СанПиН 1163-74 Санитарные правила устройства и содержания косметических кабинетов при учреждениях коммунального и бытового обслуживание населения

УТВЕРЖДАЮ

Заместитель

Главного государственного

санитарного врача СССР

А.И. Заиченко

27 июня 1974 г.

№ 1163-74

Санитарные*
правила устройства и содержания косметических
кабинетов при учреждениях коммунального и
бытового
обслуживания населения

* Распространяются и на косметические салоны.

Настоящие правила распространяются как на вновь открываемые, так и на эксплуатируемые косметические кабинеты при учреждениях коммунального и бытового обслуживания населения.

1 . Косметические кабинеты размещаются, как правило, при таких предприятиях коммунально-бытового обслуживания, как гостиницы, парикмахерские, бани, дома быта, комбинаты бытового обслуживания.

Размещение косметических кабинетов и ввод их в эксплуатацию допускается только по согласованию с местными учреждениями санитарно-эпидемиологической службы.

2 . Косметические кабинеты, организуемые при учреждениях коммунального обслуживания, предназначаются для оказания населению косметической помощи декоративного характера.

3 . В косметических кабинетах разрешается проводить следующие косметические процедуры:

гигиенический массаж лица и шеи;

гигиеническая чистка кожи лица, не осложненной кожными заболеваниями;

окраска бровей и ресниц; приклеивание искусственных ресниц;

эпиляция бровей;

грим;

маникюр, педикюр.

В косметических кабинетах при учреждениях коммунального и бытового обслуживания не разрешается проводить лечебно-косметические процедуры по лечению заболеваний и косметических недостатков кожи (угри, себорея кожи лица и волосистой части головы, расстройства пигментации кожи - хлоазмы, веснушки, гипертрихоз, и гирсутизм, доброкачественные новообразования и другие кожные заболевания).

4 . В косметических кабинетах запрещаются производство и продажа кремов, мазей, лосьонов и других косметических средств.

К хранению и употреблению допускаются лишь те косметические и парфюмерные средства, на которые имеются разрешения органов санитарно-эпидемиологической службы Министерства здравоохранения СССР и министерств здравоохранения союзных республик.

5 . Косметические кабинеты должны размещаться в сухих, светлых и хорошо проветриваемых помещениях, изолированно от других служб учреждений бытового обслуживания.

6 . Все нормативные положения по устройству и оборудованию косметических кабинетов следует принимать в соответствии с действующей главой СНиП II -Л. 21-71 «Предприятия бытового обслуживания. Нормы проектирования», согласно которой площадь косметического кабинета на одно рабочее место установлена 8 м2. Площадь кабинета при одном рабочем кресле должна быть не менее 15 м2.

Площадь подсобного помещения косметического кабинета устанавливается по аналогии с парикмахерскими, из расчета 1,5 м2 на одно рабочее место, но не менее 5 м2.

Косметический кабинет, независимо от места его размещения, должен быть обеспечен помещением для стерилизации площадью не менее 6 м2.

Для косметических кабинетов при учреждениях коммунального и бытового обслуживания, помещения вестибюля, комнаты ожидания, гардероба, туалетной комнаты отдельно от учреждения не предусматривается.

7 . Помещения косметических кабинетов должны быть оборудованы форточками или фрамугами, обеспечивающими достаточное проветривание.

8 . Стены и потолки всех помещений должны быть оштукатурены и побелены. Стены рабочего зала кабинета должны быть окрашены на высоту не менее 1,8 м масляной краской или другими водостойкими красками, допущенными к применению в строительстве. Оклеивание стен обоями не допускается.

Стены стерилизационной и подсобного помещения должны быть окрашены на высоту 1,5 - 1,8 м масляными красками или облицованы плитками.

9 . Полы в косметических кабинетах должны быть гладкими, плотными, доступными для влажной уборки (дощатые, окрашенные масляной краской или синтетические).

10 . Косметические кабинеты должны быть оборудованы мебелью, допускающей легкую чистку и дезинфекцию.

Мягкая мебель допускается только обитая кожей, дерматином или другим гладким материалом.

Занавески на окнах должны быть светлых оттенков из моющихся материалов. Использование портьер не допускается.

11 . Каждое рабочее место в кабинете должно быть оборудовано специальной мебелью, оснащено инструментарием и бельем.

1 . Мебель

туалетный стол с зеркалом и отделениями для косметических средств и инструментария, покрытый стеклом, мрамором или пластиком; косметическое кресло для пациентов;

винтовой стул для косметички;

столик для паровой ванны;

песочные или контрольные часы;

сборник для отработанных материалов с крышкой;

плевательница.

2 . Специальное оборудование и инструменты

паровая ванна;

вапоризатор, пульверизатор - 1;

пинцеты для ресниц - 3;

шпатели - 4;

биксы - 2;

лотки - 4;

ложки Унна - 2;

иглы Видаля - 2;

лупа бинокулярная - 1;

анатомические пинцеты - 2;

корнцанг - 2;

стерилизатор - 2.

3 . Белье

Из расчета на одно рабочее место:

салфетки - 40 шт.

пеньюары - 40 шт.

косынки - 40 шт.

простыни - 60 шт.

Повторное использование белья не допускается.

Салфетки для компрессов должны стерилизоваться.

12 . Персонал косметического кабинета должен быть обеспечен санодеждой из расчета 3 халата, 3 шапочки и 3 полотенца на одного работающего.

13 . Чистое белье должно храниться в шкафах или стеклянных витринах. Грязное белье должно храниться в подсобном помещении, в плотно закрытом баке.

14 . Все инструменты и приборы туалета перед употреблением должны стерилизоваться или подвергаться тщательной механической очистке и обезвреживанию путем погружения инструментов в дезинфицирующие растворы (жидкость Каретникова не менее чем на 40 минут; 0,3 % хлорамина на 20 минут; спирт ректификат на 40 минут).

15 . Предметы, трудно поддающиеся очистке и могущие способствовать переносу инфекции (пуховки, губки и пр.) к хранению и употреблению в косметическом кабинете не допускаются.

16 . В рабочем зале должны быть установлены умывальные раковины с подводкой холодной и горячей воды, из расчета одна раковина на 3 рабочих места.

Все умывальные раковины должны быть постоянно обеспечены мылом.

Персонал должен пользоваться индивидуальными полотенцами.

17 . Весь персонал косметических кабинетов до поступления на работу должен подвергаться медицинскому осмотру в соответствии с Инструкцией Министерства здравоохранения СССР от 6/ V -1961 г. № 352-61 и дополнения к Инструкции от 26/ VIII -1965 г. № 10-83/14-104 и приниматься на работу лишь после предъявления справки о допуске к работе.

18 . Работники косметических кабинетов ежеквартально подвергаются осмотру терапевтом, один раз в год флюорографии и венерологом в соответствии с указанной инструкцией. Данные медосмотров должны вноситься в специальный журнал.

19 . Работа персонала должна проводиться в чистых халатах, волосы должны быть закрыты полотняной шапочкой или косынкой.

Перед началом работы с каждым посетителем работник обязан тщательно вымыть руки; ногти на руках должны быть острижены.

Во время отпуска процедур руки должны быть свободны от посторонних предметов (кольца, браслеты, часы).

20 . Ответственность за выполнение настоящих правил возлагается на заведующих косметическими кабинетами и предприятиями коммунального и бытового обслуживания населения, при которых открыты кабинеты.

21 . Контроль за выполнением настоящих правил осуществляется местными учреждениями санитарно-эпидемиологической службы.

Санитарные правила устройства и содержания врачебно-косметических и косметических кабинетов, утвержденные Главным госсанинспектором Союза ССР 15/ III -1948 года считать утратившими силу.