Письмо 01-20/65-5568 Об обязательном использовании процедуры и результатов ОВОС при разработке предплановой, предпроектной и проектной документации
Письмо
Минприроды
РФ
от 14 декабря 1993 г. № 01-20/65-5568
"Об обязательном использовании процедуры и результатов ОВОС при разработке предплановой, предпроектной и проектной документации"
В соответствии с Законом Российской Федерации "Об охране окружающей природной среды" (статья 41, пункт 1) при размещении предприятий, сооружений и иных объектов должно быть обеспечено выполнение требований по "Учету ближайших и отдаленных экологических, экономических, демографических, нравственных последствий деятельности этих объектов при приоритете охраны здоровья человека и благосостояния населения". Полнота и достаточность гарантий выполнения указанных требований оцениваются Минприроды России и его территориальными органами при организации и осуществлении ими государственной экологической экспертизы предплановой, предпроектной и проектной документации, обязательность которой определена статьей 36 того же Закона.
Для обеспечения выполнения указанных требований Минприроды России считает необходимым при разработке предплановой, предпроектной и проектной документации использовать процедуру оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС), которая состоит из следующих этапов:
1 ) определение цели замысла инициатора деятельности;
2 ) установление масштабов (охват) работ по оценке воздействия намечаемой деятельности на окружающую среду;
3 ) подготовка материалов, характеризующих возможное воздействие вариантов намечаемой деятельности на окружающую среду;
4 ) получение (или согласование) в органах власти и государственного управления документа, содержащего экологические условия и требования для дальнейшей проработки замысла; составление необходимых программ изысканий и научных исследований;
5 ) подготовка уточненных материалов о возможных воздействиях на окружающую среду по результатам проработки проектных и других решений, выполнения программ изысканий и научных исследований, для общественной апробации (общественные слушания, опрос общественного мнения и т.д.);
6 ) общественная апробация замысла инициатора деятельности с целью выявления возможных неблагоприятных экологических и связанных с ними социальных, экономических и других последствий его осуществления;
7 ) корректировка замысла инициатора и документации по реализации намечаемой деятельности с учетом выявленных возможных неблагоприятных экологических, экономических, социальных и других последствий.
По требованию специально уполномоченных государственных органов Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды инициатор деятельности обязан предоставлять всю необходимую информацию, связанную с воздействием предлагаемой деятельности на окружающую среду.
Результатом выполнения процедуры ОВОС являются собственно проектные и другие решения, подлежащие государственной экологической экспертизе при рассмотрении вышеуказанной документации.
В настоящее время Минприроды России разрабатывает дополнительные инструктивно-методические материалы по проведению ОВОС на разных стадиях подготовки хозяйственных и/или иных решений с тем, чтобы заранее предъявить комплекс требований, выполнение которых должно быть проверено экспертными подразделениями Минприроды России и его территориальных органов.
Минприроды России информирует, что в феврале 1991 г. Госкомприроды СССР от бывшего СССР, правопреемником которого является Российская Федерация, подписала международную Конвенцию об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте, содержащую процедуру ОВОС для видов деятельности, имеющих трансграничное воздействие.
В целях отработки механизмов выполнения процедуры ОВОС на всех стадиях подготовки документации, обобщения и распространения практического опыта, а также подготовки предложений по совершенствованию экспертной деятельности подразделений природоохранных органов просим информацию о намечаемых и проводимых работах по ОВОС для объектов и видов деятельности, приведенных в приложении, направлять в Главное управление нормативно-правового регулирования Минприроды России.
Министр охраны окружающей среды
и природных ресурсов Российской
Федерации В.И.Данилов-Данильян
Приложение
Перечень
объектов и видов деятельности, для которых ОВОС проводится в обязательном
порядке
1 . Нефтеперерабатывающие заводы и установки для газификации и сжижения угля или битуминовных сланцев производительностью 500 т в сутки и более.
2 . Тепловые электростанции и другие установки для сжигания тепловой мощностью 300 МВт и более, а также атомные электростанции и другие сооружения с ядерными ректорами (за исключением исследовательских установок для производства и конверсии расщепляющихся и воспроизводящих материалов, максимальная мощность которых не превышает 1 кВт постоянной тепловой нагрузки).
3 . Крупные установки для доменного, мартеновского, литейного и прокатного производства и предприятия цветной металлургии.
4 . Установки для извлечения, переработки и преобразования асбеста и асбестосодержащих продуктов с годовой мощностью:
а) асбестоцементных продуктов - 20 тыс. т и более;
б) фрикционных материалов - 50 т и более;
в) других видов применения асбеста - 200 т и более.
5 . Предприятия химической промышленности всех видов.
6 . Производство целлюлозы и бумаги с суточным объемом 200 т и более.
7 . Крупные склады для хранения нефтяных, нефтехимических и химических продуктов.
8 . Микробиологические производства.
9 . Крупные производства строительных материалов (цемент, стекло, извести, керамики).
10 . Агломерационное производство.
11 . Коксохимическое производство.
12 . Установки по производству, обогащению, регенерации ядерного топлива, сбору, удалению и переработке радиоактивных отходов, боеприпасов и реакторных отсеков.
13 . Космодромы, объекты, полигоны для испытаний, утилизации, уничтожения и захоронения химического оружия, ракетных топлив.
14 . Объекты, полигоны термической, химической переработки, утилизации и захоронения нерадиоактивных отходов.
15 . Строительство автомобильных дорог, автострад, трасс для железных дорог дальнего сообщения и аэропортов с длиной основной взлетно-посадочной полосы 1 500 м и более.
16 . Нефте- и газопроводы с трубами большого диаметра.
17 . Порты, терминалы, судоверфи, международные паромные переправы, а также внутренние водные пути и порты для внутреннего судоходства, допускающие проход судов водоизмещением 1350 т и более.
18 . Крупные плотины, водохранилища, магистральные каналы, гидромелиоративные системы и системы водоснабжения крупных городов.
19 . Водозаборы подземных вод с годовым объемом забираемой воды 10 млн. куб. м и более.
20 . Крупномасштабная добыча, извлечение и обогащение металлических руд и угля.
21 . Разведка, добыча нефти и газа, лицензируемые виды геологических изысканий.
22 . Вырубка лесов на больших площадях.
23 . Разработка и реализация проектов для решения глобальных экологических проблем (связанных с активным воздействием на атмосферу, в том числе - сохранение озонового слоя; охрана, использование, схемы комплексного использования водных ресурсов; защиты территорий от затопления).
24 . Крупные животноводческие комплексы мощностью:
а) свиноводческие - 50 тыс. голов и более;
б) по откорму молодняка КРС - 6 тыс. голов и более;
в) молочные - 1200 коров и более.
25 . Птицефабрики на 400 тыс. кур-несушек, 3 млн. бройлеров и более.
Начальник Главного управления
нормативно-правого регулирования
Минприроды России Ю.Л.Максименко