Снабжение. основные понятия
Снабжение — это деятельность, включающая в себя процедуры закупки, доставки, приемки, хранения и предпродажной подготовки продукции.
Управление снабжением — это деятельность по координации взаимодействия участников цепи поставок в целях обеспечения добавленной ценности для потребителей.
Политика снабжения — это общие рекомендации, на основе которых определяются назначение, цель и аспекты деятельности подразделения снабжения предприятия.
Содержание политики снабжения:
1) описание организационной структуры подразделения снабжения;
2) положение о ценных закупках;
3) положение об этике снабженческой деятельности. Функции снабжения:
1) выявление и изучение источников ресурсов и поставщиков продукции;
2) определение потребности и расчет количества заказываемой продукции;
3) решение о заказе;
4) установление количества и сроков поставок и наблюдение за ними;
5) управление запасами;
6) учет и контроль хода выполнения договорных обязательств.
Принципы снабжения:
1) планомерность — завоз продукции на основе плановых графиков завоза;
2) ритмичность — завоз продукции через относительно одинаковые промежутки времени;
3) оперативность — осуществление процесса снабжения продукцией в зависимости от изменения спроса на нее;
4) экономичность — минимальные затраты рабочего времени, материальных и денежных ресурсов на доставку продукции. Достигается путем эффективного использования транспортных средств;
5) централизация — снабжение потребителей продукцией силами и средствами поставщиков;
6) технологичность — использование современных технологий закупок и поставок.
Разработка программы снабжения — определение вида и количества продукции, закупаемой на различных рынках, а также времени закупки того или иного вида продукции.
Требования к системе снабжения:
1) обеспечение непрерывного потока продукции (обеспечение непрерывного потока сырья, комплектующих и предоставления услуг, необходимых для жизнедеятельности предприятия);
2) управление запасами (сведение уровня инвестиций, связанных с запасами продукции, и затрат на их поддержание к минимуму);
3) поддержание уровня качества обслуживания потребителей;
4) работа с поставщиками (поиск компетентных поставщиков);
5) стандартизация (покупка стандартной продукции там, где это возможно);
6) достижение минимальной общей стоимости обслуживания (процесс закупки требует наличия продукции и обслуживания по наименьшей стоимости);
7) обеспечение конкурентного преимущества предприятия;
8) развитие отношений и достижение гармоничных, продуктивных и рабочих отношений с сотрудниками других функциональных подразделений предприятия;
9) обеспечение снабжения при снижении уровня накладных расходов. Надежность снабжения — гарантированность обеспечения потребителя необходимой ему продукцией в течение запланированного промежутка времени. Любое предприятие, как производственное, так и торговое, в котором обрабатываются материальные потоки, имеет в своем составе службу (службу снабжения), осуществляющую закупку, доставку и временное хранение предметов труда (сырья, полуфабрикатов, изделий народного потребления).
Служба снабжения, являясь элементом организовавшего ее предприятия, должна органически вписываться в микрологистическую систему, обеспечивающую прохождение материального потока в цепи «снабжение — производство — сбыт».