Декоративная роспись на металле и лаковая живопись

Категория: Производство

Широкой известностью пользуются выполняемые мастерами различных промыслов России металлические подносы с яркой декоративной росписью, а также черные, сверкающие лаком и переливами цвета шкатулки из папье-маше. Два этих вида народного искусства близки по технике письма и технологии отделки. Они возникли в конце XVIII — начале XIX в.

Лаковая живопись на папье-маше развивается в четырех центрах народных промыслов России: Федоскино, Палех, Мстёра, Холуй, имеющих свои художественные отличия, которые сложились исторически.

В ассортименте изделий каждого центра — шкатулки, декоративные настенные пластины-панно, обложки записных книжек, украшения. Материалом для изготовления изделий служит картон. Картон разрезают на ленты, которые смазывают клеем и навивают на деревянные или металлические каркасы, соответствующие размерам и формам будущих изделий. Высохшую заготовку снимают с каркаса, пропитывают льняным маслом и сушат. В результате такой подготовки материал приобретает новые свойства. Его можно пилить, строгать, чтобы собрать коробочку, подклеить донце, придать предмету нужную форму. В дальнейшем полуфабрикат шпаклюют, нанося несколько слоев грунта. Высушенную форму шлифуют, а затем покрывают черным лаком. Внутреннюю поверхность покрывают красной краской и закрепляют несколькими слоями бесцветного лака. Такое изделие расписывают, потом рисунок закрепляют несколькими слоями бесцветного лака. Всю поверхность изделия тщательно полируют до образования зеркальной глади. Эта отделка превращает шкатулку в изящный предмет.

Уральские расписные подносы. В начале XVIII в. уральские расписные подносы стали изготовлять в Нижнем Тагиле Свердловской области. Здесь выковывали различные подносы с просечным высоким бортом и фигурными ручками. На загрунтованный металл наносили цветной фон (иногда он имел несколько цветных полей), который расписывали ветками с цветами или букетами с помощью кисти размашистыми мазками.

На рубеже XVIII —XIX вв. на нижнетагильских подносах появилась сюжетная живопись профессиональных художников, создавшая новое направление росписи, которое приближало поднос к декоративной картине. Сюжеты на подносах представляли собой мифологические и исторические сцены, городской и сельский пейзажи. Подносы с сюжетной росписью выполняли тщательно, краски наносили тонким слоем, а затем закрепляли прозрачным прочным лаком. Его называли хрустальным, так как он почти не менял цвета живописи.

Современные мастера продолжают традиции уральских мастеров, используя декоративность цвета росписи, многоцветную разработку фона и ясную композицию в изображении растительных мотивов.

Жостовские подносы. Декоративная роспись подносов в Мытищинском районе Подмосковья стала развиваться в начале XIX в. Подносы, получившие наибольшую известность, изготовляли в с. Жостово, д. Троицкое, с. Новосельцево.

Букеты цветов, гирлянды, натюрморты, в которых главенствует букет, получили естественное развитие в жостовской росписи, так как их изображение соответствовало системе декоративного письма. Роспись выполняют приемами свободного кистевого мазка без предварительного нанесения рисунка. Композиция букета каждый раз получается импровизированной. Мастер-живописец крупными мазками наносит главные цветовые пятна будущей композиции. По ходу работы он связывает изображения цветов и плодов ветками и листьями. Роспись выполняют по фону разного цвета. Но чаще всего букет пишут на черном фоне, из глубины которого как бы вырастает объем цветов и листьев. Делают это путем постепенной проработки формы, переходом от темного тона к более светлым. В росписи как будто оживают розы, тюльпаны, хризантемы, другие садовые и полевые цветы.

Федоскинская лаковая живопись. Федоскинская лаковая живопись — это техника многослойного письма масляными красками на шкатулках, перчаточницах, табакерках. Сюжеты летних и зимних поездок в упряжке трех коней закрепились в федоскинской живописи на долгие годы. В современных работах федоскинцев эта тематика постоянно дополняется сюжетами из литературных произведений, истории страны и современной действительности.

Федоскинская миниатюра выполняется всегда на черном фоне коробки. И даже не имея орнаментального обрамления, она хорошо приписана к фону смягченными тонами по краю миниатюры, выделением центра композиции и другими приемами. Реалистическая живопись миниатюры передает пространство, воздушную перспективу, но не отрывается от предмета, не разрушает его целостности.

Палехская лаковая живопись. Лаковая живопись возникла в 1923 г. в Ивановской области. Следуя старинной технике иконописи, палехская лаковая живопись выполняется темперными красками: цветными пигментами, разведенными клеем и яичным желтком. Иконописные традиции проявляются в удлиненных пропорциях фигур человека, условном изображении памятников архитектуры и элементов пейзажа.

Лаковая миниатюра очень органично связана с черным фоном шкатулки или пластины. Фон композиции подчеркивает звучность локального цвета одежды персонажей, кроны деревьев, синевы воды. Палехскую миниатюру обычно сопровождает тонко исполненный орнамент, окружающий живопись и деликатно подчеркивающий край корпуса или крышки шкатулки.

Холуйская лаковая живопись. Вид русской народной миниатюрной живописи темперой на лаковых изделиях из папье-маше возник в 1932 г. в Ивановской области также на основе иконописного промысла. Мастера с. Холуй в организации плоскости активно используют фон, но не только черного цвета. Это обогащает колорит живописи, расширяет ее декоративные возможности. Мастера используют некоторую условность изображения человеческих фигур, не приближают их пропорции к нормальным, уделяют много внимания выразительности силуэта и певучести линий.

В тематике холуйской миниатюры много сюжетов из русских сказок и былин. Заметно обращение к современным темам, среди которых символическая трактовка космических полетов, воспевание памятников зодчества. Мастера активно используют золотой орнамент.