Сущность и содержание рисков

Категория: Логистика

Риск — вероятное событие или совокупность событий, на случай наступления которых проводится страхование. Под риском подразумевают также распределение неблагоприятных экономических последствий при наступлении страхового случая. Для каждого вида страхования подразумеваются различные группы событий: в имущественном страховании это возможность гибели или повреждения имущества от пожара, наводнения, землетрясения и других бедствий; в личном страховании — несчастный случай, чреватый утратой трудоспособности, бракосочетание, рождение ребенка и т.д. По своей сущности риск — это гипотетическая возможность наступления ущерба. В связи с этим существует точка зрения, согласно которой о риске можно говорить только тогда, когда существует отклонение между плановыми и фактическими результатами.

Любой риск обладает следующими характеристиками:

1)   наличием большого количества единиц, подверженных риску;

2)   случайным характером потерь;

3)   некатастрофическим характером потерь;

4)   возможностью расчета вероятности потерь;

5)   невысокой страховой премией.

Для предотвращения риска большую роль играет оперативная и прогнозная информация.

Для различных логистических подсистем выделяют следующие риски:

1)   закупки:

а)    несоответствие цены качеству товара;

б)    увеличение затрат в производстве;

в)    возможность недопоставки материалов;

2)   транспортировка:

а)    увеличение транспортных издержек;

б)    нарушение графика поставок;

в)    изменение погодных условий;

г)    поломка транспортного средства;

д)   утрата имущества;

3)   хранение:

а)    превышение объема хранения;

б)    утрата (хищение) имущества;

4)   внутрипроизводственная подсистема:

а)    нарушение производственного ритма;

б)    возникновение форсмажорных обстоятельств;

в)    возникновение дефицита сырья и т.д.

Вследствие изменений в окружающей среде происходит постоянное изменение риска. По полученным результатам выводится средний рисковый тип группы, который представляет собой среднюю величину рисковых обстоятельств, которая в дальнейшем необходима страховщику для сравнения. Для оценки риска используют различные методы — метод индивидуальных оценок, метод средних величин и метод процентов. Рисковые обстоятельства могут выглядеть то:

1)   рисковые обстоятельства, связанные с изменениями в логистической системе;

2)   рисковые обстоятельства, связанные с освоением новых видов технологического сырья;

3)   рисковые обстоятельства, связанные с новыми производственными условиями;

4)   рисковые обстоятельства, связанные с изменением логистического процесса;

5)   рисковые обстоятельства, связанные с внедрением новых транспортных систем, и т.д.

Под оценкой риска в общем виде следует понимать:

1)   оценку риска в смысле опасностей, которым он может быть подвержен;

2)   степень и вероятность причинения ущерба в результате воздействия таких опасностей;

3)   наиболее рациональное и глобальное страховое покрытие, необходимое для данного объекта страхования;

4)   условия осуществления такое страхование и наличие экономически обоснованных ставок;

5)   процесс ликвидации и минимизации убытков;

6)   размер и целесообразность перестраховочной защиты;

7)   инспектирование риска, осуществление мер контроля за ним;

8)   оценка возможных последствий страхового случая.