Финансовый план

Категория: Рекламная деятельность, маркетинг, продвижение товаров

В финансовом плане все изложенное в предыдущих разделах находит количественную оценку, позволяющую оценить выгодность разрабатываемого бизнес-плана в конкретных категориях эффективности.

Финансовый план, как никакой другой раздел бизнес-плана, важен не только для потенциальных инвесторов, но и для внутреннего использования, поэтому к его составлению следует относиться с особой тщательностью, регулярно и периодически контролируя изменения в деятельности фирмы и внося корректировки в расчеты. Разработка финансовых аспектов требует особых знаний, прежде всего в области финансового менеджмента, бухгалтерского учета и анализа. Поэтому, если предприятие настолько мало, что у него нет своего бухгалтера (финансовой службы) или он недостаточно квалифицирован, для подготовки данного раздела часто приглашаются специалисты из консалтинговых фирм, специализирующихся на бухгалтерском учете и аудите.

В зарубежной практике сложились достаточно строгие формализованные требования к подготовке финансового плана, которые включают определенный набор финансовых плановых и отчетных документов и расчет безубыточности деятельности предприятия. Российская система бухгалтерского учета и анализа отличается от систем, принятых в большинстве зарубежных стран, однако начавшийся в России переход на международную систему учета должен упростить взаимопонимание в сфере предпринимательства, включая подготовку бизнес-планов. Многие российские банки уже полностью перешли на новую систему, другие — на подходе к ней.

Если бизнес-план разрабатывается для расширения деятельности уже функционирующего предприятия, то начинать данный раздел рекомендуется с анализа реального финансового состояния организации. Цель такого анализа — предоставление объективной информации об уровне сбалансированности структурных элементов активов, капитала и обязательств организации и уровне эффективности их использования. Информационная база для анализа финансового состояния организации — бухгалтерская отчетность. Существует большое количество методов проведения анализа, которые подробно рассмотрены в специальной литературе. Так, при изучении бухгалтерского баланса целесообразно использовать методы горизонтального и вертикального анализа.

Горизонтальный заключается в построении одной или нескольких аналитических таблиц, в которых абсолютные показатели дополняются относительными темпами роста (снижения). Как правило, берутся базисные темпы роста за ряд лет (смежных периодов). Это позволяет анализировать не только изменение отдельных показателей, но и прогнозировать их значения, что важно для характеристики финансового состояния организации. Горизонтальный анализ позволяет выявить тенденции изменения отдельных статей или их групп, входящих в состав бухгалтерской отчетности. Так, динамика стоимости имущества организации дает дополнительную к величине финансовых результатов информацию о мощи организации. Однако важно заметить, ценность результатов горизонтального анализа существенно снижается в условиях инфляции.

Вариант горизонтального анализа — анализ тенденций развития (трендовый анализ), при котором каждая позиция отчетности сравнивается с рядом предыдущих периодов и определяется тренд, т.е. основная тенденция динамики показателя, очищенная от случайных влияний и индивидуальных особенностей периодов. Этот анализ имеет перспективный прогнозный характер.

Большим значением для оценки финансового состояния обладает и вертикальный (структурный) анализ актива и пассива баланса. Такой анализ дает представление баланса в виде относительных показателей. Цель вертикального анализа заключается в расчете удельного веса отдельных статей в итоге баланса и оценке его изменений. С помощью вертикального анализа можно проводить межхозяйственные сравнения организаций. К тому же относительные показатели сглаживают негативное влияние инфляционных процессов.

Широко используемый способ оценки финансового состояния организации — расчет и оценка специальных финансовых коэффициентов. Они представляют собой систему финансовых показателей, характеризующих соотношение между отдельными статьями бухгалтерской отчетности, соотношение основных результатов финансовой деятельности организации. Использование финансовых коэффициентов повышает полезность информации и дает возможность сравнивать полученные результаты с установленными нормативами, с данными за прошлый период, с соответствующими показателями организаций-конкурентов, а также со среднеотраслевыми данными, избегая влияния инфляции.

Расчет финансовых коэффициентов производится для оценки уровня платежеспособности, ликвидности, финансовой устойчивости, рентабельности, дебиторской задолженности и других элементов финансового состояния организации.

Анализ коэффициентов — эффективный подход к анализу финансового состояния организации, однако ему присущи следующие недостатки:

• коэффициенты воспроизводят существовавшие ранее условия, поскольку основаны на фактических данных, а потому отражают характеристики прошлых событий. Использование альтернативных методов учета может повлиять на значения коэффициентов (разные методы оценки запасов, способы начисления амортизации и т.п.);

• изменения учетных оценок и методов могут повлиять на коэффициенты в том году, в котором они произошли;

• виды деятельности могут быть разными, и ее порой сложно отнести к конкретной отрасли экономики, что усложняет процесс сравнения с другими организациями;

• коэффициенты обычно рассчитывают по фактическим данным, что не отражает влияния колебаний цен и текущих рыночных условий.

Некоторые коэффициенты, используемые при оценке финансового состояния, приведены в табл.

Таблица

Коэффициенты оценки финансового состояния

Коэффициент

Формула для расчета

Назначение коэффициента

.1

2

3

Коэффициенты ликвидности, или способности компании оплачивать свои счета, когда наступает срок платежа. Наиболее известен коэффициент текущей ликвидности. Коэффициент «критической оценки» (отношение ликвидности фирмы к сумме долговых обязательств), несомненно, наиболее важный коэффициент в этом отношении. Для компаний, в Значительной мере использующих финансирование путем получения займов, не менее интересен коэффициент «покрытия процентов»

Коэффициент текущей ликвидности =

Оборотные активы/ Краткосрочные пассивы

Коэффициент текущей ликвидности характеризует общую обеспеченность предприятия оборотными средствами для ведения хозяйственной деятельности и своевременного погашения срочных обязательств предприятия. Под ликвидностью (платежеспособностью) понимается способность предприятия своевременно и в полном объеме произвести расчеты по краткосрочным обязательствам. К последним относятся, например, расчеты с работниками по оплате труда, с поставщиками за полученные товарно-материальные ценности и оказанные услуги и т.п. Предприятие не может считаться конкурентоспособным, если коэффициент текущей ликвидности на конец отчетного периода имеет значение менее 2

Коэффициенты эффективности управления, выраженные через оборот.

Наиболее важные из них — коэффициент оборачиваемости оборотных

Коэффициент оборачиваемости оборотных средств=

Выручка от реализации/Средние остатки оборотных средств

Показывает количество превращений оборотных средств в деньги через реализацию на протяжении года, позволяет судить о ликвидности оборотных средств.

средств, оборачиваемость дебиторской задолженности

Оборачиваемость дебиторской задолженности=

Дебиторская задолженность/Однодневная выручка от реализации

Показывает средний промежуток времени, в течение которого фирма, продав свою продукцию, ожидает поступления денег

Коэффициенты, отражающие структуру капитала: соотношение между заемным и собственным капиталом. Может использоваться такой коэффициент, как доля заемных средств

Доля заемных средств=

Заемные средства/ Сумма активов

Показывает степень привлечения средств для финансирования фирмы

Коэффициенты, которые определяют рентабельность. К ним относятся: коэффициент рентабельности продаж,

Коэффициент рентабельности продаж=

Чистая прибыль после уплаты налогов/Объем продаж

Характеризует рентабельность фирмы с учетом всех издержек, связанных с реализацией продукции и налога на прибыль; представляет собой чистую прибыль фирмы на каждый доллар реализованных товаров

коэффициент рентабельности активов

Коэффициент рентабельности активов=

Чистая прибыль после уплаты налогов/Сумма активов

Показывает общую эффективность использования вложенного капитала по критерию полученной прибыли, капиталоотдачу вложенного капитала

К числу плановых и отчетных форм, которые целесообразно разработать и представить в бизнес-плане, относятся:

• оперативные планы (отчеты) за каждый период по каждому товару и рынку;

• планы (отчеты) о доходах и расходах по производству товаров/услуг, которые показывают, получает ли предприятие прибыль или терпит убытки от продажи каждого вида товаров;

• план (отчет) о движении денежных средств, показывающий поступление и расходование денег в процессе производственной деятельности;

• балансовый отчет, подводящий итог деятельности фирмы за определенный период времени.

Направления движения денежных потоков представлены в табл.

Таблица

Доходы и расходы по производственной деятельности за конкретный период

Доходы и расходы

Движение денежных потоков

1

2

Валовая сумма продаж — выручка

Приток

Затраты на производство продукции

Отток

Балансовая прибыль

Общепроизводственные расходы

Отток

Административные расходы

Сбытовые расходы

Расходы на рекламу

Внепроизводственные и прочие неучтенные затраты

Прибыль от основной деятельности до взимания процентов по кредиту и уплаты налогов

Выплаты процентов по кредиту

Отток

Прибыль до уплаты налогов по федеральному и местному законодательству

Налоги и обязательные платежи:                                 плата за воду и выбросы                                              плата за землю

 транспортный налог

налог на пользование автодорогами

налог на имущество и др.

Отток

Прибыль до уплаты подоходного налога

Налог на прибыль

Отток

Чистая прибыль за конкретный период времени

Приток

Амортизация за конкретный период времени

Приток

Чистый поток денежных средств (чистая прибыль + амортизация) после налогообложения и источник для погашения кредита

Приток

Важный элемент финансового плана — прибыльность каждого вида продукции. Основные инструменты оценки продукции — это «точка безубыточности» и «порог рентабельности».

Точка безубыточности продукции (ТБ) — это выручка от реализации, которая покрывает прямые постоянные и прямые переменные затраты. Постоянными затратами вообще считаются накладные расходы, но их определение предполагает, что они остаются «постоянными» по отношению к изменениям уровня продаж или выпуска продукции. Обычно к этим затратам относят такие расходы, как арендная плата, управленческие и административные расходы (включая собственную зарплату директора), страхование и т.п. Переменные затраты (ПНЗ), напротив, определяются как расходы, непосредственно связанные с изменениями уровня продаж или выпуска продукции. Сюда относятся затраты на сырье, комплектующие, расходы на заработную плату производственных рабочих (в частности, премиальные выплаты и оплата за сверхурочную работу), выставление счетов-фактур, упаковка и распространение продукции и т.п.

ТБ = ППЗ/КВМ = В * ППЗ/ ВМ = В*ППЗ/(В-ПНЗ) = В*ППЗ/(П+ППЗ) = В*1/(j+1),

j= БП/ППЗ

где ВМ — валовая маржа, равная разности между выручкой и переменными затратами, т.е. ВМ = В — ПНЗ (руб.);

КВМ — коэффициент валовой маржи, равный Отношение валовой маржи к выручке именуется, т.е. КВМ = ВМ : В;

БП — количество продукции для достижения безубыточности.

Промежуточная маржа равна нулю. Если, несмотря на все старания, не достигается хотя бы нулевое значение промежуточной маржи, товар надо снимать с производства (либо не планировать его производства заранее).

Порог рентабельности продукции (ПР) — это такая выручка от реализации, которая покрывает не только переменные и прямые постоянные затраты, но и косвенные постоянные затраты. Тогда разность между критическими объемами продаж, соответствующими порогу рентабельности и точке безубыточности, определяет величину дополнительного объема продаж ρ-й продукции, позволяющего компенсировать расходы на управление предприятием.

ПР = В*(j+1)

j ρ = БП/(ППЗ+ КПЗ)

Рассчитав, какому количеству производимой продукции соответствует порог рентабельности, можно определить критическое значение физического объема производства (ОФПкр) производства:

ОФПкр =ПР/Ц — ед. (шт., т, м3 и др.),

где Ц — цена продукта.

Прибыль до уплаты налогов равна нулю. Ниже критического значения объема производства производить невыгодно: обойдется «себе дороже».

Таким образом, когда достигается уровень безубыточности, прибыль равна нулю, т.е. выручка от продаж составляет переменные или накладные издержки плюс расходы, которые потребовались для производства проданного товара. Анализ безубыточности позволяет определить минимально приемлемый объема продаж при данном установленном уровне цены; уровень цен, при котором фирма может реализовать запланированный объем производства продукции.

И в заключение этого раздела необходимо заметить, что совершенно нецелесообразно делать подробный бюджетный план и прогноз движения денежной наличности, равно как и устанавливать официально принятые стандарты качества для деятельности, если достижение этих финансовых планов и стандартов качества нельзя объективно оценить или измерить. Следовательно, в процессе формирования финансового плана обязательно нужно предусматривать некоторые механизмы для осуществления мониторинга. Один из его процессов — регулярное сравнение планируемого уровня доходов и расходов с фактически достигаемыми результатами. При этом любые несоответствия, возникающие в результате сравнения действительных и планируемых значений, незамедлительно должны выполнить функцию системы сигнализации, стимулируя анализ причин таких расхождений, а также приводя к принятию соответствующих мер. Мониторинг должен выполняться, по крайней мере, раз в месяц и как можно ближе к концу предыдущего месяца, чтобы в случае появления проблем была возможность оперативно на них реагировать.