Типология потребления одежды
Типология потребления предусматривает выделение как типов потребителей, объединенных по единству или близости требований к товару, так и типовых условий потребления.
Основы типологии потребления одежды разработаны проф. В.П. Склянниковым . При этом как на важнейшую указывается на систему человек—одежда, в которой выделены две группы взаимосвязанных потребностей: биологические и социальные. Представленная система развития потребностей позволяет учесть важнейшие элементы и особенности эксплуатации изделия, а также многообразие характеристик потребления, групп потребителей.
Одновременно создаются благоприятные предпосылки для более обоснованных решений о выборе модели, материалов, изделий и уровня их качества.
Общая типология потребления товаров комплекса «Одежда»
Класс потребностей |
Группа потребностей, обусловленная |
Признак, определяющий потребности, типы потребителей и условия потребления |
Потребности в системе человек — одежда |
Биологическими особенностями человека Социальной характеристикой человека |
Пол, возраст, антропометрические характеристики, индивидуальные особенности: цвет волос, глаз, кожи, темперамент и т.д. Общественное положение, национальная принадлежность, место жительства, особенности условий жизни, специальность, увлечения, индивидуальные вкусы |
Потребности в системе человек — одежда — климатическая среда |
Регионом пребывания Сезоном Временем суток |
Север, средняя полоса, юг и др. Зима, весна-осень, лето Утро, день, вечер |
Потребности в системе человек — одежда — предметная среда |
Естественной средой Искусственной средой Одеждой как предметом среды |
Север, средняя полоса, юг и др. Домашняя, уличная, транспортная, производственная, для туризма, спортивная, торжественная Закрываемая часть тела, функциональный слой |
Потребности в системе человек — одежда — социальная среда |
Национальной средой Средой условий жизнедеятельности Уровнем жизни общества Требованиями социально-исторического характера |
Республика, край, автономная область и др. Семья, улица, транспорт, производство, туризм, спорт, торжества Высокий, средний, низкий и др. Стиль, мода и др. |
Кроме того, типология потребления существенно облегчает проведение потребительских оценок в маркетинговых исследованиях, она важна для специализации торговых предприятий, реализующих товары комплекса «Одежда». На основе типологии потребления необходимо рассматривать и требования к товарам.
К швейным товарам предъявляются разнообразные требования: гигиенические, эстетические, эксплуатационные, экономические. Они обеспечиваются одноименными группами свойств.