Основные сведения о музыкальной грамоте

Категория: Музыкальные инструменты

Максимальное количество звуков, которое может быть воспроизведено акустическими музыкальными инструментами, — 88. К числу инструментов, обладающих таким объемом звуков, относятся фортепиано и некоторые электромузыкальные инструменты. Последние могут воспроизводить до 100 звуков (в пределах от 20 до 4500 Гц.)

Если все звуки, которые может издать инструмент, расположить по высоте в порядке повышения или понижения с сохранением определенной закономерности, будет образован музыкальный звукоряд. Стандартным (исходным) звуком в звукоряде принят звук с частотой 440 Гц, называемый ля первой октавы. От этого звука отсчитывают высоты остальных звуков.

При расчете музыкального звукоряда исходят из того, что наименьшее соотношение по частоте между двумя соседними звуками составляет 1,06 полутона. Два полутона составляют тон.

Казалось бы, чтобы записать все звуки звукоряда, необходимо как минимум 88 знаков, на самом деле обходятся только семью знаками. Для этого музыкальный звукоряд делится на группы звуков, называемые октавами.

Октава — часть звукоряда, состоящая из 7 (для диатонического звукоряда) или 12 звуков (для хроматического звукоряда).

Музыкальный звукоряд, состоящий только из семи основных звуков, называется диатоническим. Семи основным звукам присвоены самостоятельные слоговые и буквенные названия:

Буквенная система названий основана на буквах латинского алфавита.

Недостатком диатонического звукоряда является неравномерность промежутков между звуками, так как он построен из семи основных звуков в соотношении: тон-тон-полутон-тон-тон-тон-полутон:

Этот звукоряд может быть выравнен дополнительными звуками, которые получаются понижением или повышением основных звуков на полтона. Для обозначения дополнительных звуков к названию основного звука при повышении добавляют слово диез, при понижении — бемоль.

Звукоряд, состоящий из 12 различных звуков, 7 основных и 5 дополнительных, называют равномерно-темперированным или хроматическим. В хроматическом звукоряде промежутки между звуками составляют полтона. Такая октава имеет интервал звучания 12 полутонов (6 тонов). Большинство музыкальных инструментов построено по принципу этого звукоряда, что позволяет исполнять на них сложные музыкальные произведения.

Все звуки, от самого низкого до самого высокого, составляют музыкальный диапазон. Весь музыкальный диапазон разбит на девять октав  — семь полных и две неполные. Сходство звуков на расстоянии октавы позволило дать им одинаковые названия, через каждые 12 полутонов названия звуков повторяются.

Каждая октава имеет свое название. Октава, лежащая посреди звукоряда, называется первой.

Обозначения ее ступеней пишутся с маленькой буквы с цифрой 1 справа сверху: до1, ре1 и т. д.

Октавы, лежащие выше первой, нумеруются по порядку — вторая, третья, четвертая и пятая; обозначения их ступеней пишутся с маленькой буквы, и справа сверху указывается номер октавы: до2, ре2 и т. д.

Ниже первой октавы располагаются малая октава (обозначения ступеней с маленькой буквы без индекса: до, ре и т. д.); большая октава (обозначения ступеней с большой буквы без индексов: До, Ре, Ми и т. д.); контроктава (обозначения ступеней с большой буквы с цифрой 1 справа внизу: До1, Pel и т. д.); субконтроктава (обозначения ступеней с большой буквы, с цифрой 2 справа внизу: Ля2, Си2 и т. д). Субконтроктава и пятая октава — неполные.

Соотношение двух звуков в октаве по высоте называется интервалом. Низкий звук интервала называется основанием, верхний — вершиной интервала. Каждый интервал имеет ступеневую (количественную) и тоновую (качественную) величину.

Ступеневая величина интервала определяется количеством охватываемых им основных ступеней звукоряда. Каждый интервал имеет свое название и обозначение цифрой, которая обозначает количество ступеней, входящих в интервал:

 

Зная интервалы, можно судить о строе инструмента, проводить его настройку и проверку качества.

Любой инструмент характеризуется строем. Под строем инструмента понимают систему фиксированных частот звуков, находящихся в определенных соотношениях. Интервалы, используемые при настройке того или иного инструмента, указывают в сопроводительных документах в словесной форме или в форме нотной записи.

Для точного представления о звучании данного интервала одного ступеневого измерения мало. Устанавливают еще тоновую величину интервала, которая соответствует количеству заключенных в нем полутонов. Наиболее употребительны интервалы.

 

Для записи музыкальных звуков пользуются специальными знаками-нотами, представляющими собой белые и черные кружки овальной формы.

Их записывают на 5 параллельных, горизонтальных, равно отстоящих друг от друга линейках, называемых нотным станом (нотоносцем). Нотные знаки записывают на линейках, между линейками, под и над линейками. Счет линеек ведется снизу вверх. В этом же направлении растет высота звуков записанных нот.

На нотном стане можно за писать сравнительно небольшое количество звуков, поэтому для записи очень высоких и очень низких звуков пользуются добавочными линейками. Добавочные линейки проводят выше и ниже нотного стана короткими линиями отдельно для каждой ноты. Количество добавочных линеек обычно ограничивается пятью. Счет добавочных линеек ведется в верхнем и нижнем направлениях, считая от нотного стана.

Запись музыкальных звуков предусматривает одновременное указание высоты звучания с точным указанием названия звука и его принадлежности к определенной октаве (одноименные звуки повторяются во всех октавах). Высоту звучания и название звука определяет ключ, стоящий у начала нотной строки или возле ноты. Такой ключ пишется на второй линейке нотоносца и называется скрипичным ключом соль.

 Ключ этот означает, что на второй линейке пишется звук соль первой октавы. Запись других звуков подчинена ключу.

Но даже при наличии добавочных линеек сверху и снизу — невозможно записать весь звукоряд в пределах одного ключа. Поэтому запись более низких звуков ведут на втором нотоносце, но уже в басовом ключе, или ключе фа, который пишется на четвертой линейке. Басовый ключ обозначает, что на четвертой линейке находится нота фа малой октавы. Для обозначения дополнительных звуков после ключа или непосредственно ноты ставят знаки альтерации — диез — # и бемоль — b.

Кроме того, чтобы еще сократить количество дополнительных линий, применяют знак переноса звуков на октаву вверх и вниз 8......:. Если этот знак стоит над нотным станом, то ноты читаются на октаву выше написанного, а при размещении его под нотным станом — на октаву ниже написанного.

Располагая основными сведениями об акустике и музыкальной грамоте и воспользовавшись паспортными данными на инструмент, можно определить его товароведные характеристики — диапазон и интервал звучания.