Керамическиетовары

Категория: Разные непродовольственные товары

Общие сведения о керамике

Производство посуды и хозяйственных изделий из глинистых материалов известно на Руси с X в. Фарфор был изобретен более двух тысяч лет назад в Китае.

Керамические изделия по структуре и свойствам черепка подразделяют на фарфор, полуфарфор, фаянс, майолику, гончарные изделия.

Керамика — изделия, полученные спеканием глин и их смесей с минеральными добавками, а также окислов и других неорганических соединений.

Керамические изделия по структуре и свойствам черепка подразделяют на фарфор, полуфарфор, фаянс, майолику и гончарные изделия.

Основными материалами для получения керамики являются глины, каолины (глиноподобный материал белого цвета), глазури, плавни (снижают температуру спекания керамической массы).

Производство керамики состоит из подготовки массы и глазури, формования изделий, сушки, предварительного обжига, глазурования, обжига, декорирования.

Сырье и производство керамических товаров

Основными материалами для получения керамики являются глины (белые и красножгущиеся), каолины (глиноподобный материал белого цвета), отощающие материалы (кварцевый песок),

глазури, плавни (снижают температуру спекания керамической массы).

Производство керамики состоит из следующих операций: подготовка массы и глазури, формование изделий, сушка, предварительный обжиг, глазурование, обжиг, декорирование.

Обжиг бытового фарфора проводят чаще всего в два приема. Первый обжиг фарфора (900— 1000°С) придает изделиям некоторую прочность, второй (1350—1450°С) создает все свойства, характерные для фарфорового изделия.

Отличительные признаки разных видов керамики. Плотность фарфоровых изделий больше, чем фаянсовых, так как черепок у фарфора спекшийся, а у фаянса — мелкопористый. Полуфарфор — материал, близкий к фарфору, имеющий плотный, почти без пор, черепок.

Черепок майолики пористый, по составу и свойствам близок к фаянсу.

Черепок фарфора в тонких слоях просвечивает, черепок фаянса и майолики не просвечивает даже в тонких слоях. Черепок фарфора белого цвета с голубоватым оттенком, у фаянса — белый с желтоватым или сероватым оттенками. Гончарные изделия имеют непрозрачный черепок красновато-коричневого оттенками. При ударе о край фарфоровые изделия издают продолжительный высокий (звонкий) звук, фаянс — глухой и короткий.

Твердость глазури фарфора в 3,5 раза выше, чем у фаянса.

Термостойкость глазури фарфора выдерживает резкие колебания температур без растрескивания. Глазурь фаянса имеет более низкие пределы термостойкости, возможно ее растрескивание при высокой температуре. Глазурь фарфора химически более стойкая к воздействию щелочей, кислот, чем глазурь фаянса. Край или ножка у фарфора не заглазурованы, изделия из фаянса полностью заглазурованы. Майоликовые изделия имеют рельефные украшения, часто покрываются одно- или многоцветной глазурью.

Отличительные признаки фарфора и фаянса.

Плотность фарфоровых изделий больше фаянсовых, так как черепок у фарфора спекшийся, а у фаянса — пористый.

Черепок фарфора в тонких слоях просвечивает, черепок фаянса не просвечивает даже в тонких слоях.

Черепок фарфора белого цвета с голубоватым оттенком, у фаянса — белый с желтоватым, сероватым оттенком.

При ударе о край фарфоровые изделия издают продолжительный высокий звук, фаянс — глухой и короткий. Твердость глазури фарфора выше в 3,5 раза, чем у фаянса.

Термостойкость глазури фарфора выдерживает резкие колебания температур без растрескивания. Глазурь фаянса имеет более низкие пределы термостойкости, может быть растрескивание глазури при высокой температуре.

Глазурь фарфора более химически стойкая к действию щелочей, кислот, чем глазурь фаянса. Край или ножка у фарфора не заглазурованы, изделия из фаянса полностью заглазурованы. Майоликовые изделия имеют рельефные украшения, часто покрываются одно- или многоцветной глазурью. Черепок майолики пористый, по составу и свойствам близок к фаянсу.

Декорирование керамических изделий.

Керамические изделия декорируют керамическими красками, люстрами, препаратами золота, серебра.

Керамические краски наносят кистью (живопись) и полумеханизированным способом (трафарет, штамп). Усик, отводка, 1 лента — полосы, которые наносят золотом или краской (усик — 1 мм, отводка — 1—3 мм, лента — более 3 мм).

Живопись. Живописные рисунки отличаются от других разделок наличием следов (мазков) кисти.

Крытье. Изделия покрывают краской. Крытье бывает сплошное, полукрытье, нисходящее, с прочисткой. Крытье сплошное — все изделие покрывается равномерно краской; полукрытье — поверхность изделия закрашена полоской шириной до 20 мм и более. При нисходящем крытье делают постепенный переход от сплошного слоя краски на нет. Крытье с прочисткой — в сплошном крытье оставляют незакрашенные участки различных форм.

Печать — графический, преимущественно однокрасочный рисунок. Печатный рисунок контурный, состоящий из мелких штрихов, черточек.

Трафарет — рисунок наносят с помощью пульверизатора через трафарет. При использовании одного трафарета рисунок одноцветный, нескольких трафаретов — многоцветный. Отличительные признаки трафарета: части рисунка одного цвета отделены друг от друга, края рисунка четко очерчены.

Штамп — однокрасочный рисунок, повторяющийся на изделии; наносят его с помощью резинового штампа краской или золотом.

Декалькомания (деколь) — однокрасочный или многокрасочный рисунок; наносится на изделие с помощью переводных картинок. Отличается от живописных отсутствием следов кисти, а от печати — одноцветным контуром.

Шелкографию широко применяют для украшений. Краску продавливают через сетчатые трафареты. Рисунки яркие, рельефные, разной сложности, хорошо видны штрихи и точки.

Фотокерамика — украшение в виде портретов, пейзажей, перенесенное на изделие с фотопластинок.

Дополнительные виды дорисовок украшений: пестрение — частичная разрисовка рисунка краской или золотом для подчеркивания деталей.

Арабеска — узкий бортовой орнамент краской или золотом, нанесенный от руки.

Блики — рельефные мазки бесцветной краской для подчеркивания светлых деталей рисунка.

В зависимости от характера расположения на изделиях рисунки подразделяют на букет, раскидные, бортовые и сплошные (рис. 23). Букет состоит из лепков или рисунков до трех включительно; раскидные — из лепков или рисунков от пяти и более; бортовые — чаще всего по борту изделия орнаментальное непрерывное украшение. Все рисунки наносят на изделие как отдельно, так и в различном сочетании. Рисунки на керамике делят на группы в зависимости от сложности. Изделия из фарфора и фаянса без разделок называются «белье».

Классификация и ассортимент керамических товаров

Ассортимент керамических товаров подразделяется на следующие группы:

—  ассортимент фарфоровой посуды (столовая, чайная и кофейная);

—  ассортимент фаянсовой посуды (столовая, чайная);

—  ассортимент майоликовой посуды;

—  ассортимент гончарных изделий;

—  художественно-декоративные изделия.

Посуду подразделяют по видам, форме, фасонам, видам разделок, по сложности разделок, по размерам.

Размеры изделий плоских и круглых определяются по верхнему диаметру (в мм); полых изделий — по вместимости (в см3 или в л); овальных — по большей длине овала (в мм); по высоте корпуса (в мм) обозначаются размеры высоких изделий.

По комплектности различают одиночные и комплектные изделия (наборы, гарнитуры, сервизы). Комплекты выпускают одного фасона, разделки и сорта на 4, 6 или 12 персон.

Требования к качеству. Маркировка, упаковка, транспортирование керамических товаров

Керамические изделия по качеству должны соответствовать требованиям нормативных документов.

На дне фарфоровых, фаянсовых изделий с оборотной стороны несмываемой керамической краской наносят товарный знак предприятия-изготовителя, сорт, группу разделки.

Хранить керамические изделия следует в сухих, отапливаемых помещениях на стеллажах.

Функциональные требования.

Керамические изделия должны соответствовать функциональному назначению, имеют значение такие показатели качества, как устойчивость изделий на плоскости, показатели водопоглощения и термостойкости.

Керамические изделия должны отвечать требованиям надежности: посуда должна быть прочной, приставные детали (ручки, носики) — прочно закреплены.

Эргономические требования.

Керамические изделия не должны выделять вредных веществ из глазури и керамических красок, должны быть удобными в пользовании; крышки должны быть плотно посажены и не выпадать при наклоне изделий на 70°.

Эстетические требования.

Посуда из фарфора и фаянса должна иметь белый черепок (для фаянсовой посуды допускается желтоватый оттенок). Белизна фарфора нормируется (60—65 %).

В слоях фарфора толщиной 2—2,5 мм изделия должны просвечивать. Изделия должны соответствовать требованиям целостности композиции, совершенству формы и декорирования, должны отвечать требованиям новизны и оригинальности фасона, формы, соответствовать моде. В керамических изделиях не допускаются дефекты: трещины сквозные, отколы незашлифованные  и незаглазурованные, пузыри (вздутия черепка или глазури диаметром 4 мм и более), цек (растрескивание) глазури, отслоение краски, глазури.

В зависимости от вида, места расположения, размера и количества дефектов фарфоровую и фаянсовую посуду делят на 1, 2 и 3-й  сорта. Различают дефекты черепка, формования, декорирования.

На дне фарфоровых, фаянсовых изделий с оборотной стороны несмываемой керамической краской наносят товарный знак предприятия-изготовителя, сорт, группу разделки. Товарный знак обозначают условным символом, буквами или пишут наименование предприятия. Клеймо красного цвета ставят на изделие 1-го сорта, синего — 2-го, зеленого — 3-го сорта.

Стандартами предусмотрен и порядок упаковки керамических изделий.

Керамические изделия упаковывают в пачки, коробки; чашки по 4 или по 6 упаковывают вместе с блюдцами в одну пачку, предварительно перекладывая бумагой или завернув изделие в бумагу через одно.

Несколько пачек с изделиями прокладывают бумагой, стружкой и заворачивают в укрупненный пакет. На пакете маркируют обозначение: наименование изделий, наименование предприятия-изготовителя, его товарный знак, дату упаковки, номер стандарта, номер упаковщика, сорт, группу разделки. Транспортируют керамические изделия в контейнерах, в вагонах. В нижних рядах более тяжелые изделия, в верхних — более легкие. На контейнерах и вагонах указывают «Осторожно, хрупкое».

Хранить керамические изделия следует в сухих, отапливаемых помещениях на стеллажах.