Факторы, сохраняющие качество водки и ликеро-водочных изделий

Категория: Вкусовые товары (чай, кофе, алкогольные напитки и др.)

Выработанная на предприятии высококачественная продукция может ухудшить многие свои показатели во время транспортирования, хранения, реализации и хранения в домашних условиях потребителя. Для сохранения этих показателей качества необходимо учитывать следующие факторы.

Упаковка. Потребительской тарой для водки и ликеро-водочных изделий в основном служат бутылки из полубелого или обесцвеченного стекла, а некоторые высококачественные напитки разливают в художественно оформленные (сувенирные) стеклянные, хрустальные, фарфоровые и фаянсовые бутылки и графины различной формы. Для водки используют бутылки вместимостью 0,05, 0,1, 0,25, 0,38, 0,49, 0,5, 0,75, 1,0 и 1,75 л, для ликеров, наливок, настоек — бутылки и фасонную посуду вместимостью 0,05, 0,1, 0,25 и 0,5 л, для питьевого спирта — только бутылки по 0,25, 0,5 и 1 л. При этом стекло бутылок должно быть термически и химически устойчивым. Стандарты предусматривают допустимые отклонения фактического объема бутылок от номинального в зависимости от их вместимости в пределах 1,0—8,0 мл.

Для укупорки расфасованных ликеро-водочных изделий используют корковые пробки сортов "полубархатная" и "средняя", пробки из полиэтилена высокого давления, пробки фарфоровые или керамические для фасонной посуды из того же материала. Последние могут быть привязаны шелковой лентой к горлышку графина, укупоренного обычным способом корковой или полиэтиленовой пробкой с прокладкой из белого пергамента и нанесением поверх пробки смолки или наклеиванием товарного знака завода-изготовителя.

Бутылки с водкой и ликеро-водочными изделиями укупоривают также цветными пластмассовыми и алюминиевыми (завинчивающимися и незавинчивающимися) колпачками с внутренней прокладкой из пластмассы или картона, покрытого целлофаном. Алюминиевые колпачки бывают снаружи окрашены в различные цвета, что не только украшает бутылку, но и позволяет по цвету отличить одну группу напитков от другой. При опечатывании бутылок на смолке, покрывающей пробку, и на укупорочных колпачках обозначают наименование завода-изготовителя, а при укупорке водок — еще и крепость изделия. При переворачивании бутылки не должны давать течи.

Маркировка алкогольных напитков производится с целью их идентификации. На этикетке, наклеиваемой на каждую единицу расфасовки, обязательно указывается: наименование изделия; торговая марка; наименование, местонахождение изготовителя, упаковщика, экспортера, импортера, наименование страны и места происхождения; товарный знак изготовителя; крепость; объем, л; наличие ароматизаторов, красителей, подсластителей; дата изготовления или дата оформления указывается на оборотной или лицевой стороне этикетки, или контрэтикетки, или на потребительской таре; срок использования; информация о сертификации и обозначение действующего стандарта; содержание вредных для здоровья человека веществ. При расфасовке в фигурную посуду этикетку наклеивают на горлышко или привязывают к нему цветной лентой или шнуром. При оформлении выдержанных ликеров и водок на экспорт на плечики бутылок выше основной этикетки наклеивают дополнительную этикетку — кольеретку с надписью "Выдержанный", "Экстра" и т. д. Полностью оформленные бутылки с водкой и ликеро-водочными изделиями укладывают в деревянные, металлические, пластмассовые, картонные гнездовые открытые и закрытые ящики.

При транспортировании, как и на складе, ликеро-водочные напитки должны находиться в вертикальном положении. В процессе транспортирования и погрузочно-разгрузочных операций изделия предохраняют от действия света, низких температур, атмосферных осадков.

Оптимальная температура хранения ликеро-водочных изделий — 10—20°С, относительная влажность воздуха — не выше 85%. Окрашенные изделия необходимо хранить в затемненных частях складского помещения во избежание обесцвечивания, изменения цвета, помутнения и выпадения мути в осадок. В этих условиях гарантийные сроки хранения в зависимости от вида изделий составляют: водки и особые водки — до 12 мес; ликеры крепкие и кремы до 8; ликеры десертные, наливки, пунши, настойки горькие и слабоградусные и бальзамы — до 6; настойки сладкие, полусладкие слабоградусные, аперитивы, ликеры эмульсионные, коктейли — 3, а напитки десертные — всего 2 месяца. При сохранении прозрачности и свойственной виду изделия окраски они могут храниться более длительный срок с письменного согласия органов Госсанэпиднадзора.