Мошенничество с дебитными карточками

Категория: Как обманывают, жульничают, мошенничают, воруют, грабят

1. Общие сведения

С появлением дебитных (банковских) карточек у владельцев магазинов возникли новые проблемы. Дебитная карточка во многом схожа с кредитной, отличие состоит лишь в том, что по дебитной карточке деньги автоматически переводятся с банковского счета покупателя на счет продавца. Тут-то и появляются возможности для мошенничества. При использовании этой формы оплаты деньги могут пропадать как со счета покупателя, так и со счета магазина. Магазин несет убыток, когда с помощью дебитной карточки производятся выплаты за фиктивный возврат товара. При совершении покупки деньги переводятся непосредственно на счет магазина, а при выплате за возвращенный товар — снимаются с него. К сожалению, информация, выводимая машинами, которые обрабатывают дебитные карточки, не позволяет определить, кто получает деньги. Для оформления возврата товаров необходимо применять систему личной идентификации (PIN), что и позволяет снимать деньги со счета магазина.

Эту систему следует тщательно контролировать, доступ к ней должен иметь ограниченный круг лиц из числа администрации магазина. В противном случае, да еще без обязательного ежедневного подведения баланса, у нечестного кассира появляется прекрасная возможность для мошенничества. Он может просто воспользоваться собственной банковской карточкой, провести оплату возвращенного товара и с помощью PIN-системы магазина перевести деньги на свой счет. Кроме номера дебитной карты, о получателе ничего не будет известно.

До тех пор, пока в магазине не налажена четкая процедура подведения баланса по всем расчетам с помощью дебитных карт, кассиры будут воровать.

2. Меры предосторожности

а)  Следите за использованием PIN-системы, ограничьте круг лиц, имеющих к ней доступ.

б)  Ежедневно подводите баланс по расчетам, которые оформляются с помощью дебитных карт.

Сценарий восьмой: Незарегистрированные сделки

Когда покупатель приобретает товар, требующий доставки на дом, ему выписывают бланк заказа и отправляют к кассиру для оплаты. В бланке заказа указывается сумма сделки с учетом налога.

Кассир берет у покупателя бланк, называет полную сумму и нажимает клавишу «no sale» (несостоявшаяся сделка), открывая ящик с деньгами. Так как в отделе доставки потребуют оттиск кассового аппарата, кассир делает его, но в своей отчетности оформляет все как несостоявшуюся сделку. На оттиске не ставится слово «несостоявшаяся» — указывается лишь номер, дата сделки и номер кассира.

Кассир вручает клиенту сдачу, а деньги за покупку оставляет у себя. Так как заказ оформлялся на компьютере, то в системе остается «открытый» заказ, то есть заказ, который не был ни отменен, ни оплачен. Кассир, имея доступ к нужному компьютеру, «закрывает» заказ, оформляя его как оплаченный.

Проработав около трех месяцев, один из таких умельцев причинил своему магазину убыток на 7 000 долларов.

Контролируйте слабые стороны

•    Кассиры не заполняют журнал учета несостоявшихся сделок и не объясняют, почему, собственно, сделка не состоялась.

•    На оттиске кассового аппарата не проставляется сумма сделки.

•    Доставку товара разрешается осуществлять даже в том случае, если к бланку заказа не приложен кассовый чек.

•    Обязанности между кассирами и административными работниками не разделяются.

Сценарий девятый: Мошенничество с дебитными карточками

Клиент магазина совершает покупку и расплачивается с помощью банковской карточки. Когда он набирает свой личный номер (PIN), кассир следит за его действиями и запоминает цифры. Затем мошенник чем-нибудь отвлекает покупателя, так что тот забывает в магазине дебитную карточку. Она тут же оказывается в руках жулика.

С помощью украденной карточки, зная ее идентификационный номер, этот работник через банкомат снимает со счета клиента значительную сумму денег. Прямого убытка магазин при этом не несет, но его репутация оказывается «подмоченной».

Контролируйте слабые стороны

•    К сожалению, предотвратить это не в ваших силах.