Логистика закупок

Категория: Логистика

Логистика закупок представляет собой комплекс операций, направленных на снабжение предприятия ресурсами, объем готовой продукции, движение приобретенных материальных ресурсов по подразделениям на предприятии и между ними. Основной целью логистики закупок является удовлетворение потребностей компании (производства) в продукции (материалах) с максимально возможной экономической эффективностью. Однако ее достижение зависит от решения целого ряда задач. Основу экономической эффективности логистики закупок составляют поиск и закупка необходимых материалов удовлетворительного качества по минимальным ценам. В изучении рынка, которое проводится соответствующими отделами фирм, вопрос цен — главный, но существенную роль также играет анализ других факторов, в т.ч. возможных логистических расходов и сроков поставок. Закупочная логистика — важная составляющая общественного производства, охватывающая значительную часть сферы обращения, обеспечивающая физическое перемещение материальных ресурсов от изготовителя до потребителя, а также внутри предприятия потребителя.

Функции логистических закупок: определение потребности в необходимых материальных ресурсах, получение и оценка предложений, выбор поставщиков, согласование цены и заключение договоров, формирование заказов, контроль за количеством и сроками поставок, входной контроль и размещение материальных ресурсов на складе, управление запасами и контроль.

Задачи закупочной логистики:

1)   обеспечение закупки материальных ресурсов по минимальным ценам и с максимальным качеством. Снижая закупочные цены материалов, можно значительно сократить себестоимость продукции;

2)   обеспечение своевременной доставки материалов для производственных потребностей;

3)   соблюдение сроков закупки сырья и комплектующих изделий;

4) определение оптимального размера поставок;

5)   соблюдение соответствия количества поставок с потребностями производства;

6)   контроль за качеством сырья и комплектующих изделий;

7)   обеспечение складирования материальных ресурсов (готовой продукции) с минимальными затратами. Управление закупками представляет собой комплекс

операций, как:

1)   определение требуемой номенклатуры товара;

2)   определение и оценка требований производства (установка требований к весу, размерам, параметрам поставок, планы и спецификации на каждую позицию номенклатуры и определенную номенклатурную группу расходных материалов, также должны быть установлены требования пользователей, определяющие сервис поставок);

3)   определение типа организации закупок материальных ресурсов (выбор между установившимися закупками, модифицированными закупками (меняются поставщик или параметры закупаемых материальных ресурсов) и новыми закупками, вызванными потребностями нового внутрипроизводственного потребителя);

4)   определение типа рынка (монополия, олигополия, чистая конкуренция);

5)   определение количества возможных поставщиков;

6)   определение позиции поставщиков на рынке;

7)   определение профессионализма и надежности поставщиков;

8)   определение всех возможных поставщиков, включая и тех, чьими услугами компания ранее не пользовалась;

9)   предварительная оценка всех возможных поставщиков (сравнение показателей сервиса и качества, предлагаемых поставщиками расходных материалов с показателями, требуемыми внутрипроизводственными потребителями);

10) отбор наиболее подходящих поставщиков;

11) проведение переговоров с поставщиками;

12) оценка оставшихся поставщиков и окончательный выбор поставщика;

13) оценка уровня цены;

14) надежность поставок;

15) информационное обеспечение процесса управления закупками, организация документооборота.