Главная > Логистика

Формирование грузовой единицы

 Для ускорения подготовки партий товаров к отправке их пакетируют в грузовые модули, удобные для учета, работы механизмов, установки в контейнеры и вагоны. Формирование грузовой единицы является одним из ключевых параметров для оптимизации процесса, связанного с транспортировкой и последующим складированием. Грузовая единица (грузовой модуль) - это элемент сквозного логистического процесса. Под ней понимается некоторое количество грузов, которые погружают, транспортируют, выгружают и хранят как единую массу.

Можно выделить два основных вида грузовых единиц:

• первичная грузовая единица - груз в транспортной таре, например в ящиках, бочках, мешках и т.п.;

• укрупненная грузовая единица - грузовой пакет, сформированный на поддоне из первичных грузовых единиц, т.е. грузов в транспортной таре.

Расформирование грузовой единицы ведет к дополнительным издержкам. Поскольку вероятность расформирования прямо пропорциональна ее размерам, то очевидно, что сокращение размеров грузовой единицы снижает издержки данного вида.

Известно в то же время, что расходы, связанные с погрузкой, разгрузкой и транспортировкой грузовой единицы, обратно пропорциональны ее массе и соответственно размеру. Таким образом, при выборе размера грузовой единицы необходим поиск компромисса.

Задача выбора размера грузовой единицы может решаться как на уровне склада отдельного предприятия, так и при формировании сквозной логистической цепи. При этом следует принимать во внимание тенденцию укрупнения грузовых единиц в перевозках.

Целостность грузового модуля в процессе выполнения операций достигается либо упаковкой несколько единиц товара в закрытую тару или связку, либо пакетированием груза и поддона в единое целое стальными или пластмассовыми лентами, тросами, эластичными жгутами, клейкой лентой, пленкой.

Работа с грузовыми модулями обеспечивает:

• сохранность грузов;

• невысокие трудозатраты за счет механизации погрузочно-разгрузочных работ;

• возможность переотправки товара без переупаковки.

Грузовые модули широко применяются изготовителями товаров, в силу чего их обработка на складах производится быстро. Грузовые модули упаковки многих товаров основаны на размерах стандартных поддонов и кратных им размерах коробок или ящиков. Хорошо известны такие модули, как коробки для 11 или 20 бутылок алкогольных напитков, связки по 6 ПЕТ-бутылок безалкогольных напитков. Коробки и связки являются грузовым модулем для мелкооптовой, а пакеты коробок или связок на поддонах - для оптовой торговли.

Сроки движения товаров и документооборота пропорциональны количеству номенклатурных позиций запаса и количеству учетных операций между различными структурными единицами, которые необходимы для слежения за движением товаров и оформлением необходимой документации, поэтому в настоящее время все склады стремятся внедрить компьютерные системы для механизации учетных операций и автоматизации подготовки документов.

Но использование компьютеров не панацея - многое зависит от персонала. Методы ускорения движения товаров и оформления документации могут быть предложены рядовыми сотрудниками, так как они порой на себе испытывают последствия неудовлетворительной организации тех или иных операций. Вот почему в зарубежных компаниях активно вовлекают рядовых служащих в процесс анализа технологических операций и поощряют рационализацию в области совершенствования документооборота, приема и обработки заказов, отбора, отправки, транспортировки и складского хранения товаров. Множество небольших корректировок технологии работ приносят ощутимые результаты. Скорость движения товаров может быть увеличена и за счет предварительных заказов клиентов на товары.

Крупные склады, работающие с товарами, которые изготовители снабдили штрих-кодами, внедряют компьютерные системы для использования кодов при автоматическом формировании приходных и расходных документов и проведении инвентаризации.

Приемщик сканирует штрих-код с упаковок принимаемого товара, и на основании информации, поступившей от сканера в компьютерную систему, автоматически формируется приходный документ. Данные о немаркированном товаре вносят вручную. Информация о принятом товаре сразу включается в базу данных и становится доступной соответствующим операторам системы для анализа и обработки.

При необходимости на немаркированный товар печатаются этикетки с штрих-кодом

Если для системы учета нужны дополнительные данные, при печати этикеток в штрих-коды может быть внесена информация о партии, сроке годности, поставщике и т.д.

Этикетки на коробки или поддоны наклеивают при помощи этикет-пистолетов.

Рассмотрим, как используют штрих-коды при отпуске товаров.

Первый способ. Расходный документ формируется автоматически после сканирования штрих-кодов с этикеток передаваемого клиенту товара. Этот способ широко известен по практике универсамов с самообслуживанием.

Второй способ. Расходный документ в компьютерной системе формируется оператором вручную при обработке заказов клиентов. При отпуске товара сканируют штрих-коды с этикеток для контроля кладовщиков и исключения ошибочных отгрузок (другой товар, не из той партии, другого поставщика, с просроченным сроком годности т.д.). Этот способ практикуют на оптовых складах.

Третий способ. Оператор вместе с клиентом выбирают товар по образцам в демонстрационном или торговом зале и «набирают» заказ, считывая маркировку, в переносной терминал. Затем оператор подключает терминал к компьютеру, где автоматически формируется расходный документ.

Инвентаризацию проводят с использованием переносных терминалов. На основании информации, отсканированной при проведении инвентаризации, после подключения терминала сбора данных к компьютеру автоматически формируется инвентаризационный отчет. После его анализа выполняют корректировку наличия на складе.

Учет на основании штрих-кодов имеет безусловные преимущества:

-однажды введенную информацию с маркированной коробкой используют много раз на всех этапах учета и контроля движений коробки внутри склада;

-увеличивается скорость обработки данных;

- снижается вероятность ошибок;

- сокращается в два-три раза время запаздывания информационных потоков по отношению к товарным;

- снижается нагрузка на персонал, занятый учетом и контролем за операциями.

Существует несколько стандартов формирования штрихового кода, а также характера кодируемой информации, и компьютерная система должна знать все форматы, алгоритмы их построения, последовательность данных и т.д. В каждом штриховом коде присутствует код страны, код производителя, номенклатурный номер товара. Более развитые стандарты позволяют хранить дополнительную информацию о товаре, виде упаковки, массе, сроке годности, производителе, номере партии и др.

Наиболее часто используют стандарты EAN-13, UPC-A, UPC-E.JAN-13, CODE 39, CODE 128, CODE 93.

Нанесение штрих-кодов выполняют, как правило, производители либо полиграфическим методом при изготовлении тары или упаковки, либо с использованием специальных принтеров для этикеток.

Эта типология рентабельна при следующих условиях:

• не менее 80% товара, поступающего на склад, маркировано штрих-кодами;

• все рабочие места сотрудников, контактирующих с товаром (приемка, отбор, отпуск, инвентаризация), оснащены сканерами, подключенными к компьютерной системе.

<<< Контроль над складскими операциями
Организация складских процессов с элементами логистики >>>

Рейтинг:
  • Итоги рейтинга 2.56/5
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
2.6/5 (9 голосов)

Данную страницу никто не комментировал. Вы можете стать первым.

Ваше имя:
Ваша почта:

RSS
Комментарий:
Введите символы: *
captcha
Обновить