Составляющие всеобщего управления качеством (TQM)
Всеобщее управление качеством (от англ. Total Quality Management — TQM) — концепция, предусматривающая всестороннее целенаправленное и тщательно скоординированное использование систем и методов управления качеством во всех областях деятельности от исследований и разработок до послепродажного обслуживания при участии руководства и сотрудников всех уровней и при рациональном использовании технических возможностей. Такая модель распространяется на предприятие в целом, на используемые на нем технологические процессы и систему менеджмента.
Всеобщее управление качеством представляет собой технологию руководства процессом повышения качества. Ее основными составляющими являются:
1. Коренная система — это методы и средства, которые используются для анализа и исследования. Как правило, такие методы базируются на статистических методах контроля и используются во всех организациях. Они могут импортироваться в любую страну.
2. Система технического обеспечения — это Приемы и программы, позволяющие обучить персонал владению этими средствами и правильному их использованию. Такая система отражает специфику страны и каждого предприятия, связана с национальной культурой и традициями страны.
3. Система постоянного развития принципов и содержания TQM. Она очень специфична, на ней отражаются национальные особенности, экономические порядки внутри страны, действующее законодательство. Основными процессами, включающимися в TQM являются: « осуществление мероприятий, направленных на создание культуры качества; « входной контроль материалов;
■ оценка качества опытного образца;
■ планирование качества продукции и производственного процесса;
■ контроль, оценка и планирование качества поставляемого материала;
■ оценка качества производственного процесса;
■ контроль в процессе разработки новой продукции;
■ контроль готовой продукции;
■ контроль аппаратуры, дающей информацию о качестве продукции;
■ анализ специальных процессов;
■ использование информации о качестве продукции;
■ обучение методам обеспечения качества, повышение квалификации персонала;
■ гарантийное обслуживание;
■ координация работ в области качества;
■ создание атмосферы заинтересованного участия, благополучия и процветания в организации;
■ деятельность кружков качества;
■ совместная работа по качеству с поставщиками;
■ участие в национальных компаниях по качеству;
■ разработка политики в области качества (согласование политики в области качества с общей стратегией экономической деятельности, привнесение целей качества во все аспекты административной, хозяйственной и экономической деятельности, принятие мер, обеспечивающих понимание на фирме политики в области качества);
■ подготовка специалистов для руководства деятельностью в области качества.
В целом TQM позволяет представить широкое понимание качества.