Р 50.1.058-2006 Методика оценки стоимости разработки, экспертизы национальных стандартов Российской Федерации и экономической эффективности от их внедрения
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО
ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ И МЕТРОЛОГИИ
|
РЕКОМЕНДАЦИИ |
Р 50.1.058-2006 |
МЕТОДИКА ОЦЕНКИ
СТОИМОСТИ РАЗРАБОТКИ , ЭКСПЕРТИЗЫ
НАЦИОНАЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
И ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ
ОТ ИХ ВНЕДРЕНИЯ
|
Москва Стандартинформ 2006 |
Предисловие
Сведения о рекомендациях
1. РАЗРАБОТАНЫ Открытым акционерным обществом «Научно - исследовательский центр контроля и диагностики технических систем» совместно с Федеральным государственным учреждением «Консультационно - внедренческая фирма в области международной стандартизации и сертификации» ( Фирма «Интерстандарт» )
2. ВНЕСЕНЫ Управлением технического регулирования и стандартизации Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии
3. УТВЕРЖДЕНЫ И ВВЕДЕНЫ В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 11 сентября 2006 г . № 191- ст
4. ВВЕДЕНЫ ВПЕРВЫЕ
Информация о введении в действие ( прекращении действия ) настоящих рекомендаций , изменениях и поправках к ним , а также тексты изменений и поправок публикуются в ежемесячно издаваемых информационных указателях «Национальные стандарты» . Соответствующая информация , уведомления и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет
Содержание
1. Область применения 2 . Нормативные ссылки 3 . Термины и определения 4. Общие положения 5. Оценка стоимости разработки национального стандарта 6. Экспертиза национальных стандартов Приложение А (обязательное) Нормативы трудоемкости работ при разработке национального стандарта Приложение Б (обязательное) Экономическая эффективность от внедрения национальных стандартов |
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ
МЕТОДИКА ОЦЕНКИ СТОИМОСТИ РАЗРАБОТКИ, ЭКСПЕРТИЗЫ НАЦИОНАЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОТ ИХ ВНЕДРЕНИЯ |
Cost evaluation technique for development, expertise of national standards of the Russian Federation and cost efficiency of their introduction |
Дата введения - 2007 - 01 - 01
1. Область применения
Настоящие рекомендации по стандартизации ( далее - рекомендации ) устанавливают методологический подход к оценке стоимости разработки национальных стандартов Российской Федерации ( далее - национальные стандарты ), подходы к оценке стоимости экспертизы стандартов и экономической эффективности от их внедрения , а также исходные данные , порядок расчета , нормативы трудоемкости , используемые при планировании их разработки .
Настоящие рекомендации распространяются на национальные стандарты и предназначены для применения организациями , предприятиями и другими субъектами научной и хозяйственной деятельности независимо от форм собственности и подчиненности , участвующими в работах по стандартизации , техническими комитетами по стандартизации , а также федеральными органами исполнительной власти Российской Федерации , участвующими в обосновании трудоемкости разработки национальных стандартов в соответствии с действующим законодательством , их экспертизе и анализе экономической эффективности от их внедрения .
2 . Нормативные ссылки
В настоящих рекомендациях использованы ссылки на следующие стандарты :
ГОСТ 1.1- 2002 Межгосударственная система стандартизации . Термины и определения
ГОСТ Р 1.12- 2004 Стандартизация в Российской Федерации . Термины и определения
Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю «Национальные стандарты» , который опубликован по состоянию на 1 января текущего года , и по соответствующим ежемесячно издаваемым информационным указателям , опубликованным в текущем году . Если ссылочный документ заменен ( изменен ), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться замененным ( измененным ) документом . Если ссылочный документ отменен без замены , то положение , в котором дана ссылка на него , применяется в части , не затрагивающей эту ссылку .
3. Термины и определения
В настоящих рекомендациях применены термины по ГОСТ 1.1 и ГОСТ Р 1.12 .
4. Общие положения
4.1. Оценка стоимости , включая ее исходную трудоемкость ( далее - оценка стоимости ) приведена в настоящих рекомендациях для вновь разрабатываемых национальных стандартов .
4.2. Оценку стоимости этапов разработки , пересмотра и внесения изменений в национальные стандарты - для различных видов национальных стандартов , а также проведение их экспертизы устанавливают в процентах к стоимости вновь разрабатываемого национального стандарта в соответствии с положениями настоящих рекомендаций .
4.3. Настоящие рекомендации предусматривают оценку стоимости разработки национального стандарта как методом прямого применения в Российской Федерации соответствующего международного стандарта , так и путем разработки национального стандарта , гармонизированного с другими нормативными документами в области стандартизации .
4.4. Оценка стоимости разработки национального стандарта и ее обоснование проводится заинтересованными организациями на этапе формирования предложений в проект Программы национальной стандартизации , при заключении договоров между заинтересованными организациями на разработку национальных стандартов , а также при разработке других видов программ стандартизации ( целевых , ведомственных , межведомственных и др .).
4.5. Проверку правильности оценки стоимости разработки национального стандарта проводят технические комитеты по стандартизации для представления в Национальный орган по стандартизации при формировании проекта Программы национальной стандартизации , а также заказчик - при согласовании проектов других программ стандартизации .
5. Оценка стоимости разработки национального стандарта
5.1. Методика оценки трудоемкости разработки национального стандарта
5.1.1. На основании проведенного анализа стоимостных характеристик при разработке нормативных документов предложен следующий методический подход к оценке трудоемкости разработки национальных стандартов .
5.1.2. При оценке трудоемкости разработки конкретного национального стандарта целесообразно провести оценку базовой трудоемкости ( Т б ) применительно к разработке одной страницы национального стандарта .
5.1.3. При оценке трудоемкости разработки национального стандарта необходимо учитывать содержание работ и требуемую для их выполнения квалификацию специалистов - разработчиков .
5.1.4. Оценка общей трудоемкости разработки национального стандарта , состоящего из N страниц , Тст , чел ./ день , осуществляется в соответствии с выражением
Тст = Тб × N × qNc × q мас × q нов × q срок , (1)
где Тб - базовая трудоемкость разработки одной страницы стандарта , чел ./ день ;
N - число страниц разрабатываемого и планируемого к утверждению национального стандарта ;
qN c - коэффициент нелинейности трудоемкости разработки , зависящий от объема ( в страницах ) стандарта , равный qNc = 1 + Δ Nc ,
где Δ Nc = ξ·φ (N2)IN ,
N - число страниц стандарта ;
ξ - экспертный коэффициент повышения сложности работ в зависимости от характера и вида объекта стандартизации ;
q мас - коэффициент уровня гармонизации , определяющий применение для рассматриваемой конкретной области стандартизации новых специальных терминов , семантических конструкций и введенных в действие гармонизированных национальных стандартов ;
q нов - коэффициент новизны конкретной области стандартизации ( функционально связан с не устоявшейся или новой терминологией , а также динамикой развития рассматриваемой области стандартизации ), равный q нов = 1 + Δ i нов , где Δ 1 нов = 0 для традиционных областей стандартизации ( простые изделия или услуги ); Δ2нов = 0,5 для традиционных областей машиностроения и социальной сферы ; Δ 2 нов = 1,5 - для динамично развивающихся областей стандартизации в сфере высоких наукоемких технологий ;
q срок - коэффициент срочности выполнения работ , равный q срок = 1 + Δ ic , где Δ i с определяет долю повышения производительности выполнения работ в течение восьмичасового рабочего дня по сравнению с базовой производительностью .
5.1.5. Базовая трудоемкость в общем виде на разработку одной страницы национального стандарта с определением содержательной части работ , а также требуемой для их выполнения квалификации специалистов - разработчиков и экспертов , приведена в таблице А .1 ( приложение А ).
5.2. Разработка национального стандарта методом прямого применения международного стандарта
5.2.1. В состав работ по оценке трудоемкости разработки национального стандарта методом прямого применения международного стандарта входят все этапы разработки национального стандарта от технического задания до его представления для утверждения .
5.2.2. При оценке трудоемкости разработки национального стандарта методом прямого применения международного стандарта могут быть приняты следующие значения исходных параметров , влияющих на уровень стоимости работ :
ξ = Δ i нов = 0; q мас = 1.
5.2.3. При разработке национального стандарта методом прямого применения международного стандарта учитывают все составляющие базовой трудоемкости от аутентичного перевода международного стандарта до утверждения его в качестве национального стандарта :
Тб = Т 1 + Т 2 + Т 3 + Т 4 , при этом Т 1 , Т 2 , Т 3 , Т 4 > 0.
5.2.4. При принятых допущениях выражение (1) для расчета общей трудоемкости разработки национального стандарта , состоящего из N страниц , Тст , чел . / день , будет иметь вид:
Тст = Тб· N . (2)
5.2.5. Нормативы трудоемкости работ при разработке национального стандарта методом прямого применения международного стандарта приведены в таблице А .2 ( приложение А ).
5.2.6. Стоимость разработки национального стандарта Сст в рублях определяют методом прямого применения международного стандарта по формуле:
Сст = Тст × (1+ q 0 + дк.р)Зс.д, (3)
где Тст - общая трудоемкость разработки национального стандарта , чел ./ день ;
q 0 - норматив отчислений из фонда заработной платы , установленный действующими нормативными актами ;
q к.р - коэффициент косвенных расходов организации , разрабатывающей национальный стандарт ;
Зс.д - заработная плата вдень специалистов , участвующих в разработке национального стандарта , в рублях .
5.3. Разработка национального стандарта
5.3.1. В состав работ по определению трудоемкости разработки национального стандарта входят все этапы разработки национального стандарта от технического задания до его представления для утверждения .
5.3.2. Исходными данными для расчетов трудоемкости разработки национального стандарта являются :
- базовый норматив трудоемкости разработки национального стандарта ;
- коэффициент сложности ;
- коэффициент , учитывающий число страниц национального стандарта .
5.3.3. Трудоемкость разработки национального стандарта Тн.ст , чел ./ мес , вычисляют по формуле:
Тн.ст = Тб.н × q сл × qc , (4)
где Тб.н - базовый норматив трудоемкости разработки национального стандарта , чел .- мес ;
q сл - коэффициент сложности разработки национального стандарта ;
qc - коэффициент , учитывающий число страниц национального стандарта .
Исходные показатели Тб.н и qc л , используемые при расчете трудоемкости разрабатываемого национального стандарта , приведены в таблице А . 3 ( приложение А ).
5.3.4. Значение базового норматива трудоемкости и коэффициент сложности разработки национального стандарта выбирают , учитывая следующие величины :
Тб.н - базовый норматив трудоемкости разработки стандарта конкретного вида , основанный на установившемся среднестатистическом подходе к оценке его сложности , в частности наукоемкости ;
q сл - коэффициент сложности разрабатываемого стандарта , учитывающий : перспективные показатели достижений современной науки и техники ; показатели , соответствующие стандартам ИСО , МЭК и других международных и региональных организаций по стандартизации ; принципиально новые решения , вновь вводимые требования в области стандартизации .
Коэффициент сложности разработки национального стандарта q сл в зависимости от степени влияния вышеуказанных факторов может иметь три значения ( начальное , промежуточное и конечное ):
qc л . нач - учитывает уровень разукрупнения стандартизуемого объекта , предусматривает до пяти стандартизуемых показателей и до 10 организаций , которым документ рассылается на отзыв ;
q сл . пром - учитывает уровень разукрупнения стандартизуемого объекта ( однородные группы продукции ), разработку плана организационно - технических мероприятий по внедрению стандарта , предусматривает не более 15 стандартизуемых показателей и не более 20 организаций , которым национальный стандарт рассылается на отзыв ;
q сл.кон - учитывает уровень разукрупнения стандартизуемого объекта ( системы , комплексы , образцы ), предусматривает более 15 стандартизуемых показателей и более 20 организаций , которым национальный стандарт рассылается на отзыв , а также принципиально новые научные решения и требования , разработку национального стандарта с учетом международного стандарта , дополненного специфическими требованиями к объекту стандартизации .
5.3.5. Коэффициент qc , учитывающий число страниц ( формат А 4, в формате Word - шрифт 14) разрабатываемого национального стандарта , должен быть :
qc . нач = 1,04 - при числе страниц национального стандарта до 30;
qc пром = 1,2 - при числе страниц национального стандарта до 70;
qc .кон = 1,5 - при числе страниц национального стандарта более 70.
5.3.6. Распределение трудоемкости по этапам разработки национального стандарта должно быть следующим :
10 % - разработка и утверждение технического задания ;
65 % - разработка и рассылка на отзыв проекта первой редакции стандарта ;
25 % - разработка , согласование и представление окончательной редакции проекта стандарта для принятия .
5.3.7. Стоимость разработки национального стандарта Сн . ст в рублях определяется по формуле:
Сн . ст = Тн . ст (1 + q 0 + q к . р ) З с . м , (5)
где Тн . ст - трудоемкость разработки национального стандарта , чел ./ мес ;
q 0 - норматив отчислений из фонда заработной платы ;
q к.р - коэффициент косвенных расходов организации , осуществляющей разработку национального стандарта ;
Зс . м - месячная заработная плата специалистов , участвующих в разработке национального стандарта , в рублях .
6. Экспертиза национальных стандартов
6.1. Экспертизу национального стандарта , включая процедуру нормативного контроля проекта стандарта на соответствие требованиям стандартов Национальной системы стандартизации , проводят для оценки качества его разработки .
6.2. Экспертизу разработанного проекта национального стандарта допускается проводить как научным организациям , подведомственным Федеральному агентству по техническому регулированию и метрологии , так и соответствующим техническим комитетам по стандартизации .
6.3. Стоимость работ по проведению экспертизы Сэ в рублях определяют по формуле:
Сэ = Тэ (1 + q 0 + q к.р )З э.д , (6)
где Тэ - трудоемкость выполнения работ по экспертизе , чел ./ день ;
q 0 - установленный норматив отчислений из фонда заработной платы ;
q к.р - коэффициент косвенных расходов организации , осуществляющей проведение работ по экспертизе ;
Зэ . д - заработная плата специалиста - эксперта вдень в рублях .
6.4. Стоимость экспертизы разработанного проекта национального стандарта может составлять до 40 % - 45 % стоимости его разработки .
В исключительных случаях для объектов стандартизации сложной наукоемкой продукции , работ или услуг стоимость экспертизы может быть соизмерима со стоимостью разработки проекта национального стандарта .
Приложение А
(обязательное)
Нормативы трудоемкости работ при разработке национального стандарта
Таблица А .1 - Базовая трудоемкость в общем виде на разработку одной страницы национального стандарта
Квалификация специалиста |
Содержательная часть работы |
Базовая трудоемкость Тб, чел./день* |
1 Переводчик 1-й категории |
Аутентичный перевод и редактирование международного стандарта |
T 1 |
2 Специалист-разработчик (кандидат технических наук) в конкретной предметной области при разработке стандартов на продукцию (работы, услуги); определяют согласно классификации в соответствии с действующими нормативными документами в области стандартизации |
Анализ соответствия новых терминов и семантических конструкций, разработка требований к объектам стандартизации и научное редактирование с учетом гармонизации разрабатываемого стандарта с международными стандартами |
Т2 |
3 Специалист в области стандартизации (кандидат технических наук) |
Соответствие требований разрабатываемого стандарта положениям Национальной системы стандартизации и гармонизация с введенными в действие национальными и (межгосударственными) стандартами и стандартами ИСО (МЭК), включая обеспечение терминологического единства и разработку предложений по внесению изменений в действующие национальные (межгосударственные) стандарты |
Т3 |
4 Менеджер 1-й категории |
Управление проектом |
Т4 |
* Т6 = Т1 + Т2 + Т3 + Т4. |
Таблица А .2 - Нормативы трудоемкости работ при разработке национального стандарта методом прямого применения международного стандарта
Вид стандарта |
Норматив трудоемкости работ, чел./день* |
||||
Т1 |
Т2 |
Т3 |
Т4 |
Т1 + Т2 + Т3 + Т4 |
|
Общетехнические и организационно-методические |
0,5 |
0,9 |
1,4 |
0,3 |
3,1 |
На продукцию |
0,75 |
1,4 |
2,0 |
0,45 |
4,6 |
На процессы |
1,0 |
1,7 |
2,2 |
0,6 |
5,5 |
На методы (методики) контроля (испытаний, измерений, анализа) |
0,75 |
1,4 |
2,2 |
0,45 |
4,8 |
Другие виды стандартов |
0,5 |
0,9 |
1,4 |
0,3 |
3,1 |
* Определяют на основании экспертных оценок. |
Таблица А . 3 - Базовые нормативы трудоемкости работ и коэффициент сложности при разработке национального стандарта
Наименование стандартов |
Базовый норматив трудоемкости Тб.н,,чел./мес |
Значение коэффициента сложности q сл |
||
начальное |
промежуточное |
конечное |
||
Основополагающие организационно-методические и общетехнические стандарты |
||||
Термины и определения |
20,0 |
1,1 |
1,2 |
1,31 |
Обозначения |
19,0 |
1,12 |
1,21 |
1,31 |
Общие (основные) положения |
19,0 |
1,12 |
1,21 |
1,31 |
Правила построения и изложения |
18,1 |
1,1 |
1,27 |
1,45 |
Общий порядок (правила) |
18,0 |
1,16 |
1,27 |
1,43 |
Методы (методики) |
19,6 |
1,17 |
1,32 |
1,48 |
Общие требования и нормы, величины |
19,4 |
1,16 |
1,27 |
1,43 |
Типовые технологические процессы |
17,8 |
1,15 |
1,27 |
1,41 |
Номенклатура |
18,1 |
1,13 |
1,24 |
1,35 |
Стандарты на продукцию |
||||
Общие технические условия |
24,6 |
1,25 |
1,42 |
1,6 |
Общие технические требования |
20,8 |
1,21 |
1,39 |
1,57 |
Параметры и размеры |
14,0 |
1,2 |
1,32 |
1,40 |
Типы, виды |
15,0 |
1,15 |
1,28 |
1,41 |
Конструкции |
15,3 |
1,29 |
1,40 |
1,50 |
Сортамент, марки |
14,0 |
1,16 |
1,29 |
1,42 |
Правила приемки |
14,5 |
1,2 |
1,4 |
1,55 |
Маркировка, упаковка, транспортирование и хранение |
13,5 |
1,16 |
1,31 |
1,43 |
Правила эксплуатации и ремонта |
14,0 |
1,22 |
1,37 |
1,53 |
Стандарты на процессы |
||||
Общие (основные) требования |
17,0 |
1,21 |
1,38 |
1,55 |
Стандарты на методы контроля (испытаний, измерений, анализа) |
||||
Методы (методики) контроля |
17,0 |
1,17 |
1,33 |
1,5 |
Приложение Б
(обязательное)
Экономическая эффективность от внедрения национальных стандартов
Б .1 Для формирования методологического подхода к вопросу об экономической эффективности применения ( внедрения ) национальных стандартов целесообразно в качестве основы провести анализ сущности стандартизации .
Стандартизация представляет собой деятельность , направленную на достижение оптимальной степени упорядочения в конкретной области стандартизации посредством установления единых положений для всеобщего и многократного использования в отношении реально существующих или потенциальных задач .
Национальный стандарт как результат деятельности по стандартизации представляет собой нормативный документ , разработанный на основе консенсуса заинтересованных сторон , принятый признанным на соответствующем уровне органом по стандартизации , устанавливающий для всеобщего и многократного использования правила , общие принципы или характеристики , касающиеся различных видов деятельности или их результатов , и направленный на достижение оптимальной степени упорядочения в конкретной области стандартизации .
Национальные стандарты оказывают большое положительное влияние на развитие промышленности и бизнеса . При взаимодействии поставщиков и потребителей национальные стандарты становятся главными инструментами для снижения расходов на бизнес - операции и оценки возможностей рынка , играют существенную роль в расширении роли глобализации в мире . Предприятия рассматривают применение европейских и международных стандартов как часть экспортной стратегии , обеспечивающей соответствие выпускаемой продукции данным стандартам .
С точки зрения макроэкономической перспективы важно , что национальные стандарты вносят более значительный вклад в рост отечественной экономики , чем патенты или лицензии . Это свидетельствуете том , что для ориентированных на экспорт секторов экономики Российской Федерации использование национальных стандартов становится стратегией в открытии новых рынков , а также , что стандарты способствуют развитию новых технологий .
Национальные стандарты не только оказывают положительное влияние на экономику Российской Федерации в целом , но также обеспечивают преимущества для индивидуального бизнеса тем , кто использует их в качестве стратегических рыночных инструментов .
Предприятия , активно участвующие в работах по стандартизации , чаще получают краткосрочные и долгосрочные выгоды в снижении расходов на производство и повышении конкурентоспособности по сравнению с предприятиями , не участвующими в этих работах . Участвующие в работах по стандартизации предприятия имеют большее влияние на принятие национальных стандартов в качестве европейских или международных . В этом случае конкретное предприятие получает конкурентные преимущества , так как ему не нужно вносить большие изменения в процесс производства продукции для обеспечения соответствия европейскому или международному стандарту .
После принятия национальных стандартов в качестве европейских и международных участие предприятий в работах по стандартизации дает преимущества в снижении расходов на производство и повышении конкурентоспособности .
Предприятия получают преимущество в повышении конкурентоспособности благодаря влиянию на содержание национальных стандартов .
Национальные стандарты , гармонизированные с европейскими и международными стандартами , способствуют :
- снижению торговых расходов ;
- упрощению двухсторонних и многосторонних соглашений между заинтересованными сторонами ;
- снижению торговых барьеров .
По оценкам ряда зарубежных экспертов стоимость бизнес - операций значительно сокращается в результате использования национальных стандартов , так как они обеспечивают доступ к информации для всех заинтересованных сторон .
Применение национальных стандартов и участие в работах по стандартизации , соответствующей рынку поставщиков , позволит конкретному предприятию оказывать рыночное воздействие на поставщиков . Следовательно , благодаря стандартизации зависимость бизнеса предприятия от единственного поставщика может быть уменьшена .
Очевидно , что сотрудничество между предприятиями в вопросах стандартизации является экономически эффективным потому , что результирующие совместные и однородные действия могут способствовать сокращению расходов и увеличению прибыли предприятий .
Предприятия путем участия в стандартизации не только уменьшают экономический риск , связанный с научными исследованиями и разработками , но могут также сократить расходы на научную деятельность .
Так как национальные стандарты отражают состояние развития науки и техники , они могут способствовать уменьшению риска ответственности предприятий , что также подчеркивает экономическую эффективность внедрения национальных стандартов .
Потенциал инноваций сам по себе не является достаточным для поддержания конкурентоспособности предприятия . Эффективное распространение инноваций посредством национальных стандартов является непременным условием экономического роста предприятия .
Национальные стандарты являются положительным стимулом для инноваций . При этом распространение инноваций посредством национальных стандартов является одним из решающих факторов экономической эффективности от их внедрения .
Предприятия , использующие национальные стандарты , получают преимущества в стоимости и качестве продукции .
Результаты макроэкономического анализа показывают , что экономические выгоды от стандартизации составляют приблизительно 1 % валового национального продукта . При этом макроэкономические выгоды от стандартизации превышают сумму индивидуальных преимуществ предприятий .
Положительное макроэкономическое влияние , превышающее сумму индивидуальных выгод для отечественной экономики , оправдывает общественную финансовую поддержку работ по стандартизации и обеспечивает стандартизации прочное место в экономической политике и стратегии государства , учитывая связь между инновациями и их распространением посредством национальных стандартов .
Б .2 Можно утверждать , что стандартизация как деятельность и , соответственно , национальный стандарт как продукт этой деятельности являются эффективными , поскольку предполагают решение оптимизационных задач .
Учитывая , что конкретный национальный стандарт применяется при разработке новой продукции ( услуги ) или нового процесса другими разработчиками этой продукции ( услуг ) или процессов многократно , они не несут затрат на его создание . Следовательно , отсутствие затрат на разработку данного национального стандарта определяет экономический эффект от его применения .
Ключевые слова: рекомендации по стандартизации, оценка стоимости, трудоемкость, национальный стандарт, межгосударственный стандарт, экспертиза стандартов, экономическая эффективность |