Фальсификация и идентификация товаров бытовой химии

Категория: Разные непродовольственные товары

   Важной проблемой современного потребительского рынка товаров бытовой химии является их фальсификация — обман потребителя введением в оборот товаров - подделок, с  изменением (обычно с корыстной целью) вида, качества или свойств товаров ,  или имеющих скрытые свойства и качества, информация о которых является заведомо неполной или недостаточной. В число фальсификатов часто попадают товары бытовой химии (ТБХ).
   Фальсификация товаров бытовой химии может быть ассортиментной, качественной и количественной.
   Ассортиментная фальсификация проявляется в умышленном изменении наименований, назначения, типа, марки товара. Особенно часто встречается незаконное использование известных марок продукции. Так, выявлены подделки китайского производства фумигаторов известных фирм «Райд» и «Раптор», не только не выполняющие свою функцию, но и отрицательно влияющие на здоровье потребителя. Усугубляет ситуацию то, что большинство товаров бытовой химии не подлежит обязательной сертификации соответствия. Довольно часто реализуются моторные масла в канистрах, не имеющих защиты, без указания производителя, с маркировкой, применяемой до начала 90-х годов прошлого века.
   Качественная фальсификация особенно распространена. Основные ее способы: разбавление (выявлены случаи, когда чистящее средство Fairy разбавляли водопроводной водой, а затем повторно фасовали в фальсифицированную упаковку); недовложение или отсутствие отдельных компонентов (моющее средство «Тайд», состоящее из измельченного мела, отбеливающее средство «Белизна» вместо 5 % активного хлора содержало его не более 1 %).
   Мелкие производители ТБХ фальсифицируют продукцию, используя менее качественное сырье (например, в производстве Л КМ), нарушая технологию изготовления или вводя компоненты, имитирующие органолептические характеристики товаров.
   Предприятия, выпускающие продукцию крупными сериями, как правило, осуществляют количественную фальсификацию — фасуют продукцию со значительным отклонением от нормативной массы или объема. В ГОСТ Р 8.579—2001 ТРЕБОВАНИЯ К КОЛИЧЕСТВУ ФАСОВАННЫХ ТОВАРОВ В УПАКОВКАХ ЛЮБОГО ВИДА ПРИ ИХ ПРОИЗВОДСТВЕ, РАСФАСОВКЕ, ПРОДАЖЕ И ИМПОРТЕ, п.3.10 впервые употреблено понятие «фальшивая упаковка». Оно означает, что упаковка не заполнена содержимым более чем на 30 %, но своим внешним видом создает ложное представление о количестве товара. Такой способ фальсификации отмечается в аэрозольных препаратах и порошкообразных средствах.
   Среди фальсификаторов встречаются копии, имитации и версии (аналоги).
   Наиболее распространенным способом подделки ТБХ является копирование. При этом незаконный производитель представляет свой товар как подлинный, выпуская его под тем же наименованием и в упаковке аналогичного дизайна. Например, фальсифицированный клей «Момент» отличается от подлинного, как предупреждает ОАО «Эра» (г. Тосно Ленинградской обл.) — его законный производитель, более насыщенным желтым цветом упаковки; надписью «Сделано в России» без указания конкретного изготовителя; датой изготовления, проставленной арабскими цифрами (на подлиннике римскими); нормативной массой упаковки 40 и 100 мл вместо 30, 50, 125 мл; колпачком тубы белого цвета (у подлинного клея он черного цвета с ребрами жесткости и длинным незапаянным концом).
   Идентифицировать подделку достаточно сложно, тем более рядовому потребителю. Для защиты своей продукции от фальсификации многие производители наносят специальной код, защищают упаковку от вскрытия (несанкционированного повреждения), патентуют наименование, марку, дизайн, логотип, фирменный стиль.
   Фальсифицировать товар и в то же время избежать правовой ответственности позволяет такой способ, как имитация. При этом имитируется образ товара в целом, его фирменный стиль, но несколько изменяется его наименование, например: «Доместос» — «Доместес».
   И наконец — версия (аналог), когда используется чужой имидж и об этом изготовитель информирует потребителя. Аналоги, как правило, значительно дешевле качественного товара.
   По месту осуществления можно говорить о технологической и перефасовочной фальсификации.
   Чаще всего ТБХ фальсифицируют в процессе изготовления. Например, типовая рецептура водно-дисперсионных красок должна содержать 40 — 50% связующего вещества, 18 — 22% пигмента и 10 — 20% наполнителя. Есть фирмы, которые выпускают краски, в которых содержание связующего вещества и пигмента в 5—10 раз меньше, а наполнителя в 2 —4 раза больше. При этом за счет введения специальных добавок технологические характеристики, стабильность при хранении, легкость нанесения обеспечиваются, а долговечность покрытия резко снижается.
   Перефасовкой фальсифицируют в основном продукцию промышленного назначения, поставляемую в транспортной таре (мешки, бочки и т.д.) для строительных нужд (JIKM, клеи), прачечных (СМС), медицинских нужд (дезинфицирующие средства). При этом фальсификатор фасует продукцию в мелкую тару, изменяя ее состав в целях удешевления.
   Проблему фальсификации товаров, в том числе ТБХ, приходится рассматривать в международном аспекте. Транснациональные корпорации условием своей деятельности в России ставят защиту авторских прав на выпускаемую ими продукцию. Проблема требует скорейшего решения в связи с предстоящим вступлением нашей страны во Всемирную торговую организацию.
   Экономический аспект проблемы заключается в тех финансовых потерях, которые несут производители подлинной продукции, потребители, приобретающие фальсифицированные товары, и государство в виде уменьшения налоговых и таможенных платежей.
   Социальный аспект проявляется в необходимости зашиты здоровья потребителя от фальсифицированной и зачастую небезопасной продукции. И так как процедуре обязательной сертификации подвержены не все ТБХ, рассмотрим особенности их идентификации.
   Идентификация — это установление соответствия конкретной продукции образцу и описанию, т. е. заявленной о нем информации, и основным требованиям, предъявляемым к данному виду (наименованию) товара (ГОСТ Р 51293—99 «Идентификация продукции. Общие положения»). Идентификация ТБХ может проводиться при отборе проб, проведении испытаний разными способами. Если при отборе проб в основном используют анализ сопроводительных документов, реквизитов маркировки, количества продукции, то при проведении лабораторных испытаний набор методов более широк. Для описания внешнего вида применяются органолептические, экспертные методы, идентификация состава, назначения, потребительских свойств требует комплекса инструментальных, экспертных и других методов.
   Идентификация лакокрасочных материалов, предложенная С. А. Вилковой, может рассматриваться как пример работы эксперта (см. далее табличный материал).
   Будем помнить, что номенклатура показателей аутентичности (подлинности) товара и методы их оценки разработаны не для всех товарных групп бытовой химии, а это затрудняет выявление фальсификаций. В нормативной документации (например, ГОСТ на однородные товарные группы) не прописаны состав и свойства отдельных наименований товаров, а образцы для сравнения (эталоны) чаще всего отсутствуют. Ситуация упрощается для товаров с узким ассортиментом. Например, в ГОСТ Р 51692— 2000 «Олифы. Общие технические условия» даны значения показателей качества для пяти олиф с указанием методов их определения.
                           

 Критерий Средство    Показатель Метод 
 Наимено 
вание ЛKM   
Маркировка,ТСД, НД, товар Внешний вид,вязкость, массовая   доля нелетучих веществ     Аналитический, экспертный           
                            (апробирование),     
                                       измерительный (в     
                                               соответствии с НД)
 Марка (тип                     
пленкообразователя)                                      
                                              
Маркировка,  ТСД, НД, товар Тип  пленкообразователя Экспертный, экс- пресс-методы  (действие растворителей и др.), измерительный (ИК-спектроскопия)          
 Фирма-                   
изготовитель                                
                       
Маркировка,  ТСД, товар, образец-эталон, код изготовителя, товарный знак Внешний вид упаковки, маркировки, ЛKM и  покрытия    Экспертный, органолептический       
               
 Полнота маркировки         Маркировка по ГОСТ Р 51121-97, ГОСТ Р 9980.4-86  Требования к маркировке Аналитический 
 Назначение                       Инструкция по применению, товар Внешний вид, тип пленкообразователя, пигмента, растворителя Экспертный (апробирование), экспресс-методы, измерительный (рентгеноструктурный  анализ)  
 Дата изготовления                                                          Маркировка, ТСД   ---  Аналитический
 Соответствие требованиям                               НД, товар, протокол   испытаний Показатели НТД Аналитический,  органолептический,   измерительный (в            НД на продукцию)    
 Цена                                    
                  
Прайс-листы,   средние розничные цены  ---  Аналитический, регистрационный