Идентификация и фальсификация слабоалкогольных напитков специального назначения

Категория: Вкусовые товары (чай, кофе, алкогольные напитки и др.)

Эти напитки выделяют в отдельную ассортиментную группу. Их готовят с добавлением настоев, экстрактов растительного сырья, витаминов, биологически активных добавок, соответственно напитки специального назначения отличаются повышенной биологической ценностью. К напиткам этой группы относят энергетические коктейли, которые отличаются ярко выраженным возбуждающим и тонизирующим действием на организм человека. Как правило, энергетический эффект достигается за счет кофеина, таурина или гуарана, источником которых являются натуральные экстракты растений (шизандры, гарцинии, цитронеллы), в некоторые напитки добавляют витамины.

К общим идентифицирующим признакам слабоалкогольных коктейлей следует отнести разнообразный состав ингредиентов, указанных в маркировке, объемную долю этилового спирта от 1,2 до 9 %. В зависимости от содержания диоксида углерода напитки могут быть газированными или негазированными.

Специфичные признаки обусловлены особенностями состава того или иного коктейля. Вкус, аромат и цвет должны соответствовать органолептическим свойствам основных ингредиентов, входящих в состав.

Основной целью квалиметрической идентификации слабоалкогольных коктейлей является установление природы и подтверждение заявленного изготовителем сорта спирта, а также подтверждение наличия в составе натуральных ингредиентов (соков, экстрактов, вин и др.), если они указаны производителем в маркировке, либо отсутствия пищевых добавок (ароматизаторов, красителей и др.), которые могут имитировать свойства натурального сырья. С этой целью определяют состав специфичных для того или иного сырья компонентов: органических кислот, фенольных соединений, сахаров и др.

Фальсификация слабоалкогольных коктейлей осуществляется в основном путем полной или частичной замены дорогостоящих компонентов на более дешевое сырье либо путем недовложения наиболее ценных компонентов рецептурной смеси. Учитывая сформировавшийся спрос на определенные марки слабоалкогольных коктейлей («Ягуар», «Трофи», «Gin&Tonic» и др.), появились случаи выпуска контрафактной продукции.

Информационная фальсификация осуществляется путем включения в наименование коктейлей названий компонентов, которые не входят в состав напитка, либо путем нанесения на упаковку изображений, вводящих потребителя в заблуждение относительно природы, происхождения и состава коктейля.