Главная > Стандартизация, метрология, сертификация

Место и роль метрологической службы в системе менеджмента качества организации

Чтобы определить роль МС в системе качества предприятия, необходимо представить его деятельность в современной концепции всеобщего управления качеством.

В системе менеджмента качества предприятия на МС возложена ответственность за раздел ГОСТ Р ИСО 9001—2001 «7.6. Управление устройствами для мониторинга и измерений». Чтобы деятельность МС предприятия полностью удовлетворяла требованиям государственных и международных стандартов к процедурам управления контрольным, измерительным и испытательным оборудованием необходимо внутри системы качества предприятия разработать и поддерживать в рабочем состоянии систему качества МС, которая бы документально регламентировала основные процедуры выполнения отдельных видов деятельности по метрологическому обеспечению измерений.

При разработке системы качества МС необходимо все элементы системы качества по ИСО 9001 интерпретировать применительно к продукции метрологической службы. Под продукцией МС может пониматься следующее:

— результаты измерений;

— результаты поверок и калибровок средств измерений и контроля, в том числе и после ремонта;

— результаты метрологической аттестации испытательного и другого оборудования;

—  результаты анализа измерений и измерительных систем;

—  результаты метрологической экспертизы технической документации;

— аттестованные не стандартизованные средства измерений;

— аттестованные методики выполнения измерений;

— отчеты о проведении метрологического контроля и надзора и т.п.

Требования к используемым для контроля качества и ис-пытаний продукции средствам измерений, порядку их ат- I тестации и поверки, методам выполнения измерений, другим метрологическим правилам соответствуют стандартам и нормативной документации государственной системы обеспечения единства измерений. В организации должен быть разработан перечень всех используемых средств измерений, контрольного и испытательного оборудования (КИО и ИО). В перечне указываются средства измерений, подлежащие поверке и подвергаемые калибровке.

Для средств измерений, контрольного и испытательного оборудования должны быть выполнены следующие требования:

— определены процессы и разработаны документированные процедуры, устанавливающие порядок выбора средств измерений, контрольного и испытательного оборудования (на основании поставленных измерительных задач, задач контроля и испытаний), приобретения, учета, идентификации, поверки (для средств измерений), аттестации (для испытательного оборудования), проверки (для контрольного оборудования), ремонта, обслуживания и списания;

— средства измерений, контрольное и испытательное оборудование должны эксплуатироваться в соответствии с требованиями, установленными в эксплуатационной документации на них;

— средства измерений, контрольное и испытательное оборудование должны быть идентифицированы с целью установления статуса поверки (для средств измерений), аттестации (для испытательного оборудования), проверки (для контрольного оборудования);

—  определен порядок оценки и регистрации правомочности результатов предыдущих измерений, контроля, испытаний, если обнаружено, что средства измерений, контрольное и испытательное оборудование не пригодны к применению;

—  свидетельства о поверке (сертификаты о калибровке) средств измерений, аттестаты и протоколы аттестации испытательного оборудования, записи о проверке контрольного оборудования должны храниться в соответствии с требованиями СМК.

Порядок и процедуры метрологического обеспечения регламентируются стандартами организации, которые предусматривают выполнение следующих требований к работе:

планирование метрологического обеспечения, обеспечения подразделений контрольно-измерительным и испытательным оборудованием;

правильное определение пределов измерения и обеспечение его точности, выбор средств измерения;

метрологическая аттестация, разработка средств измерений и испытательного оборудования, периодическая калибровка и контроль за состоянием средств измерений;

ремонт средств измерений, с проведением принудительного цикла: новая калибровка (поверка) после ремонта и только затем ввод в эксплуатацию;

регистрация и документирование результатов аттестации, поверки, калибровки, контроля и ремонта;

корректирующие воздействия в процессе управления метрологическим обеспечением;

наличие записей (документов) с данными о дате последней поверки средств измерений и испытательного оборудования;

наличие учета используемого контрольно-измерительного и испытательного оборудования;

порядок и условия выдачи, эксплуатации и хранения КИО и ИО.

Основным документом метрологической службы предприятия по реализации управления качеством является Руководство по качеству метрологической службы. В Руководстве излагается политика в области качества метрологического обеспечения измерений, описывается система качества метрологической службы предприятия, по каждому элементу системы качества устанавливаются цели деятельности, область применения, ответственные лица за элементы системы качества, описывается основная деятельность по управлению элементами. Структура документации системы качества может быть представлена в виде двойной пирамиды, где верхний уровень относится непосредственно к системе качества МС, а нижний уровень — к системе качества предприятия в целом.

<<< Сущность и содержание сертификации
Метрологическое обеспечение предприятия >>>

Популярное

Виды меда Гимнастические снаряды Инструменты для работы с кожей Классификатор товаров Методы товароведения Моделирование одежды Поваренная соль Потребительские свойства товара Производство муки Производство сахара Систематическая погрешность Тайный покупатель Технологическая карта Технология производства творога Товарно сопроводительные документы
Рейтинг:
  • Итоги рейтинга 3.75/5
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
3.8/5 (4 голоса)
кнопка на яндекс-бар


Данную страницу никто не комментировал. Вы можете стать первым.

Ваше имя:
Ваша почта:

RSS
Комментарий:
Введите символы: *
captcha
Обновить

Интересное