РД 07-330-99 Инструкция по согласованию годовых планов развития горных работ

Согласована:

МПР России, Минтопэнерго России,

Минэкономики России

Утверждена

постановлением Госгортехнадзора

России от 24.11.99 № 85,

зарегистрированным в Министерстве

юстиции Российской Федерации

10.12.99, регистрационный № 2000

ИНСТРУКЦИЯ ПО СОГЛАСОВАНИЮ ГОДОВЫХ ПЛАНОВ РАЗВИТИЯ ГОРНЫХ РАБОТ

РД 07-330-99

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1 . Настоящая Инструкция разработана с учетом требований Закона Российской Федерации « О недрах » в редакции Федерального закона от 03.03.95 № 27-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации « О недрах » (Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 10. Ст. 823), Федерального закона от 21.07.97 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. № 30. Ст. 3588), в соответствии с Положением о Федеральном горном и промышленном надзоре России, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 18.02.93 № 234 (Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1993. № 8. Ст. 657).

2 . Инструкция устанавливает порядок согласования годовых планов развития горных работ (годовых программ работ в случаях разработки углеводородного сырья и гидроминеральных ресурсов) пользователем недр с территориальными органами Госгортехнадзора России, а также требования по обеспечению охраны недр, промышленной безопасности, предотвращению вредного влияния горных разработок на окружающую среду при их составлении.

3 . Требования Инструкции являются обязательными для территориальных органов Госгортехнадзора России, для всех организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также для индивидуальных предпринимателей, осуществляющих пользование недрами на территории Российской Федерации и в пределах ее континентального шельфа и морской исключительной экономической зоны Российской Федерации.

4 . В соответствии со статьей 22 Закона Российской Федерации « О недрах » пользователь недр обязан обеспечить соблюдение требований технических проектов, планов и схем развития горных работ, недопущение сверхнормативных потерь, разубоживания и выборочной отработки полезных ископаемых, а также безопасное ведение работ, связанных с пользованием недрами.

5 . Под годовым планом развития горных работ и годовой программой работ (далее - годовой план) в настоящей Инструкции понимается документ, составленный пользователем недр и определяющий направление развития горных работ, объемы добычи полезных ископаемых, объемы производства геологоразведочных, рекультивационных, вскрышных, горноподготовительных или подготовительных работ, подготовки (обработки) и переработки минерального сырья (при наличии перерабатывающих производств), иных работ, предусмотренных условиями лицензий на пользование недрами, техническим проектом, проектными технологическими документами, проектом обустройства (далее - проект), нормативы потерь полезных ископаемых при их добыче и нормативы потерь полезных ископаемых при переработке минерального сырья (при наличии перерабатывающих производств), определенные в установленном порядке, а также мероприятия по охране недр, рациональному, комплексному использованию минерального сырья, промышленной безопасности, предотвращению вредного влияния горных работ на окружающую среду, здания и сооружения.

6 . Согласование годовых планов осуществляется в целях обеспечения рационального и безопасного ведения горных работ, соблюдения законодательных и нормативных требований, условий лицензий на пользование недрами, проектных решений по отработке запасов полезных ископаемых и их переработке, установления оптимальных величин нормативов потерь полезных ископаемых, недопущения сверхнормативных потерь, выборочной отработки месторождений полезных ископаемых и их порчи от неправильного ведения горных работ, своевременного восстановления нарушенных горными работами земель, охраны подрабатываемых зданий и сооружений, опережающего геологического изучения недр, а также выполнения мероприятий по охране недр, промышленной безопасности и предотвращению вредного влияния горных работ на окружающую среду.

7 . В соответствии со статьей 41 Закона Российской Федерации « О недрах» платежи за добычу полезных ископаемых определяются как доля от стоимости добытых полезных ископаемых и потерь при добыче, превышающих нормативы, устанавливаемые ежегодными планами горных работ, согласованными с органами государственного горного надзора. При этом платежи с объемов сверхнормативных потерь взимаются в двойном размере, включая все фактические потери полезных ископаемых, допущенные за период работы без наличия согласованных с территориальными органами Госгортехнадзора России годовых планов. В случае задержки в согласовании годовых планов по вопросам, не связанным с нормированием потерь, или не по вине пользователя недр допускается отдельное согласование нормативов потерь.

8 . Годовые планы составляются на основании утвержденного проекта, в соответствии с законодательными и нормативными требованиями в области охраны недр, промышленной безопасности и охраны окружающей среды, условиями лицензии на пользование недрами, соглашений о разделе продукции, с учетом рекомендаций Государственной комиссии по запасам полезных ископаемых (ГКЗ), Центральной комиссии по запасам полезных ископаемых (ЦКЗ) и территориальных комиссий по запасам полезных ископаемых (ТКЗ) Министерства природных ресурсов Российской Федерации (МПР России), Центральной комиссии по разработке нефтяных и нефтегазовых месторождений (ЦКР) и территориальных комиссий по разработке нефтяных и нефтегазовых месторождений (ТКР) Министерства топлива и энергетики Российской Федерации (Минтопэнерго России), научных и проектных организаций.

9 . В соответствии с приложением 1 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» объекты, на которых ведутся горные работы, работы по обогащению полезных ископаемых, а также работы в подземных условиях, относятся к категории опасных производственных объектов.

10 . В соответствии со статьей 8 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» изменения, вносимые в проектную документацию на строительство, расширение, реконструкцию, техническое перевооружение, консервацию и ликвидацию опасного производственного объекта, подлежат экспертизе промышленной безопасности и согласовываются с федеральным органом исполнительной власти, специально уполномоченным в области промышленной безопасности, или его территориальным органом. В соответствии со статьей 13 экспертизе промышленной безопасности подлежат проектная документация на строительство, расширение, реконструкцию, техническое перевооружение, консервацию и ликвидацию опасного производственного объекта и иные документы, связанные с эксплуатацией опасного производственного объекта. Годовые планы в случаях когда проекты устарели, не скорректированы в соответствии с фактическими условиями разработки месторождений и не обеспечивают безопасный и рациональный порядок отработки запасов, не содержат технических решений по охране подрабатываемых зданий, сооружений и природных объектов, подземных сооружений и горных выработок, согласовываются при наличии положительного заключения экспертизы охраны недр и промышленной безопасности.

11 . Согласование годовых планов не допускается при отсутствии предусмотренного статьей 24 Закона Российской Федерации « О недрах » комплекса геологических и маркшейдерских работ, невыполнении существенных условий лицензий на пользование недрами, при отсутствии лицензий органов Госгортехнадзора России на эксплуатацию горных производств и объектов, на производство маркшейдерских работ при пользовании недрами.

12 . Годовые планы в соответствии с техническим заданием пользователя недр, согласованным с органами Госгортехнадзора России, могут разрабатываться иной организацией, имеющей лицензию Госгортехнадзора России на проектирование горных производств, а в случаях добычи общераспространенных полезных ископаемых с объемом добычи горной массы менее 50 тыс. м3/год без производства взрывных работ - организацией, имеющей лицензию на производство маркшейдерских работ.

II. ПОРЯДОК РАССМОТРЕНИЯ И СОГЛАСОВАНИЯ ГОДОВЫХ ПЛАНОВ

1 3 . Годовые планы рассматриваются и согласовываются управлением округа (управлением) Госгортехнадзора России или по его поручению отделом управления округа (управления). Полномочия по согласованию годовых планов распределяются согласно приказу по управлению округа (управлению).

14 . Рассмотрение годовых планов осуществляется по графику. Графиком должно устанавливаться рассмотрение годовых планов в период не ранее 1 сентября и не позднее 15 декабря года, предшествующего планируемому. Допускается включение в график более поздних дат рассмотрения годовых планов при сезонном характере добычных работ, но не позднее чем за две недели до начала добычного сезона.

Пользователь недр извещается о запланированной дате рассмотрения годового плана не позднее чем за два месяца до рассмотрения. В случае если пользователь недр представил годовой план менее чем за 15 дней до запланированной даты рассмотрения, территориальный орган Госгортехнадзора России вправе перенести дату рассмотрения на срок не более 30 дней. О всех случаях переноса дат рассмотрения пользователь недр извещается не позднее чем за 5 дней до запланированной даты по графику, а в случае представления материалов вне графика или с его нарушением - в срок не позднее 15 дней со дня получения годового плана.

15 . Для вновь вводимых предприятий или объектов, годовые планы которых представляются вне графика, срок рассмотрения годовых планов не должен превышать 30 дней со дня их представления.

16 . В случае необходимости получения дополнительных материалов, заключения экспертизы промышленной безопасности территориальные органы Госгортехнадзора России вправе направить мотивированный запрос и перенести рассмотрение годового плана на срок не позднее 10 дней с момента получения запрашиваемых материалов или экспертного заключения.

17 . Годовой план рассматривается в присутствии представителей недропользователя, включая одного из руководителей организации, главного маркшейдера и главного геолога. При отсутствии указанных представителей территориальный орган Госгортехнадзора России вправе перенести рассмотрение на срок, не превышающий 30 дней.

18 . Годовые планы могут рассматриваться как в месте нахождения управления округа (управления) или его отдела, так и в месте нахождения недропользователя. Место и время рассмотрения годового плана указываются в графике.

19 . При наличии нерешенных проблем охраны недр, промышленной безопасности и охраны окружающей среды следует практиковать рассмотрение годовых планов на Совете управления округа.

20 . Рассмотрение годовых планов без участия представителей службы охраны недр территориального органа Госгортехнадзора России не допускается.

21 . При рассмотрении годового плана территориальным органам Госгортехнадзора России следует обращать особое внимание на:

соответствие планируемых направлений и объемов горных работ техническому проекту и проектным технологическим документам;

планомерность разработки месторождения полезных ископаемых или его части, исключающую выборочную отработку наиболее богатых по минеральному составу участков;

соответствие предусмотренных годовым планом основных технических и технологических параметров разработки месторождения фактическим геологическим и горнотехническим условиям, их эффективность в части рационального извлечения полезных ископаемых и промышленной безопасности;

предотвращение сверхнормативных потерь;

соответствие нормативов потерь при добыче полезных ископаемых и при переработке минерального сырья (при наличии перерабатывающих производств) проектным показателям и условиям лицензии на пользование недрами;

наличие лицензии на пользование недрами и выполнение условий ее действия;

наличие горного и земельного отводов;

причины образования временно неактивных запасов и порядок их отработки;

ликвидацию (консервацию) горных выработок, участков, блоков, горизонтов на отработанных участках месторождения полезных ископаемых;

техническую обоснованность расчетов платежей при пользовании недрами;

обоснованность технико-экономическими расчетами нормативов потерь и разубоживания по каждой выемочной единице;

обеспечение рационального использования и сохранности попутно добываемых полезных ископаемых, а также горных пород, пригодных для производства строительных материалов;

эффективность мероприятий по рациональному использованию и охране недр;

ожидаемые деформации подрабатываемых зданий, сооружений и природных объектов, планируемые меры по охране;

соблюдение требований промышленной и экологической безопасности;

правильность определения опасных зон и наличие вокруг них утвержденных границ безопасного ведения горных работ, эффективность мероприятий по безопасному ведению работ вблизи опасных зон;

соответствие планируемых объемов эксплуатационной разведки, вскрышных и горноподготовительных работ планируемой добыче полезных ископаемых;

соответствие планируемых работ по рекультивации нарушенных горными работами земель проектным направлениям и заданиям, а также условиям лицензий на пользование недрами, договору аренды земельных участков.

22 . При ведении на действующем предприятии недропользователя (шахте, руднике, карьере и др.) горных работ иными организациями (шахтостроительными и др.), а также в случаях совместного ведения открытых и подземных работ при рассмотрении годового плана следует учитывать указанные виды горных работ в целях предупреждения опасных совмещений работ, потерь полезных ископаемых и нарушений правил безопасности и установленного порядка совместного ведения работ.

23 . Результаты рассмотрения годового плана оформляются протоколом, в котором указываются представители территориального органа Госгортехнадзора России и пользователя недр, принявшие участие в его рассмотрении. По результатам рассмотрения может быть принято решение либо по согласованию годового плана, либо по отказу в согласовании, либо по переносу даты рассмотрения.

В протокол рассмотрения годового плана включается решение, а также могут включаться условия согласования и рекомендации. В случаях переноса даты рассмотрения годового плана или отказа в его согласовании в протоколе указываются причины.

24 . При рассмотрении годовых планов по ряду объектов недропользования, разрабатываемых одной организацией, допускается составление общего протокола.

25 . Протокол рассмотрения годового плана подписывается начальником территориального органа Госгортехнадзора России или его заместителем или по их поручению начальником отдела. На графических материалах в случае согласования ставится специальный штамп с надписью «СОГЛАСОВАНО» (наименование территориального органа Госгортехнадзора России), а также указываются номер и дата протокола.

Один экземпляр протокола годового плана в срок не позднее 7 дней направляется пользователю недр.

26 . В решении о согласовании годового плана указываются:

перечень согласованных нормативов потерь и разубоживания при добыче по выемочным единицам;

перечень нормативов потерь при переработке полезного ископаемого по каждому из компонентов, извлечение которых предусмотрено лицензией на пользование недрами и проектом перерабатывающего производства (при наличии перерабатывающих производств);

условия по устранению выявленных недостатков годового плана;

рекомендации по повышению уровня рационального и комплексного использования запасов полезных ископаемых, промышленной безопасности, охраны окружающей среды и геолого-маркшейдерского обслуживания горных работ.

27 . Согласованию не подлежат годовые планы в случаях выявления в них существенных нарушений законодательных и нормативных требований, а также условий лицензий на пользование недрами, отклонений от проектов, возникновения непосредственной угрозы жизни и здоровью людей, систематического нарушения пользователем недр установленных правил пользования недрами и норм безопасности, невыполнения условий согласования годовых планов за предыдущий период.

28 . При несогласии с отказом в согласовании годового плана пользователь недр вправе обжаловать принятое решение в Госгортехнадзоре России или в суде.

29 . В случаях выявления несущественных нарушений установленных требований согласование допускается при условиях, обеспечивающих охрану недр, промышленную безопасность и охрану окружающей среды. Указанные условия включаются в протокол рассмотрения годового плана. При этом представитель пользователя недр на экземпляре, который остается в территориальном органе Госгортехнадзора России, письменно подтверждает свое согласие с условиями согласования годового плана.

30 . Производство горных работ без согласованного с территориальными органами Госгортехнадзора России годового плана, а также с отступлениями от согласованного годового плана не допускается.

31 . При выявлении в процессе ведения горных работ изменений геологических, гидрогеологических и горнотехнических условий разработки месторождения или отработки отдельных выемочных единиц, строительства подземных сооружений необходимые изменения вносятся в годовой план по согласованию с территориальным органом Госгортехнадзора России. Перечень изменений, подлежащих согласованию, и порядок их согласования определяются территориальным органом Госгортехнадзора России.

Изменения нормативов потерь при добыче полезных ископаемых вносятся только по тем выемочным единицам, по которым выявлены изменения геологических, гидрогеологических и горнотехнических условий их отработки.

III. ТРЕБОВАНИЯ ПО ОХРАНЕ НЕДР ПРИ ОБОСНОВАНИИ НОРМАТИВОВ ПОТЕРЬ И РАЗУБОЖИВАНИЯ

32 . Нормативы потерь и разубоживания полезных ископаемых при добыче устанавливаются на основании технико-экономических расчетов для каждой выемочной единицы, вовлекаемой в отработку в планируемом периоде, в соответствии с установленными требованиями по нормированию потерь и разубоживания при добыче.

33 . Нормативы потерь гидроминеральных ресурсов и лечебных грязей при добыче устанавливаются на основании технико-экономических расчетов для каждой скважины (колодца, штольни), а по лечебным грязям - для участка месторождения, отрабатываемого в планируемом периоде.

34 . Нормативы потерь при переработке твердых полезных ископаемых устанавливаются для каждого компонента утвержденных запасов месторождения и предусмотренных к извлечению в соответствии с условиями лицензии на пользование недрами и техническим проектом. При переработке добытого полезного ископаемого по технологическим сортам норматив потерь определяется по каждому технологическому сорту.

35 . Пересчет нормативов потерь при переработке минерального сырья в соответствии с параметрами качества исходного полезного ископаемого при изменении его качества в пределах вида или сорта не производится. Пересчет нормативов потерь компонентов при переработке минерального сырья при значительном изменении качества исходного сырья осуществляется в соответствии с установленными требованиями по нормированию потерь при переработке. Пересчитанные величины нормативов потерь согласовываются с территориальным органом Госгортехнадзора России.

36 . Нормативы потерь попутного (растворенного) газа при добыче нефти не должны превышать уровни потерь, предусмотренные условиями лицензии на пользование недрами.

IV. ТРЕБОВАНИЯ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ОХРАНЫ НЕДР И ПРОМЫШЛЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ СОСТАВЛЕНИИ ГОДОВОГО ПЛАНА

37 . Годовые планы должны предусматривать:

рациональное ведение горных работ, исключающее выборочную отработку более богатых участков, порчу других полезных ископаемых и обеспечивающее правильность разработки месторождения полезных ископаемых;

оптимальные показатели нормативов потерь и разубоживания при добыче, установленные по выемочным единицам, и нормативов потерь при переработке минерального сырья (при наличии перерабатывающих производств), а также нормативов потерь попутного (растворенного) газа и нефти при их подготовке;

оптимальную концентрацию горных работ, исключающую их разбросанность и многогоризонтность при разработке месторождений твердых полезных ископаемых;

применение технологий, повышающих извлечение запасов;

восполнение вскрытых, подготовленных и готовых к выемке запасов полезных ископаемых при разработке месторождений твердых полезных ископаемых;

меры по охране зданий, сооружений и природных объектов, расположенных на земной поверхности в зоне вредного влияния горных разработок;

горные меры по охране подземных объектов, сооружений и горных выработок;

безопасное ведение горных работ и мероприятия по промышленной безопасности;

систему наблюдений за вредным влиянием горных работ на окружающую среду (горно-экологический мониторинг);

геологическое изучение недр, включая реализацию рекомендаций ГКЗ (ЦКЗ, ТКЗ) МПР России и ЦКР (ТКР) Минтопэнерго России;

мероприятия по охране недр, рациональному и комплексному использованию минерального сырья;

предотвращение подработки барьерных целиков;

ликвидацию (консервацию) отработанных горных выработок, блоков, горизонтов;

установление границ опасных зон и порядка ведения работ вблизи них;

рекультивацию нарушенных горными работами земель;

предотвращение образования сверхнормативных потерь в результате неправильного ведения горных работ, включая случаи подработки или надработки запасов полезных ископаемых;

сохранность попутно добываемых полезных ископаемых, а также горных пород, пригодных для производства строительных материалов.

38 . Годовой план подписывается руководителем (главным инженером), главным маркшейдером и главным геологом горнодобывающей организации, подписи скрепляются печатью.

V. ОФОРМЛЕНИЕ ГРАФИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ ПРИ РАЗРАБОТКЕ МЕСТОРОЖДЕНИЙ ТВЕРДЫХ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ

39 . Графические материалы годовых планов должны быть представлены планами горных работ (проекциями на вертикальную или горизонтальную плоскость) с разбивкой по кварталам и необходимыми поперечными разрезами.

Графические материалы составляются в соответствии с установленными требованиями условных обозначений для горной графической документации.

На графические материалы наносятся:

контуры балансовых запасов, утвержденных ГКЗ (ЦКЗ, ТКЗ) МПР России, запасов, уточненных по результатам последующей доразведки и разработки месторождения, запасов, уже погашенных и намечаемых к погашению на планируемый год с разбивкой по кварталам, временно неактивных запасов;

участки нормируемых потерь, выделяемые в пределах намечаемых к отработке выемочных единиц особым условным обозначением;

участки опасных зон по всем факторам опасности и границы безопасного ведения работ;

схема вентиляции, виды механизации выемки, типы крепи, способ управления кровлей в подготовительных и очистных забоях, расположение водоотливных станций и дренажных выработок;

границы барьерных и предохранительных целиков;

участки постоянно затопленных выработок;

участки с заложенным выработанным пространством и погашенные горные выработки;

геологические нарушения;

вынимаемая мощность полезного ископаемого (фактическая и планируемая);

местоположение других полезных ископаемых, попадающих в зону влияния горных работ;

скважины различного назначения;

положение забоев подземных горных выработок, уступов карьеров и разрезов на начало и конец планируемого периода;

границы горного отвода;

границы земельного отвода (на планах поверхности и планах открытых горных работ);

проектные границы разноса бортов карьера или разреза, как в плане, так и на глубину разработки;

границы участков нарушенных, отработанных и рекультивированных земель (на планах поверхности и планах открытых горных работ);

границы отвалов, хвосто- и шламохранилищ, складов плодородного слоя почвы;

технологическая схема движения (транспортирования) минерального сырья от места добычи до выпуска готовой продукции;

надписи, ориентирующие по сторонам света.

40 . На топографических планах поверхности (обзорных) в масштабе не мельче 1:25 000 показываются жилые и промышленные здания и сооружения, объекты наземных и подземных коммуникаций, водоемы, устья действующих и ликвидированных выработок, границы горного и земельного отводов, контуры разведанных запасов.

41 . На схемах вскрытия месторождения показываются: пересеченные вскрывающими выработками пласты, рудные тела, залежи и вмещающие породы;

основные выработки, определяющие характер вскрытия месторождения (стволы, штольни, квершлаги, уклоны, гезенки и др.);

абсолютные отметки устьев стволов шахт и скважин, околоствольных дворов и горизонтов, сетки высот (на вертикальной проекции).

42 . На погоризонтных планах горных работ показываются:

контуры пласта, рудного тела, углы его падения и простирания;

технические границы по проекту;

границы отработки на планируемый период и фактические границы отработки;

границы блоков, камер, целиков с указанием их номеров и среднего содержания или зольности полезного ископаемого, мощности пласта, контуры очистной выемки и погашенных участков, границы безопасного ведения работ;

устья выработок, вскрывающих месторождение, капитальные, подготовительные, нарезные и погашенные выработки;

линии разрезов, прилагаемых к планам.

43 . На сводных планах горных работ показываются: технические границы по проекту;

границы горного и земельного отводов;

границы отработки на планируемый период и фактические границы отработки;

основные формы рельефа земной поверхности на площади горного отвода и основные элементы ситуации поверхности;

охраняемые здания, сооружения и объекты, контуры предохранительных целиков, границы зон вредного влияния горных работ на земную поверхность;

главные разведочные, горнокапитальные и другие выработки, дающие общую картину горных работ;

основные тектонические нарушения, линии разрезов и проекций, а также отметки горизонтов горных работ;

способы погашения выработок;

места образования провалов на земной поверхности и прорыва плывунов.

44 . На вертикальных разрезах показываются:

технические границы по проекту;

границы горного и земельного отводов;

границы отработки на планируемый период и фактические границы отработки;

стволы шахт и скважин, штольни, квершлаги, восстающие, а также основные выработки отдельных горизонтов, рудных тел, залежей;

номера эксплуатационных блоков, лав, камер, целиков и характеризующие их данные;

контуры пласта, рудного тела, углы их падения и углы падения выработок, контуры очистной выемки и погашенных участков, границы безопасного ведения горных работ, отметки устьев выработок и др.

45 . На геологические планы и разрезы наносятся основные горные выработки и скважины, характеризующие направление геологоразведочных работ и эксплуатационной разведки.

46 . При наличии перерабатывающих производств прилагаются схема переработки минерального сырья (проектная и фактическая), схема цепи аппаратов, схема опробования и контроля технологических процессов по переработке минерального сырья (при раздельной переработке - по каждому сорту или виду сырья).

VI. ОФОРМЛЕНИЕ ТАБЛИЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ

47 . Материалы годовых планов включают таблицы: состояния и движения вскрытых, подготовленных и готовых к выемке запасов полезных ископаемых по состоянию на начало планируемого периода и ожидаемого на конец этого периода (при добыче твердых полезных ископаемых);

основных показателей по плану горных работ на планируемый период и ожидаемых на конец текущего года (план-факт);

потерь и разубоживания за текущий год (план-факт) и на планируемый период по выемочным единицам (при добыче твердых полезных ископаемых);

потерь минерального сырья при переработке (при наличии перерабатывающих производств);

состояния и движения отходов добычи и переработки минерального сырья;

пустот выработанного пространства при добыче с закладкой выработанного пространства и план погашения (закладки) их на планируемый период;

объемов (бурения, проходки) эксплуатационно-разведочных работ (при разработке месторождений твердых полезных ископаемых);

объемов закачки (агентов) в системах поддержания пластового давления по каждой залежи (при добыче нефти); движения фонда скважин (при добыче нефти и газа).

VII. ОФОРМЛЕНИЕ ПОЯСНИТЕЛЬНОЙ ЗАПИСКИ

48 . В пояснительной записке годового плана приводятся сведения о:

новых геологических данных, обеспеченности запасами на начало планируемого периода, а при разработке месторождений твердых полезных ископаемых - запасами по степени их подготовленности к отработке (вскрытыми, подготовленными и готовыми к выемке по норме и фактически);

наличии временно неактивных запасов, причинах их образования и намечаемых сроках их погашения (при разработке месторождений твердых полезных ископаемых);

применяемых системах разработки, их удельном весе в объеме годовой добычи;

выполнении ранее согласованных годовых планов по извлечению запасов полезных ископаемых, а также мероприятий по охране недр, промышленной и экологической безопасности;

технико-экономических расчетах показателей планируемых нормативов потерь при добыче и переработке минерального сырья;

состоянии вентиляционного хозяйства и обеспеченности отдельных участков и в целом рудника или шахты требуемым количеством воздуха на начало и конец планируемого периода (при подземных работах);

мероприятиях по улучшению использования и охраны недр в планируемом году, а также по промышленной и экологической безопасности;

состоянии горных работ, в том числе горнокапитальных;

наличии опорного и съемочного обоснования, видах и сроках

работ по маркшейдерскому и геологическому обеспечению горных работ;

фактической обеспеченности планируемых горных работ маркшейдерскими и геологическими кадрами и их техническом оснащении;

выполненных и намечаемых направлениях и объемах рекультивации нарушенных горными работами земель;

технической обоснованности расчетов платежей при пользовании недрами;

выполненных и намечаемых направлениях и объемах геологоразведочных работ и эксплуатационной разведки (при разработке месторождений твердых полезных ископаемых);

выполненных и намечаемых мерах охраны подрабатываемых зданий, сооружений и объектов;

намечаемых мероприятиях по безопасному ведению работ вблизи опасных зон;

наличии у недропользователя лицензий на право ведения работ, связанных с повышенной опасностью, и на пользование недрами;

выполнении условий лицензии на пользование недрами, включая внесение платежей при пользовании недрами, рекомендаций ГКЗ (ЦКЗ, ТКЗ) МПР России, ЦКР (ТКР) Минтопэнерго России;

состоянии авторского надзора проектной организации за реализацией проекта, наличии у нее лицензии на право проектирования горных производств и объектов, дате составления проекта разработки месторождения и дополнений к нему;

мероприятиях по совершенствованию технологического процесса переработки минерального сырья, обеспечивающих оптимальное извлечение полезных компонентов (при наличии перерабатывающих производств);

организации учета количества и качества минерального сырья, поступающего на переработку и потребителю.

VIII. КОНТРОЛЬ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ТРЕБОВАНИЙ НАСТОЯЩЕЙ ИНСТРУКЦИИ

49 . Государственный горный надзор за соблюдением всеми пользователями недр законодательства Российской Федерации, утвержденных в установленном порядке требований (правил и норм) по безопасному ведению горных работ, предупреждению и устранению их вредного влияния на население, окружающую природную среду, объекты народного хозяйства, а также по охране недр осуществляют органы Госгортехнадзора России*.

50 . Лица, виновные в нарушении Закона Российской Федерации « О недрах », в нарушениях утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил) по безопасному ведению работ, связанных с пользованием недрами, по охране недр и окружающей природной среды, в том числе нарушениях, ведущих к загрязнению недр и приводящих месторождение полезных ископаемых в состояние, не пригодное для эксплуатации, несут уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также административную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации**.

* Пункт 2 Положения о Федеральном горном и промышленном надзоре России, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 18.02.93 № 234.

** Статья 49 Закона Российской Федерации « О недрах » в редакции Федерального закона от 03.03.95 № 27-ФЗ.

содержание

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ .. 1

II. ПОРЯДОК РАССМОТРЕНИЯ И СОГЛАСОВАНИЯ ГОДОВЫХ ПЛАНОВ .. 2

III. ТРЕБОВАНИЯ ПО ОХРАНЕ НЕДР ПРИ ОБОСНОВАНИИ НОРМАТИВОВ ПОТЕРЬ И РАЗУБОЖИВАНИЯ .. 4

IV. ТРЕБОВАНИЯ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ОХРАНЫ НЕДР И ПРОМЫШЛЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ СОСТАВЛЕНИИ ГОДОВОГО ПЛАНА .. 4

V. ОФОРМЛЕНИЕ ГРАФИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ ПРИ РАЗРАБОТКЕ МЕСТОРОЖДЕНИЙ ТВЕРДЫХ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ .. 4

VI. ОФОРМЛЕНИЕ ТАБЛИЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ .. 6

VII. ОФОРМЛЕНИЕ ПОЯСНИТЕЛЬНОЙ ЗАПИСКИ .. 6

VIII. КОНТРОЛЬ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ТРЕБОВАНИЙ НАСТОЯЩЕЙ ИНСТРУКЦИИ .. 6