Пути совершенствования оценки свойств асфатобетонных смесей

ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОЦЕНКИ СВОЙСТВ АСФАЛЬТОБЕТОННЫХ СМЕСЕЙ

Л.М. Гохман, к.т.н., Е.М. Гурарий, к.т.н., А.Р. Давыдова, к.т.н.,

К.И. Давыдова, инженер, О.В. Гавриленко, инженер, Т.В. Прокофьева, инженер,

СоюздорНИИ

Одной из основных проблем дорожной отрасли является повышение качества и долговечности асфальтобетонных покрытий. Для этого необходимо решение многих вопросов, в том числе и совершенствование нормативно-технической базы. Действующий в Российской Федерации стандарт на асфальтобетонные смеси и асфальтобетон ( ГОСТ 9128-97) практически не претерпел принципиальных изменений с 1955 года, и ряд его положений нуждается в пересмотре.

Это в том числе касается вопросов нормирования показателей свойств материала, методов их оценки, порядка отбора проб и др.

При этом необходимо отметить, что перечисленные в ГОСТ 9128-97 приемо-сдаточные испытания, которые предполагают проведение контрольных испытаний продукции при приемочном контроле, по своей сути таковыми не являются. Связано это с тем, что результаты, получаемые в ходе этих испытаний, имеют существенное запаздывание по отношению к процессу отгрузки асфальтобетонных смесей потребителю. В связи с этим то, что в ГОСТ 9128-97 именуется приемо-сдаточными испытаниями, правильнее называть в соответствии с ГОСТ 16504-81 периодическими испытаниями, которые осуществляются в объемах и в сроки, установленные нормативно-технической документацией «с целью контроля стабильности качества продукции и возможности продолжения ее выпуска». В этом случае срок проведения периодических испытаний фактически составит одни сутки.

В то же время в соответствии с рядом нормативных документов, в том числе стандартами серии ГОСТ Р ИСО 9000 под приемо-сдаточными испытаниями, фактически подразумеваются испытания, только после получения положительного результата по которым возможно осуществить отгрузку потребителю произведенной продукции. Таким образом, положение ГОСТ 9128-97 фактически противоречит требованиям п. 8.2.4. ГОСТ Р ИСО 9001, в котором сказано, что до завершения всех запланированных мероприятий выпуск продукции не должен осуществляться. В связи с этим фактически на сегодняшний день для внедрения системы менеджмента качества на асфальтобетонном заводе также требуется изменить подход к приемо-сдаточным испытаниям продукции.

Стадия приемки готовой продукции включает в себя не только проверку соответствия изготовленной продукции требованиям нормативных документов, но и проверку того, действительно ли выполнены все надлежащие проверки и испытания. В связи с этим, с точки зрения потребителя, должно быть выполнено все, что полагается по регламенту, и до того, как он принял продукцию.

В процессе производства асфальтобетонных смесей имеется множество факторов, способных оказать влияние на их качество. В частности, имеет место неизбежное изменение свойств исходных материалов, связанное, в том числе с имеющей место неоднородностью минеральных материалов по зерновому составу, влажности и иным показателям. Возможны отклонения в дозировке материалов, вариации температуры и многое другое. Нельзя исключать из рассмотрения и субъективный фактор со стороны исполнителей.

Существенное отставание в сроках получения информации по результатам испытания асфальтобетонных смесей создает объективные предпосылки для «корректировки» в ряде случаев в сторону улучшения данных, заносимых в рабочий журнал. Связано это с тем, что лаборант осознает, что все равно исправить что-либо в большинстве случаев на основании полученной информации уже не представляется возможным, а создавать лишние трудности себе и своему предприятию не целесообразно. По этой причине, как указано в ГОСТ Р ИСО 5725-2, «создаются соблазны для корректировки данных».

Другое дело, что на многих асфальтобетонных заводах, где работают опытные лаборанты, болеющие за свое дело, истинные результаты сохраняются в «черном» журнале и соответствующим образом анализируются. Но, как правило, увидеть этот журнал стороннему лицу не представляется возможным. О его существовании, как правило, можно только догадываться. Во многих же случаях истинные значения просто бесследно исчезают. В этом случае никакого анализа, естественно, не производится.

Во многих лабораториях асфальтобетонных заводов пользуются ускоренными методами оценки физико-механических показателей. При этом используются методики, изложенные в [ I, III, IV], или некоторые их модификации. Однако в силу того, что официального статуса эти методики не имеют, результаты, по ним полученные, носят чисто ориентировочный характер. Однако в ряде лабораторий данные, получаемые в ходе ускоренных испытаний, заносятся в рабочий журнал как приемо-сдаточные. В некоторых лабораториях, помимо ускоренных, дополнительно проводят испытания по стандартной методике. При этом получаемые данные заносятся, как правило, в разные журналы, соответственно в «черный» и «белый».

При этом следует отметить, что в российском законодательстве (п. 2 статьи 18.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях) ответственность предусмотрена только за предоставление недостоверных результатов испытаний продукции, подлежащей обязательной сертификации, что никоим образом не распространяется на производство асфальтобетонных смесей, подлежащих исключительно добровольному подтверждению соответствия. Ответственность за проведение контроля качества продукции вообще не предусмотрена.

Это в свою очередь порождает безнаказанность в этом вопросе.

При этом в качестве иного подхода к этому, например, возможно, отметить опыт Германии, где за утаивание результатов испытаний, их фальсификацию следует уголовная ответственность с наказанием от 3 до 5 лет тюремного заключения [ II].

В результате, осуществляемый в настоящее время контроль качества асфальтобетонных смесей зачастую осуществляется формально, а те данные, которые заносятся в рабочий журнал лаборатории, не всегда можно рассматривать как объективные.

Вскрыть факт отклонения показателей свойств от нормативных значений возможно лишь в процессе отбора кернов (вырубок) из дорожного покрытия на объекте, но вероятность этого ничтожна мала. Если отбирать три керна от 1000 м2, как это указано в СНиП 3.06.03-85, - вероятность составит 0,002 %, а от 7000 м2 итого меньше - 0,0003 %. При этом на эти результаты окажут влияние технология укладки и уплотнения. Кроме того, не всегда можно с уверенностью сказать из какой партии уложена асфальтобетонная смесь в данном конкретном месте отбора кернов. В связи с этим можно еще отметить, что фактически подлежат оценке только средняя плотность и водонасыщение, так как все другие показатели определяются на переформованных образцах, а процесс переформовки также может существенно сказаться на результатах испытаний.

В связи с вышеуказанным для обеспечения долговечности асфальтобетона, а также оптимального расходования средств, необходима иная система контроля качества дорожно-строительных материалов и работ.

Существенную роль в обеспечении качества асфальтобетонных смесей и асфальтобетона играет контроль качества на стадии приготовления на асфальтобетонном заводе. Отклонение от регламентных свойств материала, допущенные на стадии производства, не могут быть устранены на стадии выполнения строительно-монтажных работ.

Своевременная оперативная информация о параметрах произведенной асфальтобетонной смеси обеспечивает в большинстве случаев реальную возможность избежать преждевременного разрушения дорожных покрытий.

Существующие методы контроля качества асфальтобетонных смесей, когда в соответствии с действующим стандартом результат контроля качества можно получить не ранее 12 часов с момента отгрузки смеси потребителю, в корне не обеспечивают возможность осуществления оперативного контроля и своевременной коррекции в случае необходимости.

В соответствии с этим к моменту получения информации о качестве асфальтобетонной смеси последняя уже уложена в конструкцию и что-либо исправить без разборки покрытия уже не представляется возможным.

Осуществляемый при этом контроль позволяет только фиксировать брак.

Для оперативного предупреждения брака необходимы оперативные ускоренные методы определения физико-механических характеристик асфальтобетона.

Такие методы были предложены еще в середине прошлого века [ III], однако не были реализованы при разработке ныне действующих нормативно-технических документов.

Официальная причина этого - отсутствие корреляции между стандартными и ускоренными методами испытания.

Однако здесь возникает вопрос: любой метод испытания является в той или иной степени условным. В том числе значения прочности асфальтобетона, определяемые по стандартизованной методике, никаким образом не учитываются в расчете дорожной конструкции, а в связи с этим

утверждать, что именно предел прочности асфальтобетона при 20 или 50 °С, определенный по стандартизованной методике, является «истинным» значением едва ли правомочно.

При этом нужно отметить, что получаемое значение «существенно запаздывает» к моменту, когда действительно необходима эта информация, когда в случае необходимости возможно было бы вмешаться в производственный процесс и что-то исправить или предотвратить появление брака.

В связи с этим правильней было бы применять методику, описанную в Информационном письме № 91 СоюздорНИИ «Ускоренные методы испытаний дорожно-строительных материалов» в 1957 г. [ III], когда речь шла о том, что ускоренные методы испытания возможно применять при условии, если центральной лабораторией предварительно проведена проверка физико-механических свойств асфальтобетона в соответствии с требованиями технических условий (неускоренными методами). При этом было указано, что должно быть проверено соответствие показателей при ускоренных методах определения и обычных.

В настоящее время существует методика нахождения соответствия между различными методами испытаний, в том числе при проведении испытаний гетерогенных материалов, типичным представителем которых является асфальтобетонная смесь.

Таким образом, предприятия-изготовители не имели возможности оперативно контролировать и влиять на одну из основных технологических операций при устройстве асфальтобетонных покрытий - качество приготовленной асфальтобетонной смеси.

Необходимо отметить, что ускоренный метод должен быть универсальным, не должен зависеть от состава асфальтобетона, качества исходных материалов, температуры и метода испытаний.

Экспресс-метод определения механических свойств должен отвечать следующим требованиям:

- получение результата в кратчайшие сроки (в течение 1-2- часа) после производства асфальтобетонной смеси;

- обеспечение необходимой точности и стабильности результатов испытаний (воспроизводимость и сходимость по отношению к стандартному методу);

- возможность реализации предлагаемых методов на базе имеющегося в лаборатории оборудования.

Для объективной оценки метода необходимо иметь информацию о тех процессах, которые происходят в асфальтобетоне на ранних стадиях формирования, в том числе и при остывании.

Литература

I. Рекомендации по ускоренному определению средней плотности, водонасыщения и набухания асфальтобетона. Мн.:1990. 16 с.

II. Качество - удовольствие дорогое. За него надо платить. (Заметки с международного форума). Стандарты и качество - 1994. - № 4. - с. 3-6.

III. Ускоренные методы испытаний дорожно-строительных материалов. Союздорнии. Информационное письмо № 91. М.: Автотрансиздат, 1957. 56 с.

IV. Яромко В.Н., Жайлович И.Л. О некоторых аспектах повышения качества асфальтобетонных покрытий. Строительство и недвижимость. № 25, 2005.

(Журнал «Автомобильные дороги» № 6, 2007)

Еще бесплатно скачать

Рейтинг:
  • Итоги рейтинга 1.00/5
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
1.0/5 (1 голос)
Васильев Ю.Э. 2011-07-31 21:48:43
К сожалению вынужден отметить, что на сайте закралась досадная ошибка, так как указанная статья написана и опубликована в "Автомобильных дорогах" другим авторским коллективом.

[Ответить] [Ответить с цитатой]
↑ 0 ↓

Страницы: [1]

Оставить комментарий

Ваше имя:
Ваша почта:

RSS
Комментарий:
Введите символы: *
captcha
Обновить