Субъекты и объекты товароведения

Категория: Основы товароведения

Субъект - человек, познающий внешний мир (объект) и воздействующий на него в своей практической деятельности, а так же носитель прав и обязанностей. Субъекты товароведной деятельности делятся на 2 вида: товароведы и потребители товара. Потребитель товара - гражданин, заказывающий, приобретающий, использующий товары для личных нужд, не извлекая прибыли. Товароведы - специалисты, осуществляющие эту деятельность в силу своих должностных обязанностей. Этой категории специалистов приходится 25-30% всех руководителей и специалистов в торговле. Товароведы - специалисты, которые обеспечивают продвижение товара от изготовления до потребления с учетом ассортиментной, качественной, количественной, стоимостной характеристик. Должностные обязанности товароведов в значительной мере определяются целями и задачами структурного подразделения, в которых они работают. Можно выделить три основных направления товароведной деятельности: 1) Технологическое, обеспечивающее технологию товародвижения; 2) Организационно-управленческое, нацеленное на стимулирование сбыта, выявление спроса и рынков сбыта, организацию закупок товаров; 3) Маркетинговое, предназначенное для выявления потребностей и товаров как средств их удовлетворения. Поэтому и на производстве, и в торговле нужны три категории товароведов; товароведы технологи (инженеры), товароведы- менеджеры и товароведы - маркетологи. Последние по выполняемым функциям близки к маркетологам и в отдельных видах деятельности могут даже дублировать их. Однако деятельность товароведов в отличие от маркетологов больше связана с функциями, выполнение которых требует досконального знания потребительских свойств товаров. Субъектами товароведения является товароведы, основная деятельность которых, направлена на то, чтобы все знать о товаре. Нормативными документами, регламентирующей деятельность товароведа и требованием к профессиональной компетентности является ГОСТ-51305-99, «Розничная торговля, Требования к обслуживающему персоналу». Тарифно-классификационными характеристиками (требованиями) по общеотраслевым должностям служащих, утвержденными постановлением министра труда России от 6 июня 1996 г. №32. Квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и других служащих, утвержденным постановлением министра труда России от 21 августа 1998 г. №37, где изложены требования к товароведу, а именно: что он должен знать, и что уметь. ЗНАТЬ: ассортимент, его показатели, способы управления ассортиментом; потребительские свойства товара; количественные характеристики товара, товарных партий; правила отбора проб; факторы, влияющие на формирование и сохранение качества товара. УМЕТЬ: оценивать качества товара; выявлять дефекты и их характер; причины; идентифицировать товар; уметь работать с сопроводительными док-ми; расшифровать маркировку; анализировать показатели ассортимента; работать с конкретными группами товаров. А так же: - Наличие среднего специального или высшего профессионального образования по специальности; СПО 0612 «Товароведение» или ВПО 351100 «Товароведение и экспертиза товаров»; -своевременное оформление претензионных материалов по качеству, упаковке и маркировке товаров; -участие в рассмотрении претензии покупателей на некачественный товар; -участие в проведении инвентаризации товаров.

Объектами товароведной и коммерческой деятельности являются товары, их потребительная стоимость и аспекты качества. В товароведении лекарственных средств это препараты, применяемые для лечения как человека, так и животных, а также специфические ветеринарные препараты.

Товароведная деятельность как составная часть коммерческой направлена только на товары и сопутствующие им торговые услуги (по хранению, подготовке к продаже, контролю качества и т. п.).

Коммерческая деятельность отличается большей широтой охвата объектов, включает не только товары, но и услуги (основные и вспомогательные), ценные бумаги, интеллектуальную продукцию, а также работу по организации товародвижения.

Товары как объекты товароведной деятельности имеют четыре основополагающие характеристики: ассортиментную, качественную, количественную и стоимостную. Первые три характеристики, которые можно назвать товароведными, удовлетворяют реальные потребности человека (физиологические, социальные, психологические и др.), определяя потребительную стоимость товара. Благодаря этим характеристикам продукция приобретает полезность для определенных сегментов потребителей и становится товаром.

Характеристика — совокупность отличительных видовых свойств, признаков предмета или явления.

Ассортиментная характеристика товаров — совокупность отличительных видовых свойств и признаков товаров, определяющих их функциональное и/или социальное назначение.

Качественная характеристика товаров — совокупность внутривидовых потребительских свойств, обладающих способностью удовлетворять разнообразные потребности.

Количественная характеристика товаров — совокупность определенных внутренних свойств, выраженных с помощью физических величин и единиц измерения.

Субъекты товароведной деятельности подразделяются на две группы. Первую группу составляют специалисты, непосредственно связанные с обращением ветеринарных препаратов в силу своих служебных обязанностей (ветеринарные врачи, фельдшеры, санитары, кладовщики, провизоры в ветеринарных аптеках), вторую — владельцы животных, приобретающие ветеринарные препараты для лечения своих подопечных.

В товароведении применяют две группы методов: научного познания и практической товароведной деятельности.

Методы научного познания направлены на исследование товара, его потребительных характеристик и их изменений в процессе товародвижения. В эту группу входят эмпирические (экспериментальные) и аналитические методы.

Эмпирические (экспериментальные) методы основаны на опыте или наблюдениях. Эти методы находят широкое применение в товароведении. Благодаря им стали возможны исследования химической, физической и биологической природы товаров.

В зависимости от используемых технических средств измерения и принципов естественных наук экспериментальные методы подразделяются на квалиметрические (измерительные) — физические, физико-химические, химические, биологические и органолептические.

1.    Измерительный метод определения значений показателей качества продукции осуществляется на основе технических средств измерений.

2.    Органолептический метод определения значений показателей качества продукции осуществляется с помощью органов чувств.

Аналитические методы основаны на мысленном или фактическом разложении целого на составные части. Они подразделяются на две подгруппы: методы управления научным познанием и методы систематизации.

К методам управления научным познанием относятся анализ, диагностика, прогнозирование, программирование и планирование. Анализ товаров базируется на данных, полученных экспериментальными методами. Результаты анализа могут использоваться для прогнозирования возможных изменений при формировании ассортимента товаров, требований к их качеству, товарных потерь, условий, сроков хранения и т. п. На основе данных, полученных методом прогнозирования, осуществляется программирование, т. е. определяется алгоритм деятельности специалистов по обеспечению заданных характеристик товаров или рационального товародвижения. В результате применения аналитических методов становится возможным дальнейшее планирование научного познания товаров.

Методы систематизации — группирование объектов с близкими свойствами по общим признакам, расположение их в определенном порядке. Основополагающие методы систематизации — идентификация, обобщение (группировка), классификация и кодирование.

Идентификация — установление тождества неизвестного объекта (например, вещества) с другим, известным. Присвоение объекту уникального наименования, номера, знака, условного обозначения, признака или набора признаков и т. п., позволяющих однозначно выделять его из других объектов.

Обобщение (группировка) — метод объединения объектов по общим признакам. Он применяется для выделения ассортиментных групп.

Классификация — разделение множества объектов по их сходству или различию в соответствии с принятыми методами.