Создание программ обеспечения качества

Категория: Основы товароведения

Программа обеспечения качества необходима при создании нового вида товара или процесса или при внесении существенных изменений в уже существующий товар, продукцию или процесс.

В зависимости от целесообразности программы качества могут быть включены в Руководство по качеству или же Руководство по качеству может содержать ссылки на них. Программа качества может быть частью более крупного общего плана.

Информация, которая должна содержаться в программах качества:

■  цели в области качества (процент отдачи и надежность, технические требования, однородность, эффективность, эстетические показатели, коэффициент использования, продолжительность цикла, затраты, природные ресурсы);

■  четкое распределение обязанностей и полномочий на различных этапах осуществления проекта;

■  этапы процессов, которые составляют основу деятельности организации;

■  программы испытаний, контроля, изучения и проверки на различных этапах (например, проектирование, разработка);

■  документированная процедура внесения изменений и поправок в программу качества по мере реализации проектов;

■  методика измерения уровня достижения целей в области качества и т. д.

В программах на основе анализа конструкторской и технологической документации, как правило, составляется поузловой график проектирования и изготовления продукции, устанавливается контроль наиболее ответственных этапов работ, определяются основные параметры и характеристики, подлежащие контролю, и необходимые средства измерений или даются ссылки на соответствующие документы, указываются программы и методики испытаний.

Так как, при создании и воплощении таких программ участвуют разные подразделения, в документации системы качества целесообразно предусмотреть стандарт по их разработке. Создание и согласование программ с заказчиками требуют выполнения большого объема работ, но в результате эти программы упорядочивают и делают наглядной всю работу по обеспечению качества изделий, на которые они разработаны.

Вся документация, разрабатываемая в процессе создания систем качества, должна отвечать следующим требованиям:

■  документация должна содержать исчерпывающую информацию обо всех процессах и процедурах, осуществляемых в системе качества, а также о способах регистрации данных о качестве;

■  каждый документ должен быть адресован конкретным исполнителям;

■ « каждый документ должен отражать изменение условий обеспечения качества в организации;

■  каждый документ должен иметь название, условное обозначение, код позволяющий обнаружить его принадлежность к определенной части системы;

■ « документ должен быть подписан, утвержден и введен в действие уполномоченными лицами;

■ « документация должна охватывать все аспекты деятельности организации: организационные, экономические, социальные, технические, правовые и т. д.

■  соответствие требованиям международных стандартов;

■  текст должен быть кратким, точным, не допускающим двоякого толкования, логически последовательным;

■ практическая выполнимость содержащихся требований.