Особенности моделирования и конструирования меховых изделий

Категория: Одежда

Проектирование изделий из натурального меха, как и одежды из текстильных материалов, включает процессы моделирования и конструирования.

Моделирование меховых изделий заключается в разработке моделей, которые в дальнейшем используют для массового изготовления одежды. Модели меховых изделий разрабатывают художники-модельеры домов моделей и скорняжно-пошивоч-ных предприятий меховой промышленности.

В процессе моделирования учитываются следующие условия:

♦ перспективное направление моды и современный технический уровень мехового и скорняжно-пошивочного производств;

« соответствие изделий их целевому назначению и условиям эксплуатации;

♦ соответствие изделий полу и возрасту потребителя;

♦ соответствие применяемых материалов и пушно-меховых полуфабрикатов определенному назначению изделий, их форме.

При моделировании стремятся создать образцы удобной, красивой, практичной меховой одежды. Композиция изделий строится таким образом, чтобы подчеркнуть естественную красоту меха. В связи с длительными сроками носки меховые изде

лия имеют более стабильную форму, их фасоны реже обновляются. Меховую одежду шьют в основном прямого силуэта, иногда полуприлегающего и свободного. Для соблюдения пропорций модного силуэта одежду из натурального меха изготовляют более длинной.

Существует условное деление разных видов пушно-мехового полуфабриката по назначению: для изготовления мужской, женской или детской одежды. Ассортимент полуфабриката для мужских меховых изделий сравнительно неширокий — бобр, котик, ондатра, каракуль, меховая овчина, кролик, выдра, пыжик, опоек. Не принято изготовлять мужские меховые изделия из шкурок соболя, песца, горностая, куницы, каракульчи, норки, лисицы.

Для детских меховых изделий используют более легкие недорогие виды полуфабриката (кролика, овчину и др.). Женские меховые изделия изготовляют практически из всех видов полуфабриката, за исключением шкурок камчатского бобра, волка, медведя.

При моделировании меховых изделий учитывают свойства используемых полуфабрикатов. Так, верхнюю одежду практически не изготовляют из очень тяжелых (бобра, выдры) или длинноволосых (росомахи, енота, барсука и др.) шкурок.

Композиционное решение одежды из натурального меха обусловлено свойствами как волосяного покрова (высотой, цветом, пышностью, блеском, рисунком), так и кожевой ткани (толщиной, жесткостью, плотностью, прочностью). Из меха с пышным и высоким волосяным покровом проектируют изделия прямых или полуприлегающих силуэтов, без декоративных элементов. Мех с коротким волосяным покровом пригоден для создания разнообразных и четких композиционных решений одежды, использования декоративных элементов (карманов, хлястиков и др.). Из шкурок с толстой кожевой тканью шьют изделия простых форм, а из шкурок с тонкой кожевой тканью, которая хорошо драпируется, можно создавать изделия любых силуэтов, мягких форм.

При создании ансамблей одежды меховые полуфабрикаты подбирают так, чтобы отдельные элементы гармонировали по цвету и виду полуфабриката. Эстетические свойства ансамбля улучшают, используя контрастные цвета (например, пальто темное, воротник и головной убор светлые), разные виды полуфабриката (например, пальто из каракуля, воротник и головной убор из норки).

При моделировании меховой одежды довольно часто комбинируют мех с другими материалами: кожей, замшей, тканями и трикотажем. Интересны композиционные решения, построенные на сочетании материалов по цвету, фактуре.

Конструирование меховых изделий и создание лекал в основном аналогичны конструированию швейных изделий, но имеются некоторые особенности. При конструировании учитывают важнейшие свойства меха — высоту волосяного покрова, толщину и пластические свойства кожевой ткани, размеры, топографию, массу и теплозащитные свойства шкурок.

В отличие от одежды из тканей при конструировании меховых изделий дают большие припуски на свободное облегание в области груди, плечах, талии, бедрах и пройме. Припуск на свободное облегание зависит от высоты волосяного покрова: чем она больше, тем меньше припуск, и наоборот,

В зависимости от теплозащитных свойств шкурок в конструкции меховой одежды подбирают толщину и количество слоев утепляющей прокладки.

Объемная форма меховых изделий создается конструктивным путем, поскольку мех нельзя формовать методами влаж-но-тепловой обработки. На основании конструкции разрабатывают рабочие лекала на раскрой меха и прикладных материалов.

Высокая стоимость меховых изделий, современный ритм жизни требуют нетрадиционного подхода к процессу проектирования: больше новизны, смелых экспериментов, сложности конструктивного и технологического решений, оригинальности элементов декора и фурнитуры.

В меховой промышленности на этапе проектирования широкое применение может найти комбинаторика. Как показывают практика и анализ научно-технических источников, использование принципов комбинаторики при разработке новых моделей изделий является наиболее эффективным.