Главная > Функциональные продукты питания

Функциональные безалкогольные напитки

Современное состояние производства и потребления безалкогольных напитков

К безалкогольным относятся напитки различной природы, состава, органолептических свойств, способов получения и объединенных назначением - утолять жажду и оказывать освежающее действие.

Основными группами безалкогольных напитков являются минеральные воды, соки, безалкогольные газированные и пегазированные напитки.

В последние годы в стране отмечается устойчивая тенденция роста объемов производства безалкогольных напитков (табл. 18).

Таблица 18

Объем производства безалкогольных напитков в России

Фото 1 Функциональные  безалкогольные напитки

Выработка безалкогольных напитков за четыре года увеличилась в 1,6 раза и составила в 2003 г. 350 млн. дкл. Объем производства минеральных вод за этот период возрос фактически в 2 раза, а фруктовых соков - почти в 5 раз.

До 90-х годов XX века для безалкогольной промышленности было характерно производство широкого ассортимента напитков с применением натуральных компонентов: сахарного сиропа, соков, экстрактов растительного сырья, настоев пряно-ароматического сырья, композиций и концентратов. Выпуск на-

питков   с   использованием   подсластителей   (сахарина,   сорбита, ксилита) и предназначенных для диабетиков не превышал 2-3%.

Рациональных норм потребления безалкогольных напитков не установлено. По мнению ученых ВНИИ пивоваренной, безалкогольной и винодельной промышленности и Пятигорской государственной фармацевтической академии, потребление безалкогольных напитков, включающих углеводы и натуральные компоненты, в зависимости от времени года, должно составлять от 0,5 до 1,5 л в день. Этот уровень может колебаться в зависимости от профессиональной деятельности и возраста потребителя.

Потребление безалкогольных напитков в разных странах значительно колеблется. В Чешской Республике среднедушевое потребление безалкогольных напитков составляет 240 л в год; Словацкой Республике - 180 л; Германии - 195 л, в том числе минеральных вод 80 л, освежающих напитков - 83 л, соков -32 л. Высокое потребление безалкогольных напитков характерно также для Венгрии - 158 л, Польши - 122 л, США -164 л, в том числе соков 48 л. В России душевое потребление безалкогольных напитков составляет около 30 л, минеральных вод - 14 л, соков - 10 л в год.

С переходом страны на новые рыночные отношения произошло резкое изменение в направлении развития безалкогольной отрасли. Ассортимент напитков обогатился за счет применения искусственных подсластителей, красителей ароматизаторов импортного производства. К сожалению и классический ассортимент безалкогольной продукции -«Лимонад», «Дюшес», «Буратино» и другие, начали производить исключительно на подсластителях с использованием синтетических ингредиентов, имитирующих традиционные вкусоароматические свойства напитков.

В последнее время, следуя мировым тенденциям роста производства и потребления функциональных продуктов питания, в том числе безалкогольных напитков, отечественные производители  безалкогольной   продукции  начали  осваивать

выработку функциональных напитков повышенной пищевой ценностью.

Функциональные ингредиенты для напитков предлагают как ведущие на рынке ингредиентов для безалкогольных напитков зарубежные фирмы - Dohler, Quest, так и отечественные - ООО «Скорпион - Аромат», «БИОК» (Курская биофабрика) и другие.

Производство безалкогольных напитков осуществляется и в системе Центросоюза РФ. Объем производства напитков предприятиями потребительской кооперации с 2000 года увеличился на 30% и составил в 2003 году 8049 тыс. дкл. Рост выработки безалкогольных напитков приходится в основном на 2001 год. В последующие годы объем производства напитков фактически находится на одном уровне (табл. 19).

Таблица 19

Производство безалкогольных напитков в системе Центросоюза РФ

Фото 2 Функциональные  безалкогольные напитки

Программой развития потребительской кооперации РФ на 2004-2007 годы прогнозируется увеличение выработки безалкогольных напитков к 2007 г до 12400 тыс. дкл, т.е. в 1,5 раза по сравнению с 2003 г.

Концепцией развития потребительской кооперации РФ на период до 2010 года предусматривается восстановление произ

водства традиционных безалкогольных напитков, в том числе на основе дикорастущих плодов и ягод, расширение ассортимент;) соков, богатых пектином, каротином, выпуск хлебного кваса, освоение производства минеральных вод.

Одним из направлений развития безалкогольной отрасли является переход к индустриальным методам производства, централизованному приготовлению готовых концентратов на специализированных предприятиях с последующей их поставкой в безалкогольные цеха.

Приоритетными направлениями в производстве безалкогольной продукции должны стать внедрение прогрессивных технологий, создание новых видов продуктом лечебно-профилактического назначения.

<<< Хлебобулочные изделия с функциональными свойствами
Пищевая и физиологическая ценность безалкогольных напитков >>>

Рейтинг:
  • Итоги рейтинга 2.40/5
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
2.4/5 (5 голосов)
Владимир 2011-02-09 13:49:10

 :)  :)  :)  :)

[Ответить] [Ответить с цитатой]
↑ +1 ↓

Страницы: [1]

Оставить комментарий

Ваше имя:
Ваша почта:

RSS
Комментарий:
Введите символы: *
captcha
Обновить