Анализ сбалансированности ассортимента

Категория: Рекламная деятельность, маркетинг, продвижение товаров

Любая торговая организация независимо от специфики своей деятельности формирует торговый ассортимент, который требует постоянного управления и совершенствования. Для принятия эффективных управленческих решений относительно ассортимента магазина необходимо анализировать сбалансированность ассортиментной матрицы.

Напомним, что ассортиментная матрица — это полный перечень всех товаров, предлагаемых для продажи в магазине в определенный период времени, разработанный в соответствии с товарной политикой, месторасположением и форматом магазина.

В ходе анализа сбалансированности ассортимента необходимо остановиться на следующих аспектах.

1. Оценка соответствия ассортимента формату магазина.

Таким образом, при анализе ассортимента необходимо изучить, насколько ассортимент магазина соответствует формату магазина, определяемому всеми вышеуказанными критериями.

2. Оценка соответствия структуры ассортимента вкусам и предпочтениям покупателей. Как известно, вкусы покупателей со временем изменяются, поэтому необходимо постоянно их анализировать, чтобы в соответствии с ними оптимизировать структуру ассортимента. Проще оценивать сбалансированность ассортимента на основе покупательских предпочтений в случае, когда магазин осуществляет сегментирование покупателей, выделяет целевой сегмент (или сегменты) и сосредоточивает свою деятельность на работе с данным сегментом. В данном случае сбалансированность ассортимента оценивается с позиции целевых покупателей, которые обеспечивают основную долю товарооборота и прибыли магазина. Для этого можно использовать такие методы, как анкетирование, интервьюирование или фокус-группа.

3. Оценка сбалансированности ассортимента с позиции конкурентных преимуществ. Особенностью современных рыночных отношений является тот факт, что залогом успеха является не просто удовлетворение покупательских потребностей, а удовлетворение лучшим способом, чем это делают конкуренты. В этой связи необходимо, чтобы ассортимент магазина был не просто сбалансирован, а более сбалансирован, чем у конкурентов. Это, в свою очередь, требует постоянного мониторинга деятельности конкурентов, в том числе их ассортиментной политики. В рамках данного анализа необходимо определить:

 кто является основными конкурентами магазина;

 в чем конкуренты имеют преимущества;

 как соотносятся цены по ключевым товарным позициям;

 какие дополнительные услуги предлагают конкуренты;

 возможность появления новых конкурентов.

4. Анализ сбалансированности ассортимента по количеству категорий и соотношению товарных позиций. Необходимость проведения данного анализа вызвана тем, что каждая товарная категория в торговом ассортименте играет свою особую роль,

поэтому важно насытить ассортимент товарами из разных ролевых групп.

Принято считать, что товарные категории выполняют следующие роли:

уникальные — в задачу таких товаров входит формирование имиджа магазина и его запоминаемость, к ним, как правило, относят импульсные покупки;

приоритетные — обеспечивают прибыльность магазина и привлекают значительный поток покупателей;

базовые — обеспечивают высокую оборачиваемость и привлекают основной поток покупателей;

периодические — обеспечивают обновляемость ассортимента, привлекают и удерживают покупателей;

удобные — формируют поток постоянных покупателей, обеспечивают комплексность покупки и удобство для покупателя.

В соответствии с ролью каждая товарная категория призвана решать те или иные задачи ассортиментной политики, согласно которым товарная категория может наполняться дорогими или дешевыми товарами, новинками или хорошо известными покупателю, марочными или немарочными и т.д. Анализ сбалансированности ассортимента позволяет оценить, насколько структура ассортимента магазина соответствует его формату, требованиям покупателей, целям и задачам ассортиментной политики. Подобный анализ позволяет выявить «слабые» места в ассортиментной политике и вовремя внести необходимые коррективы.