СРП 2007.3 Свод реставрационных правил. Часть 3. Рекомендации по ведению реставрационных работ на произведениях монументальной живописи - объектах культурного наследия

СВОД РЕСТАВРАЦИОННЫХ ПРАВИЛ

Часть 3

Рекомендации по ведению реставрационных работ на произведениях монументальной живописи - объектах культурного наследия

СРП-2007.3

РАЗРАБОТАН Техническим советом, подведомственным Координационному совету при Министерстве культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации по вопросам нормирования и научно-методического регулирования в сфере проведения работ на объектах культурного наследия народов Российской Федерации, в составе:

Государственное унитарное предприятие культуры «Центральные научно-реставрационные проектные мастерские» (ГУП ЦНРПМ); ФГУП институт по реставрации памятников истории и культуры «Спецпроектреставрация» (г. Москва); ОАО НИИ «Спецпроектреставрация» (Санкт-Петербург); ГУП «Межобластное научно-реставрационное художественное управление»; ФГУК «Всероссийский художественный научно-реставрационный центр им. академика И.Э. Грабаря»; ФГНИУ «Государственный научно-исследовательский институт реставрации» (ГосНИИР); ФГУП «Центрреставрация»; Управление контроля за сохранением и использованием объектов археологического наследия Комитета по культурному наследию г. Москвы, при участии открытого акционерного общества «Центр научно-методического обеспечения инженерного сопровождения инвестиций в строительстве» (ОАО «ЦЕНТРИНВЕСТпроект»).

РАССМОТРЕН И РЕКОМЕНДОВАН К ПРИМЕНЕНИЮ Координационным Советом при Министерстве культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации по вопросам нормирования и научно-методического регулирования в сфере проведения работ на объектах культурного наследия народов Российской Федерации 16 ноября 2007 года, протокол № 1(53), сроком действия до 1 ноября 2008 г., циркулярное письмо Минкультуры России от 10 декабря 2007 г. № 78-01-35,04-ДА.

Содержание

Введение

1. Основные принципы реставрации

2. Порядок оформления разрешительной документации на выполнение работ

3. Стадии реставрационного процесса

4. Противоаварийные и профилактические работы

5. Проведение комплекса научно-исследовательских работ

6. Правила ведения консервационных и реставрационных работ.

7. Организация реставрационного процесса на объекте

8. Научно-реставрационная документация.

9. Контроль за производством реставрационных работ

10. Сдача и прием завершенных реставрационных работ.

11. Ответственность за сохранность реставрированного произведения монументальной живописи, наблюдение за его сохранением

Введение

Настоящие рекомендации разработаны в связи с принятием Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».

Рекомендации определяют задачи реставрации, устанавливает порядок организации и проведения консервационно-реставрационных и исследовательских работ на произведениях монументальной живописи, виды контроля за методической направленностью и качеством реставрации; определяет состав, содержание, порядок оформления, согласование и утверждение научно-реставрационной документации, а также формы взаимоотношений между органами охраны памятников, заказчиками и исполнителями работ.

Рекомендации предназначены для государственных органов охраны памятников, реставрационных организаций, специалистов в области реставрации монументальной живописи, пользователей, собственников памятников и рекомендованы для выполнения всеми предприятиями, учреждениями и организациями, независимо от их ведомственной принадлежности, и гражданами.

1. Основные принципы реставрации

1.1. Научная реставрация состоит в разработке системы мероприятий, направленных на сохранение объекта культурного наследия и выявление его историко-культурной и художественной значимости.

1.2. Основным направлением реставрационной деятельности являются работы по консервации объекта культурного наследия с целью их сохранения.

1.3. Современная научная реставрация требует неукоснительного сбережения содержащейся в материальной структуре и художественном образе объекта культурного наследия технологической и культурно-исторической информации, независимо от современных эстетических оценок. Технические средства и материалы реставрации не должны искажать эту информацию, равно как и препятствовать повторным реставрациям.

2. Порядок оформления разрешительной документации на выполнение работ

2.1. Реставрация и консервация монументальной живописи осуществляются реставрационными организациями и физическими лицами только под контролем органов государственной охраны объектов культурного наследия на основании лицензии на данный вид работ.

2.2. Заказчиком реставрационных работ может быть государственный орган охраны памятников, пользователь или собственник памятника.

2.3. Разрешение на проведение всего комплекса работ по реставрации и консервации на произведениях монументальной живописи - памятниках федерального значения выдается федеральным государственным органом охраны памятников, на памятниках местного значения - региональными государственными органами охраны памятников на основании заявки, акта технического состояния памятника, представляемых заказчиком и методики, согласованной в установленном порядке.

2.4. Акт технического состояния памятника монументальной живописи составляется на основании визуального обследования памятника комиссией в составе представителей государственного органа охраны памятников, заказчика и исполнителя реставрационных работ и включает в себя описание состояния сохранности и выявленных причин разрушения.

2.5. Контроль за ходом реставрации осуществляется государственным органом охраны памятников. Контрольные функции выполняются постоянно действующей при нем (или специально созданной) контрольной реставрационной комиссией. В состав реставрационной комиссии входят опытные художники-реставраторы, историки искусства, архитекторы-реставраторы, другие специалисты соответствующего профиля, представители заказчика и генподрядчика.

2.6. Реставрация, консервация и связанные с консервационно-реставрационными работами исследования памятников, а также составление научно-реставрационной документации осуществляется за счет средств заказчика.

2.7. Исполнитель реставрационных работ может приступить к проведению работ на памятнике на основании:

- разрешения, выдаваемого органами охраны памятников в порядке, указанном в п. 2.3. настоящей Инструкции;

- реставрационного задания;

- договора заказчика с подрядчиком;

- сметной документации.

2.8. До начала реставрационных работ государственным органом охраны памятников выдается реставрационное задание. В ходе реставрации задание может быть дополнено, уточнено или изменено. Изменение задания должно сопровождаться письменным обоснованием.

Уточнения к заданию могут вноситься реставрационной комиссией без дополнительных согласований и утверждений, если это не влечет удорожания стоимости работ. Четко сформулированные уточнения к заданию фиксируются протоколом реставрационной комиссии.

2.9. Для определения объемов работ проводятся натурные обследования и обмеры произведения монументальной живописи. Результаты натурного обследования сводятся в ведомости объемов работ, дополняемой необходимыми объемами на научно-исследовательские, архивные и лабораторные работы, на фиксацию реставрационных процессов и составление отчетной документации.

Ведомость объемов работ составляется исполнителем по установленной форме, согласовывается с заказчиком и передается для составления сметы.

2.10. На основании реставрационного задания подрядчиком составляется сметная и научно-реставрационная документация.

Сметная документация утверждается с заказчиком и передается подрядчику до начала реставрационных работ для заключения договора (контракта).

2.11. В договоре (контракте), подписанном заказчиком и подрядчиком, оговариваются условия выполнения работ, порядок финансирования, формы отчетности, сроки начала и окончания работ. К договору (контракту) прилагаются сметы и график работ.

2.12. При выполнении работ, не предусмотренных действующими расценками (изменение технологии процессов, внедрение новых материалов и др.), допускается применение норм по аналогии или составление единичных расценок, оформленных в установленном порядке.

2.13. Руководитель реставрационных работ по монументальной живописи, а также ответственные исполнители на объекте несут ответственность за профессиональный уровень проводимых работ, за правильную их организацию в соответствии с требованиями данных Рекомендаций, за соблюдение утвержденной методики реставрационных работ.

3. Стадии реставрационного процесса

Научно-реставрационные работы, проводящиеся на произведении монументальной живописи, являются сложным процессом, состоящим из нескольких взаимообусловленных стадий:

а) предварительного исследования памятника для выявления степени его сохранности и составления разрешительной документации;

б) проведения противоаварийных работ (в случае необходимости);

в) исследования памятника и подготовки научно-реставрационной документации;

г) консервации;

д) реставрации (предполагающей два основных этапа: раскрытие подлинника и приведение памятника к экспозиционному виду).

На произведении монументальной живописи возможно выполнение как всех перечисленных стадий, так и некоторых из них.

4. Противоаварийные и профилактические работы

4.1. Аварийным считается состояние, угрожающее физической сохранности памятника или отдельных его частей, при котором непрерывно идут процессы разрушения, видоизменения и потери материальных компонентов памятника: активные осыпи красочного слоя или грунта, шелушение красочного слоя, его отставание от основы, деструкция основы.

Аварийное состояние фиксируется профессиональными художниками-реставраторами и представителями органов охраны памятников, о чем составляется «Акт аварийного состояния».

4.2. Противоаварийные работы на произведении монументальной живописи приводятся в целях устранения причин аварийного состояния.

К ним относятся: профилактические заклейки, бортовое укрепление штукатурки с живописью, локальные, в пределах аварийного участка, укрепления красочного слоя и грунта, подведение прижимных или страховочных устройств и др., а также архитектурно-строительные и ремонтные мероприятия, устраняющие причины интенсивного разрушения живописи.

4.3. Если причинами остроаварийного состояния живописи являются нарушения правил содержания памятника, пользователь обязан принять экстренные меры по ликвидации этих причин с уведомлением государственного органа охраны памятников.

4.4. Профилактические работы на произведении монументальной живописи проводятся в целях предотвращения возможности повреждения и утрат живописи.

При производстве ремонтно-реставрационных и других работ в зданиях, имеющих монументальную живопись, должны быть приняты меры по защите живописи от возможных механических повреждений, загрязнений и т.п.

4.5. Объем и перечень противоаварийных и профилактических работ определяется подрядчиком с участием заказчика, отражаются в задании на проведение противоаварийных (профилактических) работ, которые согласовываются с реставрационной комиссией.

Выполненные противоаварийные и профилактические работы принимаются реставрационной комиссией или непосредственно государственным органом охраны памятников, а исполнитель работ сдает заказчику и в государственный орган охраны памятников отчет с приложением фиксирующей документации.

5. Проведение комплекса научно-исследовательских работ

5.1. Научно-исследовательские работы являются неотъемлемой частью всего научно-реставрационного процесса. Они начинаются на стадии предварительных исследований и продолжаются на протяжении всего научно-реставрационного процесса, включая его производственные стадии.

5.2. В зависимости от значения памятника, целей и объемов предполагаемых реставрационных работ, наличия документации по ранее выполненным исследованиям, а также от уровня их профессионального исполнения, научно-исследовательские работы могут осуществляться в различном объеме и с разной степенью проработки отдельных вопросов: либо в виде комплексной научно-исследовательской работы, либо в виде не выделяемых в самостоятельную стадию отдельных исследований, необходимость в которых возникает в процессе реставрации живописи. Однако общая программа проводимых работ должна предусматривать проработку всех основных проблем, которые вызваны состоянием памятника. Координацию научно-исследовательских работ осуществляет организация, ответственная за проведение научной реставрации памятника или главный архитектор проекта реставрации.

5.3. Комплексная научно-исследовательская работа на произведении монументальной живописи проводится с целью: сбора сведений об истории и техническом состоянии памятника, необходимых для научно обоснованного выбора метода реставрации и для отработки методики, а также для выбора оптимального режима существования памятника.

5.4. В состав комплекса научно-исследовательских работ входят: предварительные исследования; архивные и библиографические исследования; физические и физико-химические неразрушающие лабораторные исследования; микологические и бактериологические исследования; экспериментально-реставрационные работы для разработки методики реставрации, включая предложения по приведению памятника к экспозиционному виду.

5.5. Научно-исследовательская работа на произведениях монументальной живописи выполняется опытными художниками-реставраторами и специалистами в области истории искусства, химической технологии, физико-химических методов исследования, биологии, климатологии и другими специалистами.

5.6. До начала комплексных научно-исследовательских и экспериментальных работ, подрядчиком, ответственным за проведение исследования, назначается научный руководитель данных работ, который подготавливает программу будущих исследований и предлагает кандидатуры ответственных исполнителей по основным разделам комплексных научно-экспериментальных работ.

5.7. Научный руководитель должен иметь большой опыт научно-реставрационной деятельности по данному типу памятников и обладать широким профессиональным кругозором. Он несет ответственность за научную полноту (обоснованность) и качество проводимых исследовательских и экспериментальных работ.

5.8. Архивные и библиографические исследования позволяют получить представление о времени создания и истории существования памятника (ремонты, поновления, реставрации и т.д.).

В состав архивных и библиографических исследований входят:

- сбор иконографического материала (фотографии, копии, иллюстрации в печатных изданиях и т.д.);

- изучение научных публикаций, летописных и других архивных материалов о памятнике;

- изучение реставрационных отчетов и паспортов прежних реставраций,

- подбор аналогов;

- аналитическая обработка собранного материала.

По материалам архивных и библиографических исследование составляется историческая справка.

5.9. Натурные исследования памятника являются важным этапом научно-исследовательского и консервационно-реставрационного процесса и позволяют выявить виды и причины повреждения живописи. Предварительные натурные исследования памятника проводятся путем визуального обследования и пробных раскрытий.

5.10. В ходе визуального обследования произведений монументальной живописи намечаются места для проведения пробных укреплений и раскрытий живописи, зондажей штукатурки и кладки, установки маяков на трещинах, отбора проб для лабораторных исследований; определяются места отставаний и отслоения штукатурки. При визуальном обследовании конструкции здания выявляются возможные причины повреждения живописи.

5.11. Зондажи и пробные раскрытия являются наиболее ответственными видами натурных исследований, так как они могут привести к невосполнимым утратам подлинной живописи или уничтожить промежуточные слои.

Начинать пробные послойные раскрытия-зондажи необходимо в наименее ответственных местах живописи (фон, разгранки и т.п.). До начала раскрытия авторской живописи и в процессе раскрытия могут проводиться физико-оптическое и химико-аналитическое изучение объекта.

Пробные раскрытия живописи из-под наслоений, записей и покрасок дают сведения о сохранности подлинной живописи, о количестве и ценности слоев записей, о наличии других наслоений (шпаклевок, лаков, штукатурок). При проведении пробных раскрытий отрабатываются методика и технология раскрытия росписей в целом. Проведение пробных раскрытий и зондажей осуществляется опытными художниками-реставраторами.

Зондажи и пробные раскрытия подробно описываются в отчете и фиксируются на фотографиях, архитектурных чертежах или схемах-картограммах.

5.12. При наличии нескольких красочных слоев, представляющих историческую и художественную ценность, научные исследования должны предусматривать возможности сохранения этих слоев. В таком случае разрабатывается отдельная методика дальнейшей консервации каждого слоя.

5.13. В процессе реставрации могут применяться неразрушающие (оптико-аналитические) и лабораторные (химические и физико-химические) виды исследований.

Для проведения лабораторных химических и физико-химических исследований производится отбор микропроб красочного слоя и грунта. Пробы отбираются в наименее ответственных местах опытным художником-реставратором вместе с сотрудником лаборатории.

5.14. Микологическое и бактериологическое обследование настенной живописи проводится с целью определения степени зараженности ее микроорганизмами и выявления их роли в процессе деструкции красочного слоя и основы настенной живописи и штукатурки.

В процессе обследования отбираются микропробы для выявления основных физиологических групп микроорганизмов и определения их численности.

На основании проведенного обследовании делается заключение о необходимости использования биоцидов с учетом локальных условий, в которых находится стенопись, и даются рекомендации по выборке реставрационных материалов с учетом их биостойкости.

5.15. Пробные реставрационные работы проводятся в целях подбора материалов и отработки методов консервационных и реставрационных работ и осуществляются на наименее ответственных и минимальных по размеру участках росписи.

Опробование новых экспериментальных материалов должно проводиться в доступных для наблюдения местах и тщательно документироваться.

Рецептуры и способ выполнения экспериментальной работы описываются в отчете, место пробного участка отмечается на чертежах или на схеме-картограмме.

5.16. Для изучения микроклимата в памятнике архитектуры проводится исследование тепловлажностного режима и режима эксплуатации, обследуется состояние ограждающих конструкций.

Исследования проводятся по существующим методикам, скорректированным с учетом особенностей памятника.

По результатам исследования разрабатываются рекомендации по выведению памятника из неблагоприятного состояния, поддержанию в нем оптимального микроклимата и режима эксплуатации.

5.17. В состав научно-исследовательских работ входит разработка методических предложений по приведению памятника к экспозиционному виду (дополнение больших утрат грунта, монохромное или полихромное погашение белых пятен в местах утрат красочного слоя и т.п.).

При разработке предложений по методике приведения памятника к экспозиционному виду необходимо исходить из того, что воссоздание утраченных частей росписей не всегда является целью реставрационных работ.

Разработка этих предложений включается в задание на реставрацию и исследование памятника.

5.18. Результаты научно-исследовательских работ обобщаются в «Отчет о научно-исследовательских работах» или выдаются в виде заключений об отдельных видах исследований.

6. Правила ведения консервационных и реставрационных работ.

6.1. Основным правилом ведения консервационных и реставрационных работ является обоснованность каждого вмешательства в современное состояние памятника. Во всех случаях обязательна консервация, все прочие операции вторичны.

6.2. Целью консервационных работ является сохранение материальной структуры произведения монументальной живописи. Консервация предусматривает укрепление всех основных элементов памятника: основания, грунта, красочного и защитного слоев без раскрытия подлинной живописи из-под поздних прописей и других наслоений, а также без тонирования, воссоздания и других реставрационных операций.

6.3. Технология и последовательность выполнения всех реставрационных операций, рецептура применяемых растворов и смесей, требования к материалам определяются «Методикой реставрации».

Вначале выполняются все необходимые консервационные операции и только после того, как обеспечена прочность подлинной живописи, можно приступать к удалению с нее поздних наслоений.

Отступление от этого общего правила допустимо лишь в исключительных случаях, когда вышележащие плотные слои записи, покрасок или шпаклевок мешают проведению укрепления подлинного слоя.

6.4. При укреплении методом инъекции расслоившихся и отставших от кладки штукатурок с живописью необходимо соблюдать следующие правила:

- для инъекционных отверстий используются имеющиеся в штукатурке выпады или трещины; новые отверстия просверливаются на фоновых и других наименее ответственных местах изображений;

- при укреплении живописи, еще не раскрытой из-под плотных записей и покрасок, инъекционное отверстие не должно попадать на ответственные участки подлинника; этим же правилом следует руководствоваться при установке кляммеров.

6.5. Применяемые реставрационные материалы должны:

- укреплять красочный слой и частично деструктрированную штукатурку без изменения их пористости и паропроницаемости, не создавая границу напряжений между укрепленными и неукрепленным слоями;

- обеспечивать оптимальную механическую прочность красочного слоя;

- клеевая пленка должна обладать запасом эластичности и характеризоваться стабильностью свойств во времени;

- растворяться в нетоксичных и малотоксичных растворителях;

- обладать стабильными свойствами в условиях эксплуатации памятника (выдерживать перепады температур от +40° С до -40° С и относительной влажности от 30 до 90 % быть атмосферо- и светостойкими, а также не адсорбировать и не удерживать загрязнения;

- не искажать декоративные свойства живописи (цвет и фактуру), а также не препятствовать повторным реставрациям.

6.6. В процессе реставрации самым ответственным является раскрытие авторской живописи из-под поздних записей, малярных покрасок и других наслоений. Метод раскрытия определяется на стадии предварительного исследования памятника при проведении пробных работ. При наличии нескольких разновременных слоев записи раскрытие ведется послойно с фиксацией и описанием каждого из слоев; при наличии штукатурных вставок с дополнениями утраченной живописи обеспечивается их сохранение, даже если они сильно отличаются от изначальной живописи стилистически и тонально. Удаление таких вставок, как и одновременное удаление нескольких слоев записи, допускается лишь по решению реставрационной комиссии в тех случаях, если они не представляют ни исторической, ни художественной ценности.

6.7. При раскрытии живописи из-под записи оставляются контрольные участки с послойным раскрытием. Места для них должны определяться заранее с таким расчетом, чтобы они не мешали восприятию полностью раскрытой реставрированной живописи. Решение об оставлении или удалении контрольных участков принимает реставрационная комиссия.

6.8. Если методикой предусмотрены мероприятия по отслоению разновременных живописных слоев, то должны быть приняты меры по обеспечению сохранности снятых фрагментов росписей.

6.9. Снятие стенной живописи и перенос ее на новое основание допустимы лишь как крайняя мера, когда нет других возможностей для ее спасения. Пи этом следует стремиться, чтобы перенесенная стенопись могла быть смонтирована на прежнем месте. Необходимость снятия живописи со стены и монтирования ее на другую основу определяется реставрационной комиссией, которая дает разрешение на проведение этой операции.

Возможность снятия живописи со стены вместе со штукатуркой или только одного красочного слоя определяется реставраторами в зависимости от конкретных условий.

Выбор нового основания и способа монтировки делается с учетом условий, в которых снятые фрагменты в дальнейшем будут храниться или экспонироваться.

6.10. При осуществлении работ по приведению памятника к экспозиционному виду необходимо особенно тщательное соблюдение рекомендаций по проведению тонировок и дополнений.

На сохранившихся слоях монументальной живописи древних памятников (до сер. XVIII в. включительно), на выдающихся по своим художественным качествам памятниках последующих столетий какие-либо дописи, воссоздания категорически запрещаются, за исключением легких тонировок на штукатурных чинках или на местах полной утраты авторского красочного слоя. Под тонированием в этом случае подразумевается лишь погашение тона участков грунта без живописного слоя посредством использования прозрачных монохромных или полихромных обратимых красочных составов минимальной цветовой насыщенности. Тонировки, по плотности и цвету почти приближенные к авторской живописи, изменение рисунка и колорита сохранившихся участков подлинника недопустимы ни при каких обстоятельствах и мотивировках.

Воссоздание утраченных участков древней росписи допускается только по решению реставрационной комиссии при наличии эскиза и научного обоснования.

6.11. При реставрации живописи в памятниках XVIII-XX вв., могут быть допущены элементы воссоздания и тонировки, в цвете и тоне приближенные к авторским слоям.

Метод воссоздания избирается, исходя из достоверных данных (архивных сведений, сохранившихся образцов, аналогий и пр.).

В декоративно-орнаментальных росписях XVIII-XX вв. допустимо восстановление фонов (вышпаровка) и орнамента по сохранившемуся рапорту.

6.12. Принципы приведения памятника к экспозиционному виду (тонирование, схематическая реконструкция или воссоздание) обсуждаются реставрационной комиссией.

На основании рекомендованного комиссией принципа исполнения реставраторы должны подготовить образец, который принимается тем же составом комиссии.

6.13. Метод тонировки или воссоздания может быть выработан только по окончании консервации и раскрытия всего произведения монументальной живописи, в крайнем случае, всей живописи в пределах крупного архитектурного компартимента.

Какие-либо тонировки в процессе раскрытия живописи недопустимы.

7. Организация реставрационного процесса на объекте

7.1. Консервационные и реставрационные работы на произведении монументальной живописи должны проводиться только после завершения предварительных исследований живописи и изучения истории памятника, выполнения фотофиксации и описания состояния живописи до реставрации, утверждения сметной и научно-реставрационной документации, а также только после завершения архитектурной реставрации и всех видов ремонтно-строительных работ и после очистки помещений, настилов лесов и подмостей от строительного мусора. Проведение консервации и реставрации живописи в помещениях, где не завершены общестроительные работы, категорически запрещается.

До начала ремонтно-строительных работ или архитектурной реставрации, а также в процессе этих работ на произведениях монументальной живописи можно выполнять только противоаварийные и профилактические работы.

7.2. При комплексных ремонтно-строительных работах в памятнике и при участии в работах нескольких реставрационных, строительных, монтажных и др. организаций генподрядчиком должны быть составлены единые ПОР (проект организации работ) и календарный график, в которых предусматривается очередность и правила ведения всех видов ремонтных и реставрационных работ, а также работ, связанных с эксплуатацией и приспособлением к использованию памятника архитектуры.

В ПОР должны быть предусмотрены:

- очередность и порядок проведения реставрационных работ;

- профилактические меры защиты живописи и предметов декоративно-прикладного искусства от возможных повреждений и загрязнений при производстве монтажных и реставрационных работ;

- устройство лесов, подмостей, подъемных приспособлений, подводка освещения на каждое рабочее место;

- устройство мест для складирования и хранения материалов, инвентаря и инструментов, хранения и сушки спецодежды;

- обеспечение объекта водой;

- устройство бытовок, туалетов, мест для сбора мусора и стока грязной воды;

- бесперебойное снабжение материалами, инструментами, инвентарем;

- меры по организации техники безопасности, охраны труда, противопожарной безопасности;

- в неотапливаемых помещениях - устройство временного отопления (по необходимости).

7.3. Установка лесов и подмостей для реставрации монументальной живописи должна выполняться в основном по индивидуальным проектам с учетом специфики реставрации монументальной живописи. Рекомендуется располагать настилы и стойки так, чтобы они не закрывали наиболее значительных частей изображения.

Упоры лесов следует устанавливать только на разгранках между композициями или на фоновых частях. Перед установкой упора следует проверить прочность красочного слоя и штукатурки. Между упором и штукатуркой делается мягкая прокладка.

Ширина настилов должна обеспечивать возможность проведения фотофиксации.

Запрещается вносить в помещение и использовать для установки лесов сырую, неошкуренную, зараженную биовредителями древесину.

Запрещается обрабатывать древесину лесов антеперенами рядом с росписями. Такую обработку следует проводить в ином помещении или на улице.

7.4. При работе растворителями и другими токсичными материалами объект должен быть обеспечен вытяжкой и приточной вентиляцией, небьющейся посудой с притертыми пробками для хранения этих материалов. Все работники должны пройти инструктаж по пользованию токсичными материалами.

7.5. Для проведения реставрации настенной живописи в неотапливаемых помещениях в зимнее время возможно устройство временного отопления (при условии, если оно рекомендовано специалистами). Отопление следует устанавливать по согласованному с органами охраны памятников проекту, в котором должны быть указания на допускаемые расчетные параметры температуры и влажности воздуха на период реставрации памятника и эксплуатации временного отопления.

При эксплуатации временной отопительной системы следует руководствоваться следующим:

- в зимнее время отопление должно постоянно обеспечивать рекомендованную проектом температуру как в рабочее, так и в нерабочее время, не допуская больших суточных колебаний;

- включение отопления на объекте должно производиться в осеннее время, до начала промерзания стен и сводов;

- в помещении должны быть установлены приборы для постоянного наблюдения за температурой и влажностью;

- в случае отклонения от установленных проектом норм температуры и влажности необходимо принимать меры к их урегулированию.

7.6. При необходимости проведения реставрации стенной живописи в залах или хранилищах музея при сохраняющейся экспозиции, эти работы могут быть начаты только после согласования режима работ с главным хранителем музея.

Должны быть предусмотрены меры, обеспечивающие защиту всех экспонатов от возможных повреждений и загрязнений.

7.7. На произведении монументальной живописи непосредственным руководителем реставрационных работ является руководитель бригады художников-реставраторов, который несет ответственность за методическую направленность работ.

В обязанности руководителя бригады входит:

- организация труда бригады с рациональным использованием рабочего времени, материалов, оборудования и инвентаря с соблюдением последовательности выполнения реставрационных процессов;

- распределение работы между членами бригады в соответствии с квалификацией каждого реставратора;

- контроль за соблюдением каждым реставратором методики и технологии реставрации, проверка качества работ;

- организация проведения исследований, участие в исследованиях произведения;

- организация фотофиксации и других видов фиксации реставрационных процессов;

- участие в составлении сметной и научно-реставрационной документации.

7.8. К самостоятельному выполнению консервационных и реставрационных работ допускаются только реставраторы, имеющие стаж работы по монументальной живописи не менее 10 лет. Сложность поручаемых работ должна соответствовать специализации реставратора.

7.9. При комплексных реставрациях или ремонтах архитектурных памятников категорически запрещается использовать помещения, в которых имеется монументальная живопись, под склады строительных материалов и конструкций, а также под временные мастерские.

7.10. В тех случаях, когда на одном объекте работает несколько бригад, для соблюдения единого метода и принципов реставрации руководителю работ рекомендуется назначить из числа бригадиров одного ответственного исполнителя.

8. Научно-реставрационная документация.

8.1. В состав научно-реставрационной документации входят:

- реставрационное задание;

- программа научно-исследовательских и экспериментальных работ;

- отчет о научно-исследовательских работах;

- историческая справка;

- схемы-картограммы, фотографии, описания, фиксирующие состояние живописи до реставрации, в ходе ее и по окончании;

- методика проведения реставрационных работ;

- протоколы комиссий и акты приемной комиссии;

- отчет о консервационно-реставрационных работах.

8.2. Программа научно-исследовательских и экспериментальных работ состоит из следующих разделов:

- историко-архивные изыскания,

- изучение иконографии, атрибуция,

- исследование технического состояния,

- выполнение схем-картограмм,

- фотофиксация,

- проведение комплекса физико-оптических и химико-аналитических исследований,

- изучение биологических вредителей,

- проведение пробных реставрационно-консервационных операций,

- подготовка и оформление отчета о научно-исследовательских и экспериментальных работах.

8.3. Программа составляется научным руководителем работ на основании соответствующих положений «задания», согласовывается с реставрационной комиссией и заказчиком.

8.4. На основании Программы государственный орган охраны памятников выдает разрешение на проведение научно-исследовательских и экспериментальных работ непосредственно на памятнике.

8.5. Основным документом, определяющим характер и технологию консервационно-реставрационных работ, является «Методика реставрации произведения монументальной живописи».

8.6. Для каждого конкретного произведения монументальной живописи разрабатывается своя методика проведения реставрации. В ходе реставрации методика может уточняться, дорабатываться, в нее могут вноситься необходимые изменения.

В случаях использования ранее разработанных методик, апробированных на аналогичных объектах, необходимо обоснование возможности их применения на данном объекте.

8.7. Методика реставрации разрабатывается подрядчиком. В некоторых случаях проект методики может быть разработан в другом научно-реставрационном учреждении.

8.8. Проект методики (с прилагаемой лицензией) передается на согласование в государственные органы охраны памятников.

По решению государственных органов охраны памятников проект методики до согласования может быть направлен на экспертизу в Научно-методический совет при Министерстве культуры РФ или специалистам реставрационных, научно-исследовательских и других организаций. Срок экспертизы не должен превышать двух месяцев.

8.9. После внесения необходимых дополнений и исправлений проект методики согласовывается как «Методика реставрации произведения монументальной живописи приводится название произведения». Она содержит выводы из результатов научно-исследовательских работ и собственно методику, в которой приведены рецептуры, способы и последовательность проведения всех консервационных и реставрационных операций.

После согласования методика становится самостоятельным документом, в соответствии с которым проводятся реставрационные работы. Соблюдение положений методики для исполнителей обязательно.

Изменения и дополнения к методике согласовываются с реставрационной комиссией.

8.10. Примерная структура Методики:

- титульный лист с указанием объекта реставрации, названием подрядчика, фамилий руководителя работ и авторов методики;

- введение (задание на реставрацию, краткая выписка из исторической справки);

- выводы по итогам научно-исследовательских и экспериментальных работ;

- характеристика рекомендуемых консервационных материалов (техническое наименование, ГОСТ или ТУ, мотивировка выбора);

- методика реставрационных операций и их последовательность;

- требования по технике безопасности при работе с химреактивами.

8.11. В «Отчете о научно-исследовательских и научно-экспериментальных работах» обобщаются результаты научных исследований и экспериментальных работ. Отчет должен включать в указанной последовательности:

- титульный лист;

- список исполнителей в алфавитном порядке с указанием занимаемой должности, ученой степени, звания, реставрационной квалификации; далее указывается номер раздела отчета, составленного данным исполнителем или выполненная им часть НИР;

- реферат о проведенных НИР объемом не более 1 страницы;

- содержание (оглавление);

- основная часть;

- приложения.

Основная часть отчета о НИР включает следующие разделы:

1. Введение.

2. Краткая историческая справка о памятнике.

3. Технико-технологическая характеристика памятника.

4. Характеристика температурно-влажностного режима в памятнике.

5. Описание технического состояния памятника.

6. Общая характеристика физико-химических и биологических факторов, отрицательно воздействующих на сохранность стенописи.

7. Описание научно-экспериментальных (пробных) работ по разработке методики реставрации (или внедрения существующей).

8. Проект методики реставрации памятника.

9. Фотодокументация.

В приложениях могут быть даны дополнительные сведения о памятнике и проведенных на нем работах.

Примечание . Данная структура отчета по НИР предусматривает проведение научно-исследовательских и научно-экспериментальных работ по полной программе. В случаях проведения лишь отдельных видов исследований их результаты оформляются в виде заключений. Заключение подписывается ответственными исполнителями и руководителем работ. Заключение прилагается к общему отчету о реставрации.

8.12. Отчет о НИР подписывается руководителем и исполнителями, после чего представляется в государственный орган охраны памятников и передается заказчику.

8.13. По результатам проведения научно-исследовательских и научно-экспериментальных работ и в соответствии с представленным отчетом заказчик, в случае необходимости, уточняет ранее сформулированные положения и требования соответствующих разделов «Задания на исследования и реставрацию». При необходимости в новой редакции «Задания» может предусматриваться проведение сопутствующих реставрационным работам научных исследований и экспериментальных работ. Отчет по этому виду НИР может оформляться самостоятельно или входить в итоговый отчет в качестве промежуточного раздела.

8.14. Рабочим и фиксирующим отчетным материалом при реставрации монументальной живописи являются фотографии и схемы-картограммы.

8.15. Фотофиксация реставрируемого объекта обязательна. Она фиксирует общий вид композиции (или отдельного изображения) и их деталей, показывающих степень сохранности живописи и характер разрушения (трещины, шелушения, распыления и т.д.).

8.16. Общие требования к фотографиям:

- черно-белые фотографии изготавливаются размером 18 ´24 см;

- фотосъемка объекта до реставрации, в процессе ее и после завершения работ должна производиться с одной точки;

- в качестве дополнения может быть выполнена цветная фотосъемка;

- в кадре должны быть масштабная линейка, ч/б (и цветовая) шкала;

- фотографии должны быть четкими, на них должны хорошо быть видны разрушения и др. дефекты; при сопоставлении фотографий, фиксирующих разные стадии работ, результаты реставрационных работ должны быть хорошо видны;

- негативы и контрольные отпечатки передаются в архив реставрационной организации. Регистрационные номера негативов проставляются под фотографиями, прилагаемыми к отчету.

8.17. Схемы-картограммы графически дополняют текст отчета и фиксируют основные состояния памятника: до реставрации и в процессе.

Основным назначением схем-картограмм является фиксация местоположения живописи в памятнике архитектуры, степени ее сохранности и послойного состава. Кроме того, на схемах-картограммах должны отмечаться виды разрушений памятников и зоны их распределения, места отбора проб, проведенных научно-экспериментальных и реставрационных работ. Особенно важно их значение для фиксации скрытых видов разрушений и реставрационных работ.

8.18. На схемах в избранном масштабе делается чертеж развертки стены (свода, плафона и т.д.) или их элементов. В виде схематической прориси наносится рисунок композиций и условными знаками в цвете или графически показываются различные виды повреждений, поздних дополнений и места проведенных реставрационных работ. Рисунок композиции делается схематично, но изображение должно воспроизводить характерные особенности оригинала с соблюдением избранного масштаба.

Примечание. Вместо развертки стены могут применяться чертежи разрезов памятника, а для куполов и сложных сводов - их проекции.

8.19. Схема-картограмма должна быть удобна для работы с ней. Следует по возможности избегать очень больших размеров. Рекомендуется, чтобы лист схемы не превышал стандартные размеры чертежного листа.

Выбор масштаба схемы зависит от общего размера стены памятника или группы композиций, помещаемых на одном листе, от размера изображения оригинала, от степени насыщенности схемы линиями рисунка и условными знаками. Наиболее предпочтительны масштабы 1:20 (в некоторых случаях 1:40 и 1:50) для памятников с крупными изображениями и 1:10 при мелких изображениях.

Схемы, фиксирующие работы в памятнике и входящие в общий отчет, следует делать в едином масштабе.

Схемы сопровождаются пояснительными надписями и условными обозначениями.

8.20. Итоговый отчет о реставрации произведения монументальной живописи (о полном комплексе работ или этапе) содержит:

- титульный лист установленной формы;

- реферат объемом 0,5 - 1 стр., содержащий краткие сведения о проведенной работе, о времени и месте реставрации в памятнике, об объеме отчета, количестве томов, фотографий и схем, об основных видах работ, о промежуточных отчетах;

- содержание (оглавление);

- список исполнителей;

- перечень сокращений, символов, специальных терминов с их определением;

- основную часть, в которую входят: введение, историческая справка, краткое иконографическое описание сюжетов, описание состояния живописи до реставрации (при необходимости - конструкций здания) по результатам визуального обследования и по данным других видов исследований, описание зондажей, пробных расчисток и укреплений с выводами по этим пробам, описание выполненных в ходе реставрации работ, включая натурные, лабораторные, архивные исследования и виды фиксации этих работ с указанием исполнителей и результатов, данные о температурно-влажностном режиме, методика, атрибуция живописи (если проводилась);

- заключение, в котором даются выводы о проведенной реставрации, рекомендации;

- список использованной литературы;

- перечень фотографий и схем;

- приложения.

В состав приложений входят: задание на реставрацию, протоколы заседаний реставрационных советов и комиссий, заключения лабораторий о проведенных исследованиях, схемы-картограммы, фотографии, слайды, выкраски с зондажей (если выполнялись).

8.21. Если какие-либо из перечисленных разделов содержатся в ранее подготовленном отчете о научно-исследовательских и научно-экспериментальных работах, в итоговом отчете необходимо сделать соответствующие указания. Прилагать утвержденную методику к итоговому отчету обязательно.

8.22. Отчетным документом по реставрации фрагментов монументальной живописи, находящихся на музейном хранении или передаваемых на музейное хранение, является реставрационный паспорт, используемый для движимых памятников истории и культуры.

8.23. Срок сдачи итоговой отчетной документации - не позднее чем через 3 месяца после приема работ комиссией.

9. Контроль за производством реставрационных работ

9.1. Государственный контроль за своевременным и качественным проведением консервационно-реставрационных работ осуществляется государственными органами охраны памятников.

9.2. В процессе проведения консервационно-реставрационных работ на произведении монументальной живописи осуществляется научно-методический контроль.

9.3. Научно-методический контроль за ведением консервационно-реставрационных работ на произведении монументальной живописи в памятниках федерального значения осуществляется Научно-методическим советом при Министерстве культуры РФ совместно с государственными органами охраны памятников.

9.4. Научно-методический контроль за ведением консервационно-реставрационных работ непосредственно на объекте осуществляет реставрационная комиссия, являющаяся полномочным представителем государственного органа охраны памятников на всех этапах проведения реставрационных работ.

9.5. Задача научно-методического контроля - обеспечение соблюдения методических принципов ведения реставрационных работ, наблюдение за практическим осуществлением утвержденной методики консервационно-реставрационных работ.

9.6. Реставрационная комиссия рассматривает и решает методические вопросы ведения реставрационных работ, определяет задание на реставрацию, программу научно-исследовательских работ, методическую направленность, очередность и характер каждого этапа консервационно-реставрационных работ, проверяет их качество и профессиональный уровень, соответствие методике, своевременность и достоверность документальной фиксации, следит за выполнением методических рекомендаций.

9.7. Результаты работы реставрационной комиссии оформляются в виде заключений или протоколов, подписанных всеми членами комиссии, доводятся до сведения органов охраны памятников, заказчика, подрядчика и других заинтересованных организаций.

9.8. Решения комиссии с участием представителей государственных органов охраны памятников являются обязательными как для заказчика, так и для исполнителя работ.

9.9. Руководитель бригады художников-реставраторов к каждому заседанию комиссии обязан представлять рабочую документацию - фотофиксацию, схемы-картограммы, другую документацию на объем работ, представляемых на рассмотрение комиссии.

9.10. Постоянный надзор на местах за ведением реставрационных работ и выполнением рекомендаций комиссий осуществляют местные государственные органы охраны памятников и научно-реставрационный совет подрядчика.

10. Сдача и прием завершенных реставрационных работ.

10.1. Сдача и прием завершенных реставрационных работ на произведениях монументальной живописи осуществляются соответственно руководителем работ и реставрационной комиссией.

10.2. К сдаче должна быть подготовлена вся необходимая документация с заданием, отчетом о НИР, методикой, протоколами всех проводившихся на объекте заседаний, фотодокументацией, результатами анализов, заключениями экспертов. Прием работ производится с лесов. Не допускается убирать леса до приема работ, равно как и принимать законченные работы с уровня пола. Комиссия сверяет отреставрированные росписи в натуре с фотодокументацией и картограммами.

10.3. По итогам сдачи и приема реставрационных работ составляется акт или протокол с обязательной оценкой профессионального уровня выполненной реставрации. Акт (протокол) подписывается всем членами комиссии.

10.4. Реставрационные работы считаются сданными только после оформления акта (протокола) приема завершенных работ.

10.5. Отчетная документация с приложением акта (протокола) приема реставрационных работ в течение 6 месяцев после завершения работ передается Заказчику и представляется в государственный орган охраны памятников.

11. Ответственность за сохранность реставрированного произведения монументальной живописи, наблюдение за его сохранением

11.1. Пользователь (собственник) здания обязан обеспечить режим сохранного содержания находящихся в нем произведений монументальной живописи.

11.2. Ответственность за результаты проведенных реставрационных работ несут организация-исполнитель реставрационных работ и комиссия, принимавшая эти работы.

11.3. Регулярный контроль за сохранением реставрированных произведений монументальной живописи обеспечивается местными органами охраны памятников.

Контрольно-профилактические осмотры поводятся не реже одного раза в год с участием представителей пользователя или собственника памятника и организации, проводившей консервационно-реставрационные работы.

11.4. На каждом памятнике должен иметься журнал фиксации состояния его сохранности с указанием параметров температурно-влажностного режима и фиксацией мелких профилактических операций.

Профилактические работы более серьезного характера сопровождаются фотофиксацией и оформляются актом, который передается пользователю и в государственные органы охраны памятников.

Еще бесплатно скачать

Рейтинг:
  • Итоги рейтинга 4.00/5
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
4.0/5 (1 голос)

Данную страницу никто не комментировал. Вы можете стать первым.

Ваше имя:
Ваша почта:

RSS
Комментарий:
Введите символы: *
captcha
Обновить