Формирование ассортимента швейной продукции

Категория: Одежда

Для обеспечения мобильности швейного производства необходимо полное, надежное и своевременное поступление необходимой информации о составе и структуре ассортимента одежды.

При формировании ассортимента одежды промышленного уровня важен комплексный подход. Существует много различных методов формирования оптимального ассортимента товаров по видам и способам проведения работ :

• экспертные;

• проектные;

• программно-целевые.

Экспертные методы используют для принятия решений, требующих заключения опытных специалистов, основанного на требованиях и данных, не сводимых в единую систему точных наук.

Проектные методы используют при проектной разработке типологий товаров, определении типоразмеров, типажных рядов с апробацией полученного результата в проектном материале.

Программно-целевые методы объединяют различные процедуры и этапы разработки ассортимента в единый цикл на основе общей целевой установки.

Как известно, насыщенность рынка сейчас сочетается с несоответствием ассортимента производимых товаров спросу населения. Большую роль в усилении работы по изучению спроса населения и, следовательно, в повышении эффективности принимаемых решений по производству товаров народного потребления в соответствии с требованиями конкретных групп потребителей должны сыграть ассортиментные концепции этих товаров.

Такие концепции в настоящее время разработаны как по важнейшим товарам легкой промышленности, так и по социально приоритетным контингентам потребителей. Они должны стать надежным инструментом оптимизации производственного и торгового ассортимента, использоваться для обоснования заказов торговли на производство и поставку товаров, для формирования производственных программ, разработки предложений по составу ассортимента, совершенствованию системы цен, рекламы и т. д. Для определения объемов ожидаемого спроса населения на новую продукцию и обеспечения сбалансированности между спросом и предложением предприятиям целесообразно использовать метод экспертных оценок. Опрос экспертов (специалистов торговли и промышленности) проводится в марте-апреле года, когда готовы образцы новой продукции, необходимой для экспертизы.

По результатам экспертного опроса составляется итоговый отчет, где определены ожидаемые объемы спроса на продукцию предприятия. Отчет передается в плановый отдел, где на основе этих прогнозных рекомендаций, заказов торговли и производственных возможностей предприятия составляется оптимальная структура ассортимента.

Наряду с традиционными методами планирования ассортимента и изучения спроса на товары в сегодняшних экономических условиях важное место отведено проектно-типологическому методу .

Сущность проектно-типологического метода, разработанного и апробированного в практике ВНИИТЭ к формированию ассортимента, состоит в том, что потребительский ас

сортимент товаров не только заранее спроектирован на стадии перспективного планирования, но и наглядно представлен в проектных разработках, макетах, изображениях и моделях.

В работе Ш. Н. Жаховой  предложен метод формообразующих элементов, т. е. метод формирования ассортимента одежды, в основу которого положен процесс взаимодействия ее формообразующих элементов.

Множество формообразующих элементов подразделено на "элементы формы" и "элементы содержания". Элементами формы являются сегменты условного расчленения оболочки тела человека. Условная оболочка и производные от нее формы являются едиными практически для любых видов одежды и могут быть приняты за основание единой кодовой классификации одежды, отсутствующей в промышленности и торговле.

Кодовое значение многообразия ассортиментных форм одежды упрощает процесс планирования массового производства одежды и различных расчетов ассортимента с помощью ЭВМ. В качестве элементов содержания выделены десять признаков, принятых за параметры развития ассортимента бытовой одежды. Выделенные признаки являются формообразующими элементами (ЭФ):

Ф.Э.О - вид ассортимента (или ассортиментной формы);

Ф.Э.1 - назначение одежды (бытовая, спортивная, ведомственная);

Ф.Э.2 - возрастной признак потребителя (взрослая, детская);

Ф.Э.З - пол потребителя;

Ф.Э.4 - "слой" (одежда верхняя, легкая нательная, корсетная, головные уборы и т. д.)

Ф.Э.5 - социальная функция одежды (повседневная, для отдыха, торжественная);

Ф.Э.6 - возраст потребителя (для молодежи, среднего или старшего возраста);

Ф.Э.7 - размер типа потребителя (одежда для стройных, средней полноты или полных);

Ф.Э.8 - материал (цвет, структура, характер оформления лицевой поверхности);

Ф.Э.9 - отделка (в соответствии с видом ассортимента).

Метод формообразующих элементов предполагает формирование ассортимента следующим образом: централизованно - планирование специализированными предприятиями, децентрализованно - планирование детального ассортимента в рамках специализации.

Данный метод удобен для использования ЭВМ, так как здесь предложен способ компактного формализованного задания информации. Однако при использовании этого метода не учитывается фактический уровень потребления изделий и его рациональные нормы, сырьевые ресурсы и состояние развития рынка швейных изделий, этнотерриториальные, социально-психологические и социально-демографические признаки, обусловливающие потребителя на рынке одежды.

В работе И. И. Аншина предлагается метод типокомплексов, сущность которого состоит в том, что сначала разрабатываются так называемые потребительские типажи, далее - базовые типокомплексы для каждого типажа, которые могут включать самые разнообразные предметы гардероба одежды. Следующим этапом является производство данных типокомплексов с учетом модификаций тканей и материалов для них по цвету и фактуре.

Однако такая высокая степень комплексности объекта проектирования (гардероба) предполагает наличие жесткой централизованной межотраслевой и отраслевой системы планирования ассортимента и его производства, что в условиях конкуренции представляется проблематичным. Как показал анализ практики зарубежных стран в данной области, подобные методы используются крупными концернами с широкой специализацией, торговыми фирмами, имеющими собственный штат дизайнеров для разработки ассортимента совместно со специалистами предприятий.

Метод типокомплексов позволяет решать задачи установления оптимального ассортимента товаров отдельного пред

приятия на базе системного анализа, информационного и математического моделирования и применения ЭВМ. Однако в качестве критериев оптимизации ассортимента принимаются только технико-экономические параметры предприятия: минимальные издержки на производство изделий, максимальная прибыль предприятия, максимальный выпуск товарной продукции и др., в то время как оптимизация по потребительским параметрам не проводится.

Вопросам оптимизации ассортимента промышленного уровня посвящен метод проектирования рациональных ассортиментных серий, сущность которого состоит в проектировании изделий одного вида рациональными ассортиментными сериями (РАС), т. е. в планировании комплекса разнообразных моделей одежды одного вида (назначения), определенных не только размерной и возрастной классификацией, но и рядом других показателей.

Разнообразие моделей РАС заранее планируется. РАС - это набор моделей для эффективного запуска в производство. Положительной стороной метода является возможность взаимоувязки моделей, входящих в РАС, на основе типизации, стандартизации и унификации конструктивных элементов одежды. При планировании РАС используются результаты опроса потребителей.

Однако в этом методе не учитываются нормы рационального потребления одежды, не отражаются глубокие исследования рынка. Он не позволяет оптимизировать групповую структуру ассортимента по номенклатуре и количеству.

В основе метода формирования ассортиментных единиц, предложенного Ф. У. Нигматовой , лежит формирование ассортиментных единиц (АЕ) посредством управления количественными и качественными признаками ассортимента одежды. Несколько АЕ образуют ассортиментную группу (АГ) и т. д.

Критериями формирования ассортиментных единиц являются потребительские параметры: удовлетворенность населения, рассчитываемая по накопленной частоте встречаемости потребительских предпочтений, учтенных в базовой

коллекции предприятия и в соответствии со структурой ассортимента, типологическими группами потребителей, на которые ориентируется предприятие.

Однако использование данной методики при разработке потребительской коллекции моделей одежды невозможно без ее корректировки и доработки по ряду причин. Важнейшими из них являются отсутствие значительной по объему исходной информации, наличие которой предполагает использование данного метода (объем типологических групп и параметры рационального гардероба для них). Следует отметить, что матричные расчеты, используемые в данном методе при расчете структуры ассортимента товаров, удобны для использования ЭВМ.

В работе Л. Ш. Шамухитдиновой предложен информационный метод формирования рационального ассортимента товаров.

Подсистема 1, названная подсистемой анализа потребителей и исследования рынка, включает, во-первых, проведение предприятием сегментации рынка потребителей на основе их типологии, определение норм рационального потребления (НРП) для выделения типологических групп. Перечисленная информация может быть получена из региональных ассортиментных коллекций либо непосредственно самим предприятием на основе социологических исследований. Во-вторых, анализ аналогов, выпускаемых родственными предприятиями, и спроса на продукцию данного назначения. Последнее звено в подсистеме 1 - выбор предприятием целевого сегмента, т. е. той части потребителей в рамках своей специализации, на которую будет нацелено производство продукции.

Подсистема 2, названная подсистемой формирования заявок (технических заданий) на разработку коллекции, включает синтез ситуации потребления. В результате будет получена информация о полном гардеробе потребителей, на основе чего формируется ассортиментный перечень.

Однако, поскольку предприятия выпускают продукцию только в рамках своей специализации, ограниченной, как

правило, лишь несколькими видами одежды, то формируется так называемая видовая совокупность.

Каждый вид ассортимента одежды характеризуется признаками ассортимента. В зависимости от вида одежды, пола и возраста потребителей данные системы признаков несколько отличаются.

На основе системы признаков ассортимента для выбранной видовой совокупности разрабатывается техническое задание на коллекцию.

Подсистема 3, названная подсистемой расчета рациональной структуры промышленной коллекции, включает получение на основе социологического опроса информации о потребительских предпочтениях на выделенную видовую совокупность типологических групп целевого сегмента рынка.