Планирование в производстве

Категория: Логистика

На основе планирования производства определяются:

1)   потребность в производственных ресурсах;

2)   потребность в персонале;

3)   потребность в складских помещениях;

4)   потребность в транспортных средствах;

5)   приблизительные издержки на осуществление производственных и логистических функций предприятия;

6)   экономический эффект от осуществленной производственной (или другой) деятельности.

Планирование производства продукции (услуг) охватывает следующие вопросы:

1)   разработку плана поставок и реализации продукции;

2)   разработку производственной программы выпуска продукции;

3)   разработку баланса производственной мощности.

При планировании необходимо учитывать реальные производственные мощности предприятия, т.е. состав и количество оборудования, производственные площади, состав и численность работников.

Первый этап. Определяются номенклатура и объем выпуска продукции в натуральном и стоимостном выражении. Номенклатура выпускаемой продукции определяется при помощи анализа потребностей на рынке, заказов потребителей, заключенных договоров о поставке.

План производства (годовая производственная программа) отличается от плана поставок в натуральном выражении на величину изменения остатков готовых изделий, имеющихся на складе, и на величину внутрифирменного потребления. Годовая производственная программа должна соответствовать производственной возможности предприятия (производственной мощности оборудования). Желательно, чтобы производственная программа была оптимальной, т.е. в наибольшей степени удовлетворяла структуре ресурсов предприятия и обеспечивала лучшие результаты деятельности предприятия по выбранному критерию.

Второй этап. Осуществляется распределение выпуска изделий поквартально, разрабатывается номенклатурно-календарный план. Для этого необходимо учитывать договорные сроки выпуска изделий (срок заказа). План должен составляться так, чтобы обеспечивать равномерную оптимальную (рациональную) загрузку оборудования и площади.

Показатели, используемые при планировании производства:

1)   реализованная продукция;

2)   реализуемая продукция — объем продукции, отпускаемой на сторону и подлежащей оплате потребителем, определяется как сумма произведений объема поставок на их цену и остатков стоимости товаров, отгруженных, но неоплаченных на конец и начало планового периода;

3)   товарная продукция (продукция, обработанная на предприятии с целью последующей ее реализации, полностью законченная производством, соответствующая требованиям стандартов и технических условий). В состав товарной продукции входят:

а)   готовая продукция и запчасти;

б)   полуфабрикаты производства;

в)   работы (услуги) производственного характера, оказываемые потребителю;

г)    капитальный ремонт и модернизация оборудования;

4) валовая продукция — обобщенный показатель объема производства, включает объем товарной продукции, изменение остатков незавершенного производства и полуфабрикатов собственного производства, изменение запасов специального инструмента и запчастей для ремонта оборудования собственного изготовления. Незаконченное производство — стоимость незаконченной продукции на различных стадиях производственного цикла. Норматив величины незавершенного производства определяется как произведение длительности производственного цикла на среднедневной выпуск изделий, на себестоимость изделий, скорректированный на коэффициент нарастания затрат, который определяется как отношение средней себестоимости изделия в незавершенном производстве к себестоимости изделия.