Классификация снэков

Категория: Пищевые концентраты и добавки

Снэки (snacks) — это продукты для быстрого и легкого утоления голода, закуски, употребление которых происходит между делом, на ходу. Они занимают все более прочное положение на российском рынке. Современному человеку постоянно не хватает времени на ведение домашнего хозяйства, приготовление пищи и т.д. Изменения в культуре потребления различных товаров, постепенный переход от российских традиционных «тяжелых» застолий к более легким формам отдыха способствуют созданию у потребителей новых предпочтений — использование готовых к употреблению закусок.

Согласно международной классификации снэковыми являются картофельные и кукурузные чипсы, сырные и мясные снэки, соломка, печенье, мюсли, хрустящие хлопья, орешки, сухофрукты, шоколадные батончики и др. В Российской товароведной классификации традиционно эти продукты относятся к разным группам товаров (мясные, плодоовощные, кондитерские, пищевые концентраты).

За рубежом ассоциация производителей снэков была образована в 1937 г. Сегодня в нее входят более 800 компаний, среди них такие крупные фирмы, как Procter & Gamble, Frito-Lay, и др.

За последние десятилетия потребление снэков в России выросло в несколько раз. Увеличилось количество не только западных торговых марок, но и отечественных. Производством снэков в России занимаются сотни предприятий. К снэкам относятся и традиционные русские продукты — семечки и сухарики.

На российском рынке снэки относятся к разным группам товаров, поэтому их классифицируют на сладкие и несладкие (рис. 4.1).

Основным мотивом приобретения сладких снэков является желание полакомиться, съесть что-либо вкусное. Несладкие снэки приобретаются в целях утолить легкий голод или полноценной закуски к пиву и другим напиткам.

Товары, относящиеся к несладким снэкам, объединяют длительный срок хранения (около 6 мес), обязательное наличие ин

дивидуальной упаковки, небольшая масса пакета (обычно менее 100 г), готовность продукта к немедленному употреблению.

Российский рынок несладких снэков в 2001 г. составил примерно 88 тыс. т, из них чипсы — 40 тыс. т, орешки — 14,5, сухарики—до 13,5 тыс. т. Потребление несладких снэков в 2001 г. достигло 600 г на человека в год.

Соотношение соленых снэков, произведенных в России, к импортируемым в 2000 г. составило 48 : 52 %. В 2001 г. до 2/3 снэковых товаров было произведено в России: сухарики и семечки полностью на российском сырье, орешки в основном российского производства (упакованы в России, но произведены за рубежом), 50 % чипсов российского производства и т.д. В целом рынок несладких снэков за 2001 г. вырос на 30 %.

Итак, рынок снэков активно развивается: появляются новые производители, товары, технологии, растет реализация, снижаются цены и т.д.

Пищевая ценность снэков характеризуется составом основного и дополнительного сырья. Как правило, это высококалорийные продукты, при изготовлении которых используются жиры.

Перед производителем стоит проблема использования специальных жиров: при производстве чипсов — фритюрного жира, при изготовлении крекеров — жира для теста.

Для получения снэков длительного срока хранения необходимо использовать жиры с минимальным содержанием полиненасыщенных жирных кислот. В процессе гидрирования растительных масел значительно снижается концентрация в них полиненасыщенных (от 60...80 до 1... 14%) и увеличивается концентрация мононенасыщенных жирных кислот (до 65... 85 %). При этом происходит частичная трансизомеризация мононенасыщенных жирных кислот. Трансизомеры способствуют возникновению диабета и сердечно-сосудистых заболеваний.

В странах, производящих пальмовое масло (Малайзия, Индонезия и др.), его широко используют в производстве снэков. Пальмовое масло, содержащее около 11 полиненасыщенных жирных кислот, имеет достаточно высокую устойчивость к окислению и не содержит трансизомеры. Поэтому его все чаше применяют и в России при производстве крекеров и чипсов.

В последнее время в производстве снэков широко используют различные кулинарные жиры, среди которых выделяют следующие группы:

натуральные жиры на основе пальмового масла, не содержащие трансизомеров (RBD Palm Oil, Akopalma (Karlshamns, Швеция), Palmetta (Walter Rau, Германия);

гидрированные масла и жиры (соевое, рапсовое и другие растительные масла, жиры морских животных и рыб), содержащие 25... 58 % трансизомеров. Это жиры Akofrite (Karlshamns, Швеция), Butao-06 (Aarhus, Дания), Bavetta, Novetta, Canoletta (Walter Rau, Германия), Vema (Loders Croklaan, Нидерланды), Ertifil (Fuji-Oil Europe, Бельгия), Hipal-B, Swedel-B (ISF, Малайзия), Норвежское топленое масло (Denofa, Норвегия), «Фритюрный жир» (ОАО «Нижегородский масло-жировой комбинат») и др.;

смеси натуральных и гидрированных жиров Ertimix BS550, Ertimix BS640 (Fuji-Oil Europe, Бельгия), Milketta W (Walter Rau, Германия), G.P.Fat (Aarhus, Дания), Амолин (ОАО «Нижегородский масло-жировой комбинат») и др.

В настоящее время необходимо ГОСТ 28414 дополнить требованиями, предъявляемыми к кулинарным жирам по отношению их устойчивости к окислению и содержанию трансизомеров. Совершенствование отечественного производства кулинарных жиров направлено на увеличение использования пальмового масла и его фракций в целях снижения уровня трансизомеров при сохранении высокой антиокислительной стабильности.

Снэки, как и любой продукт, должны соответствовать установленным санитарно-гигиеническим нормам и требованиям. На формирование качества и пищевой ценности снэков влияют технология производства, качество основного и дополнительного сырья.