Характеристика традиций зарубежного предпринимательства

Категория: Психология продаж

Российский рынок розничной торговли неуклонно движется к освоению западных технологий торговли. При огромной концентрации предприятий розничной торговли становится все труднее удержать покупателя, создать такие условия, при которых у него не возникало бы желания заглянуть в соседний магазин. При наличии существенной конкуренции тем не менее еще не существует в полной мере

ориентации на покупателя, которая характерна для лучших традиций зарубежного менеджмента. Центральной проблемой торговой деятельности отечественных предприятий розничной торговли должна стать активизация «человеческого фактора», т. е. ориентация на покупателя. Все торгово-хозяйственные операции предприятий розничной торговли можно обозначить тремя словами:

люди + продукт + прибыль.

На первом месте стоят люди — сотрудники предприятия, составляющие надежную команду в осуществлении торговой деятельности. Если у предпринимателя нет надежной команды, то его успехи будут невелики. Подбор людей в команду должен осуществляться в соответствии с интересами дела, опираясь на знания психологии продаж.

Японская модель менеджера

Японский менеджмент формировался под влиянием двух факторов:

•  творческого освоения зарубежного опыта, прежде всего американского;

•  сохранения национальных традиций.

Японский менеджмент сложился на основе такой черты японского характера, как исключительное трудолюбие. Японцы работают больше всех в мире, а отдыхают меньше всех.

Японцы настойчивы и упорны в достижении цели. Они могут годами целеустремленно работать, отказывая себе во всем, терпеливо и без отчаяния относиться к неудачам.

В деловом общении японцы дипломатичны и сдержанны, больше всего боятся «потерять лицо», впав в состояние гнева и раздражения.

Японцы любознательны, восприимчивы ко всему новому и прогрессивному и стремятся дать образование своим детям.

Особенно выделяется такое качество японцев, как бережливость. После сокрушительного поражения Японии во второй мировой войне трудолюбие и бережливость японцев способствовали экономическому расцвету страны. Именно эти качества послужили основной для реализации лозунга 1946 г.:

«Или экспорт, или смерть». Японцы духовно свободны. Они прагматичны, но умеют видеть жизнь во всей ее многогранности. Философское и художественное мироощущение они культивируют у детей с младенчества. Японцы всегда готовы к обновлению. Они самые строгие педагоги.

В душе каждого японского дельца живет самурай с его фанатичным стремлением к полной самоотдаче, умением не щадить ни себя, ни своего партнера. Его дело — это ринг неистовой борьбы.

В деловом мире Японии распространена приверженность к коллективным формам организации труда.

Она проявляется в исключительной преданности делам фирмы, а также стремлении к принятию решений, предварительно согласованных на всех уровнях управления. Для того чтобы решение было утверждено высшим руководством фирмы, оно предварительно обсуждается с каждым руководителем среднего звена. И только после того, как каждый сору-ководитель поставит на документе свою печать, управляющий фирмой принимает решение.

Высоко ценятся умение ладить с людьми, лояльность, дипломатичность.

В Японии принято обновлять не только свои специальные знания, но и постоянно совершенствовать духовное развитие личности: в свободное время заниматься каким-либо видом искусства. .

Японцы считают, что работник, имеющий развитые интересы, стремится работать красиво.

Необычен трудовой режим японцев: они работают спокойно, методично, четко, тщательно и размеренно. Нет авралов, срывов, стрессов.

Японский бизнесмен полностью, без остатка посвящает свою жизнь делу. Если он живет в городе, то поздно приходит домой, а если в пригороде, ночует в гостинице, а в семью приезжает на выходные.

Именно все эти особенности в сочетании с умело организованной заинтересованностью обеспечили Японии блестящий успех в мировой экономике.

Американская модель менеджмента

Американскому характеру, присуще утверждение превосходства и жизнестойкости. Американец — национальный тип стойкого человека, имеющего огромный потенциал энергии, активности, выживаемости.

Психологию американского бизнеса определяют осознание борьбы за свое лидерство, поиск новых рынков, обновление стиля организации производства. В организационной деятельности американских фирм присутствуют жесткая дисциплина и беспрекословное подчинение. Американцы помнят завет своего великого соотечественника Форда: «Потеря времени совершается легче всего и возмещается труднее всего, ибо потерянное время не валяется на полу.».

Среди американских предпринимателей и менеджеров преобладают люди независимые, с ярко выраженной индивидуальностью, интуицией, стремлением к единоличному принятию решений, т.е. Америке присущ авторитарный стиль руководства. Однако в последнее время теоретики менеджмента говорят о необходимости смены авторитарного стиля, призывают к смягчению нравов, отказу от единоначалия. Авторитарный стиль все больше вытесняется демократическим-, координационным, горизонтальным.

Американские принципы ведения бизнеса:

•  общие этические ценности: порядочность, честность в работе, взаимное доверие, высокая мотивация труда, общий дух патриотизма;

•  осуществление широкого и эффективного материального и морального стимулирования труда работников;

•  личное участие работников в принятии решений на основе консенсуса (консенсус — решение, принятое на основе изучения мнения всех путем голосования);

•  патриархальный, семейственный, неформальный стиль взаимоотношений руководителей и подчиненных;

•  официальное провозглашение уважения человека и веры в него;

•  всемерное поощрение индивидуализма, ярких личных способностей; привлечение к работе специалистов высшей квалификации;

• максимальное делегирование полномочий работникам

вплоть до самых низовых уровней исполнения.

Былая независимость в отношениях, ранее свойственная стилю американского бизнеса, вытесняется пропагандой «духа команды». Большое значение придается способности к плодотворной совместной деятельности. Современный руководитель и бизнесмен становятся общительными, терпимыми к другому мнению, гибкими, дипломатичными, стремятся к сотрудничеству.

Одной из особенностей деловой Америки является активный метод обучения. Высоким престижем пользуются две школы бизнеса: слоуновская школа Массачусетского технологического института и школа бизнеса Гарвардского университета.

Американцы единодушны в том, что лидером в деловом мире становится тот, кто умеет рисковать и быстро внедрять инновации (инновация — готовность и желание к изменениям). Сравнительный анализ двух систем бизнеса представлен в табл..

 Сравнительный анализ психологии японского и американского бизнеса.