Основные методы проектирования обуви

Категория: Одежда

Различают четыре основных метода проектирования обуви: геометрический Р. Кнефеля, снятие копии с колодки А. Хас-сельбарта, обтягивание колодки тканью В. Будила, проектирование верха на колодке по А. Лунати (итальянский метод).

Метод Р. Кнефеля. Вплоть до середины XIX в. обувь только в общих чертах соответствовала форме стопы, так как формовалась на симметричных колодках. Конструкция обуви не учитывала удлинений и перемещений стопы во время ходьбы. Не до конца выделанная кожа позволяла изготовлять примитивную по форме обувь,

Только в конце XIX в. венский сапожный мастер Роберт Кнефель в результате сотрудничества с врачами-ортопедами внедрил геометрический метод проектирования грунд-модели заготовки, что повысило технический уровень производства заготовок и изготовления обуви. По этому методу чертежи и модели заготовок выполняли путем переноса размеров стопы в виде точек на конструктивную сетку и колодку.

С появлением геометрического метода появилась новая специальность в производстве заготовок — моделирование.

Модельеры проектировали модели на плоскости геометрическим методом, перенося линии модели на колодку и разрабатывая все конструктивные элементы заготовки с припусками для их соединения.

Геометрический метод применяется в настоящее время преимущественно при проектировании обуви, изготовляемой по мерке. Для серийного и массового производства данный метод постепенно совершенствовался. Его сущностью является анатомическое обоснование продольного сечения стопы, вычерченного на конструктивной сетке.

Модельер должен хорошо знать анатомическое строение стопы, ее чувствительные места, свойства деталей обуви, степень их подверженности изгибу при эксплуатации обуви.

По мере перехода от сапожного ремесла к промышленным методам проектирования и производства обуви обнаружились недостатки геометрической сетки.

Метод А. Хассельбарта. Арно Хассельбарт устранил многие из недостатков метода Р. Кнефеля, обеспечив более правильное соединение деталей в узлы и разбивку обуви на размеры с помощью снятия копии с колодки. Копия боковой поверхности колодки позволила достигнуть большей точности конструкции модели обуви. Способ подготовки колодки и копировальной бумаги для выполнения копии показаны на рис. 4.2.

Метод В. Будила. Этот метод обеспечивает более точное, чем описанное выше, копирование верхней части колодки, имеющей неправильную геометрическую форму, значительные впадины и выпуклости. Трудность точного снятия копии поверхностей колодок обусловила разницу в площади деталей верха обуви, спроектированных на основе копии поверхности колодки, сделанной из бумаги с надрезами. В. Будил проделал эксперименты для получения верха обуви правильной конструкции.

Следует отметить, что при использовании копии, выполненной по методу А. Хассельбарта, из-за несовершенства последнего искажается форма носочной части обуви. Сравнивая результаты экспериментов с объемной и необъемной копиями, следует отметить, что базисная линия носочной части при использовании объемной копии направлена по овалу вниз, а необъемной копии — поднимается вверх, деформируя носочную часть.

Описанные методы внедрены для проектирования моделей на плоскости (геометрической сетке) и копии колодки. Модель заготовки обуви, спроектированную на плоскости, после изготовления шаблонов деталей и их соединения переносят на колодку, на которой выполняют дальнейшую корректировку верха.

Все описанные методы проектирования моделей обуви при одновременной модернизации методов производства обуви и самих изделий были использованы итальянскими модельерами. Они разработали новые методы проектирования моделей на колодке и переноса их с колодки на плоскость с помощью прозрачной оболочки. Такой метод получил название итальянского.

Метод А. Лунати. Метод проектирования обуви на колодке и переноса линий модели с колодки на плоскость был создан в 1962—1965 гг. в Международном институте обувной техники и искусства в Милане, хотя эксперименты в этой области выполнялись в различных центрах еще раньше. Автором метода является Адриано Лунати. Метод учитывает элементы ранее разработанных методов, включает ряд новых элементов.

Метод относится к нескольким видам обуви, различающимся конструкцией, кроем, фасоном и назначением. К этим основным видам относятся "дерби", полуботинки и ботинки с настрочной союзкой, "лодочки" с ремешками и без ремешков, мокасины и сапоги. Все остальные виды обуви рассматриваются как разновидности, конструкции которых можно отнести к какому-либо из основных типов. Из ранее известных методов итальянский заимствовал геометрический метод применительно к обуви с высокими берцам и сапогам.

Новым элементом в итальянском методе является ресурсная корректировка расширения и сужения нижних и верхних краев копии колодки в зависимости от высоты каблука и типа обуви, что улучшило соответствие верха обуви форме колодки и стопы. При корректировке особое внимание обращается на особенности проектирования отдельных видов обуви.

В настоящее время используется и модульное проектирование с использованием компьютерной технологии на основе матриц базовых геометрических форм конструктивных элементов формы обуви. Они и являются условно постоянной информацией, которая вводится в базу данных ЭВМ. Банк основных геометрических фигур и средства их трансформации (растяжение, сжатие, увеличение и уменьшение) позволяют получить множество вариантов решения формы деталей. Дизайнер, используя матрицу, может на экране дисплея отследить различные виды фрагментов, которые станут конструктивной основой верха обуви, т. е. создать структуру новой модели.

С помощью заданного буквенно-цифрового кода любой комбинации фрагмента ЭВМ мгновенно выдаст завершенные варианты конструктивно-унифицированных элементов или модулей.

При модульном проектировании сокращается количество деталей верха, а следовательно, и их соединений, что сделает обувь более легкой и мягкой. Создаются предпосылки для более полной автоматизации производственного процесса, применения систем автоматического проектирования (САПР) и гибких технологий изготовления обуви. При этом можно будет использовать новые перспективные способы соединения деталей.