Амбушюрные духовые инструменты

Категория: Музыкальные инструменты

В амбушюрных духовых инструментах звук извлекается путем вдувания воздуха в канал через воронкообразный мундштук при определенном напряженном положении губ исполнителя, откуда эти инструменты и получили свое название — амбушюром называется способ складывания губных и окологубных мышц и языка для извлечения звука при игре.

Амбушюрные инструменты — это широкомензурные медные инструменты, основными частями которых являются корпус, мундштук и голосовая машинка. Корпус представляет собой петлеобразную или свернутую в несколько оборотов цилиндрическую трубку, переходящую в коническую, которая, постепенно расширяясь, переходит в раструб.

Для извлечения звука в амбушюрных инструментах применяются мундштуки. Мундштук устанавливают в передней части корпуса; он состоит из воронкообразной чашечки и конусной ножки. Так как мундштук соприкасается с губами исполнителя, его серебрят, никелируют или делают из неокис-ляющихся материалов, чтобы избежать вредного окисления.

Основной узел, позволяющий музыкантам извлекать полную хроматическую гамму, — голосовая машинка. Она позволяет заполнить пробелы между звуками натурального звукоряда.

Голосовая машинка представляет собой цилиндрический корпус с отходящими от него трубками разной длины — кронами. При нажатии на клавиши включают определенные кроны, за счет чего увеличивается длина воздушного столба инструмента и, следовательно, понижается его звучание.

Различают два типа голосовых машинок: с продольным движением поршня — вентильные помповые; с вращающимся поршнем — вентильные цилиндрические. Принцип действия вентильной цилиндрической голосовой машинки основан на вращении вентиля в стакане, который открывает и закрывает отверстие кроны и тем самым увеличивает или уменьшает длину канала инструмента, соответственно понижая или повышая строй.

В вентильной помповой голосовой машинке вентиль двигается в стакане как поршень, выполняя те же функции.

Все вентильные амбушюрные инструменты имеют три основных вентиля. Первый вентиль, считая от мундштука, дает возможность понизить строй инструмента на один тон, второй — понижает строй на полтона, третий — понижает строй на полтора тона. Включение всех трех вентилей приводит к понижению строя на 3 тона.

Некоторые инструменты имеют четвертый вентиль — квартвентиль, который понижает звук на кварту.

Для приглушения и уменьшения силы извлекаемых звуков и частичного изменения тембра мундштучных инструментов пользуются специальным приспособлением, которое носит название "сурдина". Сурдины представляют собой сосуд грушевидной формы, изготовленный чаще всего из алюминия, древесины, папье-маше, с пробковыми накладками по краям. Сурдины вставляются в раструб инструмента. Большое применение сурдины получили в джазовых эстрадных ансамблях.

К амбушюрным музыкальным инструментам относятся: саксгорны (корнет, альт, тенор, баритон, бас-геликон, контрабас-геликон), валторны, трубы, тромбоны, тубы и сигнальные (горн, фанфары, охотничий рожок).

Саксгорны — представляют собой семейство амбушюрных духовых инструментов, в которое входят: корнет, альт, тенор, баритон, бас-геликон, контрабас-геликон .

Саксгорны звучат мягко, певуче, бархатно. Они составляют одну из ведущих групп духового оркестра.

Саксгорн состоит из корпуса, вентильного механизма и мундштука. Корпус представляет собой цилиндрическо-коническую трубку, которая, постепенно расширяясь, переходит в раструб. В передний конец трубки вставляют мундштук. В середине корпуса находится вентильный механизм.

Корпус саксгорнов и мундштуки изготавливают из латуни. Саксгорны имеют трехвентильный цилиндрический или помповый механизм.

Все инструменты при игре располагают вертикально, кроме корнета и басгеликона. Бас-геликон при игре располагается на плече исполнителя. Промышленность выпускает следующие саксгорны: ♦ корнет в тоне си-бемоль, диапазон звучания от ми малой октавы до до третьей октавы. Длина инструмента без мундштука 460—470 мм;

♦  альт в тоне ми-бемоль, диапазон звучания от ля большой октавы до ми-бемоль второй октавы. Длина инструмента без мундштука 628—640 мм, строй альта на квинту ниже строя корнета;

♦  тенор в тоне си-бемоль, диапазон звучания от ми большой октавы до си-бемолъ первой. Длина инструмента без мундштука 750—765 мм, с^рой тенора на октаву ниже строя корнета;

♦   баритон в тоне си-бемоль, диапазон звучания от ми большой октавы до си-бемоль тли до второй октавы. Длина инструмента без мундштука 850—870 мм, строй баритона на октаву ниже корнета;

♦  бас-геликон в тоне ми-бемоль, диапазон звучания от ля контроктавы до ми малой октавы. Общая длина инструмента без мундштука 910—1030 мм;

♦  контрабас-геликон в тоне си-бемоль, диапазон звучания от ми контроктавы до си-бемоль малой октавы. Длина инструмента без мундштука 930—1115 мм.

Валторна представляет собой круглоскрученную длинную узкую трубку, заканчивающуюся широким раструбом-резонатором. Канал инструмента комбинированный из трубки конического и цилиндрического сечения. Валторны делают чаще с цилиндрическим (педальным) вентильным механизмом. Мундштук имеет глубокую чашечку.

Изготавливают инструменты из латуни. Мундштуки никелируют или серебрят. Валторна имеет прекрасное, певучее, выразительное звучание по всему среднему диапазону. Верхний диапазон звучит ясно, светло; нижний — несколько грубовато.

Среди медных инструментов валторна обладает самыми

большими и разнообразными выразительными возможностями.

Промышленность выпускает валторны:

♦   одинарные в тоне фа, имеющие трехвентильный механизм, диапазон звучания от си контроктавы до фа второй октавы;

♦  двойные в тоне фа и си-бемолъ, четырехвентильные с квартвентилем, диапазон звучания от соль контроктавы до соль второй октавы;

♦  валторны в тоне фа и си-бемолъ, ля и ми-бемоль, пятивентильные, диапазон звучания от соль контроктавы до соль второй октавы;

♦  валторны для духового оркестра в тоне ми-бемоль с диапазоном от ля контроктавы до ми-бемоль второй октавы.

Труба в силу своей универсальности имеет широкое распространение. Она обладает резким, чистым, серебряным тембром звучания. Диапазон звучания около 21/2 октав, в зависимости от мастерства исполнителя может быть увеличен до 4,0 октав.

Труба состоит из корпуса — цилиндрической трубки, переходящей к концу в коническую трубку с раструбом; мундштука, имеющего неглубокую чашечку в виде полушария, и вентильного механизма помпового или цилиндрического.

Изготавливают трубы из латуни и никелируют. Выпускают трубы:

♦  оркестровые в тоне си-бемолъ с трехвентильным цилиндрическим педальным механизмом. Диапазон звучания от ми малой октавы до до третьей октавы;

♦   оркестровые в тоне си-бемолъ с помповым механизмом, диапазон звучания тот же;

♦  эстрадные в тоне си-бемоль с помповым механизмом. Диапазон звучания от ноты ми малой октавы до ноты до третьей октавы.

Труба используется как сольный и оркестровый инструмент.

Тромбон — представляет собой цилиндрическую дважды изогнутую трубку диаметром около 15 мм, заканчивающуюся широким раструбом. Мундштук чашеобразный, массивный. Длина канала"^коло 3000 мм, общая длина инструмента 1170— 1190 мм.

Существует дна вида тромбонов: раздвижной цуг-тромбон и вентильный. Высота извлекаемых звуков на цуг-тромбоне меняется в зависимости от перемещения цуги или кулисы. Цуга представляет собой трубчатое V-образное выдвижное колено, служащее для изменения высоты извлекаемых звуков. Цуга применяется в безвентильных инструментах. При вдвинутом положении цуга (до отказа) инструмент дает самый высокий звук. При постепенном выдвижении цуга канал инструмента удлиняется, заключенный в нем столб воздуха увеличивается и высота извлекаемых звуков постепенно понижается.

Йотируют инструменты в басовом и теноровом ключах.

Наиболее распространены в настоящее время теноровый цуг-тромбон и тенор-бас цуг-тромбон. Тенор-бас снабжен квартвентилем, дополнительным кроном для понижения всего звукоряда инструмента на чистую кварту. Также встречаются цуг-тромбоны сопрановый, альтовый, басовый и контрабасовый.

Наша промышленность выпускает следующие тромбоны:

♦ цуг-тромбон эстрадный в строе си-бемоль, диапазон звучания от ноты ми большой октавы до ноты до второй октавы;

♦  цуг-тромбон тенор-бас с квартвентилем в строе фа-си-вемоль, диапазон звучания от ноты си контроктавы до ноты ре второй октавы.

Применяют тромбоны в оркестрах, ансамблях и как сольный инструмент.

Туба — самый низкий по звучанию духовой инструмент, состоит из цилиндрических и конических согнутых трубок, раструба, мундштука и вентильного механизма.

Наиболее распространены тубы:

♦ туба в тоне ми-бемоль с трех-вентильным механизмом. Диапазон звучания от фа контроктавы до ноты ми-бемоль первой октавы;

♦ туба в строе си-бемоль с трех-вентильным механизмом. Диапазон звучания от ля контроктавы до си-бемоль первой октавы. Применяется туба в оркестрах.

Сигнальные духовые инструменты имеют сугубо прикладное значение и служат для подачи различных сигналов.

Большое распространение они получили в армии. Сигнальные инструменты не имеют вентилей и поэтому позволяют извлекать звуки только по натуральному обертоновому звукоряду. Они дают семь звуков натурального звукоряда. К сигнальным инструментам относятся горн, пехотный рожок, фанфара, охотничий рог и др.

Сигнальные духовые инструменты представляют собой конические трубки, которые в средней части имеют цилиндрическое сечение. В узкую часть  инструмента вставляют мундштуки.

Сигнальные инструменты делают из латуни, некоторые из них никелируют.

Промышленность выпускает следующий ассортимент сигнальных духовых инструментов:

♦  фанфарь в строе ми-бемолъ;

♦  рожок пехотный в строе до;

♦  горн сигнальный в строе си-бемоль.