - 6,3 чел. -дн. |
|
|
|
|
|
|
Мощная техника |
||||||
Объем земляных работ - 330 тыс. м3 на 1 км |
Кл. тяги 25 - 3 |
Среднего типа - 2 |
Прицепной 8 м3 - 9; самоходный 15 м3 - 13 |
С ковшом 2,5 м3 - 3 |
Грузоподъемность 12 т - 10 |
На пневмошинах 25 т - 5 |
Средняя дальность возки - 0,7 км |
|
|
|
|
|
|
Удельная стоимость на 1000 м3 - 227 руб. |
|
|
|
|
|
|
Удельная трудоемкость - 5 чел.-дн. |
|
|
|
|
|
|
Техника строительных подразделений |
||||||
Удельная стоимость на 1000 м3 - 492 руб. |
Кл. тяги 10 - 12 |
Среднего типа - 3 |
Самоходный 8 м3 - 28 |
С ковшом 1 м3 - 11 |
Грузоподъемность 12 т - 85 |
На пневмошинах 25 т - 6 |
Удельная трудоемкость - 12,4 чел. - дн. |
|
|
|
|
|
|
Мощная техника |
||||||
Объем земляных работ - 400 тыс. м3 на 1 км |
Кл. тяги 25 - 3 |
Среднего типа - 3 |
- |
С ковшом 2,5 м3 - 9 |
Грузоподъемность 25 т - 52 |
На пневмошинах 25 т - 6 |
Средняя дальность возки - 6,5 км |
|
|
|
|
|
|
Удельная стоимость на 1000 м3 - 622 руб. |
|
|
|
|
|
|
Удельная трудоемкость - 7,9 чел. - дн. |
|
|
|
|
|
|
Техника строительных подразделений |
||||||
Удельная стоимость на 1000 м3 - 536 руб. |
Кл. тяги 10 - 12 |
Среднего типа - 3 |
- |
С ковшом 0,65 м3 - 5; 1 м3 - 13 |
Грузоподъемность 12 т - 145 |
На пневмошинах 25 т - 6 |
Удельная трудоемкость - 17,3 чел. -дн. |
|
|
|
|
|
|
Мощная техника |
||||||
Объем земляных работ - 500 тыс. м3 на 1 км |
Кл. тяги 25 - 3 |
Среднего типа - 4 |
Самоходный 15 м3 - 12 |
С ковшом 2,5 м3 - 9 |
Грузоподъемность 25 т - 42 |
На пневмошинах 25 т - 7 |
Средняя дальность возки - 3,5 км |
|
|
|
|
|
|
Удельная стоимость на 1000 м3 - 425 руб. |
|
|
|
|
|
|
Удельная трудоемкость - 6,3 чел. -дн. |
|
|
|
|
|
|
Техника строительных подразделений |
||||||
Удельная стоимость на 1000 м3 - 492 руб. |
Кл. тяги 10 - 12 |
Среднего типа - 4 |
Самоходный 8 м3 - 28 |
С ковшом 1 м3 - 15 |
Грузоподъемность 12 т - 100 |
На пневмошинах 25 т - 7 |
Удельная трудоемкость - 12,2 чел. -дн. |
|
|
|
|
|
|
Мощная техника |
||||||
Объем земляных работ - 500 тыс. м3 на 1 км |
Кл. тяги 25 - 3 |
Среднего типа - 4 |
- |
С ковшом 2,5 м3 - 11 |
Грузоподъемность 25 т - 62 |
На пневмошинах 25 т - 7 |
Средняя дальность возки - 6,5 км |
|
|
|
|
|
|
Удельная стоимость на 1000 м3 - 623 руб. |
|
|
|
|
|
|
Удельная трудоемкость - 7,9 чел. -дн. |
|
|
|
|
|
|
Техника строительных подразделений |
||||||
Удельная стоимость на 1000 м3 - 535 руб. |
Кл. тяги 10 - 12 |
Среднего типа - 4 |
- |
С ковшом 1 м3 - 21 |
Грузоподъемность 12 т - 184 |
На пневмошинах 25 т - 7 |
Удельная трудоемкость - 17,1 чел. - дн. |
|
|
|
|
|
|
Мощная техника |
||||||
Объем земляных работ - 600 тыс. м3 на 1 км |
Кл. тяги 25 - 3 |
Среднего типа - 4 |
Самоходный 15 м3 - 14 |
С ковшом 2,5 м3 - 10 |
Грузоподъемность 25 т - 47 |
На пневмошинах 25 т - 8 |
Средняя дальность возки - 3,5 км |
|
|
|
|
|
|
Удельная стоимость на 1000 м3 - 420 руб. |
|
|
|
|
|
|
Удельная трудоемкость - 6,3 чел. - дн. |
|
|
|
|
|
|
Техника строительных подразделений |
||||||
Удельная стоимость на 1000 м3 - 493 руб. |
Кл. тяги 10 - 12 |
Среднего типа - 4 |
Самоходный 8 м3 - 40 |
С ковшом 1 м3 - 17 |
Грузоподъемность 12 т - 120 |
На пневмошинах 25 т - 8 |
Удельная трудоемкость - 12,4 чел. - дн. |
|
|
|
|
|
|
Мощная техника |
||||||
Объем земляных работ - 600 тыс. м3 на 1 км |
Кл. тяги 25 - 3 |
Среднего типа - 4 |
- |
С ковшом 2,5 м3 - 13 |
Грузоподъемность 25 т - 72 |
На пневмошинах 25 т - 8 |
Средняя дальность возки - 6,5 км |
|
|
|
|
|
|
Удельная стоимость на 1000 м3 - 623 руб. |
|
|
|
|
|
|
Удельная трудоемкость 7,9 чел. - дн. |
|
|
|
|
|
|
Техника строительных подразделений |
||||||
Удельная стоимость на 1000 м3 - 535 руб. |
Кл. тяги 10 - 12 |
Среднего типа - 4 |
- |
С ковшом 1 м3 - 24 |
Грузоподъемность 12 т - 220 |
На пневмошинах 25 т - 8 |
Удельная трудоемкость - 17,2 чел. - дн. |
|
|
|
|
|
|
В условиях Молдавской ССР в основном применяют водоотводные канавы глубиной 0,6 м, шириной по дну 0,6 м, заложением откосов 1:1,5, а также кюветы с шириной по дну 0,4 м и высотой 0,3 м.
Ориентировочно расчет трудовых затрат и стоимости укрепления водоотводных канав следует выполнять на основе данных табл. 6.
3.18 . Работы по устройству канав включают: нарезку канавы по заданному профилю, доработку профиля и укрепление поверхности канавы травяным покровом, щебневанием дна и травяным покровом на откосах при скорости воды 0,1 - 1 м/с и сборным или монолитным бетоном при скорости воды более 3 м/с.
3.19 . Нарезку водоотводных канав глубиной 0,3 - 0,4 м следует выполнять тяжелыми автогрейдерами, глубиной 0,6 - 1,5 м - бульдозерами или кустарниковыми плугами с профильными отвалами, специальными канавокопателями роторного типа. При отсутствии специальных канавокопателей допускается применять одноковшовые экскаваторы, оборудованные профильным ковшом. В этом случае за счет доработки профиля вручную трудоемкость возрастает примерно на 30 %.
3.20 . Устройство канав необходимо начинать с низовой стороны для обеспечения водоотвода.
Сразу же после нарезки профиля канавы необходимо приступить к укрепительным работам.
Таблица 6
Вид укрепления |
Средняя стоимость 1 м2, руб. |
Трудозатраты на 1000 м2, чел.-дн. |
|
общие |
ручные работы |
||
Травяной покров |
0,4 |
1 - 2 |
- |
Щебневание дна канавы |
3,0 |
60 |
40 |
Монолитный бетон толщиной 10 см |
4,9 |
120 |
67 |
Асфальтобетон толщиной 8 см |
4,0 |
110 |
60 |
Цементогрунт толщиной 15 см |
1,1 |
120 |
70 |
Сборная бетонная плита на гравийном основании |
8,0 |
100 |
82 |
Сборные железобетонные лотки |
7,6 |
95 |
48 |
При устройстве травяного покрова растительный грунт распределяют автогрейдером и осуществляют посев трав с помощью машины ДЭ-16.
Распределение монолитного бетона (или укрепленного грунта) выполняют вручную и уплотняют виброрейками, площадочными вибраторами, ручными катками. Облицовку канав бетонными плитками производят вручную, монтаж сборных лотков - автомобильным краном грузоподъемностью до 6 т. Омоноличивание сборных элементов и стыков осуществляют цементным раствором.
3.21 . Для механизации процесса укрепления канав монолитным бетоном рекомендуется применять скользящие виброформы, выполненной по профилю канавы и перемещаемой при помощи тракторов, либо лебедку, установленную на скользящей виброформе. Для уплотнения и формования бетона используют четыре глубинных вибратора, питаемых от электростанции мощностью 15 кВт. Доставку и загрузку бетона в форму необходимо осуществлять автобетоносмесителями.
3.22 . Эффективность применения скользящей виброформы по сравнению с ручным бетонированием составляет до 25 тыс. руб. в год, сокращение трудозатрат - до 50 чел.-дн. на 1000 м2 облицовки.
Состав отряда машин для устройства водоотводных канав приведен в табл. 7.
3.23 . Устройство сборных водопропускных лотков (водосбросов) из железобетонных прямоугольных блоков производят в такой последовательности:
роют траншею по откосу насыпи под блоки лотка и котлованы под блоки оголовков;
устраивают щебеночную подготовку под оголовки;
устанавливают блоки лотка и блоки оголовка;
заделывают швы на стыках блоков;
засыпают пазухи грунтом с планировкой откосов по обеим сторонам лотка;
уплотняют грунт пазух.
Таблица 7
Машина |
Выполняемая операция |
Потребность машин на 1 км канавы в смену, шт. |
Затраты труда на 1 км канавы, чел.-дн. |
Канавокопатель на базе ЭТУ-353 |
Нарезка водоотводной канавы в грунтах I - III групп |
5 |
5 |
Автобетоносмеситель на базе автомобиля КрАЗ-256 |
Транспортировка бетонной смеси |
35 |
35 |
Скользящая виброформа |
Облицовка водоотводной канавы |
5 |
10 |
Малогабаритный распределитель пленкообразующих материалов |
Уход за бетоном |
1,6 |
1,6 |
Примечание. Средний темп работ - 200 м в смену или 10 км в год (при 50 сменах), трудоемкость - 52 чел. - дн. на 1 км.
Состав отряда машин для устройства водопропускных лотков приведен в табл. 8.
Таблица 8
Машина |
Выполняемая операция |
Потребность машинх) в смену, шт. |
Трудозатратыхх) (ручные работы), чел. - дн |
Экскаватор типа ЭО-3332 |
Рытье траншеи для лотка, планировка откосов возле лотка |
1,2 |
6 (3,6) |
Кран автомобильный грузоподъемностью 6 т типа К-2561 |
Разгрузка и установка блоков лотка и оголовков |
4,4 |
18,4 (14) |
Автомобиль-самосвал типа ЗИЛ-130 |
Подвозка материалов к конструкции |
По расчету |
- |
Трамбовка ручная приводная массой 75 кг |
Уплотнение грунта в пазухах |
0,1 |
0,1 |
Примечание. Средний темп работ указанного отряда машин - 32 м в смену или 1600 м в год (при 50 сменах), трудоемкость - 3 чел.-дн. на 1 м.
х) Для устройства четырех лотков по 20 м.
хх) Для устройства 80-метрового лотка.
3.24 . Устройство водосбросов с проезжей части дороги из сборных бетонных лотков с устройством гасителя включает следующие основные работы:
рытье котлованов под гаситель, открытый лоток на обочине и телескопический лоток по откосу насыпи;
устройство щебеночной подготовки;
установку упорного блока, блоков упорных шпор и монтаж телескопического лотка;
заделку швов на стыках блоков;
засыпку пазух грунтом с планировкой откосов по обеим сторонам лотка;
трамбование грунта пазух;
установку бортовых блоков открытого лотка;
омолаживание бетоном поверхности открытого лотка;
установку плит гасителя.
Состав отряда машин для устройства водосбросов приведен в табл. 9.
Таблица 9
Машина |
Выполняемая операция |
Потребность машин, в смену, шт. |
Трудозатраты (ручные работы), чел.-дн. |
Экскаватор типа ЭО-3332 |
Рытье траншеи для лотков на обочине и откосе, гасителя у подошвы насыпи, обратная засыпка и планировка |
0,25 |
2 (1,5) |
Кран автомобильный грузоподъемностью 6 т типа К-2561 |
Разгрузка и установка телескопических лотков и упорных блоков |
3,5 |
12,5 (9) |
Автомобиль-самосвал типа ЗИЛ-130 |
Подвозка материалов к конструкции |
По расчету |
- |
Трамбовка ручная приводная массой 75 кг |
Уплотнение грунта в пазухах |
0,1 |
0,1 |
Примечание. Средний темп работ составляет 10 м в смену или 500 м в год, трудоемкость - 1,4 чел.-дн. на 1 м.
Сооружения для регулирования подземного стока воды
3.25 . Дренажные системы устраивают для регулирования подземного стока, понижения порового давления и повышения устойчивости грунта в откосных частях выемок.
3.26 . Дренажные системы включают дренажи: тран шейный, располагаемый на бермах выемок или за кюветом; откосный присыпной; поперечный; подкюветный или закюветный.
3.27 . Работы по устройству дренажа необходимо выполнять по мере разработки выемок после завершения работ на каждом ярусе.
3.28 . Устройство откосного дренажа начинают сразу после разработки яруса выемки. Сначала возле подошвы откоса роют траншею глубиной 0,2 - 0,5 м, дно и откосы которой тщательно изолируют, оставляя выпуск для низа водоносного горизонта. Далее отсыпают слой грунта обратной засыпки с послойным уплотнением.
3.29 . Устройство смотровых колодцев осуществляют через каждые 50 - 80 м по линии укладки дренажа, а также на всех переломах дренажа в плане и продольном профиле.
3.30 . В состав работ входят: подготовка трассы дренажа, рытье траншей с осушением и креплением стенок, подготовка основания под трубы, укладка и засыпка труб фильтрующим материалом, заполнение траншей грунтом с послойным уплотнением.
3.31 . До начала рытья дренажных траншей необходимо подготовить трассу: закрепить ось траншей колышками и вешками, удалить пни, камни, кустарники и т.д. и спланировать путь для землеройных машин.
Для рытья траншей следует применять траншейные экскаваторы или экскаваторы с обратной лопатой, например типа ЭО-3332, оснащенные профильными ковшами.
При поступлении грунтовых вод более 1 л/с траншею необходимо осушить с помощью иглофильтровых насосных установок.
Боковые стенки траншеи крепят инвентарными щитами с применением стоек и распорок.
При перехватывающем дренаже вдоль стенки траншеи, обращенной навстречу поступающим водам, устраивают водонепроницаемый экран из рулонных изоляционных материалов.
Таблица 10
Машина |
Выполняемая операция |
Потребность в машинах на 1 км, маш.-см. |
Трудозатраты на 1 км (ручные работы), чел.-дн. |
Экскаватор непрерывного действия типа ЭТР-223 либо экскаватор одноковшовый с обратной лопатой типа ЭО-3332 |
Разработка грунта в траншее глубиной 2,2 м и шириной 0,85 м с доработкой креплением стенок и основания |
15 |
57 (42) |
Кран автомобильный грузоподъемностью 6 т типа К-2561К |
Разгрузка и монтаж железобетонных труб для смотровых колодцев |
17 |
60 (43) |
Трамбовка ручная приводная массой 75 кг |
Уплотнение подстилающего слоя и грунта в траншее |
15 |
15 |
Бульдозер ДЗ-17 |
Устройство рабочей площадки, подъездных дорог, отсыпка траншеи |
21,5 |
21,5 |
Компрессор |
Обеспечение работы отбойных молотков и трамбовки |
2,6 |
2,6 |
Передвижная электростанция |
То же |
15 |
15 |
Автомобиль типа ЗИЛ-130 и ЗИЛ-555 |
Доставка щебня, песка, блоков железобетонных и дренажных труб (по расчету) |
45 |
45 |
Примечание. Ориентировочный темп работ указанного отряда 150 м в смену или 30 км в год. Стоимость 1 км дренажа составляет 12 тыс. руб., трудоемкость - 215 чел.-дн.
3.32 . В качестве дренажных труб применяют трубофильтры, пластмассовые трубы, асбоцементные с пропилами и т.п. При укладке в траншею через дренажные трубы протягивают оцинкованную проволоку для прочистки труб, концы которой закрепляют в смотровых колодцах.
Трубы перед укладкой в траншею обертывают дорнитом. Засыпку траншей до уровня грунтовых вод производят дренирующим материалом, на который укладывают противофильтрационный замок в виде пленки водонепроницаемого материала.
3.33 . Верхнюю часть траншеи засыпают грунтом, защищая его сверху от засорения и поверхностных вод слоем уплотненной глины толщиной 15 см и слоем почвенного грунта.
Для засыпки и уплотнения грунта в траншеях применяют бульдозеры и ручные вибротрамбовки.
3.34 . Разборку крепления стенок осуществляют по мере заполнения траншеи.
Лотки, примыкающие к дренажам, укрепляют на длину не менее 2 м сборными элементами или монолитным бетоном.
Состав отряда машин для устройства дренажа представлен в табл. 10.
Отделка и укрепление откосов
3.35 . Для защиты откосов выемок и насыпей от эрозии следует применять преимущественно травяной покров, получаемый гидропосевом.
3.36 . Укрепление откосных частей земляного полотна, имеющих водоносные горизонты, сложенных из переувлажненных грунтов и грунтов особых разновидно стей, а также подтапливаемых откосов целесообразно осуществлять с применением решетчатых конструкций в сочетании с посевом трав или заполнением ячеек цементогрунтом, щебнем.
3.37 . Перед основными работами по укреплению откосов следует выполнить планировку поверхности откосов, уплотнение и разбивку (в случае устройства решетчатых конструкций).
Выбор машин для планировки и уплотнения поверхности следует производить в соответствии с данными табл. 11.
Таблица 11
Машина |
Высота откоса, м |
Крутизна откоса |
Производительность в смену, м2 |
Планировка откоса |
|||
Экскаватор-планировщик типа ЭО-3332 |
До 12 |
1:1,5 |
2400 |
Экскаватор-драглайн типа Э-652Б с ковшом 0,65 м3 |
До 10 |
1:1,5 |
3200 |
Экскаватор-драглайн типа Э-652Б с двухотвальным скребком (планировочной рамой, ковшом) |
6 - 10 |
1:1,5 |
3200 |
Бульдозер кл. тяги 10 |
6 |
1:2 (1:3) |
8900 |
9700 |
|||
12 |
1:2 |
10400 |
|
Уплотнение грунта |
|||
Виброкаток или каток массой 1,5 - 3 т типа ДУ-14, навешенный на стрелу экскаватора типа ЭО-6111Б (ковш 1,25 м3) |
До 6 |
1:1,5 |
4250 |
(1:3) |
5000 |
||
До 12 |
1:1 |
5000 |
|
(1:2) |
5300 |
3.38 . Планировку откосов высотой более 10 м следует производить экскаватором и тяжелым автогрейдером, который планирует нижнюю часть откоса продольными проходами.
Планировку откосов высотой более 12 м необходимо выполнять в процессе устройства каждого яруса.
Таблица 12
Машина |
Выполняемая операция |
Потребность в машинах на 1000 м2, маш.-см. |
Экскаватор-планировщик типа ЭО-3332 либо экскаватор-драглайн, оборудованный двухотвальным скребком (планировочной рамой), либо бульдозер кл. тяги 10 |
Предварительная планировка откоса |
0,4 |
Распределение растительного слоя |
0,3 |
|
Рытье траншеи под упорную призму (при укреплении сборной решеткой) |
0,1 |
|
Машина для гидропосева трав ДЭ-16 |
Гидропосев трав |
0,2 |
Автомобильный кран грузоподъемностью 6 т |
Погрузка и выгрузка, установка элементов решетки и железобетонных блоков, подача материалов на откос для заполнения ячеек |
2,9 |
Автомобильный транспорт (бортовой - для железобетонных изделий, самосвал - для грунта и строительных материалов) |
Транспортировка растительного или укрепленного грунта (щебня), железобетонных блоков, элементов решетки |
10 |
3.39 . Основные работы по укреплению травяным покровом включают распределение растительного грунта по поверхности откоса слоем 10 см и посев трав.
3.40 . Укрепление откосов при помощи решетчатых конструкций предусматривает устройство упорного бруса в подошве откоса, подвозку, распределение по откосу и монтаж сборных элементов решетчатых конструкций. Заполнение ячеек одним из материалов: растительным грунтом с последующим посевом трав, укрепленным грунтом или щебнем - осуществляют после монтажа решетки и омоноличивания стыков при помощи бункера и автокрана.
3.41 . Отряд машин по устройству конструкций укрепления представлен в табл. 12 .
3.42 . Средняя сменная производительность отряда машин составляет 5000 м2 при укреплении откосов гидропосевом трав и 400 м2 при укреплении откосов сборной решеткой.
3.43 . Основные технико-экономические показатели конструкций укрепления приведены в табл. 13 .
Таблица 13
Конструкция укрепления |
Показатель на 1000 м2 укрепления |
|
Приведенные сопоставимые затраты, руб. |
Трудозатраты, чел.-дн. |
|
Гидропосев трав по слою растительного грунта толщиной 10 см |
300 |
8 |
То же, по синтетической сетке |
2500 |
10 |
Сборная решетка с заполнением ячеек растительным грунтом и посевом трав |
3600 |
70 |
То же, цементогрунтом |
4900 |
90 |
То же, щебнем |
4100 |
90 |
Устройство удерживающих сооружений из буронабивных свай
3.44 . Удерживающие сооружения из буронабивных свай следует устраивать при размещении земляного полотна автомобильных дорог на оползневых или потенциально оползневых склонах, неизбежности подрезки склонов в случае устройства земляного полотна в полке, необходимости увеличения крутизны откосов высоких насыпей и глубоких выемок с использованием для этих целей верховых или низовых подпорных стен.
3.45 . При строительстве автомобильных дорог в сложных инженерно-геологических условиях МССР необходимо ориентироваться на рекомендуемые варианты схем технологической последовательности выполнения основных земляных работ и устройства противооползневых конструкций из буронабивных свай: до сооружения земляного полотна участка дороги; в процессе сооружения земляного полотна; после возведения насыпей или разработки выемок.
3.46 . Первая схема, как правило, целесообразна в наиболее опасных по интенсивности развития оползней районах республики (центральном и северномх), если автомобильная дорога пересекает оползневые участки или проложена по поверхности потенциально оползневых склонов, в том числе и древнеоползневых. Сооружение земляного полотна возможно при этом только под непосредственной защитой удерживающих конструкций.
х Методические рекомендации по инженерно-геологической оценке территории Молдавской ССР при проектировании и строительстве земляного полотна автомобильных дорог в МССР. Союздорнии. М., 1983.
3.47 . Вторую схему рекомендуется применять при расположении земляного полотна в глубоких выемках и высоких насыпях, когда необходимо ограничить заложение откосов и обеспечить их устойчивость при максимальной крутизне каждого яруса.
3.48 . Третья схема используется, когда земляное полотно врезается в грунтовый массив склона и если после устройства земляного полотна в полке требуется строительство верховых подпорных стен на ростверке (фундаменте) из буронабивных свай.
Вторая и третья схемы, как правило, в качестве дополнительных конструктивных элементов предполагают использование железобетонной плиты, объединяющей свайный ростверк, или устройство подпорных и облицовочных стен.
3.49 . Для сложных и многообразных по характеру развития оползневых процессов условий МССР необходимо комплексное либо дифференцированное применение указанных схем с последующей разработкой конкретных технологических и организационных решений в проектах организации строительства и производства работ.
3.50 . Все работы по устройству удерживающих сооружений, в частности на основе буронабивных свай, следует выполнять последовательно в несколько стадий:
на первой стадии производятся работы по регулированию поверхностного и подземного стоков склонового участка (в том числе и оползневого), пересекаемого автомобильной дорогой;
на второй стадии целесообразно осуществлять земляные работы, связанные с регулированием рельефа склона (оползня) с целью снизить величину оползневого давления и повысить устойчивость его пассивной части;
на третьей стадии устанавливают буронабивные сваи и требуемые (в зависимости от конкретных условий и оползневой обстановки) основные конструктивные элементы в удерживающем сооружении: объединения свай ных ростверков, подпорные или облицовочные стены, застенные дренажи и т.п.;
на четвертой стадии необходимо выполнить все укрепительные работы на склонах и откосах земляного полотна, а также предусмотреть дополнительные мероприятия по регулированию поверхностного стока со склоновых участков в пределах полосы отвода.
3.51 . Основные работы по строительству удерживающих сооружений на основе буронабивных свай включают: устройство и оборудование рабочей площадки, бурение скважин, установку арматурных каркасов, бетонирование скважин, устройство ростверка, подпорных или облицовочных стен и застенных дренажей.
Отряд машин и перечень основных выполняемых ими работ приведен в табл. 14.
Таблица 14
Машина |
Выполняемая операция |
Количество |
Буровая установка с комплектом обсадных труб модель ЗОТНС-5 «КАТО»; установки ударно-вращательного бурения типа СП-45, ВСО-1; вибропогрузочные устройства типа ПВ-500, ПВ-700, ПВ-1000 |
Устройство скважины в пластичных связных грунтах диаметром 1,5; 1; 0,5 м в том числе с использованием обсадных труб |
1 |
1 |
||
1 |
||
Кран на пневмоходу К-161 грузоподъемностью 16 т |
Установка железобетонных плит на рабочую площадку, установка и монтаж арматурного каркаса бетонолитной трубы, перемещение бадьи с бетоном, демонтаж обсадных и бетонолитных труб |
1 |
Бульдозер на тракторе кл. тяги 10 |
Планировка рабочей площадки, очистка площадки от грунта |
1 |
Сварочный аппарат ТС-500 |
Сварка арматурного каркаса |
1 |
Бетононасос С-374 |
1 |
|
Бетонолитные трубы с бункером и хомутами |
Бетонирование скважин, устройство ростверка |
1 компл. |
Вибратор глубинный |
Уплотнение бетона |
2 |
3.52 . Указанный отряд машин обеспечивает темп работ 3,3 м в смену для свай диаметром 1,5 м, при этом ориентировочно стоимость 1 м сваи составит 220 руб., трудоемкость - 4,8 чел-дн., в том числе 2,9 чел. - дн. - ручные работы при устройстве свай диаметром 1 и 0,5 м; темп работ соответственно возрастет в 1,5 и 2,5 раза, а стоимость и трудоемкость снизятся в 1,2 и 2 раза.
4. Выбор комплектов машин для скоростного строительства земляного полотна
с темпом 20, 40 и 50 км в год
4.1 . Выбор машин для строительства земляного полотна должен осуществляться с учетом положений разд. 2 и 3 настоящих «Методических рекомендаций».
4.2 . Выбор комплектов машин осуществляется по каждому из следующих видов работ:
снятие растительного слоя;
разработка выемок (или резервов), отсыпка насыпей, разравнивание и уплотнение грунта;
устройство водоотводных канав, водопропускных лотков, водосбросов;
устройство дренажных сооружений;
отделка и укрепление откосов земляного полотна;
устройство противооползневых сооружений (например, из буронабивных свай).
По каждому из перечисленных видов работ предложены отряды машин, учитывающие характерные конструкции и современную технологию работ.
4.3 . Количество машин рассчитывают исходя из объемов работ по каждому виду, производительности отрядов и заданному сроку строительства.
4.4 . На основе обобщения проектной документации и опыта строительства установлены следующие средние объемы перечисленных выше видов работ на 1 км дороги:
снятие плодородного слоя - 12 тыс. м3 при 140 тыс. м3 грунта; 20 тыс. м3 при 240 тыс. м3 и 27 тыс. м3 при 330 тыс. м3 грунта;
устройство водоотводных канав - 0,76 км, водопропускных лотков и водосбросов - 0,24 - 0,3 км; дренажных сооружений - 80 м;
площадь укрепления откосов земляного полотна - 37 тыс. м2;
устройство противооползневых сооружений из буронабивных свай на одну конструкцию составляет 1500 м свай диаметром 1 м.
4.5 . В качестве примера в табл. 15 приведены комплекты машин для строительства земляного полотна с темпами 20, 40 и 50 км в год с учетом характерных для МССР сочетаний видов работ, приведенных в п. 4.4 .
4.6 . Выбранные комплекты машин обеспечивают следующие удельные показатели на 1000 м3 грунта: стоимость работ 590 руб.; трудоемкость - 14,3 чел.-дн., причем основные земляные работы составляют в этих затратах около 60 %; снятие плодородного слоя - 5 %; укрепление откосов - 20 %; устройство водоотводных канав - 10 %, буронабивных свай - 4 %; дренажа - 1 %.
При использовании на основных земляных работах мощной техники приведенная стоимость и трудоемкость работ могут быть снижены соответственно в 1,2 и в 1,4 раза.
4.7 . Выбор комплектов машин с другим сочетанием характерных видов работ следует осуществлять на основе данных о потребности машин в специализированных отрядах, приведенных в разд. 3 .
Таблица 15
Объем работ, комплект машин для участка со средним объемом земляных работ 240 тыс. м3 на 1 км и расстоянием транспортирования грунта 0,8 км |
Количество машин, шт., при темпах работ в год, км |
|||
20 |
40 |
50 |
||
Снятие растительного слоя (приведенные затраты на 1000 м3 - 460 руб., трудоемкость - 6,3 чел.-дн.) |
||||
Объем работ, тыс. м3 |
400 |
900 |
1000 |
|
Бульдозер на гусеничном тракторе кл. тяги 10 |
15 |
30 |
37 |
|
Погрузчик фронтальный грузоподъемностью 3 т |
1 |
2 |
3 |
|
Автосамосвал грузоподъемностью 12 т ( l = 2,5 км) |
8 |
16 |
20 |
|
Автогрейдер среднего типа |
1 |
1 |
2 |
|
Основные земляные работы (360 руб. и 8 чел.-дн.) |
|
|||
Объем работ, млн. м3 |
4,8 |
9,6 |
11 |
|
Бульдозер на гусеничном тракторе кл. тяги 10 |
6 |
12 |
15 |
|
Автогрейдер среднего типа |
4 |
4 |
10 |
|
Скрепер самоходный объемом 8 м3 |
32 |
60 |
76 |
|
Экскаватор с ковшом вместимостью, м3 |
|
|
|
|
0,65 |
5 |
10 |
13 |
|
1,00 |
8 |
16 |
32 |
|
Автосамосвал грузоподъемностью 12 т |
50 |
100 |
125 |
|
Каток на пневматических шинах массой 25 т |
8 |
16 |
20 |
|
Каток прицепной кулачковый массой 9 - 12 т |
4 |
8 |
10 |
|
Водоотводные канавы, водопропускные лотки (12200 руб. и 400 чел.-дн.) |
||||
Объем работ, км |
20 |
40 |
50 |
|
Канавокопатель на базе ЭТУ-353 |
1 |
1 |
2 |
|
Автобетоносмеситель на базе автомобиля КрАЗ-256 |
6 |
12 |
15 |
|
Скользящая виброформа |
1 |
1 |
2 |
|
Распределитель пленкообразующих материалов |
1 |
1 |
2 |
|
Экскаватор типа ЭО-3332 |
1 |
2 |
2 |
|
Кран автомобильный грузоподъемностью 6 т |
3 |
7 |
8 |
|
Автосамосвал грузоподъемностью 5 т |
По расчету |
|||
Трамбовка массой 75 кг |
1 |
1 |
1 |
|
Дренажные сооружения (12000 руб. и 180 чел.-дн.) |
||||
Объем работ, км |
1,6 |
3,2 |
4 |
|
Экскаватор типа ЭО-3332 |
1 |
1 |
1 |
|
Кран автомобильный грузоподъемностью 6 т |
1 |
1 |
1 |
|
Трамбовка массой 75 кг |
1 |
1 |
1 |
|
Автосамосвал грузоподъемностью 5 т |
3 |
6 |
7 |
|
Бульдозер кл. тяги 10 |
1 |
2 |
3 |
|
Компрессор |
1 |
1 |
1 |
|
Передвижная электростанция |
1 |
1 |
1 |
|
Отделка и укрепление откосов земляного полотна (720 руб. и 22 чел.-дн.) |
||||
Объем работ, тыс. м3 |
740 |
1480 |
1850 |
|
Экскаватор типа ЭО-3332 |
2 |
4 |
5 |
|
Экскаватор-драглайн |
2 |
4 |
4 |
|
Бульдозер кл. тяги 10 |
1 |
1 |
2 |
|
Машина для гидропосева типа ДЭ-16 |
1 |
2 |
3 |
|
Кран автомобильный грузоподъемностью 6 т |
3 |
6 |
7 |
|
Автомобиль грузоподъемностью 5 - 7 т |
52 |
104 |
130 |
|
Устройство буронабивных свай на одно сооружение (150 руб. и 4,1 чел.-дн.) |
||||
Объем работ, м |
1500 |
1500 |
1500 |
|
Буровая установка с комплектом обсадных труб типа «Като» либо ЭОТНС-5 |
1 |
1 |
1 |
|
Кран на пневмоходу грузоподъемностью 16 т |
1 |
1 |
1 |
|
Бульдозер кл. тяги 10 |
1 |
1 |
1 |
|
Сварочный аппарат (ТС-500) |
1 |
1 |
1 |
|
Бетононасос (С-354) |
1 |
1 |
1 |
|
Бетонолитные трубы (комплект) |
1 |
1 |
1 |
|
Передвижная электростанция и глубинные вибраторы |
1 |
1 |
1 |
|
СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие . 1 1. Общие положения . 2 2. Принципы выбора технологии и средств механизации применительно к основным проектным решениям .. 2 3. Технология и комплекты машин для характерных видов работ . 5 Подготовительные работы .. 5 Производство основных земляных работ . 6 Производство работ по регулированию поверхностного и подземного стоков . 8 Сооружения для регулирования подземного стока воды .. 13 Отделка и укрепление откосов . 15 Устройство удерживающих сооружений из буронабивных свай . 16 4. Выбор комплектов машин для скоростного строительства земляного полотна с темпом 20, 40 и 50 км в год . 18 |