СанПиН 1163-74 Санитарные правила устройства и содержания косметических кабинетов при учреждениях коммунального и бытового обслуживание населения
УТВЕРЖДАЮ
Заместитель
Главного государственного
санитарного врача СССР
А.И. Заиченко
27 июня 1974 г.
№ 1163-74
Санитарные*
правила устройства и содержания косметических
кабинетов при учреждениях коммунального и
бытового обслуживания населения
* Распространяются и на косметические салоны.
Настоящие правила распространяются как на вновь открываемые, так и на эксплуатируемые косметические кабинеты при учреждениях коммунального и бытового обслуживания населения.
1 . Косметические кабинеты размещаются, как правило, при таких предприятиях коммунально-бытового обслуживания, как гостиницы, парикмахерские, бани, дома быта, комбинаты бытового обслуживания.
Размещение косметических кабинетов и ввод их в эксплуатацию допускается только по согласованию с местными учреждениями санитарно-эпидемиологической службы.
2 . Косметические кабинеты, организуемые при учреждениях коммунального обслуживания, предназначаются для оказания населению косметической помощи декоративного характера.
3 . В косметических кабинетах разрешается проводить следующие косметические процедуры:
гигиенический массаж лица и шеи;
гигиеническая чистка кожи лица, не осложненной кожными заболеваниями;
окраска бровей и ресниц; приклеивание искусственных ресниц;
эпиляция бровей;
грим;
маникюр, педикюр.
В косметических кабинетах при учреждениях коммунального и бытового обслуживания не разрешается проводить лечебно-косметические процедуры по лечению заболеваний и косметических недостатков кожи (угри, себорея кожи лица и волосистой части головы, расстройства пигментации кожи - хлоазмы, веснушки, гипертрихоз, и гирсутизм, доброкачественные новообразования и другие кожные заболевания).
4 . В косметических кабинетах запрещаются производство и продажа кремов, мазей, лосьонов и других косметических средств.
К хранению и употреблению допускаются лишь те косметические и парфюмерные средства, на которые имеются разрешения органов санитарно-эпидемиологической службы Министерства здравоохранения СССР и министерств здравоохранения союзных республик.
5 . Косметические кабинеты должны размещаться в сухих, светлых и хорошо проветриваемых помещениях, изолированно от других служб учреждений бытового обслуживания.
6 . Все нормативные положения по устройству и оборудованию косметических кабинетов следует принимать в соответствии с действующей главой СНиП II -Л. 21-71 «Предприятия бытового обслуживания. Нормы проектирования», согласно которой площадь косметического кабинета на одно рабочее место установлена 8 м2. Площадь кабинета при одном рабочем кресле должна быть не менее 15 м2.
Площадь подсобного помещения косметического кабинета устанавливается по аналогии с парикмахерскими, из расчета 1,5 м2 на одно рабочее место, но не менее 5 м2.
Косметический кабинет, независимо от места его размещения, должен быть обеспечен помещением для стерилизации площадью не менее 6 м2.
Для косметических кабинетов при учреждениях коммунального и бытового обслуживания, помещения вестибюля, комнаты ожидания, гардероба, туалетной комнаты отдельно от учреждения не предусматривается.
7 . Помещения косметических кабинетов должны быть оборудованы форточками или фрамугами, обеспечивающими достаточное проветривание.
8 . Стены и потолки всех помещений должны быть оштукатурены и побелены. Стены рабочего зала кабинета должны быть окрашены на высоту не менее 1,8 м масляной краской или другими водостойкими красками, допущенными к применению в строительстве. Оклеивание стен обоями не допускается.
Стены стерилизационной и подсобного помещения должны быть окрашены на высоту 1,5 - 1,8 м масляными красками или облицованы плитками.
9 . Полы в косметических кабинетах должны быть гладкими, плотными, доступными для влажной уборки (дощатые, окрашенные масляной краской или синтетические).
10 . Косметические кабинеты должны быть оборудованы мебелью, допускающей легкую чистку и дезинфекцию.
Мягкая мебель допускается только обитая кожей, дерматином или другим гладким материалом.
Занавески на окнах должны быть светлых оттенков из моющихся материалов. Использование портьер не допускается.
11 . Каждое рабочее место в кабинете должно быть оборудовано специальной мебелью, оснащено инструментарием и бельем.
1 . Мебель
туалетный стол с зеркалом и отделениями для косметических средств и инструментария, покрытый стеклом, мрамором или пластиком; косметическое кресло для пациентов;
винтовой стул для косметички;
столик для паровой ванны;
песочные или контрольные часы;
сборник для отработанных материалов с крышкой;
плевательница.
2 . Специальное оборудование и инструменты
паровая ванна;
вапоризатор, пульверизатор - 1;
пинцеты для ресниц - 3;
шпатели - 4;
биксы - 2;
лотки - 4;
ложки Унна - 2;
иглы Видаля - 2;
лупа бинокулярная - 1;
анатомические пинцеты - 2;
корнцанг - 2;
стерилизатор - 2.
3 . Белье
Из расчета на одно рабочее место:
салфетки - 40 шт.
пеньюары - 40 шт.
косынки - 40 шт.
простыни - 60 шт.
Повторное использование белья не допускается.
Салфетки для компрессов должны стерилизоваться.
12 . Персонал косметического кабинета должен быть обеспечен санодеждой из расчета 3 халата, 3 шапочки и 3 полотенца на одного работающего.
13 . Чистое белье должно храниться в шкафах или стеклянных витринах. Грязное белье должно храниться в подсобном помещении, в плотно закрытом баке.
14 . Все инструменты и приборы туалета перед употреблением должны стерилизоваться или подвергаться тщательной механической очистке и обезвреживанию путем погружения инструментов в дезинфицирующие растворы (жидкость Каретникова не менее чем на 40 минут; 0,3 % хлорамина на 20 минут; спирт ректификат на 40 минут).
15 . Предметы, трудно поддающиеся очистке и могущие способствовать переносу инфекции (пуховки, губки и пр.) к хранению и употреблению в косметическом кабинете не допускаются.
16 . В рабочем зале должны быть установлены умывальные раковины с подводкой холодной и горячей воды, из расчета одна раковина на 3 рабочих места.
Все умывальные раковины должны быть постоянно обеспечены мылом.
Персонал должен пользоваться индивидуальными полотенцами.
17 . Весь персонал косметических кабинетов до поступления на работу должен подвергаться медицинскому осмотру в соответствии с Инструкцией Министерства здравоохранения СССР от 6/ V -1961 г. № 352-61 и дополнения к Инструкции от 26/ VIII -1965 г. № 10-83/14-104 и приниматься на работу лишь после предъявления справки о допуске к работе.
18 . Работники косметических кабинетов ежеквартально подвергаются осмотру терапевтом, один раз в год флюорографии и венерологом в соответствии с указанной инструкцией. Данные медосмотров должны вноситься в специальный журнал.
19 . Работа персонала должна проводиться в чистых халатах, волосы должны быть закрыты полотняной шапочкой или косынкой.
Перед началом работы с каждым посетителем работник обязан тщательно вымыть руки; ногти на руках должны быть острижены.
Во время отпуска процедур руки должны быть свободны от посторонних предметов (кольца, браслеты, часы).
20 . Ответственность за выполнение настоящих правил возлагается на заведующих косметическими кабинетами и предприятиями коммунального и бытового обслуживания населения, при которых открыты кабинеты.
21 . Контроль за выполнением настоящих правил осуществляется местными учреждениями санитарно-эпидемиологической службы.
Санитарные правила устройства и содержания врачебно-косметических и косметических кабинетов, утвержденные Главным госсанинспектором Союза ССР 15/ III -1948 года считать утратившими силу.