Моделирование одежды

Категория: Одежда

Моделирование следует отнести к области прикладного искусства, занимающегося созданием моделей или образцов одежды.

Задачей моделирования является создание удобной, изящной, красивой, а также гигиеничной одежды разнообразных фасонов, отвечающей направлению моды и требованиям потребителей. Эту задачу выполняют дома моделей, центры моды, а также лаборатории швейных предприятий.

При разработке новых моделей учитываются: телосложение человека; возраст; экономические факторы — расход материалов; возможности воплощения модели в условиях реального производства; затраты времени на изготовление.

Существенное значение при разработке новых образцов одежды имеет сотрудничество художников-модельеров с дизайнерами, создающими материалы для швейных изделий.

При разработке моделей одежды обеспечение их соответствия предъявляемым требованиям и разнообразие достигаются за счет определенных характеристик (элементов) художественно-технического оформления. Такими элементами (элементами моделирования) являются: силуэт, форма, пропорции, покрой, композиция, элементы формы, рисунки и цвет материала, ритм и др.

Силуэт — плоскостное изображение, очертание предмета. Он характеризуется высотой и шириной плеч, степенью прилегания изделия к фигуре человека по линии талии, бедер, длиной изделия и шириной снизу, длиной рукавов и др.

Каждому направлению моды присущ определенный модный силуэт. Поэтому все наиболее существенные видоизменения в одежде можно проследить по изменению контуров силуэтов и формы.

Важнейшим признаком, определяющим силуэт, является линия талии. По степени прилегания изделия к фигуре по линии талии различают прилегающий, полуприлегающий, прямой и свободный силуэты .

Рис.  Силуэты плечевых изделий:

Рис.  Силуэты плечевых изделий:

а. — полуприлегающий; б — прямой; е — прилегающий; г — свободный, или трапециевидный

Форма модели определяется конструкцией деталей, застежки, отделками.

Выделяют изделия строгой, спортивной формы и фантазй. Изделия строгой формы отличают однобортная застежка, простой крой основных деталей — полочки, спинки, рукава, нижнего воротника. Для изделий спортивной формы характерны хлястики, пояса, накладные карманы, кокетки, шлицы, т.е. элементы, подчеркивающие стройность и спортивное сложение фигуры человека. Форма фантазй отличается сложными конструктивными решениями деталей, разнообразными элементами отделки и сложным покроем.

Силуэт и форма составляют основу модели. При их выборе должны быть обеспечены:

♦ четкость силуэта и его согласованность с материалом и фигурой человека;

♦ соответствие изделия узкому целевому назначению.

Восприятие силуэта и формы изделия зависит от пропорций

отдельных элементов.

Пропорцией называется определенное соотношение частей изделия между собой и с фигурой человека. Наиболее устойчивыми являются силуэты, приближенные к геометрическим фигурам (прямоугольник, овальная восьмерка, трапеция).

При этом наилучшее их зрительное восприятие достигается на основе определенных пропорций: в прямом силуэте 1 : 3 по ширине и длине, в плотнооблегающем и полуоблегающем 2 : 3 по длине и 1 : 2 по ширине.

Покрой одежды определяется рядом конструктивных особенностей :

♦ типом рукавов (втачные, реглан, цельнокроеные, комбинированные и др.);

♦ видом застежки (распашные, однобортные, двубортные

и дрО;

♦ конструкцией карманов (прорезные, накладные, расположенные в шве изделия и т.д.);

♦ формой воротника (стойка, пальтовый, шалевый и др.);

♦ конструкцией полочки и спинки, которые могут быть цельнокроеными, отрезными по линии талии, с отрезной (отлетной) кокеткой, с отрезным бочком и т.д.).

Использование разных силуэтов и форм, видоизменение деталей и элементов покроя, а также швов, складок и отделок обеспечивают возможность создания многообразия фасонов швейного изделия.

В одежде основным средством воздействия на эстетические чувства и восприятия человека является композиция. Композиция — это единство всех входящих в ту или иную модель эле

ментов формы, их взаимное подчинение друг другу. Использование этих элементов должно способствовать созданию одежды определенного назначения.

в

Рис.  Покрой одежды и ее деталей: а — спинки; б — рукава; в — полочки

в

Рис.  Покрой одежды и ее деталей: а — спинки; б — рукава; в — полочки

Основными элементами формы, входящими в композицию одежды, являются линии, пропорции, материал, масса, ритм и др.

Линии бывают силуэтные, конструктивные и декоративные.

Силуэтные — это линии плеча, талии, низа изделия. Они определяют характер силуэта, пропорции, придают ему выразительность.

Конструктивные — линии соединения основных деталей (ростка, горловины, проймы, боковых швов, раскепа и т.д.).

Декоративные линии образуются различными отделками (вышивкой, сборками, защипами и др.) и декоративными деталями (воротниками, клапанами карманов и т.д.).

Существенное влияние на композицию оказывает материал. Выбор материала зависит от назначения изделия, сезона, задуманной формы, телосложения и возраста человека. Естественно, что при определении материала художник-модельер наряду с объективными свойствами (прочностью, растяжимостью, поверхностной плотностью, массой) большое внимание уделяет эстетическим характеристикам (цвету, рисунку, блеску, фактуре поверхности и др.). Поэтому важнейшими характеристиками материалов, особо учитываемых при моделировании, являются: волокнистый состав и структура материала, комплекс свойств (эстетических, гигиенических, физико-механических,

технологических), рисунок поверхности, цвет и цветовая композиция материалов. При этом цветовая композиция может быть однотонной, полярной и многоцветной.

Масса в одежде— это объемное восприятие, обусловленное разворотом плеч, полнотой в области груди, талии, бедер, шириной рукавов, брюк и т.д. Очевидно, что эти элементы массы также имеют значимость в композиции.

Ритм в одежде — это чередование элементов формы и интервалов между ними. Простой вид ритма — это, например, одинаковые по форме и размеру накладные карманы, симметрично расположенные пуговицы, петли, складки, отделочные строчки.

Сложный ритм определяется пропорциональным изменением одинаковых по форме карманов (нагрудных и боковых), отделочных пуговиц по низу рукавов (обычно в женской одежде) и др.

Процесс моделирования швейного изделия можно разделить на этапы:

♦ работа художника-модельера по созданию композиции модели;

♦ выполнение композиции в материале.

Первый этап осуществляется с использованием одного из методов моделирования:

♦ эскизного;

♦ муляжного;

♦ варьирования (изменения) фасонных особенностей на единой конструктивной основе.

Эскизный метод заключается в выполнении рисунка модели-эскиза. Естественно, художник-модельер базируется при этом на тенденциях моды и развития ассортимента с учетом других аспектов разработки модели.

Муляжный метод заключается в том, что художник-мо-дельер набрасывает на манекенщика (манекен) материал (марлю, бумагу и др.) и получает макет, определяя на нем все элементы формы, т.е. создает композицию модели.

Метод варьирования заключается в том, что на единой конструктивной основе изменением деталей, элементов покроя, отделок создают семейство моделей. Этот метод снижает затраты на разработку единичной модели, в большей мере позволяет разнообразить модельный ассортимент, что вполне соответствует требованиям и производства, и рынка.

Созданные композиции моделей по рассмотренным методам обсуждаются Малым художественным советом (МХС) (специа

листами моделирующей организации, т.е. художниками-мо-дельерами, конструкторами, технологами).

После одобрения композиции с возможными изменениями, доработками наступает второй этап моделирования, т.е. воплощение композиции в материале. При этом производится конструкторская разработка лекал, по которым осуществляется раскрой материалов. Раскрой позволяет художнику-модельеру определить экономичность модели. Перед пошивом производятся примерки, обычно на фигуру манекенщика (манекенщицы), которые помогают оценить правильность замысла создателя модели, уточнить особенности технологической подготовки, проведения операций изготовления изделий по данной модели.

Выполненная в материале модель представляется Большому художественному совету (БХС). Он включает как специалистов моделирующей организации, так и представителей промышленности, медицины, средств массовой информации, торговли. При этом последние обладают правом «вето», БХС может принимать различные решения: рекомендовать модель к производству или отклонить ее; включить в состав моделей перспективной моды; рекомендовать к доработке, в журналы мод, на международные выставки моделей одежды и др.