Эргономические свойства транспортных средств

Категория: Контроль качества товаров

Эргономические свойства ТС характеризуют уровень затрат психофизической энергии водителя, степень его утомления и безопасность во время езды. К ним относятся: комфортабельность езды, удобство управления, безопасность езды и удобство ухода.

Комфортабельность езды определяется легкостью и удобством управления, формой, размерами, расположением и мягкостью сидений, обеспечивающих удобную посадку водителя, эффективной вентиляцией кузова, хорошей обзорностью с места водителя, малой шумностью в салоне, минимальным влиянием колебаний и вибраций кузова. Все это, в свою очередь, определяется особенностями конструкции двигателя, его местонахождением, конструкцией глушителя, амортизаторов и сидений, высотой и формой руля и т. д.

Уровень шума ТС достаточно высок: от 30 дБ у наиболее "тихих" марок автомобилей и до 90 дБ у мотоциклов.

Для снижения уровня вибрации, источником которой являются неровности дороги, передняя и задняя подвеска колес, ТС снабжаются пружинно-гидравлическими амортизаторами. Значительную роль в снижении вибраций играет также конструкция сидений.

Удобство управления зависит от числа механизмов управления, их размеров и формы, величины прилагаемых усилий. Поскольку дорожная ситуация быстро меняется и водителю необходимо порой действовать очень оперативно, удобство управления ТС оказывает значительное влияние на безопасность езды. Большое значение имеет автоматизация некоторых операций управления, например автоматичное выключение сцепления при перемене передач в мотоциклах, автоматическая коробка передач, гидроусилители тормозов и др.

К эргономическим свойствам велосипедов относят легкость хода, удобство посадки, а также удобство езды, переноски, перевозки и хранения.

Легкость хода зависит от величины шага велосипеда и массы велосипеда. Шаг велосипеда — это расстояние, на которое передвигается велосипед при полном повороте педалей.

Удобство посадки определяется конструкцией рамы. Наиболее удобны велосипеды с открытой и универсальной рамой.

Удобство езды определяется формой руля, типом седла, наличием грязевых щитков, шириной шин и базой велосипеда. Для спокойной езды и для прогулок более удобны велосипеды с высоким рулем, широким и мягким седлом и широкими эластичными шинами. Чем больше база велосипеда, тем он устойчивее в движении.

Удобство при транспортировке и хранении велосипедов зависит от конструкции рамы. Наибольшее удобство представляют велосипеды со складывающимися и разъемными рамами.

Комфортабельность езды на мотоциклах определяется, кроме того, наличием ветровых щитков и грязевых наколенников. Для снижения уровня вибрации применяют мягкую подвеску двигателя, пружинно-гидравлические амортизаторы на передней и задней подвеске колес. Существенно повышает комфортабельность наличие в двигателе династартера — электрического двигателя-генератора. Династартер служит для запуска двигателя мотоцикла с помощью ключа зажигания от аккумуляторной батареи.