Структура типового технического регламента
Как отмечалось ранее, проработка макроотраслевых (горизонтальных) технических регламентов выявила возможность объединения данных регламентов и «накрываемых» ими групп специальных (вертикальных) регламентов в единые макроотраслевые блоки. Это позволяет:
1) обеспечить рациональную организацию множеств требований вынесением инвариантных требований макроотрасли в горизонтальные регламенты (или общие разделы макроотраслевых регламентов);
2) обеспечить координацию отдельных технических регламентов в рамках данной макроотрасли с целью исключения «щелей», дублирования требований и образования противоречий между ними;
3) укрупнить деление системы технического регулирования с целью оптимизации процессов промежуточных согласований в Правительстве РФ, а также прохождения системы регламентов в Государственной Думе Федерального Собрания РФ.
Пакетный принцип позволяет оптимизировать процесс внесения последующих изменений в техническое законодательство пересмотром укрупненных, а не множества отдельных актов. Это позволит оптимизировать процесс согласования конфликтных позиций между близкими отраслями (например, между молочными и масложировыми производствами), что с организационной и процедурной точки зрения удобнее делать в рамках подготовки объединенных регламентов, нежели в процессе согласования регламентов, вносимых, рассматриваемых и дорабатываемых отдельно друг от друга.
Согласно п. 2 ст. 9 Закона о техническом регулировании разработчиком технического регламента может быть любое лицо. С юридической точки зрения такая запись избыточна, поскольку по Конституции РФ любое лицо (юридическое или физическое) может быть разработчиком любого закона. Однако в данном случае было признано целесообразным сохранить данную запись, с тем чтобы подчеркнуть концептуальную установку реформы на отказ от ведомственного нормотворчества и на максимальное привлечение к разработке нового технического законодательства представителей предпринимательского, независимого экспертного и научного сообщества.
Разработчик проекта технического регламента должен:
• найти субъект права законодательной инициативы, вносящий данный законопроект;
• пройти установленную законом процедуру публичного обсуждения проекта.
Далее на проект должны быть получены:
• заключение соответствующей экспертной комиссии;
• заключение или отзыв Правительства РФ на законопроект либо пройти в установленном порядке согласования с заинтересованным федеральными органами исполнительной власти в случае принятия технического регламента постановлением Правительства РФ.
И, наконец, проекту предстоит:
• пройти установленные регламентом чтения в Государственной Думе Федерального Собрания РФ;
• утверждение Советом Федерации Федерального Собрания РФ;
• подписание Президентом РФ.
В конечном итоге процедура разработки и принятия технических регламентов предполагает гармоничное согласование позиций и интересов государства, общества, бизнеса, а также носителей экспертного и научного знания. Вместе с тем участие представителей органов государственной власти в разработке инициативных проектов позволяет уже на начальных стадиях выявлять позиции, требующие согласования, и заранее в рабочем порядке снимать непринципиальные противоречия.
Последовательность и приоритеты в разработке специальных технических регламентов целесообразно определять по следующим основным критериям:
• отрасли, в которых существующее нормирование и процедуры образуют наибольшие технические и административные барьеры и соответственно в которых введение технических регламентов может дать наибольший экономический эффект (как правило, это сферы «быстрого и жесткого» бизнеса, в которых максимально сближена дистанция между производителем и потребителем, например пищевые производства, товары повседневного спроса и т.п.);
• бюджетообразующие отрасли, в которых введение технических регламентов может также дать значимый экономический эффект;
• продукция и производственные процессы, в отношении которых отсутствие адекватного нормирования представляет критическую угрозу безопасности (граждан, окружающей среды), национальным интересам и пр.;
• требования к видам продукции и процессам ее производства, особо значимым в социальном отношении;
• ряд отраслей со сложным техническим нормированием, в которых требования могут быть оперативно переведены из действующей нормативной базы в новое техническое законодательство, поскольку данные требования практически полностью определяются техническими параметрами и практически не подвержены экономической и административной конъюнктуре;
• блоки требований, которые нуждаются в оперативной гармонизации с международными нормами в целях устранения барьеров в международной торговле, а также в целях ускоренного вхождения России в мировое экономическое пространство (например, в контексте присоединения к ВТО).