Что такое гипермаркет

Категория: Менеджмент

     Гипермаркет- формат розничного магазина, объединяющий в себе принципы магазина самообслуживания и магазина, разделенного на торговые отделы. От супермаркета гипермаркет отличается большим размером (от 10 тыс. кв.м) и увеличенным ассортиментом товаров, насчитывающим от 40 до 150 тысяч позиций.
 Площади гипермаркетов начинаются от 10 тысяч квадратных метров.   Для размещения гипермаркета редко предлагаются готовые строения, как правило, строительство ведется под конкретного заказчика, владельца бренда гипермаркета.
При строительстве и обустройстве территории вокруг гипермаркетов обязательно предусматриваются удобные подъездные пути и возможность беспрепятственных погрузочно-разгрузочных работ больших партий товаров в контейнерных упаковках.
Для клиентов создается одна или несколько парковок большой площади, так как формат магазина подразумевает, что покупатели совершают покупки, приезжая на автомобилях. В отличие от других форматов в гипермаркетах необходимо уделять особое внимание удобству пребывания покупателей в течение долгого времени, для этого должны быть созданы точки общественного питания, туалеты, зоны упаковки покупок, детские площадки, зоны отдыха и т.д.
Торговый зал занимает около 80% от всей площади магазина, внутри он разделен на зоны в зависимости от товарных категорий. Специфика гипермаркетов предусматривает продажу всех видов товаров продовольственной и непродовольственной группы, причем условия хранения должны соблюдаться у всей продукции, что усложняет процесс эксплуатации помещения. Оснащение всех залов должно предусматривать высокую степень механизации  и автоматизации работ в магазине.
Формат гипермаркета отличает максимальная механизация и автоматизация всех работ, связанных логистикой. Предполагаются поставки товара большими партиями, причем количество принятого товара ежесуточно требует мощного технологического оснащения и четкой структуризации всех логистических процессов.
Как правило, все сети гипермаркетов работают по одной из двух схем складской логистики: гипермаркет ввиду его большого размера сам является складом и сеть гипермаркетов имеет свой распределительный центр. В обоих случаях действуют жесткие правила поставки товара. Любые логистические операции должны совершаться в четко оговоренное время назначенного числа. Вся продукция поставляется в паллетированном виде с необходимой маркировкой каждой паллеты, данная маркировка должна соответствовать предъявляемым требованиям, быть легко читаемой и отражать всю необходимую информацию о товаре.
Ассортимент гипермаркетов включает в себя все категории товаров массового спроса. Сочетание продовольственных и непродовольственных товаров обычно варьируется, но может доходить до 60 и 40 процентов соответственно. Традиционные для магазинов самообслуживания товары: мясопродукты, яйца,  молочная продукция, рыба, бакалея, консервы, замороженные продукты и полуфабрикаты, безалкогольные напитки, алкоголь, табачные изделия, товары для гигиены, - представлены в гипермаркетах более широким ассортиментом и разнообразными вариантами расфасовки.
Дополнительно в линейке продукции имеются товары для дома, бытовая техника, товары для детей, сопутствующие товары и т.д. Ассортимент непродовольственных товаров  разнообразен, но по каждой отдельно взятой категории максимально узок в сравнении со специализированными магазинами.
Также особенностью гипермаркета, который создан как магазин с большой проходимостью и нацелен на массовый спрос, является небольшой процент деликатесов, алкогольной и табачной продукции высокого класса. Однако весь популярный товар представлен в большом количестве, что делает формат гипермаркета привлекательным для покупателей.     Весь персонал гипермаркета можно разделить на начальный (кассир, продавец, оператор торгового зала, грузчик), производственный (технолог кондитерского или салатного производств), средний (менеджер отдела, руководитель отдела) и топ-менеджмент (директор супермаркета). Как правило, менеджмент подбирается обычно уже с опытом работы в сходных сферах. На стадии открытия гипермаркеты нуждаются в менеджерах практически всех направлений: менеджеры по персоналу, маркетингу, эксплуатации, логистике и управлению товарными запасами. Руководитель каждого из отделов формирует себе команду, состоящую из специалистов более низкого уровня.
Острая нехватка персонала наблюдается обычно среди продавцов и кассиров. Обычно начальный персонал готовится в учебных центрах самого гипермаркета. Традиционно начальный персонал – это местные жители, которые считают, что при приблизительно равной оплате труда в  сфере торговли, преимуществом будет работать недалеко от дома. В крупных городах на рядовые позиции набирается персонал из других (менее обеспеченных) регионов.