Анализ товарооборота в магазине
Анализ продаж розничного магазина начинается с изучения динамики объема продаж и оценки соответствия фактических и плановых показателей, если в магазине применяется система планирования. Анализ продаж розничного магазина предполагает систематический сбор данных. Наиболее удобными формами для сбора данных являются таблицы и графики, которые наглядно иллюстрируют динамику товарооборота.
В качестве примера приведем вариант таблицы, в которой могут быть отражены сведения по товарообороту торговой сети (табл.).
Таблица
Динамика объема продаж торговой сети
Наименование торговой точки |
Общая площадь магазина, кв. м |
Объем продаж, тыс. |
руб. |
Итого | ||||||||||
Месяцы | ||||||||||||||
январь |
февраль |
март |
апрель |
май |
июнь |
июль | август | сентябрь |
октябрь |
ноябрь |
декабрь | |||
Магазин 1 | ||||||||||||||
Магазин 2 | ||||||||||||||
Магазин 3 | ||||||||||||||
Магазин 4 | ||||||||||||||
Магазин 5 |
Подобные таблицы позволяют анализировать динамику товарооборота в течение года в отдельной торговой точке, сравнивать товарооборот в различных торговых точках. Кроме того, на базе данной таблицы можно оценить товарооборот, приходящийся в среднем на 1 кв. м площадей магазина, данный показатель позволяет оценить эффективность использования торговых площадей магазина. Подобная таблица может быть построена и для одного магазина, она будет иллюстрировать динамику товарооборота в течение года (или другого временного периода).
Кроме анализа общего товарооборота торговой точки, необходимо анализировать товарооборот по каждой товарной категории. Только такой анализ позволит оценить эффективность ассортиментной матрицы, разработанной в магазине, и принять рациональные решения по ее оптимизации. Для этого данные об объемах продаж можно аккумулировать в следующей таблице (табл.).
Таблица
Динамика объема продаж товарной категории
Наименование товарной позиции |
Объем продаж, тыс. руб. |
Итого | |||||||||||
Месяцы | |||||||||||||
январь | февраль | март | апрель | май | июнь | июль | август | сентябрь | октябрь | ноябрь | декабрь | ||
Представление данных в табличной форме упрощает процесс анализа информации и делает ее более наглядной.
На основе данных, представленных в табл., можно рассчитать целый ряд показателей, характеризующих динамику товарооборота.
1. Цепной темп роста товарооборота показывает, как изменяется товарооборот текущего месяца по отношению к предыдущему месяцу.
Темп роста товарооборота (цепной) = объем товарооборота в текущем периоде/объем товарооборота в предыдущем периоде
2. Базисный темп роста товарооборота показывает, как изменяется товарооборот текущего периода по отношению к базисному периоду.
В качестве базисного периода может быть выбран любой предшествующий период. Как правило, в качестве базисного периода принимают январь текущего года.
Темп роста товарооборота (базисный) =(объем товарооборота в текущем периоде/объем товарооборота в базисном периоде) * 100%.
3. Среднегодовой темп роста товарооборота показывает, как в среднем менялся товарооборот в течение года. Он может рассчитываться как на базе цепного, так и на основе базисного товарооборота. Данный показатель позволяет сравнивать темпы развития различных торговых точек, если речь идет о торговой сети, и анализировать развитие отдельного магазина на протяжении нескольких лет.
В условиях высокой инфляции необходимо рассчитывать не только номинальные значения товарооборота, но и реальные. Номинальные значения рассчитываются в текущих ценах, а реальные значения — в ценах базового периода, т.е. с учетом изменения уровня цен. Рассчитать реальный объем товарооборота можно по следующей формуле:
Объем товарооборота (реальный) = объем товарооборота (номинальный)/ индекс изменения цен
Например, товарооборот магазина прошлого года составил 30 млн руб., товарооборот отчетного года 32,5 млн руб. Рассчитаем динамику товарооборота в текущих и сопоставимых ценах, учитывая, что индекс цен текущего года по отношению к предыдущему году составляет 1,2.
Динамика товарооборота в текущих ценах = 32,5 млн руб. / 30 млн руб. *100% = 108,3%.
Для расчета динамики товарооборота в сопоставимых ценах необходимо рассчитать реальный объем товарооборота в текущем году.
Реальный объем товарооборота текущего года = 32,5 млн руб. / 1,2 = 27,1 млн руб.
Теперь можем рассчитать динамику товарооборота в сопоставимых ценах, помня, что в предыдущем году номинальный показатель товарооборота равен реальному, так как этот год принят за базу.
Динамика товарооборота в сопоставимых ценах = 27,1 млн руб. / 30 млн руб. X 100% = 90,3%.
Таким образом, данный пример наглядно демонстрирует ситуацию, когда рост товарооборота в магазине был достигнут за счет роста цен, а не за счет роста объема продаж. Об этом свидетельствует положительная динамика товарооборота в текущих ценах и отрицательная динамика — в сопоставимых ценах.
Индексы изменения цен рассчитываются Федеральной службой государственной статистики и доступны на ее официальном сайте (http://www.gks.ru).
В процессе анализа объема продаж розничного магазина целесообразно проанализировать динамику его изменения как в стоимостном, так и в натуральном выражении.
Если в магазине осуществляется планирование товарооборота, тогда в ходе анализа необходимо проанализировать степень выполнения плана как в целом по магазину, так и по отдельным категориям товаров.
Например, фактический товарооборот отчетного года составил 3500 тыс. руб., а прогноз продаж отчетного года — 3350 тыс. руб. Тогда процент выполнения прогноза продаж составит 3500 / 3350 * 100% = 104,5%.
Таким образом, в данном примере план по объему продаж перевыполнен на 4,5%.
Для анализа динамики товарооборота по отдельным товарным группам можно рассчитать коэффициент абсолютных структурных сдвигов, который позволяет оценить изменения структуры товарооборота.