Экономические методы определения цен

Категория: Логистика

В логистических системах очень часто возникает необходимость в проектировании и освоении производства продукции, которая не заменяет ранее освоенную, а дополняет или расширяет уже существующий параметрический ряд изделий.

Параметрический ряд — это совокупность конструктивно или технологически однородных изделий, предназначенных для выполнения одних и тех же функций и отличающихся друг от друга значениями основных технико-экономических

параметров в соответствии с выполняемыми производствен ными операциями. Анализ производственных затрат позволя ет сделать вывод о том, что нормы расхода материальных трудовых ресурсов изменяются при корректировке техник экономических параметров. Существует множество методов построения цен на новую продукцию в зависимости от уровня ее потребительских свойств с учетом нормативов затрат н единицу параметра. К таким методам относят метод удельны показателей, агрегатный, балловый методы, метод регрессивного анализа. Рассмотрим подробнее каждый из них.

Метод удельных показателей используют в логистических системах для анализа цен небольших групп продукции, характеризующейся наличием одного основного параметра, величина которого определяет общий уровень цены изделия. В этом случае сначала высчитывается цена удельная:

где

Ц1 — цена изделия;

Я, — величина параметра изделия.

Затем производится расчет цены нового изделия:

Цн = Цуд + П2 где

П2 — значение основного параметра нового изделия.

Данный метод можно использовать для обоснования уровня и соотношений цен небольших параметрических групп продукции, имеющих несложную конструкцию и характеризующихся одним параметром. Этот метод не учитывает остальные потребительские свойства изделия, а также полностью игнорирует спрос на данную продукцию и предложение.

Метод регрессивного анализа обычно применяется для определения зависимости изменения цены от изменения технико-экономических параметров товара, относящихся к дан-пому ряду построения и выравнивания ценностных отношений.

Метод агрегатных затрат заключается в суммировании цен отдельных конструктивных частей изделий, входящих в параметрический ряд, с добавлением стоимости оригинальных узлов, затрат на сборку и нормативной прибыли.

Балловый метод заключается в использовании на основе экспертных оценок значимости параметров изделия для потребителей, при этом каждому параметру присваивается определенное число баллов, суммирование которых дает своего рода оценку технико-экономическому уровню изделия. Как правило, этот метод применяется при обосновании цен на парфюмерно-косметические изделия, вина, сыры, животные масла и т.п., т.е. тогда, когда важно оценить надежность работы, внешний вид товара и т.д.

Можно сделать вывод о том, что цены практически не остаются стабильными, т.к. естественным образом меняются из-за изменения издержек, конъюнктуры рынка, этапов жизненного цикла товаров и др. Эффективность ценообразования реализуется не в статике, а в динамике. Динамичное ценообразование дает возможность лучше приспосабливаться к рыночной ситуации, ведет не к застою, а к совершенствованию. Ценовые решения оказывают большое влияние как на кратковременную, так и на долгосрочную прибыльность предприятия. Только на основе выбранной методики ценообразования в логистической системе можно приступать к расчету цены, которая в свою очередь учитывает психологическое восприятие покупателей, соответствие ценовому образу, реакцию конкурентов и др.