Электромузыкальные инструменты

Категория: Музыкальные инструменты

Развитие техники XX в., и в первую очередь радиоэлектроники, привело к рождению электромузыки — результата сотрудничества радиотехников, акустиков и музыкантов.

Появлению электромузыкальных инструментов (ЭМИ) предшествовали инструменты, построенные на электромеханической основе. К их числу следует отнести орган Т. Кахилла, органы Хэммонда (США). Первым ЭМИ, получившим широкую известность во всем мире, был терменвокс, изобретенный российским инженером Л. С. Терменом в 1921 г. Этот год и принято считать годом рождения электромузыки. Звучание терменвокса было продемонстрировано в том же 1921 г. на VIII электротехническом съезде в Политехническом музее.

Этим изобретением ознаменовалось начало распространения ЭМИ в нашей стране. Производство электромузыкальных инструментов началось с простой адаптеризации обычных акустических гитар. Затем промышленность перешла к выпуску полуакустических и неакустических электрогитар и разработке электронных музыкальных инструментов.

Нашей промышленностью были выпущены такие электронные музыкальные инструменты, как:

♦ многоголосный орган Фаэми-1М, переносной электроорган Квинтет, портативный электроорган Электроника ЭМ-14, малогабаритный четырехголосный клавишный ЭМИ Форманта-мини, орган с синтезаторным звучанием Солярис (Эстра-дин-314), клавишный электромузыкальный инструмент — многоголосная приставка к пианино Мануал, клавишная электромузыкальная приставка к пианино Клавиола, портативный электроорган Лель, электроорган Прелюдия, переносной клавишный полифонический электронный инструмент Юность-1122, Юность-1132; комбинированный двухмануальный электронный инструмент Форманта ЭМС-01, электронное пианино Электроника ЭМ-15 и др.

Технический прогресс способствует непрерывному совершенствованию электронных музыкальных инструментов. И сегодня на смену вышеперечисленным музыкальным инструментам пришли синтезаторы, цифровые пианино, которые и будут подробно рассмотрены ниже.

Электронные музыкальные инструменты обладают практически неограниченными возможностями управления динамическим диапазоном (силой звука) от едва слышимых звуков до мощного звучания, диапазоном, высотой, громкостью, тембром и длительностью звучания. Эти инструменты позволяют извлекать звуки безграничной длительности (исполнитель не связан с дыханием, смычком и т. д.). Они могут воспроизводить тембр любого акустического инструмента, имитировать их смещение и даже выходить за пределы известных тембров, создавая новые краски звуков; они универсальны, поскольку в них можно регулировать тембр, придавать звуку вибрацию, получать различные эффекты.

Современные ЭМИ по способу образования звука подразделяются на адаптеризованные и электронные.

Адаптеризованные музыкальные инструменты

В адаптеризованных инструментах механические колебания звучащего тела (струны, деки) преобразуются в электрические колебания звуковых частот с помощью звукоснимателя — адаптера. Эти колебания усиливаются в усилителе низкой частоты (УНЧ) и подаются в громкоговоритель.

Наиболее широкое применение в качестве звукоснимателей для щипковых музыкальных инструментов получили электромагнитные адаптеры. Они имеют ряд преимуществ по сравнению со звукоснимателями, основанных на других принципах действия (пьезоэлектрические, электродинамические и др.): высокая механическая прочность, долговечность, надежность в работе, отсутствие воспроизведения посторонних шумов, достаточно широкий диапазон воспроизводимых частот.

Электрическая схема электромагнитного звукоснимателя-адаптера приведена на рис.

Основным элементом звукоснимателя является незамкнутые постоянные магниты (1) (их может быть несколько). На пути прохождения магнитных силовых линий в данном случае на стальном сердечнике (3) установлены катушки (4). Постоянные магниты с катушками размещены в адаптере таким образом, что при установке его на гитару ее стальные струны (2) попадают в поле действия силовых линий магнитов.

Принцип действия звукоснимателя основан на изменении величины магнитного потока постоянных магнитов, проходящего через сердечник и стальную струну.

Размещенные на сердечнике две катушки (4) имеют одинаковые и согласованные обмотки.

Колеблющаяся струна изменяет магнитный поток с частотой, равной частоте колебания струны. В связи с этим в катушках наводится электродвижущая сила (ЭДС) с частотой, равной частоте изменения магнитного потока. Полученные в катушках электрические сигналы подаются на адаптерный вход усилителя низкой частоты.

Для регулировки громкости звучания служит резистор-сопротивление (5), включенный в схему как потенциометр. Резистор (6), включенный последовательно по реостатной схеме, изменяет тембр.

В принципе адаптеризировать можно любой акустический инструмент — струнный, язычковый, духовой. Однако адаптеризации подвергаются в основном гитары, что объясняется относительно большим диапазоном звучания инструмента и его большой популярностью. Электрогитары заполнили эстрады всего мира. Благодаря адаптеризации и последующему усилению звука в усилителе низкой частоты гитара становится по силе звучания в один ряд с остальными оркестровыми инструментами и может быть использована для сольного, ансамблевого и оркестрового исполнения музыкальных произведений, аккомпанирования, а также для учебных целей.

Адаптеризованные гитары по конструкции подразделяются на акустические, полуакустические и неакустические. Первые не отличаются от обычных гитар. Их конструкция позволяет пользоваться ими как обычной гитарой, а при подключении звукоснимателя к усилителю — как электрогитарой, т. е. они могут использоваться с адаптером и без него.

Полуакустические шести- и семиструнные эстрадные электрогитары имеют меньший размер корпуса по сравнению с акустической. Полуакустическую гитару можно использовать с подключением адаптеров к УНЧ и как обычную акустическую. В последнем случае сила звучания значительно уступает звучанию обычной акустической гитары за счет уменьшения размеров корпуса.

Неакустические гитары не имеют резонансной деки, вместо нее используется корпус, к которому крепят механические вибраторы. Функции резонатора выполняют усилители и громкоговорители. Электрогитара неакустическая — щипковый инструмент, предназначенный для оркестрового и сольного исполнения.

 Внешний вид электрогитары

Электрогитара неакустическая состоит из следующих основных частей: грифа (1), корпуса (13), струн (14), вибратора (8), преобразователи с ручкой-переключателем тембра (2) и ручками настройки громкости (4), соединительного устройства (5, 7).

Гриф и корпус электрогитары изготавливаются из высококачественной древесины и имеют специальную форму, обеспечивающую удобство игры. В электрогитаре применен вибратор, позволяющий получить вибрирующий звук за счет уменьшения натяжения струн во время игры.

По своему назначению, месту и роли в оркестре электрогитары неакустические подразделяются на четыре основных типа: гитара-соло, гитара-ритм, гитара-бас и гавайская.

Группа электрогитар эстрадного ансамбля включает гитары соло, ритм и бас.

Наибольшими возможностями обладает гитара-соло. Она имеет шесть струн, как правило, три звукоснимателя с регуляторами громкости, позволяющими получать различный тембр звучания. Имеются также клавишные переключатели тембра, которые, как и регуляторы уровня громкости, располагаются на корпусе инструмента с расчетом на удобство пользования при исполнении. Другим характерным дополнением в устройстве гитары-соло является вибратор механический, а также демпфер, позволяющий резко сократить длительность затухания струны. Довольно часто в усилителях для электрогитар предусматриваются  различные приспособления для получения всевозможных звуковых эффектов ("бустер", "вау-вау" и др.).

Ритм-гитара по существу отличается от гитары-соло главным образом некоторыми упрощениями, которые допустимы ввиду несколько пониженных требований к ее звучанию по сравнению с солирующими инструментами. Вместо трех звукоснимателей под струнами ритм-гитары помещаются только два, клавиши для переключения фиксированных тембров устанавливаются в минимальном количестве, механический вибратор может не применяться. Гитара-ритм имеет строй обычной шестиструнной гитары, диапазон звучания около З1/2 октав, мензура — 650 мм, число ладов — 21.

Более существенно отличается гитара-бас. Она имеет 4 утолщенных струны и дна звукоснимателя. Ее отличают от гитары-ритм несколько большие размеры мензуры, корпуса, удлиненный гриф и повышенная прочность. В гитаре-бас отсутствует вибратор, она выполняет функции ритмического инструмента и в некоторой степени заменяет контрабас смычковой группы.

Гавайская гитара выпускается как неакустическая. Она является солирующим инструментом, обладает мелодичным вибрирующим звуком. Длина мензуры, как правило, 430 мм, имеет семь струп, 2 звукоснимателя и регуляторы громкости и тембра.

Производителями электрогитар, которые представлены на российском рынке, являются фирмы FENDEY, JBANEZ, JACKSON, ТАК Л MINK, DVATION, WASHBUM, GIBSON, CORH, TAYLOR, YAMAHA.

Из немногих российских производителей можно выделить фирму SHAM RAY GUITARS, которая производит серийные и заказные электрогитары на хорошем профессиональном уровне.

Электронные музыкальные инструменты

В электронных музыкальных инструментах источником звука являются электрические звуковые генераторы, выполняющие функцию механических вибраторов; акустическую функцию выполняют усилители и громкоговорители.

В зависимости от схемного решения различают мелодические (одноголосные) и полифонические (многоголосные) инструменты. Одноголосные инструменты позволяют воспроизводить только одну мелодию без аккомпанемента, т. е. в данный момент времени получить только один звук. Их применяют в качестве солирующих для имитации своеобразного "электронного" звучания при исполнении современных ритмов.

Многоголосные инструменты позволяют воспроизводить одновременно несколько тонов (можно нажимать одновременно несколько клавиш) и исполнять и мелодию, и аккомпанемент.

Для работы в области электронной музыки в нашей стране в конце 50-х гг. XX в. в Москве была организована специальная студия. Серийное производство ЭМИ у нас началось в 1965 г.

Однако производство ЭМИ уже в 80-х гг. XX в. было сведено к минимуму, ибо в нашей стране, как и во всем мире, широкое распространение получили синтезаторы.

В настоящее время па российском рынке преобладают синтезаторы фирм YAMAHA, CASIO, KORG и появившиеся в последние годы дисклаппры (disklavie) — цифровые пианино и рояли.

Различие между ЭМИ и собственно синтезаторами состоит в том, что в основе первых лежит принцип генерации звуковых колебаний сложной формы в едином устройстве, а вторых — синтез из простых составляющих.

Исторически обе идеи возникли почти одновременно. Однако существовавшая элементная база радиоэлектроники обусловила опережающее развитие генераторов сложных колебаний по сравнению с синтезирующими устройствами.

В чем суть синтеза звука? Как известно, любому звуку соответствует неразрывная совокупность его амплитудной и частотной (спектральной) характеристик, непрерывно изменяющихся во времени. Исходя из этого, под синтезом музыкальных звуков понимают процесс получения комплекса признаков звуковысотного (частотного), спектрального и амплитудного.

Однако статичная во времени звуковая картина быстро притупляет слуховое восприятие, поэтому для получения "живых" звуков необходима временная динамика спектральных и амплитудных характеристик сигнала.

Для оживления исполнения, уменьшения монотонности и расширения тембровой "палитры" электронного инструмента в нем воспроизводят эффект "вибрато", который заключается в периодических изменениях высоты и громкости.

В клавишных электронных инструментах широко используются специальные электронные устройства для получения различных звуковых эффектов при исполнении музыкальных произведений. Реализация эффектов основана на изменении спектрального состава, продолжительности разных фаз звука, амплитуды звуковых колебаний в различных фазах.

Первый коммерческий синтезатор в современном смысле этого слова был выпущен в 1965 г. Его создателем был Роберт Муг (США). Это был первый в мире аналоговый синтезатор модульного типа Робертом Мугом в соавторстве с Хербертом Дойчем в процессе создания этого синтезатора был сконструирован осциллятор (генератор), управляемый напряжением. Аналоговая электрическая схема, являющаяся источником колебаний в диапазоне звуковых частот, в синтезаторах называется осциллятор (генератор). Благодаря применению транзисторов при нажатии определенной клавиши на вход осциллятор, подавалось управляющее напряжение, а на выходе генерировался сигнал пропорциональной частоты. Напряжение увеличивалось на 1 В на каждую октаву, увеличение управляющего напряжения на 1/12 В соответствовало изменению частоты на полтона.

Сегодня все синтезаторы — полифонические. А в самом начале их появления для того, чтобы обеспечить полифоническое звучание, просто увеличивалось количество осцилляторов (Генераторов), причем даже в одноголосных. Для того чтобы получить звук интересным с точки зрения тембра, применились как минимум два осциллятора. Высоту основного тона, начальную громкость и форму волны каждого из них можно было выбирать индивидуально, что давало возможность создавать необычайно богатые по тембру звуки.

Изменение параметра в ранних моделях синтезаторов осуществлялось с помощью потенциометров.

Но пользователи аналоговых синтезаторов столкнулись с тем, что они после включения электропитания быстро теряли строй. Со временем для обеспечения стабильности строя стали использовать дискретные логические схемы, т. е. появились цифровые осцилляторы, управляющее напряжение для которых формируется с помощью двоичного кода (впервые был применен в синтезаторе фирмы ROLAND). Цифровой осциллятор создает поток двоичных чисел, значения которых соответствуют амплитудам выборок звуковых колебаний.

По мере совершенствования аппаратной базы микросхемам доверяли все больше функций, но до поры до времени только управляющих, для синтеза и обработки сигналов использовались аналоговые структуры. Транзисторная технология (довольно простые схемы и более низкая стоимость) позволяла использовать для управления выходными параметрами других рабочих блоков синтезаторов (фильтров, усилителей, генераторов низкой частоты и т. д.) управляющее напряжение. Так появились аналоговые синтезаторы с цифровым управлением, которые еще называют "гибридными". В них источником колебаний служит усовершенствованная электронная схема, собранная из аналоговых компонентов.

Следующей ступенью было появление цифровых музыкальных синтезаторов (ЦМС). ЦМС в сравнении с лучшими аналоговыми синтезаторами обладают значительно большими возможностями. Достаточно сказать, что цифровой синтезатор обеспечивает высокое отношение сигнал/шум и позволяет получить динамический диапазон 90 дБ, что лежит за пределами характеристик аналоговых схем. ЦМС способен синтезировать любой заданный сложный спектр и динамически им управлять; допускает оперативное перепрограммирование, обладает возможностью программирования музыкальных партий.

Усложнение процессов синтеза звуков и связанное с этим удорожание цифровых ОМИ, а также необходимость объединения нескольких синтезаторов, которая объяснялась естественным желанием музыкантов и композиторов создать звучание более богатое, диктовало потребность в стандартном интерфейсе1 для всех электромузыкальных инструментов. Эта задача стала настолько актуальной, что производители музыкальных инструментов объединили усилия в поиске приемлемого варианта. В результате в 1984 г., почти двадцать лет спустя после выпуска первого синтезатора, был создан интерфейс — MIDI.

MIDI — всемирный стандарт по передаче цифровых сигналов, производимых электронными инструментами. Любые два инструмента или периферийных устройства системы могут обмениваться данными, независимо от производителя этих устройств и их модели. Сегодня почти все синтезаторы MIDI — совместимые, они имеют прибор-переводчик-микропроцессор, который обеспечивает общий для всех язык музыкального общения; они могут принимать (recuve) и посылать (transibit) любые сообщения, для этого их соединяют между собой или с компьютером MIDI-кабелями.

Современный синтезатор — это электронное устройство для извлечения и модуляции звуков, состоящее из комплекса генераторов звуковой частоты, частотных фильтров, делителей частоты, управляемых усилителей и к тому же имеющие магнитную или электронную память. Музыкальный синтезатор позволяет получить звуковой материал без каких-либо ограничений его параметров.

Практически все синтезаторы состоят из одних и тех же основных функциональных блоков, ответственных за определенные характеристики звука. Эти блоки в зависимости от степени совершенства синтезатора могут быть разной степени сложности.

Кроме панелей с регуляторами и переключателями для установки необходимых параметров звука синтезатор имеет пульт оперативного музыкально-исполнительского управления звуками, т. е. устройство для воспроизведения нотного текста с использованием клавиатуры.

На рис. ниже представлена функциональная схема синтезатора. Музыкант воздействует на синтезатор через клавиатуру (К) охватывающую 4—-5 октав, которая формирует управляющие сигналы и стартовые импульсы, необходимые для запуска и синхронизации различных блоков синтезатора. Управляющий сигнал низкого напряжения (1 В на октаву) зависит от позиции клавиши. Напряжение на выходе клавиатуры может меняться не только скачкообразно от клавиши к клавише, как обычно при игре на фортепиано, но и плавно, так что при проигрывании гаммы слышен только скользящий тон без ощущения ступенек. Для этого в клавиатуре имеется "память", которая после опускания клавиши и до нажатия следующей клавиши "запоминает" последнее напряжение. В зависимости от того, какая нажата клавиша, на входе генератора управляемого напряжения (ГУН) формируется напряжение, определяющее частоту генерируемого сигнала. ГУН составляет основу синтезатора, он должен обладать линейной зависимостью частоты от управляющего напряжения, широким диапазоном частот не менее трех октав, малой нестабильностью аналоговой памяти.

Генератор может иметь несколько управляющих входов, т. е. перестраиваться одновременно от нескольких источников управляющего напряжения, и несколько выходов. Диапазон перестройки генераторов обычно составляет не менее десяти октав, а у некоторых моделей для получения эффектов вибрато и тремоло еще заходит в инфразвуковую область. Генератор позволяет реализовать эффект плавного глиссандо1, портаменто, частотной модуляции и унисонного звучания.

Тремоло (ит. tremolo — букв, дрожащий) — муз.: многократное быстрое повторение одного звука; также быстрое чередование двух звуков или созвучий.

Выходной сигнал с генератора поступает на преобразователи для получения колебаний различной формы. Наиболее часто используют синусоидальное, пилообразное, треугольное и прямоугольное напряжение. Применение схем преобразователей с различными формами колебаний позволяет образовывать периодические и случайные частотные и амплитудные модуляции для различных звуковых эффектов-вибрато, импульсов ритма, тремоло, глиссандо и хорового эффекта, создавать совершенно новое звучание и изменять привычное.

Кроме генератора, вырабатывающего тональные сигналы в синтезаторе, имеется генератор шума (ГШ), который вырабатывает все частоты звукового диапазона с одинаковой энергией — белый шум или частоты с одинаковой энергией в каждой октаве — розовый шум. Белый шум по тембру напоминает шипение воздуха, выходящего из отверстия, а розовый — шум моря, в нем нижние частоты немного сильнее. Последующей фильтрацией из комбинации этих шумов можно получить очень интересные звуки, например шум дождя, рев океана, порывы ветра, выстрелы, взрывы. Самая низкочастотная часть шума, инфразвуковая, используется для имитации случайных процессов, например вибрато неопределенной частоты и т. д. Генератор шума подключают при установке режима синтеза звука.

Число генераторов в составе синтезатора зависит от его сложности и может быть разным — от одного в самом простом и до десятка в студийном. При игре их можно настроить в унисон, в октаву, в секунду или на любой другой интервал.

Выходные сигналы генераторов сосредоточиваются на сумматоре (М), с которого в необходимых сочетаниях, раздельно или группами, поступают последовательно в каналы частотной и амплитудной обработки.

Блок частотной обработки (БЧО) включает ряд фильтров: нижних частот, верхних частот и полосовые фильтры. Фильтры являются одним из основных темброобразующих устройств синтезатора. С их помощью по желанию можно подчеркнуть, ослабить или совсем вырезать определенные гармонические составляющие звука, получая таким образом бесконечное множество разных тембров. Фильтры управляются напряжением и могут перестраиваться вручную или автоматически, например, от клавиатуры.

Блок амплитудной обработки (БАО) содержит специальный усилитель низкой частоты, управляемый напряжением, с помощью которого звук получает необходимую динамичность. Амплитудную характеристику для этого задает так называемый генератор огибающей (ГО), вырабатывающий напряжемте, управляющее усилением. В момент нажатия на клавишу ГО получает сигнал "разрешения" и начинает вырабатывать цикл напряжений, состоящий из четырех частей: атаки, затухания, поддержки и послезвучания, последняя часть цикла наступает после опускания клавиши. Каждая часть цикла имеет независимую регулировку, например атака звука может регулироваться от моментальной до нарастания порядка 10 с, таким же может быть время регулирования других участков. Цикл напряжения с ГО поступает также в блок частотной обработки для формирования спектральной динамики звука во времени.

Кроме клавиатуры в синтезаторе имеется еще один источник управляющего напряжения, так называемый процессор (ПЗ), преобразователь звуковой частоты в напряжение.

Диаграмма изменения сигнала по уровню во времени при нажатии клавиши инструмента

 С помощью этого блока сигналы от внешних источников, например голос вокалиста или звук музыкального инструмента с микрофона, преобразованный в управляющее напряжение, поступает на генератор. Звуковой процессор позволяет музыканту играть с первоисточником в унисон, в октаву и в любом другом интервале, к тому же это может происходить или синхронно, или с некоторой задержкой во времени. При этом входной сигнал может быть обработан различным образом.

Синтезатор, как правило, должен иметь электронную "память", или, как ее называют, секвенсер (С), иначе каждый удачно найденный звук живет лишь мгновение и теряется безвозвратно.

В зависимости от сложности секвенсера можно запрограммировать от нескольких единиц до нескольких сотен значений управляющего напряжения и эту последовательность воспроизвести в нужный момент с любой заданной скоростью.

В современных моделях синтезаторов часто применяют встроенные или отдельно подключенные устройства обработки сигнала для получения особых эффектов, как, например, фейзер и фленджер. На схеме они объединены в блок (Ф).

Фейзер позволяет сдвигать фазу приходящего сигнала вперед или назад. Это создает впечатление медленно вращающегося источника звука, а так как часть сигнала пропускается необработанной, получается еще некоторый хоровой эффект. Комбинируя фейзер с ревербератором (Р), можно получить эффект большого пространства, немного оживляющий исполнение.

Ревербератор — устройство для создания искусственной реверберации электрическими или электроакустическими методами. Применяется для создания специальных акустических эффектов (например, объемности звучания).

 Реверберация (лат. reverberatio — отражение) — послезвучание, сохраняющееся после выключения источника звука и обусловленное неодновременным приходом в данную точку отраженных или рассеянных звуковых волн.

Основой фленджера является аналоговая линия задержки, задерживающая сигнал от нескольких тысячных до нескольких десятых долей секунды. В момент изменения времени прохождения сигнал как будто "сжимается" или "растягивается" по времени. На выходе фленджера складываются два таких сигнала, отдельные части спектра усиливаются, другие гасятся. Благодаря фленджеру музыкант может добиться различных эффектов, начиная с еле заметного хора до режущих диссонансов и звукового вихря.

Окончательно синтезированный и обработанный сигнал поступает на согласующий усилитель (УС), выходной уровень которого устанавливается регулятором (РУ).

Игра на синтезаторе очень сильно отличается от игры на традиционных музыкальных инструментах не только по технике, но и в психологическом плане. Привычной музыкальной техникой при игре на синтезаторе не обойтись. Приемы использования клавиатуры напоминают игру на органе, но при этом приходится манипулировать большим количеством тумблеров. На рис. ниже представлено на примере простейшего синтезатора CASIO типичное расположение блоков и органов управления.

 

— кнопка включения и выключения сетевого питания. Выше нее находится световой индикатор.

— список тембров и ритмов инструмента; 64 тембра образуют 8 инструментальных групп (банков) по 8 тембров в каждом:

1)  банк PIANO (рояли);

2)  банк ORGAN/CHROMATIC PERC (органы и настроенные ударные);

3)  банк GUITAR/BASS (гитары и басы);

4)  банк STR/BRASS (струнные и медные духовые);

5)  банк REED/PIPE (саксофоны и деревянные духовые);

6)  банк ENSEMBLE (ансамбли);

7)  банк SYNTH (синтезаторные звуки);

8)  банк LAYER/SPLIT (совмещенные тембры).

64 встроенных модели ритма (стили) образуют 8 групп банков по 8 ритмов в каждом:

1)  банк POPS1 (стили поп-музыки);

2)  банк POPS2 (стили поп-музыки);

3)  банк ROCK (рок);

4)  банк JAZZ/FUSION (джаз И ДЖЗЭ рок);

5)  банк DANCK/Kl JN К (тапцснлльпые ритмы и стиль "фанк");

6)  банк EUROPKAN (ритмы старинных танцев и маршей);

7)  банк LATIN (танцевальные ритмы латиноамериканской музыки);

8)  банк VARIOUS (различные ритмы).

Левее от списка находятся три кнопки со световым индикатором:

— верхняя включает активность клавиатуры.

— средняя обеспечивает транспонирование (сдвиг клавиатуры вверх или вниз по полутонам), точную настройку и MIDI-прием;

— нижняя включает демонстрационную запись.

В центре инструмента находится панель, на которой можно набрать номер нужного тембра или ритма.

Рядом с кнопочной панелью — многофункциональный дисплей, на котором высвечивается набранный номер. Под ним расположены кнопки переключения режимов: RHYHTM (Ритм) и TONE (Тембр).

Левее расположены ряды кнопок, относящиеся к группе автоаккомпанемента.

Снизу — три продолговатые кнопки, а над ними — три пары круглых кнопок со стрелками вверх и вниз. Правая из них (start/stop) включает и выключает ритм. Средняя (SYNCHRO/ENDING) включает ритм синхронно с прикосновением пальцев к клавиатуре и играет логическое заключение пьесы. Левая (INTRO/FILL-IN) сыграет вступление к композиции или эффектную ритмическую вставку.

Правой парой круглых кнопок увеличивают или уменьшают темп музыкальной композиции. Средней парой делают тише или громче аккомпанемент. Левой парой кнопок регулируют общую громкость звучания инструмента.

Кнопкой MODE переключают режим автоаккомпанемента.

Выше была представлена панель управления простейшего учебного синтезатора фирмы CASIO; в более совершенных синтезаторах, имеющих секвенсер, управление более сложное, но они предоставляют много удобств и возможностей не только для игры, но также для аранжировки и сочинения музыки. В таких синтезаторах больше кнопок управления и клавиш (клавиатур). Для соквепсера появляются новая панель управления и новый дисплей. Обязательно в отличие от синтезаторов, имеющих только автоаккомпанемент, как рассмотренный выше синтезатор CASIO, появляются новые линии (пути) и гнезда для взаимодействия с другими синтезаторами по системе MIDI.

Самые известные фирмы, производящие синтезаторы и поставляющие их на российский рынок, — YAMAHA, ROLAND, KORG, ALESIS, ENSONIG, KURZWEIL, CASIO.

Рынок электронных инструментов очень динамичен и постоянно пополняется новыми моделями. Ниже приводится краткая характеристика нескольких моделей, представленных сегодня на российском рынке.

Фирма CASIO представляет широкий спектр синтезаторов: простейшие, предназначенные для развлечения детей (CASIO SA-5/SA-35); отличные инструменты из разряда обучающих (CASIO CTK-620L); профессиональные инструменты с прекрасным звучанием и богатыми возможностями (CASIO СТК-711/811).

Синтезаторы

Фирма CASIO делает основной акцент на выпуск домашних развлекательных и обучающих установок, которые пользуются успехом у российского покупателя благодаря своим большим возможностям и достаточно высокому качеству, удачно сочетающимся со сравнительно невысокими ценами. Ниже приводится краткая характеристика синтезатора CASIO WK-1300.

Модель CASIO WK-1300 относится к типу домашних полупрофессиональных инструментов. Клавиатура: 73 полноразмерные клавиши. Музыкальные возможности: полифония — 24 голоса, 167 "вшитых" тембров плюс 32 тембра, программируемых пользователем, и 8 комплектов ударных, 100 ритмов. Эффекты: 8 эффектов, 3 типа искусственного эхо: зал, комната, сцена. Функция автоаккомпанемента. Демонстрационные возможности — 2 песни. Функциональные возможности: многофункциональный дисплей. Память: 6 дорожек секвенсора, 5200 нот. Совместимость с системой MIDI.

Фирма YAMAHA представлена на российском рынке широкой гаммой моделей — от самых маленьких детских недорогих инструментов PSR-140 до синтезаторов для профессиональных музыкантов.

Синтезаторы YAMAHA PSR 140/240 — высококачественные домашние развлекательные инструменты, отличаются неплохим для детских недорогих моделей звучанием. Клавиатура: 49/61 клавиша стандартного размера. Музыкальные возможности: полифония — 16-голосная 100 тембров, 100 ритмов. Эффекты: гармония, реверберация уже включены в тембры. Функциональные возможности: многофункциональный дисплей. Встроенный метроном. Автоаккомпанемент. Обучающая система. Демонстрационные возможности — 100 песен. Совместимость с MIDI. Эти инструменты предназначены для тех, кто делает первые шаги в мире музыки.

Синтезатор YAMAHA PSR 270. Домашний инструмент с большим количеством интересных возможностей.Клавиатура: 61 клавиша стандартного размера. Музыкальные возможности: полифония 32- голосная, 100 тембров + 10 наборов ударных инструментов + 128 тембров; 100 стилей. Эффекты: 8 типов реверберации, 4 типа хоруса, 33 типа эффектов, 26 типов гармонии. Функциональные возможности: многофункциональный дисплей. Память: 6-дорожечный секвенсор. Встроенный метроном. Автоаккомпанемент. Новая обучающая система. Демонстрационные возможности: 3 песни. Совместимость с MIDI. Большой жидкокристаллический дисплей оснащен особой системой подсветки, благодаря которой можно заниматься и при плохом освещении, не чувствуя дискомфорта.

Современный уровень синтезаторов отражает модель YAMAHA PSR-9000. Синтезатор предназначен для профессиональных музыкантов и любителей. Для последних имеются обучающие программы. Это полифонический инструмент, воспроизводит 126 голосов, 331 тембр. Автоаккомпанемент имеет 125 стилей. Этой модели свойственен богатый, полный и яркий звук. Множество тембров призвано создать неограниченные возможности для музыкальной фантазии. Порты MIDI IN/OUT поддерживают связь с 32 каналами MIDI, т. е. это инструмент со множеством как звуковых, так и технических возможностей.

Широкое распространение на российском рынке получили дисклавиры (disclavie) — цифровые пианино и рояли. Внешний вид цифрового пианино представлен на рис. ниже. Это комбинированные инструменты, позволяющие использовать их как обычные иструмен-ты и как ЭМИ. При работе в режиме ЭМИ подключается управляющее устройство, которое имеет запись на флоппи-дискете (мягкой дискете). В музыкальном программном обеспечении собраны лучшие образцы мировой музыки.

Звук цифровых и акустических пианино сегодня различим только для профессионалов и опытных любителей. Для игры в сопровождении симфонического оркестра комп ромиссов быть не может — здесь подойдет только дорогой концертный рояль. Но если речь идет о повседневно используемом инструменте, цифровое пианино имеет ряд неоспоримых преимуществ — компактность, транспортабельность (малые габариты позволяют размещать их в любом удобном месте), оно не требует настройки, дает возможность музицировать в наушниках, использовать встроенные тембры — струнные, органные и др. Наличие MIDI-разъемов позволяет подключать цифровое пианино к другим электронным модулям или компьютеру и бесконечно расширять звуковую гамму исполняемых произведений. К тому же MIDI — это не только новые тембры, но и компьютерный секвенсор, записывающий музицирование и аранжировки.

На нашем рынке цифровое пианино представляют следующие японские фирмы:

Фирма KORG. Модели фирмы KORG серии ЕС — вписываются в любой интерьер.

Модели KORG ЕС 510/ ЕС 310/ ЕС 100 Н — это инструменты прекрасного качества, обладающие чудесным певучим звуком, большим количеством возможностей. Эти инструменты отличаются великолепным дизайном. Клавиатура: мо-лоточкового механизма, 88 полноразмерных клавиш:, динамическая. Музыкальные возможности: полифония 32 голоса, 6 тембров: рояль, электрическое пианино, клавесин, орган, струнные инструменты, вибрафон. Эффекты: реверберация, хорус. Функциональные возможности: встроенный метроном. Память — однодорожечный секвенсор, 4000 нот, б демонстрационных произведений. Для моделей 510/310 — функции изменения темпа, яркости звука.

Коммутация с внешними звуковыми модулями или компьютером осуществляется через MIDI-порты. Исполняемые произведения обогащаются встроенным процессором эффектов, а внутренний секвенсор позволяет исполнителю записывать музыку в память.

Фирма CASIO. Модель CASIO Celviano AP-22S предназначена как для любителей, так и для работы профессионалов. Может использоваться и для обучения. Клавиатура: молоточкового механизма, 88 полноразмерных клавиш, динамическая. Музыкальные возможности: полифония— 32 голоса, 10 тембров. Возможно наложение тембров. Эффекты: искусственное эхо, оркестровая группа, тремоло, большая/ меньшая яркость звука. Функциональные возможности: память 5000 нот, 8 демонстрационных мелодий.

Инструмент имеет приятный чистый звук. У AP-22S есть также и обучающая функция. В памяти этой модели заложено 80 различных произведений и, выбрав любое из них, можно учить отдельно партии правой, левой руки, в то время как инструмент сам будет вам аккомпанировать в заданном темпе. Можно воспользоваться функцией записи, причем записать можно в одном темпе, а прослушать в другом.

Цифровое пианино CASIO Celviano AP-60R — инструмент с поразительно живым и чистым звуком. Имеет молоточковую клавиатуру, 88 клавиш стандартного размера. Музыкальные возможности: полифония до 32 голосов, 232 тембра, 78 ритмов (48 основных, 24 фортепианных, 6 программируемых пользователем), 10 цифровых эффектов. Функциональные возможности: секвенсор стилей, песенный секвенсор: 6 дорожек, 2 композиции общим объемом до 4900 нот; ритм-секвенсор: 6 пользовательских программ общим объемом до 7000 нот. Совместимость с общей системой MIDI.

Модель CASIO Celviano AP-75. Полифония — 64 звука, 10 тонов, память: двухдорожечный секвенсор; встроенный проигрыватель для компакт-дисков. Возможность совмещения с ROM- и RАМ-картами. На этом инструменте можно не только играть, но и слушать. На сегодня это лучшая модель цифрового пианино этой фирмы.

Цифровые пианино фирмы YAMAHA пользуются заслуженной славой благодаря отличной молоточковой системе и прекрасному звучанию. Эти инструменты высокого качества, выполненные с мастерством, которое делает их настоящим произведением искусства. Ниже приводится краткая характеристика цифрового пианино YAMAHA Clavinova CLP-840.

YAMAHA Clavinova CLP-840 — цифровое пианино, представляющее собой высококлассный инструмент, предназначенный как для профессионалов, так и для любителей Инструмент имеет певучий яркий звук. Уникальная клавиатура с молоточковым эффектом Graded Hammer создает ощущение игры на первоклассном акустическом инструменте.

Клавиатура: молоточкового механизма, 88 полнормерных клавиш, динамическая. Музыкальные возможности: полифония — 32-голосная, 7 тембров. Эффекты: (сорус, тремоло. Реверберация: комната, зал, сцена. Функция из менения яркости звука. Функциональные возможности: ПВ мять 5000 нот, двухдорожечный секвенсор. Встроенный метроном, 57 демонстрационных пьес. Без проблем и дополни тельной аппаратуры Clavinova подсоединяется к персональ ному компьютеру.

Рынок электронных инструментов у нас сформировался так, что на нем преимущественно представлены японские фирмы. Однако сегодня на российском рынке появились инструменты итальянской фирмы GEM, или Generalmusic, которая занимает одно из ведущих мест на мировом рынке.

Модели этой фирмы отличаются от инструментов других фирм не только качеством звука, но и некоторыми уникаль ными функциями, которые являются результатом использо вания новейших технологий.

Синтезаторы Generalmusic серии WK представлены ми делями GEM WK2/WK2 HD, GEM WK 2 MIDI Arranger,

Синтезаторы WK2/WK2 HD разработаны специально для музыкантов, которым необходимы современные, собранные на высоком технологическом уровне инструменты.

Синтезатор GEM WK-8 Megastation — профессиональ ная рабочая станция высокого качества с большими возможностями и отличным звучанием. Клавиатура: 61 клавиша, динамическая с послекасанием и регулируемыми кривыми чувствительности. Музыкальные возможности: полифония 64 голоса, 132 стиля автоаккомпанемента с 4 вариациями + 32 стиля, программируемые пользователем; 1019 звуков; 96 наборов ударных; 56 эффектов. Имеются демонстрационные пьесы. Функциональные возможности: многофункциональный дисплей. Встроенный метроном. 4 вида памяти: накопители на жестком диске, внешние накопители, оперативная память, флэш-память. Микшер, 32 канала системы MIDI. Автоматическая аранжировка.

Для максимального приближения к звучанию фортепиано в инструментах Generalmusic используется уникальная запатентованная технология. Проанализировав спектральные характеристики нескольких лучших в мире акустических роялей и пианино, специалисты Generalmusic создали неповторимый и уникальный фортепианный тембр, сложив наиболее качественные элементы каждого из акустических инструментов.

Цифровые фортепиано Generalmusic представлены сериями PS и RP. Серия RP представлена моделями RP 60, RP 70, RP 80, RP 90, RP 150, RP 200 и RP 300. Серия PS представлена моделями PS 1000, PS 1300, РЗ 2600 и GPS 2600.

Приведем краткую характеристику некоторых моделей. GEM RP 60 и RP 70 имеют 10 различных фортепианных тембров, 32 голоса полифонии, внутренний эффект-процессор имеет 22 алгоритма реверберации и 22 эффекта.

GEM RP 80 по основным параметрам такой же, как RP70, но отличается наличием встроенного секвенсера с подборкой 96 музыкальных стилей.

Особого внимания заслуживает серия PS — это цифровые фортепиано с расширенным набором функций записи и обработки звука и с функцией караоке. Эти инструменты имеют 400 встроенных звуков и полифонию в 32 ноты. Секция секвенсера состоит из 16-канального секвенсера и интеллектуального аранжировщика. Секция аранжировщика содержит 96 различных музыкальных стилей.

GEM PS 2600 и GEM GPS 2600 внутренне устроены совершенно одинаково, разница только в корпусе: PS 2600 выглядит как пианино, a GPS 2600 представляет собой кабинетный рояль, начиненный электроникой.

Секвенсор GEM PS 2600 и GEN GPS 2600 32 канальный, одновременно в его памяти может храниться 16 песен. Секвенсор обладает функциями редактирования и возможностью загрузки данных во время воспроизведения.