Главная > Основы товароведения

Обеспечение качества на первых этапах жизненного цикла товаров

Обеспечение качества — все планируемые и периодически выполняемые виды деятельности в рамках системы качества, которые осуществляются для достижения уверенности в том, что объект будет выполнять требования к качеству (МС ISO 8402: 1994).

Система качества тесно связана со всеми видами деятельности, определяющими качество продукции. Бездействие распространяется на все этапы жизненного цикла товара и процессы, от первоначального обнаружения потребностей рынка и потребителей до конечного удовлетворения выявленных требований. Основными этапами жизненного цикла продукции являются:

1)  анализ и изучение рынка;

2)  проектирование товара;

3)  разработка производственных процессов;

4)  материально-техническое снабжение;

5)  производство товара;

6) контроль, проведение испытаний и обследование;

7)  упаковка и хранение товара;

8)  реализация и распределение произведенных изделий;

9)  монтаж и эксплуатация;

10)  техническая помощь и обслуживание;

11)  послепродажный сервис;

12)  утилизация или переработка товаров в конце полезного срока службы.

Анализ и изучение рынка позволяет производить только то, что продается. На этом этапе должны быть установлены в достаточной степени определенные и документированные требования к качеству товаров. При этом, необходимо уделить внимание требованиям, предъявляемым ко всем элементам предлагаемой продукции в целом. Это могут быть технические средства, программные средства, перерабатываемые материалы или услуги. В целом, при изучение рынка, следует уделить внимание следующим моментам:

■  установить потребность в товаре;

■  выявить требования потребителя с помощью анализа нужд рынка (выявить несформулированные требования или склонности потребителей);

■ определять рыночный спрос и сектор рынка, так как это необходимо для установления сортности, количества, цены и сроков выпуска продукции;

■  довести информацию о всех требованиях потребителя в рамках организации;

■  добиться согласия всех соответствующих организационных подразделений в отношении наличия у них возможностей для удовлетворения требований потребителей.

После определения технических требований к товару, требуется их официальное изложение. Затем они должны быть преобразованы в предварительный перечень технических требований как основы для дальнейших работ по проектированию. Требования к товару должны отражать следующие моменты: » эксплуатационные характеристики (условия применения, надежность работы и т. д.);

■  органолептические характеристики ( вкус, цвет, запах, форма и т. д.);

■  схема монтажа, размещения;

■  используемые стандарты и установленные законом правила;

■  упаковка товара;

■  проверка и/или обеспечение качества.

На протяжении всех этапов жизненного цикла необходимо обеспечивать непрерывную работу системы обратной связи и контроля получаемой информации. Вся информация, относящаяся к эксплуатации товаров потребителями и их удовлетворенности качеством продукции, должна тщательно анализироваться, проверяться и включаться в отчеты в соответствии с документированными процедурами. Именно это помогает выявить характер и размер проблем, связанных с товаром, на основании опыта и требований потребителя, выработать комплекс мер, ведущих к улучшению качества продукции или освоению новых видов товаров.

При анализе рынка необходимо проводить сравнение продукции предприятия с продукцией конкурентов. Желательно провести сравнительный анализ конкурентоспособности предприятия по отдельным видам продукции, в разрезе по маркам, сортам и т. п.

Проектирование товара является значимым и ответственным элементом производственно-хозяйственной деятельности предприятия. Необходимо помнить, что успех товара, а следовательно и предприятия в целом, во многом зависит от качества проектирования, а ошибки в проектировании и в выборе приоритетов развития могут привести к большим потерям для организации в будущем. В процессе проектирования продукции происходит перевод запросов потребителя на язык технических требований к материалам, продукции и процессам, воплощенных в конструкторской документации. Главной целью проекта является либо создание нового продукта, либо модернизация уже существующего. Результатом этой деятельности является выпуск товара, обеспечивающего удовлетворенность потребителя, реализуемого по приемлемой цене и обеспечивающего получение организацией достаточной прибыли.

Проектирование новых товаров происходит в рамках единого плана работ. В этом плане должны быть отражены следующие вопросы: « определение лиц, ответственных за проект; « обеспечение запланированных работ всеми необходимыми техническими средствами и ресурсами;

■ составление календарного графика работ с указанием исполнителей и сроков выполнения работ; « определение критериев оценки реализации проекта. В проекте должны быть четко определены такие важные показатели качества, как критерии приемки. Необходимо учитывать как соответствие назначению, так и меры защиты от неправильной эксплуатации. Определение возможности выпуска продукции с заданными характеристиками может также включать определение надежности и работоспособности в течение обоснованного планового срока службы, а также в случае необходимости рассмотрение незначительных отказов и возможности безопасности утилизации. После завершения каждого этапа разработки проекта требуется планировать и осуществлять официальный, документированный, систематизированный и критический анализ результатов проектирования. Анализ проекта должен предусматривать участие всех подразделений, оказывающих воздействие на качество, в процессе анализа проекта выявляются и прогнозируются проблемные участки и несоответствия и осуществляются корректирующие воздействия, обеспечивающие соответствие окончательного проекта информационного обеспечения требованиям потребителя.

В зависимости от стадии проектирования и вида товара необходимо учитывать следующие элементы:

Элементы, относящиеся к требованиям потребителя: « соответствие нормативным требованиям, национальным стандартам и практике организации;

■  безотказность работы в предполагаемых условиях эксплуатации;

■  сравнение требований потребителя, выраженных в виде технического описания продукции, с техническими требованиями к материалам, продукции и процессам;

■  оценка качества проекта на основе испытаний опытного образца;

■  случаи неправильного использования;

■  безопасность и экологичность;

■  сравнение с похожими проектами, в частности анализ внутренних и внешних проблем, существовавших в прошлом, во избежание их повторного возникновения.

Элементы, относящиеся к техническому описанию продукции:

■  требования к внешнему виду;

■  анализ характера и последствий отказов и анализ диагностического дерева отказов;

■  допустимые отклонения и их сравнение с возможностями технологического процесса;

■  основные критерии приемки товара;

■ требования к безотказности и работоспособности товара;

■ удобство монтажа, простота сборки, потребности в хранении, срок годности при хранении и возможности утилизации;

■  незначительные отказы и показатели отказ от безопасности;

■ возможность выявлять неисправности и устранять их;

■ требования к предостерегающим надписям, идентификационным обозначениям, прослеживаемости и инструкциям по эксплуатации;

■  критерии приемки;

■  проверка и использование типовых деталей.

Элементы, относящиеся к технологическим требованиям:

■  технические требования к материалам, комплектующим изделиям и сборочным узлам, включая утверждение постановок и субподрядчиков, а также эксплуатационную готовность;

■  выпуск товаров согласно проекту, включая требования к специальным процессам, механизацию, автоматизацию, сборку и установку комплектующих изделий;

■  возможности осуществления технического контроля и испытаний с целью утверждения проекта;

■  требования к упаковке, погрузо-разгрузочным операциям, хранению, сроку годности при хранении. В дополнение к анализу проекта его проверка должна включать использование одного или нескольких из следующих методов:

■  осуществление альтернативных расчетов, обеспечивающих подтверждение правильности первоначальных расчетов и анализов;

■  экспериментальные проверки, осуществление которых требует четкого определения программ проведения испытаний и документирования полученных результатов;

■  независимая проверка, обеспечивающая подтверждение правильности первоначальных расчетов и/ или других работ по проектированию.

В процессе проектирования необходимо предусмотреть периодическое оценивание проекта на важных стадиях его разработки. При осуществлении оценивания могут использоваться следующие аналитические методы:

 ■  анализ диагностического дерева отказов или оценка риска;

■ анализ характера и последствий отказов; » испытания опытной модели и/или серийных образцов.

Проведение испытаний в обязательном порядке, должно включать следующие моменты:

■  оценивание рабочих характеристик, долговечности безопасности и надежности в предполагаемых условиях хранения и эксплуатации;

■ контрольные проверки для подтверждения того, что все особенности проекта соответствуют установленным требованиям потребителя и что все санкционированные изменения в проекте были осуществлены и зарегистрированы;

■  утверждение вычислительных систем и программного обеспечения.

Итоги всех испытаний и оцениваний должны постоянно документироваться в ходе всего цикла квалификационных испытаний.

После завершения всех этапов проектирования полный комплект документов, составляющих основу проекта, должен быть утвержден руководством. Такое утверждение является основанием для постановки продукции на производство и означает осуществимость проекта.

После этого, необходимо определить, обладает ли организация необходимыми возможностями для поставки новой или модернизированной продукции. В зависимости от вида продукции анализ может включать оценку следующих моментов:

■  подготовки специалистов по эксплуатации;

■ наличия соответствующей торговой сети и послепродажного обслуживания для потребителей;

■  наличия необходимых инструкций по монтажу, эксплуатации, техническому обслуживанию и ремонту;

■  наличия запасных деталей;

■  результатов испытаний в рабочих условиях, результатов проверки физического состояния первых единиц продукции и их упаковки.

<<< Служба качества на предприятии
Обеспечение качества на этапе материально-технического снабжения >>>

Рейтинг:
  • Итоги рейтинга 2.00/5
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
2.0/5 (5 голосов)

Данную страницу никто не комментировал. Вы можете стать первым.

Ваше имя:
Ваша почта:

RSS
Комментарий:
Введите символы: *
captcha
Обновить