Выбор поставщика

Категория: Логистика

Выбор поставщика является очень важным этапом при осуществлении функций закупочной логистики.

Имеются два основных критерия выбора поставщика:

стоимость приобретения продукции и услуг, качество обслуживания. Стоимость приобретения товаров и услуг включает в себя цену приобретаемого товара за вычетом полезности, которую трудно оценить в денежном выражении (как то: деловая репутация фирмы-поставщика, формирование имиджа организации за счет поставщиков и имеющихся экономических связей, перспектива роста и развития и др.). Качество обслуживания состоит из:

1)   качества продукции (услуги) — соответствия всем требуемым стандартам и основным эксплуатационным характеристикам;

2)   надежности обслуживания — гарантированности обслуживания потребителя необходимыми ему производственными ресурсами в течение заданного периода времени независимо от других непредвиденных случайных внешних факторов (недопоставок, забастовок, погодных условий и др.), т.е. полное выполнение договорных обязательств, хорошее сервисное обслуживание.

Надежность оценивается через вероятность отсутствия отказа в удовлетворении заявки потребителя. В некоторых случаях цена услуги или товара не включает в себя качество обслуживания, а это является частью деловой репутации организации.

Другие критерии выбора поставщика:

1)   местоположение организации поставщика относительно местоположения организации потребителя;

2)   сроки выполнения текущих и экстренных заказов;

3)   наличие у поставщика резервных мощностей;

4)   организация и наличие системы управления качеством у поставщика;

5)   психологический климат в трудовом коллективе поставщика (отсутствие риска забастовок);

6)   способность поставщика обслуживать запчастями поставленное оборудование в течение всего срока его эксплуатации на предприятии, возможность и качество послепродажного обслуживания;

7)   кредитоспособность и финансовое положение поставщика;

8)   готовность поставщика к выполнению заказов и работе с заказчиками без предварительной оплаты, работа в кредит, предоставление рассрочек;

9)   деловая репутация поставщика, его имидж;

10) наличие связей у поставщика с организациями с высокой деловой репутацией;

11) количество лет существования поставщика на рынке товаров и услуг.

Вступая в деловые отношения с неизвестной организацией, предприятие подвергает себя определенному риску (как то: издержки от простоев производства, потеря собственной деловой репутации, неустойки от невыполнения заказов в срок, потеря финансовой устойчивости).

Поиск поставщика подразделяется на несколько этапов:

1)   поиск потенциальных поставщиков:

а)    объявление конкурса;

б)    изучение рекламных материалов;

в)    посещение выставок, ярмарок;

г)    переписка, налаживание личных связей с потенциальными поставщиками.

Определяется список возможных поставщиков;

2)   анализ потенциальных поставщиков (по соотношению цены и качества, экспертной оценке, рекомендациям респектабельных организаций выявляются наиболее приемлемые поставщики, с которыми заключаются договоры о сотрудничестве);

3)   оценка результатов работы с выбранными поставщиками (дифференциация поставщиков по поставляемым товарам, определение рейтинга поставщика, определение возможности дальнейшего сотрудничества, мера удовлетворенности от сотрудничества).

Выбор поставщика различных типов товаров неравнозначен: для товаров, необходимых для производственного процесса, выбор поставщика является определяющим и очень

важным, значимым критерием является не только цена, но и качество, надежность и деловая репутация. Для товаров, косвенно участвующих в производстве, определяющим критерием может служить цена.