Указания по совершенствованию методов живой снегозащиты на автомобильных дорогах Казахской ССР
ГЛ А ВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ШОССЕЙНЫХ ДОРОГ
ПРИ СОВЕТ Е М ИНИСТРОВ КАЗАХС К ОЙ ССР
УКАЗАНИЯ
ПО С ОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ
МЕТОДОВ ЖИВОЙ СНЕГОЗАЩИТЫ
НА АВТОМ О БИЛЬНЫ Х Д ОРОГАХ
КАЗАХ СКОЙ ССР
Алма-Ата
1968
ГЛ А ВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ШОССЕЙНЫХ ДОРОГ
ПРИ СОВЕТ Е М ИНИСТРОВ КАЗАХС К ОЙ ССР
Утверждены приказом
Начальника ГУШОСДОРА
при Совете Министров
Казахской ССР
№ 159 от 24 апреля 1968 года
УКАЗАНИЯ
ПО С ОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ
МЕТОДОВ ЖИВОЙ СНЕГОЗАЩИТЫ
НА АВТОМ О БИЛЬНЫ Х Д ОРОГАХ
КАЗАХ СКОЙ ССР
Алма-Ата
1968
В основу на с тоящих Указаний положены результаты и с следований характера снежных отложений у лесных полос раз л ичных к онструкций и их аэродинамических свойств в целях выявления наиболее рациональных конструкций снегозащитных насаждений , обладающих повышенной снегое м костью и над е жно защищающих авт о мо бильн ые дороги от наносов в условиях высокой сне го заносим ости . Указания разработаны старшим научным сотрудником Казахского филиала Со ю здорН ИИ Ф едюшиным В . Т ., утверждены приказом начальника Гушосдор а при Совете Министров Казах с кой ССР № 1 59 от 24 апреля 1 968 года и являютс я официаль н ым документом для всех организаций и лиц Гушосдора , выполняющих работы по выращиванию сн е гозащитных насаждений вдоль автомобильных дорог .
ВВЕДЕНИЕ
Значительным з атруднением для нормального функционирован ия автомобильных дорог с еверных районов Казахской ССР в зимних у с ловиях являет с я вы с окая их с н егозанос им ость , в ыз ванн ая ре з ко выра ж енной ра вн инност ью , и с ключительн ой безлесность ю т ерритории и продолжительным зимним периодо м . В таких у с лов иях о тд ельные участки дорог под в ергаются очень сильной заноси м ос ти , до с тигающей 1 200 м3 на 1 п / м , что тр е бует с оздания н ад ежн ых з ащит , ограждающих д ороги от снегозаносов .
Эффек т ивную б орьбу с зано с ами можно организовать тол ь ко исх одя из региональных о соб енност ей климата и физиче с ких св ойств и объема приносимого к дороге снега.
Н аиболее пер с пективным ср е дством предупреждения заносо в я вляе тся с оз дание с негозащитных наса ж дений с оотве тствующих конс трукций .
Р азработанные С ою здорН ИИ плотные конструкции сне гоз ащитных на с аждений , надежно защищающие д ороги в усл ови ях евро п ейско й территории Союза при с л абой степени заносимост и - д о 200 м3 / п . м ., в условиях севера Каз а хстана н едостато чно э фф ективны и в отд е ль ных сл учаях даже приводят к отрицательным р е зу льтатам , п оэтому разработка эффек т ив ных м е тодов жив о й с нег озащиты в услов ия х Ка з ахс кой ССР требовала даль н ейшег о с о в ершенствован ия. С э т ой ц е лью Казахским ф или алом Союздор НИИ с 1 962 го д а и з уча ютс я аэроди н амическ ие с войс тва и работо с пос обность л есных по л ос раз л ичного строе н ия для выявл е ния бо л ее э ффек тивных ко нс трукций с негоз ащитных н асажд ений , обла д ающ их повышенн ой с не го емк остью и надежно защищающи х автомо б ильные д о роги от з а н осов в у с ловиях вы с окой сн егозаноси м ости . В ре з ультате т аких исс лед ован ий с оставлены данные ука з ания , в к от орых п редл аг ают ся эффектив н ые кон с трукции с негоз ащитных на с ажде ний и их рациональное разме щ ен ие вдо л ь автомобильных д орог .
1. Основные факторы вызывающие заносимость дорог
Д л я борьбы со снежными заносами необходимо знание физи ч еск их свойств снежного покрова и закономерно с тей процессов с дув ани я , переноса и отложения снега в естестве н ных условиях . Различают четыре основных вида явлений переноса снега , в ызывающих заносы . Это низовая метель , поземок , верховая метель и общая метель .
Н изовая метель обычно протекает при ясной морозной погоде с сильным ветром . Разновидностью низовой метели является поземок . Он характеризуется переносом частиц ранее выпавшего снега , срываемого ветром с поверхности снежного покрова . О сновная масса снега ( около 89 %) при поземке перемещается не выше 1 0 см над поверхностью снежного покрова .
С увеличением силы ветра поземок п ерерастает в низовую метель . Высота распространения низовой метели при скорости ветра 1 5 - 20 м / се к достигает 2 - 3 м и сопровождается резким ухудшением видимости . Под действием низовых метелей и поземк и переносятся значител ь ны е массы снега , которые в местах отложений в короткое врем я образуют плотны е и мощные заносы .
Верховая метель обычно проходит при скорости ветра от 0 до 5 м / сек . Верховая метель со скоростью , близкой к 0, н азывается снегопадом . Снежинки , в ыпав на поверхн о сть покрова , о стаются в дальнейшем б ез движения .
Такой снегопад особого вреда дорогам не приносит и результаты его могут быть сравнительно просто ликвидированы 1 - 2 проходами снегоочистителя .
Общая метель возникает от слияния верховой и низовой метелей . О пасность заносов от общей метели зависит о т силы ветра , продолжительности и интенсивности выпадения осадков . По этим признакам различают слабые , средние и сильные метели .
Слабые метели - это верховые метели с легким поземко й при силе ветра до 1 0 м / сек .
Средней считается метель , сопровождающа я ся ветром от 10 до 1 5 м / сек с выпадением большого количества снега . Эти метели до в ольн о опасны и вызывают знач и тел ьные заносы .
Си л ьн ые метели , ка к правило , бывают циклонич е ского происхождения и о п асность их возра с тает не то л ько от увеличения си л ы ве е ра , с корость к оторого до с тигает 1 6 - 20 м/ сек , но и от продолжительности де йстви я . Нередко такие метели длятся несколько су ток и мо г ут п ерерастать в снежные бур ан ы . Обл аст и распространения таких ц икл он ов крайне обширны и достигают радиу с а действия бол ее 1000 км .
Степень заноси мо ст и доро г зависи т от продолжительности зимы и количества метеле вы х дней в году , интенсивности и количеств а выпадаю щ их осадков , скорости и направления ветра по отношению заноси мы х участков дорог , температуры воздуха и продолжительности ме тели , рельефа м естно сти и поперечного профиля полотна дороги .
Участ к и дорог в зависимости от количества приносимого с нег а в течение одной зимы делят с я на 4 степени за но сим ости:
1 . Очень сильнозаноси м ые - более 600 м3 / п .м .
2 . С и ль нозано симы е - от 400 до 600 м3 / п . м .
3 . Ср едн езан ос имые - от 2 00 до 400 м3/ п . м .
4 . С лабозан осимы е - до 200 м3 / п . м .
Особ о е влияние на б ыст роту заноса дороги оказы в ают с корость и направлени е в етра . Занос дороги происход и т при в с ех видах метелей только с ра зличной интен с ивностью . При равной силе ветра и одина к овым кол ичестве выпа д ающего с н ега участк и дороги заносятся с раз л ичной быстротой , чт о зависит , главным образом , от её поп е речного профиля .
С ог ласно тех н ическим указаниям по с нег оборьбе , в основу которых поло ж ен хара к тер поперечного профиля дорог , все ав томобильные д орог и п о з а н осимост и делятся на 3 категории .
К п ерв ой катего р ии относятся выемки глубиной от 0,4 до 8, 5 м и н улевые места на косогорах . Такие места заносятся п ри п ер вы х же ме т елях .
Ко второй категории относят мелкие выемки глубиной до 0 ,4 м и нулевые места . Такие участки дорог з аносятся более п оздними м етелями .
К третьей категории принято относить менее з аносим ые поперечные профили дорог - малые насыпи высото й до 0,65 м и насыпи до 1 м в к осогорных и сильнозаносимых участках .
На ве л ичину переноса снега большое влияние ока з ывают его физические св о йства и такие факторы , как состояние снежного покрова и шероховатость поверхности , а также структура снега и форма снежинок . Сухой крупит ч атый снег даже при н е б ольшом ветре проноситс я на большое расстояние . Такой снег , выпадающий при низких температурах , долго сохраняет сыпучее состояние и легко переносится ветро м . При повышенной же температуре и влажности воздуха снег б ыстро уплотняется и теряет свою подвижность . На поверхности снежного по к ров а при этих условиях образуется плотный наст , который в значительной степени препятствует с ду ванию снега .
Кроме наста , на поверхности снега може т образоваться корка в ясные солнечные дни с оттепелями или под влиянием выпадающего на снежную поверхность и замерзающего дождя , к оторая также предохраняет снег от раз в евания и переноса . Только при очень сильном ветре наст и корка могут б ы ть разрушены . П оэтому очень важное значение в борьбе со снежными заносами имеет учет не только выпавшего во время метеле й снега , н о и всей массы снега , идущей на перенос .
Б ольш ое влияние на снегозаносимость дорог оказыва ю т размеры с н егосборны х площадей . Там , г де местн о сть со стороны господствующих метелев ы х ветров предста в ляет собо й ровную открыту ю степь , наблюдается сильная снегозаносимость . В условиях волнистого ре л ьефа с н еговет ровой режим имеет свои специфические особенности , в лияющие на характер снежных отложений . При э том очень важны такие факторы , как экспозиции склонов по отношению к господствующим метелистым ветрам , ф ормы склонов - пологи е или крутые , покатые и л и обрывистые и формы водоразделов - плоские , куполовидные , гребневидные , кр ы шевидн ые , с тупенчатые или террасообразные и т . п .
Наиболее часто снежные метели наблюдаются на водоразделах . Формирование снежных отложений на водоразделах резко отличается от характера снежных отложений на междуводораздельных про ст ран ст в ах , что с вязано с особенностями снеговетрового режима .
Водораздел с оздает стеснение живого сечения снеговетрового потока , что способствует уве л иче нию силы ветра . По э тому , когда в долинах он еще не достигает такой силы , при которой начинается снегоперенос , на водоразделах в это время уже от м ечается метель . Следовательно , число дней с метелями на водоразделах больше , ч ем в долинах .
Однако заносимость дорог в долинах происходит интен с ивнее , ч ем на водоразделах . Это объясняется значительным снижением скорости снеговетрового потока в долинах , в результате чего снежинки выпадают из снеговетрового потока и образуют занос . Таким образом , защита дорог от заносов и борьба с о снегом в д о линах значительно тяжелее , ч ем на водоразделах , г де с нежный покров имеет меньшую мощность . Н езначительный снежны й покров наблюдаетс я и на крутых наветренных склонах , с редней мощно сти снежный покров встр е чается на ровных пространствах плоских водоразделов и на ровных пространствах между возв ыш енностями .
Наиболь ш ей мощности снежный по к ро в достигает на подветренных склонах воз в ышенностей и в отрицательных формах р ел ьефа . Те ррасообразны е уступы на склоне долин имеют неодинакову ю мощность снежного покрова . При такой форме рельефа снеж н ый покров сглаживает резкие перегибы склона . Наи б ольшей мощнос т и с нежный покров достигает у подножий стенок между террасами , а н аименьш ей - у противоположного края к аждой терра с ы . Самым неудачным местом проложе н ия дороги является начало под в етренно го ск л она водораздела , где всегда откладывает с я много снега . На самом водоразделе при прохождении трассы по выемкам с полуторными откосами наблюдается сильная зано с имост ь дорог , а при проложении трассы незаносимыми высокими н асыпями дорога хорошо продувается и , следовательно , не заносится .
Значительной с н егозаноси мости по две ргаю тся участки д о рог , проходя щ ие по территории с рез к о выражен н ой рав ни нностью , бла г одаря неогра н иченным сн е госборным бассейнам . П оэтому таки е участки дорог требуют особенно тщат е льной защиты .
Естественными границами с нег осборны х бас с ейн ов могут быть л е сные ма с сивы , кустарниковые заросли , речные долины , ш ирокие овраги и сопочные во з вышения , а также любые и с кусственные препятствия , е сли они п олностью задерживают с н егосн ос , п оступающий с расп о ложенной за ними части бассейна . Исход я и з этого ц елесообразно осуществление снегозадержания только в пределах снегосборного бассейна и нецелесообразно - за пред е лами с него сборной площади .
2. Конструкции снегозащитных насаждений
О сновной принцип действия снегозащитных лесных полос заключает с я в уменьшении скорости снеговетрового потока до такого предела , при котором происходит полное отложени е переносимого снега . Следовательно , работоспособность снегоза щи тны х полос зависит от их густоты и сом к нутости . По э тому признаку различаю т три основных вида конструкции снегозащитных лесны х полос : п л отн ая ( непродуваемая ), ажурная и продуваемая . Каждая из указанных конструкций имеет свои осо бе нности в стр о ении полос и влиянии на и з менение структуры снеговетрового п о тока , а , следовательно , и формы сн е жн ых отложений .
Лесная полоса плотной ( непродуваемой ) констру к ции представляет собой в облиственном состоянии пл о тное сверху донизу насаждение , в вертикальном профиле которого нет сквозных просвето в или их количество не превышает 5 % ( рис . 1). В етров ой поток при встрече с такой полосой через нее почти не проникает , а огибает ее сверху и на некотором расстоянии от опушки с завихрением опускается на землю . Эта конструкция полос действует как вихреобразовател ь . Образование снежного сугроба по высоте в таких полосах происходит сравнительно быстро , с угроб имеет крутые откосы , и его вершина находится в самой полосе или вблизи опушки . Вследствие этого полосы таких конструкций часто зарабатываются , т . е . заносятся снегом и теряют свои защитные свойства . В ряде случаев такие полос ы не только не защищают дороги от заносов , но даже способствуют их за н оси мости , а снег , накапливаемый в насаждениях , вызывает значительный снеголом , что с нижает и х работоспособность . По данным Я . А . Б ражевс кого , на расчистку таких снего л омов Целиноградск о й дистанцие й в зим н ий период 1 964 г . затрачено около 25 тыс . р убл ей , или более 1 5 % эксплуатационных расходов . А нал огичн ые резуль т аты отмечены и на Орской ди с та нции . Зде с ь , по дан н ым И . Я . П етухов а и др. на уборку снегол о ма с 1 га ежегодно затрачивается до 50 ч / дн ей. Снеголом отрицательно влияет и на б иологическую устойчи в ость насаждений . Повторяясь из года в год , он расстраивает их и приводит к преждевременной г ибели.
Рис. 1 . Ле с ная п о лоса п лотной конструкции.
Рис . 2 . Л ес ная п ол оса а ж урной конструкции .
Рис . 3 . Л ес ная поло с а продува е мой кон с трук ции.
Лесная полоса ажурной конструкции в обли с тве нном состоян и и и меет скво з ные пр о светы , более или менее равномерно ра с пределенные по всей ее высоте ( рис. 2). Пр и встрече ветрового поток а с ажурной пол о сой он частично переваливает через неё, а частично просачивается по всему её вертикальному профилю . Поэтому ажурные полосы действуют одновремен н о как вихреобразовател ь и аэродинамическая ре ш етка . Максимальная высота сугроба у таких полос формируется на расстоянии 2 - 3 м от заветренной опушки , снежные шлейфы длинные и пологие . Такие полосы в течение зимы не зарабатываются и обладают значительной снего вой емкост ью .
Лесная полоса продуваемой конструкции в облиственном состоянии представляет собой в верхней и средней своих частях плотное или слабоажурно е насаждение с о скв о зными просветами внизу ( рис . 3). Про ду ваемы е полосы могут быть с н и зкорослым ку старником или без него . Лесные полосы этой конструкции в зависи м ости от степени ажурности могут быт ь как более , т ак и м е нее ветропроницаемы , чем полосы ажурно й конструкции .
Главное отличие ажурных полос от продуваемых состоит н е в количестве просветов , а в том , ка к э ти просветы распределены в насаждении . К ак указывалос ь выше , у ажурных полос просв е ты равномерно распределяются по всей высоте древостоя насаждений, а у продуваемых они сосредоточены в основном в нижней час т и д ревостоя . Продуваемая полоса , так же как и ажурная , р азделяет ветровой поток на две части . При этом верхняя большая част ь потока переваливает через полосу , а нижняя часть с повышенно й скоростью проходит внизу между стволами деревье в . Сле д ователь но , эта лесна я полоса действует как аэрогидроди н ами че ски й диффузор и как в и хреобразователь . У таких полос отмечается наиболее равномерно е с н егораспреде ление , а в самих полосах - ми ним аль ное к оличество снега , что о б ъясняетс я повышенной скоростью ветра в нижн е й части полос . Благодаря этому снег и з таких поло с выдувается и не накапливается в них . Э ти полосы обладают по в ышенн ой снегоем к остью , т . е . имеют наибольший снегозащитный эффект . Следовательно , в условиях большой снегоза н осим ост и автомобильных дорог им необходимо отдавать предпочтение , н аиболее эффе к тивными с негозащитными насаждениями в та к их у с ловиях я в ляются 5- рядн ые по л ос ы продуваемой конструкции с максимальной величиной продуваемости в нижнем ярус е ( до 70 - 80 % ) и н аим ен ьш ей - в верхне м ( до 25 - 30 %). Такая констру к ция способствует повышенной скоро с ти ве т рового потока межд у стволами деревьев в нижнем ярусе , что влечёт за собой выду в ание снега из полосы и увеличени е и х с н егоемк ости , бла г одаря удли н енным снежным шлейфам , а повы ш ен ная плотность полос в верхнем яру с е - образованию резко выраженного в озду хоп ада , обу с лавл ивающего создание устойчивой зоны выдувания . Это особе н но важ н о при ус л овии с овпадения зоны выдува н ия с полотно м д ороги .
3. Формы поперечных сечений снегозащитных полос
На сне гозащитные с войс тва лес ны х поло с , кроме к он ст рукций , ок азывают вли я ние и формы их поперечных сечений . Н аиболее ч аст о в стре чаются лесны е полосы , им е ющие следующие сечения .
1 . П рямоугольное , когда весь древо с той н аходится в одном яру с е .
2 . Т реугольн ое - высокие д е ревья находятся в центре полосы , н изк ие - н а опушках .
3 . В огнутое - высокие деревья в крайни х рядах , н изки е - в цен т ральных , опушк и оваль н ые .
4 . О бт екаемое - с н аве тре нной с тороны деревья н изкие , с п од в етренн ой высоки е , полог др е востоя пологий ( рис . 4 ).
Наиболь ш им с негозащитным э фф е ктом обладают лесные пол осы обт екаемого сечения , благодаря удлиненным сн е жным шлейфам и повыш енной сн егоем к ости , что с вяз ано с уменьшени е м бок о вой ш ероховат ост и и увеличе н ием их обтекаемости ветровы м потоком, п оэто му в усл о виях б ол ьшой с н его заносимо сти необходимо с озд ав ать лесные по лосы обтекаемого поперечного сечения , путем ввода в их наветренные ряды бол е е низких п о род и более вы сок их - в подветренные .
Рис . 4 . Формы поперечных с ечений ле с ных полос :
1 - прямоугол ьн ое ; 2 - т реугольн ое ; 3 - во г нутое ; 4 - об т ек аем ое .
Рис . 5 . Густая двухрядная кустарниковая кулис а при снегозаносимости до 25 м3/ п .м.
Рис . 6 . Р азмещение древес н о - к устар ник ово й к улисы при снегозаносимости до 50 м3 / п . м .
4. Расположение снегозащитных лесных полос вдоль дорог
Очень важен правильный выбор расстояния от сн е гозащитных полос до полотна дороги . Для установления оптимал ь ного ра с стояния необходимо принимать во внимание аэродинамичес к ие с войств а полос , а именно : длину их ветрозащи т ной зон ы ( ветровую те н ь ) и располо ж ение зоны выдувания . Это рас сто ян ие д олжн о быть до с таточным , ч тобы полностью разместить здесь п о дв етрен ные снежные о т ложения . При этом основные массы с н ежны х от ложен ий будут откладываться в ветро з ащитной зо не , а п олотно д ороги расположится в зоне выдувания , хара ктер из ующе йс я минимальными снежными отлож е ниями . Т ак ое расположение по ло с будет спо с обствовать п редотвращен ию заноси м ости д о рог даже в опа с ные з им ние периоды , когда количество прино с имого сн е га превы с ит их с не гозадерж ивающую способность .
Со ю здорНИИ р е комендует для условий с л абой з ан осим ости ( до 200 м3 / п . м ) с учетом объема снегоза н оса п рим енение у з ких и плот н ых с н егозащит ных д рев есн о - к устарник овы х к улис. Эти к улисы рекомендуется размещать на прилегающей к дороге полосе , ширина к оторой рассчитывает с я по формуле:
гд е : L - ширина з оны о тв од а, в которую входит шири н а с него защитных к улис в метрах , вместе с разрывами м е жд у ними и расстояни е м от б ро вк и земляного по л отна д о первого ряда с н егозащитной полосы ( X ).
S max - площа дь поперечного сечения снежного вала в год ы наибол ьших за н осов (м2 ).
hp - высот а рабочей части насаждения ( средняя вы с ота снежного вала в полосе ).
В за в исимости от объемов с не гозаноса д реве сны е насажд е ния располагаются на с нег осбо рном б ассе йн е с л едующим о б разом .
Ри с . 7 . Р азмещение дре в есно - к устарник ов ой кули с ы при снегозаносимости до 75 м3/ п . м .
Рис . 8 . Р азмещение др еве сн о - ку ст арник ов ой кулис ы при снегозаносимости д о 1 00 м3/ п . м .
Рис . 9 . Р азмещение д рев есн о - к устарн иковы х кулис при снегозаносимости до 1 50 м3 / п . м .
Рис . 1 0 . Р азмещение дре в есно - к устарн иков ых к улис при снегозаносимости до 200 м3 / п . м .
Для уча с тков дорог с объемом снегозаноса до 25 м3 / п .м рекоменду е тся густая двухрядная по с адка кустарников на рас с тоянии 20 - 25 м от б ровки земляног о полотна ( рис . 5).
На участках дорог с о бъемом с негозаноса до 50 м3 / п . м з акладыв ается одна четырехрядная древес н о - к устарни ковая кул иса на ра с стоянии 30 м от б ровки зе м ляного пол о тна , при э том дв а ряда с полевой с торон ы устраи в ают из кустарников и два ряда с дорожной с тороны - из густоветвистых низкокронных деревьев ( рис. 6 ).
На дежн ой з ащитой для у частков дорог с объемом снегоз ан оса до 75 м3 п /м служит ше ст ир ядная древесно - кустарниковая кул и са , з аложенная на расстоянии 40 м от бровки зем л яного п олотна дороги . В такой кулисе ку с тарники занимают к райние ряды ( рис. 7).
На уча с тка х дорог со с н егозаносом до 1 00 м 3 / п. м закладыва ют д ревесн о - к уст арник овую кулису на расстоянии 40 м о т бр о вки зем л яного п ол от на в сочетании с двухрядной пос а дкой к уста рн иков , р азме щен ных на расстоя н ии 1 5 м от кулисы в ст орону поля ( рис . 8).
Участки дорог с о снего з ан осом до 150 м3 / п . м н адежн о за щищ ает систе м а из двух узких дре весно - кус т арниковы х к ули с , в которой ближе к дороге р асполагаема я шес ти рядн ая кулиса на расстоянии 40 м от бровки з емляног о по л отна , а с о с тороны п оля ч е тырехря дная к улиса на рассто я нии 30 м от ш ест и ря дно й кулисы ( ри с . 9).
Д л я участков дорог со снего з ан осом до 200 м3 /п . м з акл адыв ают сист е му и з двух ш естирядны х д реве сно-куст арниковы х к улис с ра з ры вом между н ими в 35 м . П ри этом бли жайшую к д оро ге к улису р азмещают на расс т оян ии не ближе 50 м от бровки з е мляного поло тн а ( р ис . 10).
Д л я таких с негозащитных насажд е ний рекомендуютс я ветв исты е д ревесные породы с низко опущенной кро н ой и в ы сокорастущими кустарниками .
Небольшое количество рядов в к улис ах к омпенсируется з агущ ением по садк и в р яд ах с рас сто янием между с тволами ч ерез 0 , 4 м и уши рени ем междурядий до 2,5 - 3,0 м , что обеспечивает повышение п л ощади питания раст е ний и возможн о сть механизации обработки почвы и у х ода за по ло сами .
О пытная проверка характера с н ежны х о т лож ени й у эксперимен т альных л есных по ло с вдо л ь автомоби л ьных дорог свидетель с твует о надеж н ой защит е их при с лабой с тепени за н осим ости до 200 м3 / п . м .
В у с ловиях с евера Казахской ССР автомобильные дороги проходят в основном по равнинным участкам степей , где снег переносит с я на бол ь шие рас ст ояния и дороги , сл едовательно , подвер га ются более з начительным в з носам . Объемы снежных отло ж ений н а автомобильных дорогах достигают 300 - 400 м3 / п . м , а в бо л ее снежные з имы - 6 00 - 700 м3 / п . м с максимумом на отдельных участках до 1 200 м3 / п . м .
Плотные конструкции полос в таких условиях , как правило , быстро зарабатываются. Ч астые поземки и метели сильно уплотня ю т снег в заработанных полосах , особен н о при примешивании к нему земл я ной пыли , являющейся результатом зим н ей эрозии почв . Э то обстоя т ель ст во у с угубляет вредное воздействие снежных сугробов на сохранность з ащитных насажд е ний . Появ ля ются повреждения древостоя лесных полос ( снеголом ). В резу л ьтате этого некотора я часть с н егозащитных насаждений плотных конструкций ежегодн о выходит из строя .
По э тому схемы и конструкции с н егозащитных поло с , п редложенные Со ю здорН ИИ и являющиеся надежной защитой для участков слабой заносимости ( д о 200 м3 / п . м ), в условиях большой заносимости не дают положительных результатов .
Пре д лагаемые п родуваемые констру к ции полос с обтекаемы м поперечн ым профилем обладают большей снегоемкость ю , чем плотные полосы , и не подв е ргаются снеголому . Но ввиду значительной снегоза н осимости наших дорог целесоо б разн о применение н еск ольких древес н о - к уст арник овы х кулис разноо б разных к онструкций , т . к . одна снегозащитна я кулиса не в состоянии надежно защищать дорогу от заносов . Расчёт ширины участка , на котором должны располагать с я кулисы , осуществляется по формуле , п рименяемой С оюздорНИ И , а к онструкции снегозащитных кулис и разрывы между н ими необходимо дифференцировать с ле дующим образо м .
Первая н а ветренная кули с а на снегосборном ба сс ейне с полевой стор о ны обя з ательн о должна быть продуваемой конструкции без кустарников , последующие промежуточные кулисы - продуваемыми с низким кустарником и последняя придорожная кулиса - непродуваемой конструкции .
Согла с но данным наших с негомерных с ъемок , снежные шлейфы у лесных полос продуваемой конструкции даже на участках с большим снегосборн ы м бассейном не распространяются дальше 80 - 1 00 м , а на участках с меньшими снегосбор н ыми ба с сейнами и це н трал ьных кул и сах - н е дальше 40 - 60 м. П оэтому первую промежуто ч ную кулису необходимо располагать на рас с тоянии 80 м о т нав етре нной кулисы . На таком расстоянии е ще не наблюдается разго н а метели и , вследствие этого , промежуточная кулиса не будет перегружат ь ся снегом .
Отсутствие кустарников в первой наветре н ной кули с е будет способствовать выносу основной массы снежны х отложений за пределы полосы , что предо х ранит древо с той к улисы о т снеголома . Это й кулисой б удет удержива т ься ос н овная ма с са переносимого снега со с н егосборного ба с сейна , а к другим ку л исам его буд ет перен оситься з начительно меньше .
Ряды кустарников в промежуточных кулисах с лужат для аккумуляции ими позе м кового снега и будут препя т ствовать его выносу за пределы кулис .
Расстояние между такими второстепенными кули сами принимается до 60 м .
Последняя дорож н ая кули с а для обеспечени я выраженной з оны в ыдувания и уменьшения длины шлейфа должна иметь плотную конструкцию и располагаться на расстоя н ии н е более 60 м о т полотна дороги и на таком же расстоянии от п редыдущей кулисы .
Сами межкулисные разрывы такой ширины не изы м аются из пахотной площади земель совхозов и колхозов и дают возможность хозяйствам прово д ить в них м еханизированные сел ь скохозяйственные работы . Кроме этого , п ри таком размещении кулис э кономнее расходуется посад о чный материал и пахот н опригодн ая площадь , вследств ие уменьшения числа кулис .
Рис . 11 . Р азмещение дре в есно - ку старниковы х к улис при средне й за но сим ости д о 400 м3/п.м .
Рис . 12 . Размещение д рев есно - ку старник овы х кулис при си л ьной зано си мо сти до 600 м3/п.м .
Продуваемые кули с ы без кустарников для прида н ия им обтекаемого профиля с оздаютс я и з 5 рядов древесных пород с более низкорослыми породами в наветренном ряду и более высокими в подветренном . Размещение деревьев в ряду производится через 1 ,0 - 1 ,2 м .
В продуваемых кулисах с кустарниками , к роме 5 рядов др е весных пород по вышеуказанной схеме , с наветренной стороны вы с аживается два ряда низкорослых кустарников с размещением через 0,5 м .
В непродуваемой дорожной кулисе д л я придания ей плотности с наветренной стороны высаживаются в ы сок орослы е к устарники . Величин а междурядий во в с ех конструкциях кули с принимается 3,0 - 3 , 5 м . Это обеспечивает увеличение площади питания растений и возможность применения механизированного ухода .
В зависимости от объема с н егоприн оса древесные кулисы рекомендуется размещать вдоль д орог следующим о бразом .
На сред н езаносимых участках с объемом с н егоп рин оса от 200 до 400 м3 / п . м закладывается с истема кулис , с остоящая из наветренной , промежуточной и придорожной кулис с величиной разрыва между н аветренной и промежуточной кулисами 80 м и между промежуточной и придорожной кулисами 60 м. Расстояни е от полотна дороги до придорожной кули с ы также должно быть н е меньше 60 м ( рис . 11).
Надежной з ащитой на сильнозаносимых участках дорог с объемом снегозаноса от 400 до 600 м3 / п . м будет служить с истема кулис из наветренной , двух промежуточных и придорожной кулис . Расстояние между наветренной и перво й промежуточной кулисами принимается в 80 м , а между последующими промежуточными и придорожной кул и сами - 60 м . Расстояние от полотна дороги до опушки придор о жной кулисы также должн о быть равным 60 м ( рис. 12).
Очень силь н озаносимые участки дорог с объемом снегозаноса свыше 60 0 м3 / п . м з ащищаются системой кули с из наветренной , 3 - 5 промеж у точных и придорожной кулис с размещением , аналогичным предыдущему варианту .
Рис . 1 3 . Раз м ещ ение древес но - ку старнико вы х кули с п ри о чень с ильной за но симо ст и свыше 600 м3/п.м .
Увеличение ч исла п ромеж уточных кулис на очень сил ьно заносимых участках дорог зависит от объема снегопри н оса . П ри объеме с н егоприноса от 600 до 800 м3 / п . м рекоменду ю тся тр и промеж у точные кули с ы , при 800 - 1 000 м3 /п. м - 4 кулисы и п ри 1 000 - 1 200 м3/ п. м - 5 кулис ( рис . 13).
Для создания древесных ку л ис предлагаемых конструк ц ий рек омендуется следующий ассортимент пород .
В наветренной кулисе в п е рвые два наветренные ряда в ысаж ивают ся вяз глад к ий , клён ясе н ели стный , клен татарский , рябина сибирская , ч еремуха сибирская , облепиха , боярышник с ибирский , я блоня сибирская , а в следующи е три ряда - береза , тополя , ли с твенница сибир с кая .
В промежуточные кулисы , к роме этих пород , с наветренной с тороны вводится два ряда таких низких кустарников , ка к вишни : степна я , канадская , п есчаная ; смородины : черная , золо тист ая ; спереи : городчатая , у зколистная , з веробоелис тная ; б обов ник , чилига , дрок красильный .
В придорожную кулису в опушечные ряды вводится акация желтая , ш ип овники , м ожжевельники , ж им олость татарская , в прио пу шечны е - клен ясенелистный , клё н татарский , вяз гладкий , в яз мелколистный , рябина сибирская , черемуха сибирская , о блепиха , боярышни к сибирский , яблоня сибирская и в центральные - бере з а , тополя , лиственница сибирс к ая .
5. Механизированное снегозадержание
В основу этого метода положено механизированное возведение снегозащитных устройств и использование снега в каче с тве материала для изготовления стено к и траншей , служащих преградами с неговетровому потоку . Одн о временно с защитой дорог от заносо в механизированное снегозадержание обеспечивает равномерность снеж н ых отложени й н а прилегающих к дорога м п олях и , кроме того , предотвращает скапливание у дорог больших мас с снега , вызывающих трудности по пропуску весенних вод и способствующих деформации земляного полотна . Опы т применения меха н изи рова нного снегозадержания показал , что система см ежных траншей может быть использована как самостоятельный вид защиты , а также и в сочетании с лесными полоса м и и механическими преградами . Про в еденные наблюдения свидетельствуют , ч то на снегозадерживающую способно с ть системы траншей существенное в лияние оказывает их распо л ожение по отношению к господствующим метелистым ветрам . Многочисленными исследованиями уста н овлено , ч то наиболее полно реализуется снегосбор н ая с пос обность траншей при угле встречи с н еговет рового потока с траншеями поряд к а 60 - 90 °. При уг л ах 35 - 60 ° снег откладываетс я шлейфами , т раншеи заполняются неравномерно . При уг л ах менее 35 ° траншеи практически перестают задерживать сн е г .
Для деталь н ого представления о более выгод н ом направлении снежных преград приводится таблица № 1.
Таблица № 1
Повторя е мос ть метелистых ветров по румбам в процентах
Станция |
С |
CB |
В |
ЮВ |
Ю |
ЮЗ |
З |
СЗ |
С + Ю |
CB + ЮЗ |
В + З |
СЗ + ЮВ |
Р а зность |
Рек оменд уемое н апр . |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
Явленка |
3 |
7 |
9 |
7 |
11 |
45 |
1 5 |
3 |
1 4 |
52 |
24 |
1 0 |
42 |
СЗ - Ю В |
Петропавло в ск |
3 |
6 |
12 |
10 |
9 |
44 |
1 0 |
6 |
1 2 |
50 |
22 |
1 6 |
34 |
сз - юв |
Кок четав |
3 |
3 |
5 |
7 |
19 |
42 |
1 7 |
4 |
22 |
45 |
22 |
11 |
34 |
Сз - Ю В |
К расн оарм ейск |
2 |
5 |
12 |
4 |
10 |
38 |
24 |
5 |
1 2 |
43 |
36 |
9 |
34 |
СЗ - юВ |
Ат басар |
7 |
8 |
8 |
7 |
1 7 |
40 |
9 |
4 |
24 |
48 |
1 7 |
11 |
37 |
Сз - ю в |
Це линоград |
2 |
12 |
6 |
1 2 |
16 |
34 |
1 5 |
3 |
1 8 |
46 |
2 1 |
1 5 |
3 1 |
СЗ - Ю В |
Алексеев к а |
10 |
7 |
4 |
6 |
21 |
32 |
1 5 |
5 |
3 1 |
33 |
1 9 |
11 |
28 |
СЗ - ЮВ |
Т ургай |
17 |
22 |
3 |
1 |
1 4 |
24 |
1 2 |
7 |
3 1 |
46 |
1 5 |
8 |
38 |
СЗ - юВ |
К устан ай |
9 |
10 |
4 |
6 |
24 |
35 |
7 |
5 |
33 |
45 |
11 |
11 |
34 |
сз - юв |
Сем и озерны й |
11 |
11 |
2 |
7 |
38 |
26 |
3 |
2 |
49 |
37 |
5 |
9 |
44 |
з - в |
Бая н - Ау л |
3 |
5 |
5 |
1 |
1 |
1 9 |
50 |
1 6 |
4 |
24 |
55 |
1 7 |
5 1 |
с - ю |
Иртышское |
4 |
6 |
6 |
1 2 |
25 |
32 |
11 |
4 |
29 |
38 |
1 7 |
1 6 |
22 |
сз - юв |
Павлодар |
3 |
7 |
1 0 |
23 |
8 |
27 |
1 6 |
6 |
11 |
34 |
26 |
29 |
5 |
СЗ - ЮВ |
Щерба к ты |
4 |
9 |
1 0 |
9 |
1 3 |
38 |
1 3 |
4 |
1 7 |
47 |
23 |
13 |
34 |
С З - ЮВ |
С еми ярк а |
3 |
2 |
1 3 |
32 |
8 |
11 |
1 9 |
1 2 |
11 |
1 3 |
32 |
44 |
3 1 |
СВ - ЮЗ |
Гал кин о |
3 |
7 |
5 |
8 |
26 |
35 |
1 2 |
4 |
29 |
42 |
1 7 |
1 2 |
30 |
СЗ - ЮВ |
Уил |
6 |
4 |
1 8 |
25 |
1 5 |
9 |
9 |
1 4 |
2 1 |
1 3 |
27 |
39 |
26 |
с в - ю з |
Мар тук |
2 |
5 |
2 1 |
35 |
7 |
1 2 |
10 |
8 |
9 |
1 7 |
3 1 |
43 |
26 |
св - юЗ |
Те мир |
11 |
1 0 |
25 |
1 0 |
12 |
1 2 |
9 |
11 |
23 |
22 |
34 |
22 |
11 |
с - ю |
Актюбинск |
4 |
1 4 |
20 |
1 0 |
1 4 |
1 7 |
14 |
7 |
1 8 |
3 1 |
34 |
1 7 |
1 6 |
с - ю |
Эмба |
11 |
27 |
9 |
11 |
1 5 |
15 |
8 |
3 |
26 |
42 |
1 7 |
1 4 |
28 |
СЗ - ЮВ |
Му г одж арск ая |
2 |
10 |
43 |
9 |
9 |
1 5 |
10 |
2 |
11 |
25 |
53 |
11 |
42 |
с - ю |
Ч е лкар |
1 8 |
2 4 |
11 |
7 |
9 |
1 5 |
8 |
8 |
2 7 |
39 |
1 9 |
1 5 |
24 |
СЗ - Ю В |
К арабут ак |
15 |
16 |
6 |
8 |
1 6 |
1 7 |
1 3 |
9 |
3 1 |
33 |
1 9 |
17 |
1 6 |
сз - ю в |
Ф . Шевченко |
1 2 |
1 7 |
2 1 |
29 |
3 |
2 |
5 |
1 1 |
1 5 |
19 |
26 |
40 |
2 1 |
СВ - ЮЗ |
Гурьев |
6 |
1 3 |
26 |
1 8 |
7 |
1 0 |
11 |
9 |
1 3 |
23 |
37 |
27 |
24 |
с - ю |
Ке н дерли |
6 |
1 8 |
45 |
16 |
2 |
2 |
5 |
6 |
8 |
20 |
5 0 |
22 |
42 |
с - ю |
Жилая Коса |
7 |
1 1 |
35 |
1 7 |
5 |
7 |
10 |
8 |
12 |
18 |
4 5 |
25 |
33 |
с - ю |
Прорва |
6 |
1 0 |
23 |
32 |
5 |
6 |
8 |
1 0 |
11 |
1 6 |
3 1 |
42 |
26 |
СВ - ЮЗ |
Косч агыл |
4 |
1 0 |
30 |
2 1 |
6 |
11 |
9 |
9 |
1 0 |
2 1 |
39 |
30 |
2 9 |
с - ю |
Урд а |
9 |
1 5 |
2 1 |
1 4 |
1 2 |
12 |
1 1 |
6 |
21 |
27 |
3 2 |
20 |
1 1 |
с - ю |
Фурманово |
1 0 |
1 4 |
2 2 |
14 |
1 2 |
1 2 |
9 |
7 |
2 2 |
26 |
31 |
21 |
9 |
с - ю |
Ур аль ск |
11 |
1 3 |
9 |
13 |
20 |
16 |
11 |
7 |
31 |
29 |
20 |
20 |
11 |
З- В |
К ал мыково |
7 |
12 |
22 |
18 |
1 1 |
1 1 |
11 |
8 |
1 8 |
23 |
33 |
26 |
25 |
с - ю |
Дж ам бейты |
5 |
1 2 |
25 |
2 3 |
12 |
11 |
6 |
6 |
1 7 |
23 |
3 1 |
29 |
1 4 |
С -Ю |
Чин ги рлау |
5 |
5 |
2 6 |
30 |
9 |
1 3 |
6 |
6 |
1 4 |
1 8 |
32 |
3 6 |
18 |
СВ -ЮЗ |
В таблице , к роме п ро центного выражения повт о ряемости метели сты х ве т ров по отд е льным ру мб ам , прив е дены суммы повторяем о сти в е тров противоположных румбов ( С + Ю ; CB + Ю З ; В ; СЗ + Ю В ) и ра з ность между наибольшей сумм о й повторяемости направления ветра и суммой п овторяемости направл е ний , перпендикулярн ы х им. Эти вспомогательные подсчеты рекомендован ы для определения показателя выгодности расположения снежных траншей . Р азность м е жду наибольшей суммой повторяемости пр о тивоп ол ожн ых направ л ений в е тра и суммой повторя е мости противопо л ожных на п равл ений , перп е ндикулярных им , являются характерными величинами для оцен к и более точного расположения снежных траншей против вредоно сн ых в е т ров . Т а к , например , есл и по Петропавловску наибольша я сумма повторяемости про тив оп олож ны х направлений ветра ( CB + ЮЗ ) рав н а 50 % , а сумма пов т оряемости противоположных направлений , п ерпендикулярн ых им ( СЗ + ЮВ ) - 1 6 % , то здесь наивыгоднейшее на п равление снежных траншей с С З на ЮВ с показателем в ыгодн ости в 34 % и т . д . Это говорит о том , ч то с нежные траншеи п ри таком н аправлен ии будут во с принимать на себя силу ветра на 34 % боль ш е , ч ем при н аправлении с С В н а ЮЗ .
Рис . 1 4 . С хематическая карта северной половины Казахской С СР с розами метелистых ветров .
На нижеприведе нн ом рисунке ( рис . 14), п о данным этой таблицы , в с еверной п олови не Ка з ахс тана выделено два се к тора с преобладающим на п равле нием в е тров , разделен н ые м е жд у с о бой линией К арабут ак - Чел к ар - Аральск. В секторе , р аспол оженно м к во с току от этой ли н ии , явно выраж е но п реоблада ние юго - западных вет ров , а в сек то ре , располо ж енном к з а п аду о т данной л ини и , п реобладают юго - в ост очны е и восточ н ые ветры . Поэтому наибо л ее рациональное напра в ление снежные траншеи в п е рвом се к торе б у дут иметь при их распо л оже нии с с еве ро - з апада н а юго -в ост о к , а во втором - с с е ве ро - восто к а на юго - запад и в ме рид иональн ом направлении. К он ечно , в к аждом конкр е тном пункт е в етровой режим может им е ть с в ои особе н ности , что н еобходимо учит ы вать для каждого учас т ка дор о ги .
Пропашку первых траншей ц еле сообразн о начи н ать с начала зимы при нез н ачите ль ной толщи н е снеж н ого покрова . П ри эт ом , п ри наличии с нег озащ итны х насаждени й или механич е ских преград , траншеи проводят по навет р енн ому с н ежному ш лейф у , собранному этими преградами , и дальш е в сторону поля . Исключительно важную роль име ет применение этой ме ры при слиш к ом близ к ом рас п оложении снегозащитных п олос вдол ь дорог или значительной их и з реж енности , а та к же при о т работк е лесных п олос и при наличии молодых н а саждений .
По мере за н ос им ости снежных траншей высота их гребня при повторных пропашках увеличивается и снегозадерживающее дейст вие траншей у с ил ивается . Поэтому нужно добиваться наи б ольшей глубины траншей и высоты снежных валов .
Д л я полного использования снегозадерживающей способности траншей н еобходимо их располагат ь друг от друга на расстоянии , равном сумме длин наветренного и подветренного шлейфов , что соответствует 1 5 высотам вала траншеи . Таким образом , п ри вы с оте вала от 1 ,0 до 1 ,5 м расстояние между центрами соседних траншей должно быть равным 15 - 20 м .
Устройство таких траншей производится тракторными двухотвальными снегоочистителями , бульдозерами , прицепны ми угольниками , кусторезами и т . п ., а при незначительном снежном покрове лучше использовать валообразова т ели ( ри д жеры ) и грейдеры . Наиболее эффективны тракторные двухотвал ь ны е снегоочистители , формирующие глубокие траншеи с высокими и к рутыми валами .
Закладку таких систем снежных траншей целесообразно осуществлять на снегосборн ы х ба с сейнах с обеих сторон заносимых участков дорог в зо не шириной от 1 до 2 км в зависимости от величины с н егосборного бассейна .
6. Комплексная система снегозащитных насаждений
Наиболее совершенным методом защиты а в томобильных дорог о т снежных з аносов является комплексный метод .
Комплексная система снегозащитных насаждений осуществляет ся путем сочетания с негозащитных насаждений у дорог с пол езащитными полосами . Применением такой защи т ы одновременно до с тигается две цели : сохранение влаги на полях в местах снег о съем а, ч то способствует повышению урожайности сельскохозяйственных культур и уменьшению масс снега , идущих на перенос и о б разующих снежные заносы , и потому является исключительно целесообр аз ной мерой .
Дл я у добства работы сельскохозяйственных ма ши н , приме н яемы х при современной агротехнике , Министерством сельского хозяйства СССР установлена минимальна я площадь межполосных клето к ( 10 0 га ) , что требуе т минимального размера ме ж ду полосами 500 м . При такой ширине явление с н егосноса выражается доволь но резко . Дан н ые наших и с следований свидетельствуют о том , ч то даже в более узких м е жполос ных клетках снос с нега с це н тральной ча с ти межполо с ных к л еток в с егда в ы раж ен значительно . С точки з рения снегорегу ли рован ия такая величина ме ж полос ных к л еток в наших условиях яв л яется совершенно неправи л ьной и её необходимо уменьшить в р а йон ах отсутствия ветровой эрозии до 250 - 300 м, а в районах , п одвергающихся эрозии , - д о 1 50 - 200 м . Кроме того , ч тобы не допускать в ыдувания и сноса снега с полей и переноса его к дороге , необходимо в сист е ме полезащитных лесных полос постоянно проводить сп е циальные мероприятия по з аде ржанию снега в це н тральной час т и межполосных полей . З де сь н еобходимо созда н ие кулис из высо кос тебельны х с ельск охозяй стве нных рас т ен ий ( с о рг о , кукуруза , п одсолнечник , г орчица ) или снегозадержание ри дж ерными снегопахами . Это зн а чите льно осла б ит сдувани е снега с полей и перенос его к дороге .
В целях б ол ее равномерного ра с пределения снега на поля х и предотвраще н ия снеголома в поле з ащитных поло с ах , о н и д о лжны иметь следующи е к онструкции .
Первая наветренная поле з ащитн ая полоса комплекс н ой с истем ы должна иметь продуваемую конс т рукцию с обт е кае мым попереч ным профил е м , что обеспечит задержание с н ега широким пологим валом не выше 1 ,0 м и вынос его вер ш ины за пределы полосы .
Последующие полезащитные полосы комплек с ной системы дол жны б ыть п родуваемыми с кустарниковыми рядами из низких к ус тарн ико в с наветренной стороны для предотвращения выно с а п оземко вого снега из межполосной клетки .
Придорожная полоса комплексной системы должна иметь плотную конструкцию для обра з ования выраженной зоны в ыдувания и располагаться не ближе 60 м от полотна дороги . В этом случае полотно дороги будет совмещаться с зоной выдувания .
Придорожную полосу плотной конструкции необходимо располагать от ближа й шей пол е защитной полосы н а ра с стоян ии 1 00 - 1 20 м , чтобы она не пер е гружалась снегом и находилась бы за з оной аккумуляции поле з ащитной полосы , где е ще н е наблюдает с я разгон метелей ( рис . 15).
Рис . 1 5 . Размещение вдоль автомобильной доро г и ком п лексной сис темы снегозащитных насаждений .
Поле з ащитные ле с ные полосы комплексной си с темы должны р ас пол агатьс я обязательно перпендикулярно господствующим м ет елистым ветрам , а придорожная полоса - паралле л ьно трассе дороги .
Такие к омплексные снегозащитные системы закладывают с я с кажд ы й стороны заносимого участка дорог в зоне шириной от 1,5 до 3,0 км , в зависимости от размеров сне г осб орны х бассейнов .
О с уществ ление комплексной сист е мы снегозащитных насажд ений необходи м о начинать со стадии п роек тирования. При этом необ х одимо предусматривать одновремен н ое выращивание п ол езащит ных и снегозащитных на с аждений .
7. Определение работоспособности снегозащитных насаждений
Для определения работоспосо бн ости снегозащитных насажде н ий в наиболее характерных по занос и мости м еста х д ол жн ы быть зало жен ы перпендикул я рно к оси полотна дорог и постоян н ые сн егомерные посты.
Измерение снежных отложений на каждом по с ту производитс я работника ми ДЭУ и ЛПУ. Перече н ь постоянны х сн его мерны х по с тов н а каждой дороге утверждается начальни к ами Д Э У и ЛПУ.
Провед е ние с негомерн ых съемок должн о быть не реже 1 раз а в ме с яц , лучше всего п осле сильных метел е й с таким ра с четом , чтобы зафиксировать в период мак с имальных с негозанос ов х арак тер с н ежных отло ж ен ий в различных профи л ях д о рог и . Снегомерны й п ост представляет собой мар ш рутн ую л инию , начинающую с я со с т ороны го сп одствующих мете л истых в е т ров на рас с тоянии 2 00 - 300 м от п олотна дороги в ме стах с выравненным снежным п о кров ом , н апр авленную п ерпендику лярно к полотну дороги с выходом в откры тую степь до установивш е йся мощно с ти с н ежных от л ож ений .
В натуре такая маршрутная ли н ия за к репляется орие нт ирными сто л биками , имеющими с вой номер .
Мощность с н ежн ого покрова по мар ш рутной линии определя ет ся п ерено сн ой рейкой ( щ упом ), и з готовле нной из стальног о с тержня сечением 8 - 1 0 мм с делени е м через 1 0 с м и осо б ой отметкой полуметровок общей длиной 2,5 - 3,0 м .
Измерение мощности сн е жных отложений в открытом месте с равномерными отложениями производится через каждые 1 0 м , при прохождении по шлейфам сугробов у лесных полос , по резерву и полот н у дороги частота измерений снежного покрова производится через каждые 2 м . В самой снегозащитной полосе измерение производится в опушках и в каждом ряду поло с ы , а на дороге - на откосах , обочинах и ездовой части .
Р ейка при измерении высоты снежного покров а втыкается в снег вертикально и не должна входить в землю своим острием , а только касаться поверхности почвы .
Вс е измерения снежных отложений по маршрутной линии зано с ятся в журнал снегомерной с ъ емки , который имеет следующую форму .
Журнал с негомерной с ъ емки
Обл ушосдор ( упрдор ) _ ______ Дорога __________
ДЭУ ___ км ____ _
П рофиль дороги _____________ снегоме р ный пост № ______
Мар ш рутная линия № _ ________ Дата ___________________
№ точек наблюдения |
Расстояние от н ачала промера |
Мощност ь с нежных от ложений |
Примечание |
Пример |
|||
1 |
0 |
3 0 |
Зябь |
2 |
10 |
55 |
Нач ал о наветренного шлейфа |
3 |
20 |
90 |
Наветренная опушка |
и т . п .
В примечании отмечается подстилающая поверх н ость ( з ябь , пар , стерня , выгон , луг , сенокос , травы и т .п.) , на чало навет ренного шле йфа, н авет рен ная опушка , заветренная опушка , р яды полос, конец заветрен н ого ш лейфа , р ез ерв , отко с ы бровки , обочины , ездовая поло са и т . п .
Рис. 1 6 . В е ртикальный разре з с н ежного ш лейфа .
По данным журнала снегомерной с ъ ёмки , строится профиль снежных от л ожений для определения объема снегозадержания 1 п.м с нег опол осы .
П рим ер определения с нежных отложений по профилю ( рис . 15).
Площа дь поперечного сечения сугроба равна сумме трапеций , сост авл яющи х сугроб .
и т.д.
где: h 1- n - мощ н ость снежных отложений в точках измерений .
l 1- n - р а сстояние между точ к ами измерений .
Объем сн егоп рин оса к 1 п . м дорог и : W = Y ´ 1 м3/п.м .
Журна л ы и п р о фили снегомерных съемок составляются в двух экземплярах. О ди н бере тся у исполнителя , а второй еже м ес ячно отп равляется в в ышестоящую инстанцию .
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ РЕКОМЕНДУЕМЫХ МЕРОПРИЯТИЙ
Соз д ание снегоз ащитных насаждений рекомендуемых к онст рукций в м есте с т ранше йным с н ег оп ахан ием окупается за счет :
а ) с нижен ия затра т на зимнее содержание дороги ;
б ) уменьше н ия транс п ортны х потерь от простоев и снижения с ко росте й движения автомобилей , вызываемых снежными заносами ;
в ) с нижения з атрат п о уходу за наса ж дениями вследствие отсутствия снего л ома в кулисах ;
г ) экон о мии по садочного материала и п ахотн опригодн ых пло щадей б лагодаря рациональному размещению на с аждений вдоль дорог .
По д анн ым д о рож но -э к сплу ат ац ионны х управлений , з атраты на з имнее с о держание з аносимых уча с тков д о рог при прежних ко нструкци ях снегозащитных на с ажде ний до с тигают 400 - 500 руб . на километр дороги . Снегозащитные насаждения р ек омен дуе мых конструкций н адеж но з ащищают дороги от за н осов и сн ижают расходы на зимнее содержание дорог не менее 200 ру б . на кило м ет р дороги .
Величин а транспортных потерь от про с тоев и снижения с коростей движения автомобилей , вы з ываемых снежн ы ми за н осами , п о данным расчета отдела эксплуатации дорог Казахского филиала Союздор Н ИИ , п ри интенсивности движения 500 автомобилей в с утки составляет более 200 руб . на одном километре дороги в каждый снегоза н осимы й день . Следовательно , на участках , защищенны х прежними конструкциями снегозащитных насаждений , даже п ри минимальном ко л ичестве заносов (2 снегоза н осимых дня в году ) ве л ичина транспортных потерь составит 400 руб .
Снижение затрат по уходу за наса ж де ния ми , за счет ли к видаци и снеголома , достигает 1 50 ч / дней на один километр си с темы снегозащитных кулис в условиях средней за н оси мости , что обеспечивает экономию в сумме 450 руб . Рациональное размещ е ние вдоль дорог древесно - кус т арн иковы х ку ли с пред л агаемых кон с трукций с учетом их снегоем к ости и длины распро с транен ия с н ежны х шлейфов вдвое умень ш ают расходы посадочного материа л а и пахот н опригодны х площадей. В ране е применяемых с хе мах дре ве сно- кустарников ых к улис при размещении их ч е рез 30 - 35 м в у с ловиях высокой сне г озаносим ости создавал и сь до 1 0 кулис с о б еих с торон дороги . В предлагаемых с х емах увеличивается ш ирина межкулисных разрывов , в ре з ультате вдвое уме н ьшае тся чи с ло кулис . При таком размещении можно сэкономит ь 30 тыс . саженц е в древе с но - кустарниковых пород, или 1 800 руб .
Экономия пахо тн опригодны х площадей достигает 10 г а . Пр и среднем урожае 1 0 ц зерна с га и стоим о сти одного ц е нтнера по закуп о чным ценам 6 руб . 8 0 коп , э к ономия составит 680 руб . на один к ило метр в год .
Таким о бразом , в результате применения п р едлагаемых конструкций снегозащитных насаждений народное хоз я йство ежегодно будет иметь экономию в разм е ре 3530 руб . на каждом километре дороги .
О с обенн о эфф е ктивно прим е нение комплек с ной с ис темы сне го защи тны х н асаждений . Экономический эффект такой системы с лагается и з следующих основ н ых статей :
а ) дохо д от реали з ации лесопродукции ;
б ) прибавка урожая на защищаемых полях ;
в ) предотвращение эрозии пахотны х земель ;
г ) уме н ьш ение размеров транспортных потерь и затрат на з имн ее содержание дорог .
Расчет дохода от реализации лесопродукции при восстановительн ы х , са н итарны х рубках и рубках ухода представлен следующей таблицей .
Вид продукции |
Запас на 1 га в м3 |
Таксовая стоимость 1 м3 в руб . |
Общая стоимость в ру б . |
Деловая |
50 |
2,0 |
1 00 |
Дровяная |
80 |
1, 5 |
1 20 |
Хворост |
40 |
0 ,6 |
24 |
ИТОГО : |
1 70 |
|
244 |
Учитывая , ч то один километр комплексной снегозащитной системы соответст в ует 1 5 га насаждений , доход от реализации лесопродукции составит 3660 рублей .
Доход от дополнительно й продукции , получаемой на защища е мых полях, р ассчитывается следующим образом . Принимая во внимание , что один километр комплексной системы снегозащитных наса ж дений защищает д о 300 га полевых площадей и в еличина прибавки урожая на защищаемых полях достигает как минимум 2 ц с га , общая п рибавка урожая составит 600 ц . Следовательно , э кономия от дополнительной проду к ции при стоим о сти 1 ц зерна по заку п очным ценам 6 руб . 8 0 коп . составит 4080 руб .
Создание комплексной системы сн егоз ащитных насаждений вдоль дорог окупается и дает экономию за счет снижения з атрат на зимн е е содержани е дорог , в еличина к оторых на участках , лишенных з ащиты до с тигает 6 0 0 руб . на ки л ометр дороги , и л иквидации т ранспортных потерь , вы зы ваемых зано с ами , раз ме ры которых составляют 2200 руб . Общая величина т ра н спортных расходов на открытых незащищенных участ к ах дорог в северных и центральных областях Казах с тана даже при минимальном количестве зано с ов (4 с нег оз аносимы х дня в году ) с ос тавит 8800 руб.
Уменьшение расходов на зимнее с одержание дорог в резуль т ате внедрения компле к сной с истемы с негозащитных насаждений достигает 300 - 350 руб .
С ледовательно , с уммы доходов одного километра комплек с ной с истемы снегозащитных насаждений составят :
а ) от реализации лесопро дук ции - 366 0 р уб .;
б ) общая с тоимость дополните л ьной продукции - 4080 руб. ;
в ) размер транспортных пот е рь и з имнего содержания дорог - 91 00 р уб .
ИТОГО : 1 7840 ру б .
Затраты н а создание одного километра комплек с ной системы сне г оз ащитных н а саждений и з с еянцев древесно - к уста рник овы х пород не превышаю т 2000 руб . Убыток от недоб о ра урожая , в связи с изъятием площади под защит н ые насаждения из ра с чета 1 5 га и с реднем урожае 1 0 ц с га со с тавляет 1 020 руб .
Таким обра з ом , о б щая э кономия при внедр е нии комплексной си с темы с негоз ащитных на с аждений со с тавит 4820 руб . П редл агаемая с истема с н ег озащи тны х насаждений полностью окупится и даст з начительную прибыль на сл едующий же год по с ле дос т ижен ия в озраста р аботоспосо бн ости.
К п реимуще ств ам комплексной си с темы с негозащитных н асаждени й мо ж но о тнес ти и оздоровление ме с тн ост и , см я гчение к лимата , защ и ту почв и всходо в се льск охозяйс твенны х к ульт ур от яв л ений ч е рн ых бурь , с оздание мест здорового отдых а и с бор п лодов .
СОДЕРЖАНИЕ
Введение . 1 1. Основные факторы вызывающие заносимость дорог . 2 2. Конструкции снегозащитных насаждений . 4 3. Формы поперечных сечений снегозащитных полос . 6 4. Расположение снегозащитных лесных полос вдоль дорог . 7 5. Механизированное снегозадержание . 14 6. Комплексная система снегозащитных насаждений . 17 7. Определение работоспособности снегозащитных насаждений . 19 Экономическая эффективность рекомендуемых мероприятий . 20 |