Потребительские свойства узчи показатели (технические характеристики), их определяющие

Категория: Бытовые товары

Важнейшими потребительскими свойствами УЗЧ являются: верность воспроизведения звука; громкость звука, воспроизводимого усилителем; возможность стереофонического звучания.

В табл. приведены потребительские свойства УЗЧ и показатели, их определяющие.

Таблица

Возможность воспроизведения звуковых сигналов от различных источников звуковой частоты присуща усилителям в разной мере. Высококлассные модели воспроизводят сигналы практически от всех видов источников звуковой частоты, находящихся в распоряжении потребителя. В некоторых моделях может отсутствовать возможность воспроизведения сигналов отдельных видов, например от микрофона и трансляционной сети. В этом случае, естественно, снижается универсальность использования усилителя.

Верность воспроизведения усилителем звука ......

степень соответствия тембра звука, созданного пкустиче» кой системой усилителя, тембру звука, который и форме электрических колебаний был подведен к "входу" усилите ля от источника сигнала. Для оценки верности воспронзведг ния звука усилителем (как и остальными видами р&ДИОЭЯФЖ тронной аппаратуры) следует проанализировать и оценить несколько показателей (технических характеристик), а именно: диапазон воспроизводимых частот, коэффициент искажений и уровень помех (см. табл.) (которые уже были нами рассмотрены в разделе "Громкоговорители и акустические системы").

Диапазон воспроизводимых частот усилителями высшей группы сложности должен быть не хуже 20—20 000 Гц.

Частотная характеристика аппаратуры зависит от частотной характеристики всех ее блоков, через которые проходит звуковой сигнал. Если хотя бы один из этих блоков имеет частотную характеристику уже, чем остальные, то частотная характеристика аппаратуры в целом определится этой самой узкой характеристикой.

Коэффициент нелинейных искажений (коэффициент гармоник) показывает, насколько изменяется форма звукового сигнала, воспроизводимого УЗЧ, по сравнению с формой подведенного сигнала (в %). Чем меньше величина коэффициента гармоник, тем точнее сохраняется тембр (окраска звучания).

Уровень помех (фона) (отношение сигнал/шум) дБ характеризует уровень посторонних шумов, прослушиваемых через акустическую систему усилителя при его работе.

Громкость звука, воспроизводимого усилителем, зависит от звукового давления, развиваемого акустической системой. Но так как на практике величина звукового давления бывает неизвестна, то о силе звучания судят по величине номинальной (выходной) мощности усилителя.

Номинальная (выходная) мощность усилителя — это мощность синусоидального сигнала, которую способен отдавать усилитель в нагрузку при коэффициенте гармонических искажений, не превышающих 1%. Обычно мощность нормируется на сопротивление нагрузки 4 или 8 Ом, равное номинальным сопротивлениям акустических систем.

Возможность стереофонического звучания — это звучание, при котором у слушателя создается впечатление естественного звукового поля.

Одноканальная аппаратура является монофонической. Монофоническое воспроизведение звука характеризуется тем, что звуки нескольких источников, например инструментов оркестра, воспроизводятся совместно и одновременно через общий громкоговоритель. При этом на слух нельзя воссоздать картину пространственного расположения инструментов оркестра.

Альтернативой является стереофоническое звучание, которое позволяет с известным приближением воссоздать пространственную картину звучания различных источников звука, поэтому слушатель может пространственно локализовать1 расположение каждой группы оркестра, т.е. воспринимать звук приблизительно так, как он воспринимался бы в концертном зале — звучание левой группы инструментов слышать слева, а правой — справа.

Стереофоническое звучание дает не только эффект локализации звука, но и повышает качество звукопередачи благодаря снижению дефектов акустики помещения, в котором воспроизводится стереозвучание, повышается разборчивость речи и пения.

Качество стереозвучания тем выше, чем больше используется каналов записи-воспроизведения. Практически чаще всего используют двухканальную стереофонию. Гораздо реже используется квадрофоническое звучание — четырехканаль-ная стереофония. При воспроизведении квадрофонии слушатель оказывается в центре звукового поля, создаваемого четырьмя громкоговорителями: два громкоговорителя разносят и размещают перед слушателем и два позади пего.

При передаче стереофонического сигнал возникает перекрестная помеха между пряным и левым каналами

Двухканальная аппаратура обеспечивает стереозвучание, но только в том случае, если к ее входу подведен стереосигнал, т.е. сигнал, состоящий из двух сигналов: сигнал левого канала и сигнал правого канала. В случае подведения моносигнала получается только объемное монофоническое звучание.